Просмотр содержимого документа
«Проект:"поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы.Вода"»
16
Проект:
«Поисково – исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода»
Выполнил: Левшакова О.В.
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №18
«Журавушка»,
специалист 1-ой
квалификационнойкатегории
Содержание:
I.Введение
1.Актуальность выбранной темы
1) Роль экологического воспитания в дошкольном детстве
2) Роль поисково – исследовательской деятельности в изучении природы
3) Структура эксперимента и особенности экспериментирования в старшем дошкольном возрасте
2. Анализ внешней ситуации
3. Анализ внутренней ситуации
4. Проблема, цель и задачи проекта
5.Ожидаемые результаты
II.Концептуализация и пути реализации проекта:
1. Методическое обоснование проекта
2.Формы работы поисково-исследовательской деятельности дошкольников по блокам
3. Перспективный план работы с детьми
4. Дидактические игры по теме «Вода»
5. Финансовое содержание проекта
6.Мониторинг проекта
III.Заключение
IV.Литература
V.Приложение
I.Введение
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причины в деятельности человека, его вторжении в природу, часто безграничные, недопустимые с экологической точки зрения, расточительные, ведущие к нарушению экологического равновесия на планете, ухудшению состояния окружающей среды.
Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, и, вероятно, при его обучении и воспитании проблемам экологии не уделялось достаточное значение. Вот почему в конце ХХ века проблема экологической грамотности населения выдвинулась на одно из первых мест. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды, закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Вержбицкого Л.А. и Львовой С.П. разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».
В связи с этим в стране создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы являются дошкольные учреждения. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников. И этому есть обоснование: обобщая различные определения, цели, задачи экологического образования, нужно отметить, что чаще всего они называются экологической культурой, экологическим сознанием, формированием бережного отношения и любви к природе, а истоки любого сознания закладываются в детстве.
По Н.А.Рыжовой под экологическим образованием дошкольников мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка, на наш взгляд, включает:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе. формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Педагогический процесс экологического образования детей можно представить в виде таблицы (Таблица № 1)
Таблица №1. Модель педагогического процесса экологического образования детей.
ЦЕЛЬ
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЗАДАЧИ
ОСВОЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ, ОВЛАДЕНИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ МЕТОДАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ
ОВЛАДЕНИЯ УМЕНИЯМИ УХОДА ЗА РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ
НАКОПЛЕНИЕ ОПЫТА ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОМУ И К ПРИРОДЕ
НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Возможность усвоения природоведческих знаний детьми дошкольного возраста обосновали в своих исследованиях С.Н.Николаева, Л.С. Игнатьина, Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, Е.Ф. Терентьева. А.М.Федорова. А.И. Иванова, Н.А.Рыжова и детские психологи А.В.Запорожец. Н.Н.Поддъяков.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. В решении этой задачи, а также для формирования системы элементарных научных экологических знаний существенную роль играет поисково-исследовательская деятельность. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка. полностью определенной им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Что же такое опыт и эксперимент? Опыт – это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. Эксперимент – чувственно- предметная деятельность в науке: в более узком смысле – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы и т.п. Исходя из формулировки понятий опыта и эксперимента. можно сделать вывод о значении опытно-экспериментальной деятельности. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, учатся делать выводы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно- следственных связей.
При проведении поисково-исследовательской деятельности с детьми педагогу необходимо твердо знать структуру эксперимента и особенности экспериментирования в разных возрастных группах.
В каждом эксперименте А.И.Иванова выделяет следующие этапы:
1. Осознание того, что хочешь узнать.
2. Формулирование задачи исследования.
3. Продумывание методики экспериментирования.
4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
5. Прогнозирование результатов.
6. Выполнение работы.
7. Соблюдение правил безопасности.
8. Наблюдение результатов
9. Фиксирование результатов.
10. Анализ полученных данных.
11. Словесный отчет об увиденном.
12. Формулирование выводов.
А.И.Иванова выделяет следующие особенности экспериментирования в старшем дошкольном возрасте
СТАРШАЯ ГРУППА
При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.
В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задание бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов.
При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.
Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы. Составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.
В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации.
Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгому соблюдению правил безопасности.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Если дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. Доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют детям огромную радость.
В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Решение задач осуществляется в двух вариантах:
1) дети проводят эксперимент, не зная его результата. И таким образом приобретают новые знания;
2) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Традиционно педагоги детских садов чаще обращают внимание детей и знакомят их с растениями и животными, хотя объекты неживой природы представляют для дошкольников не меньший интерес. С самого рождения детей окружают различные объекты и явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки и увлажняет глаза. Дошкольники с упоением собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой – предметы и явления неживой природы входят в их жизнь, являются объектами наблюдений и игры. Все это позволяет и делает возможным проводить систематическое и целенаправленное ознакомление детей с неживой природой.
Я провела диагностику знаний детей по теме «Вода». Ее результаты представлены в таблице № 2
Таблица № 2
№
Содержание вопроса
Результат в % от числа опрошенных
1
Что такое вода? (жидкость)
52%
2
Где встречается? (в ручейке, реке, озере, океане, море, кране)
68%
3
Для чего мы ее используем?
65%
4
Всегда ли вода одинакова? (вода бывает разная: дождь, ливень, роса, туман, снегопад, пурга, лед, половодье, лужи, иней, сосульки)
12%
5
Знания о круговороте воды в природе
2%
6
Свойства воды? (прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т.д.)
54%
7
Что растет в воде?
7%
8
Кто живет в воде?
61%
9
Кому нужна вода?
37%
10
Почему воду нужно беречь?
3%
Проведение и анализ педагогической диагностики, наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в свободной деятельности убедили меня, что необходимо найти более действенные методы при обучении детей. На данном этапе таким методом я определила поисково- исследовательскую деятельность. А так как данный метод не очень часто используется в работе педагогов и является незнакомым для детей, то считаю, что дошкольников необходимо обучать планированию и проведению поисково- исследовательской деятельности. Отсюда сложилась проблема проекта.
2.Проблема проекта:
«Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода»
Цель проекта:
Разработать систему работы по организации поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы (воды).
Задачи проекта:
1. Помочь детям освоить структуру эксперимента, включаться в поисково-исследовательскую деятельность,
накапливать опыт и знания, развивать интерес к познавательной и учебной деятельности при изучении воды.
2. Изучить методическую литературу по организации и проведению поисково-исследовательской деятельности в
неживой природе.
3. Разработать систему работы по организации поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении элемента неживой природы – воды.
4. Подобрать соответствующий дидактический материал по теме «Вода».
5. Разработать финансовое содержание проекта.
3.Ожидаемые результаты
Надеюсь, что предложенный проект поможет мне и педагогам в организации и проведении поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы, а детям позволит приобрести прочные знания о воде, «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира, самим добывать информацию об изучаемом объекте, его свойствах, взаимодействии и взаимоотношениях в природе, повысит качество знаний воспитанников, сформирует желание включаться в деятельность поиска и творчества.
II.Концептуализация и пути реализации проекта:
Этапы реализации задач:
1) Изучение методической литературы по вопросу поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы.
2) Рассмотреть формы работы поисково-исследовательской деятельности дошкольников по блокам.
3) Разработать перспективный план работы с детьми.
4) Подобрать дидактические игры на тему «Вода».
5) Разработать финансовое содержание проекта
1.Методическое обоснование проекта.
Для осуществления проекта я ознакомилась со следующей литературой (Таблица № 3)
Таблица № 3. Методическое обоснование проекта.
Автор(ы)
Программа, технология, разработки
С.Н. Николаева
Программа «Юный эколог»
С.Н. Николаева
«Методика экологического воспитания детей в детском саду»
С.Н. Николаева
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
С.Н.Николаева
«Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников»
С.Н. Николаева
«Место игры в экологическом воспитании дошкольников»
С.Н. Николаева
«Ознакомление дошкольников с неживой природой»
Н.А. Рыжова
Программа «Наш дом – природа»
Н.А. Рыжова
«Дом под крышей голубой»
Н.А.Рыжова
«Почва – живая земля»
Н.А.Рыжова
«Что у нас под ногами»
Н.А.Рыжова
«Волшебница вода»
Н.А.Рыжова
«Воздух- невидимка»
А.И.Иванова
Программа «Живая экология»
А.И.Иванова
«Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
А.И.Иванова
«Методика организации наблюдений и экспериментов в детском саду»
Т.Н.Зенина
«Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами»
О.А.Воронкевич
«Добро пожаловать в экологию!»
Т.М.Бондаренко
«Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
2. Для более полного охвата я выделила содержание поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников при изучении воды, доступных возрастному пониманию и изучению, которые буду использовать в планировании. Это -
1. Свойства и признаки воды.
2. Три агрегатных состояния воды (газообразное, жидкое, твердое):
- свойства и качества;
- переход из одного состояния в другое;
3.круговорот воды в природе, водная система планеты Земля.
Я рассмотрела формы деятельности и попыталась выделить ключевые моменты, на которых строится работа с детьми. (Таблицы № 4, № 5, № 6)
Таблица № 4.Организованная форма обучения
ОРГАНИЗОВАННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
ЭКСКУРСИИ
НАБЛЮДЕНИЯ
ЗАНЯТИЯ
ОБОБЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ
ОПЫТЫ. ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛЮДЕЙ В ПРИРОДЕ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ЛЮДЕЙ В ПРИРОДЕ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Таблица № 5. Совместная деятельность взрослого и детей
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ДОСУГИ И ПРАЗДНИКИ
РАБОТА С КАЛЕНДАРЕМ ПРИРОДЫ, ДНЕВНИКОМ НАБЛЮДЕНИЙ
ОПЫТЫ, ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРОСМОТР ФИЛЬМОВ
ТРУД В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ И НА УЧАСТКЕ
НАБЛЮДЕНИЯ
ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
БЕСЕДЫ
СБОР КОЛЛЕКЦИЙ
РАБОТА В БИБЛИОТЕКЕ
РАБОТА В ЦЕНТРЕ «МАСТЕРИЛКИ»
РАБОТА В УГОЛКЕ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАБОТА С МОДЕЛЯМИ
Таблица № 6. Самостоятельная деятельность детей
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТРУД В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ И НА УЧАСТКЕ
РАБОТА В УГОЛКЕ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
РАБОТА В ЦЕНТРЕ «МАСТЕРИЛКИ»
РАБОТА С КАЛЕНДАРЕМ ПРИРОДЫ, ДНЕВНИКОМ НАБЛЮДЕНИЙ
3. Для плодотворного и системного претворения проекта я включила поисково-исследовательскую деятельность во все блоки деятельности (Таблицы № 7)
Таблица № 7.
Месяц
Вид деятельности
Цель
Действия
март
1.Организованная форма:
1) Занятие «Вода – источник жизни»
2)Занятие
«Вода вокруг нас, какая она?»
3) Занятие «Куда бежит река?»
Показать значение воды в жизни живых существ. Закрепить знания о воде, как ее использует человек. Воспитывать бережное и разумное использование воды.
Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.
Изучить свойства и признаки воды.
Помочь понять детям, где в каком виде существует вода в окружающей среде, познакомить с водоемами.
1.Поиск «Кому нужна вода?»
Детям предлагают по схемам определить значение воды в жизни живых существ и человека.
Решение проблемных вопросов:
1-ый вопрос: «Что произойдет с живыми существами и человеком, если воды не станет?»
2-ой вопрос: «Нужно ли беречь воду и почему?»
Вывод: Вода нужна всем живым существам и человеку. Без воды все живое погибнет, поэтому воду нужно беречь.
1.Опыт «Вода прозрачная»
Детям предлагают сравнить жидкости – воду и молоко. Жидкости находятся в двух стаканчиках, в стаканчики предлагают опустить ложки.
Вопрос: В каком стаканчике ложка видна? Почему?
Вывод: вода прозрачная.
2.Опыт «У воды нет вкуса»
Перед детьми ставят 3 стаканчика: с водой, с молоком, с соком. Предлагают поочередно попробовать жидкости из стаканчиков через индивидуальную трубочку для коктейля.
Вопрос: Есть ли вкус у воды?
Вывод: У воды нет вкуса.
1.Опыт «Какой может быть глубина?»
Детям предлагают измерить глубину условной меркой в емкостях с водой разного размера (тарелка, ковш, маленький тазик, большой таз, ведро)
Вопрос: Одинакова ли глубина в емкостях?
Вывод: Глубина может быть разной, чем объемнее емкость, тем больше глубина.
2.Опыт «Какая вода в морях и океанах»
Детям предлагают попробовать на вкус воду из стаканчиков: в 1-ом пресная вода, во 2-ом – соленая
Вопрос: Можно ли использовать соленую воду для питья и приготовления пищи?
Вопрос: Много ли на Земле пресной воды?
Вывод: Соленой воды на Земле много, но ее нельзя использовать, а пресной воды – мало, поэтому ее нужно беречь.
2.Совместная деятельность:
1) Наблюдение за таянием снега и льда
2)Дидактическая игра «Волшебница вода»
«Неделя воды»
3)Просмотр фильма «Как вода попадает в наш дом»
4) Игры с водой: «Фонтанчики»
5)Выставка рисунков «Вода – наше богатство»
6)Чтение А.И.Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей. Лужа»
Помочь детям установить зависимость агрегатного состояния воды от температуры окружающего воздуха ( переход из одного состояния в другое)
Закрепить знания о том, кому нужна вода
Расширять знания детей об использовании ее человеком, познакомить с устройством водопровода
Показать на макете, как работают фонтаны
Пропаганда знаний о воде среди родителей и малышей
Изучение свойств воды
1.Опыт «Снег, лед –это застывшая вода»
Принести комочек снега и кусочек льда, положить их в разные емкости. Предложить детям наблюдать за состоянием снега и льда, их изменениями.
Вопрос: Что произошло со снежным комочком и кусочком льда? Почему?
Вывод: Снег, лед – это вода.
Побуждать детей делать выводы, обосновывая их.
Знакомятся с устройством водопровода.
Моделирование фонтана.
Оформление выставки
1.Опыт «Как растянуть воду?»
В пробирку наливают воду и делают отметку уровня воды, закрывают пробирку пробкой и выносят на мороз.
После замерзания льда в пробирке больше уровня воды. После того, как лед растает, уровень воды совпадает с первоначальным.
Вывод: При замерзании вода как бы растягивается, объем льда больше, объема воды
3.Самостоятельная деятельность детей.
1)Изготовление цветных льдинок.
2)Сюжетно-ролевая игра «В прачечной»
3)Рисование для выставки по темам: «Кому нужна вода», «Давайте беречь воду!»
Закрепить знания детей о зависимости состояния воды от температуры окружающего воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности -учить ставить эксперименты с водой самостоятельно.
Закреплять знания о свойствах воды.
Закрепить знания о том, кому нужна вода и почему ее нужно беречь.
Детям предлагают растворить в маленьких стаканчиках с водой разноцветные краски, перелить их в формочки и вынести с собой на прогулку в морозный день. Формочки оставляют на некоторое время, затем смотрят, что получилось.
Стирают кукольное белье, учатся смешивать воду разной температуры до получения желаемого результата, наблюдают свойства смачивания ткани водой.
Рисуют сюжеты о воде, об использовании ее человеком.
апрель
1.Организованная форма:
1) Занятие «Ледоход»
2)Занятие «Кто живет в реке?»
3) Занятие «Я и река»
4)Конструирование из бумаги «Кораблик»
5) Рисование «Ледоход»
Познакомить детей с природным явлением – ледоходом. Выяснить причину этого явления.
Познакомить детей с обитателями водоемов. Выяснить могут ли обитатели рек и озер жить в грязной воде?
Прививать навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения
Учить детей делать кораблик для игр с водой
Закрепить знания детей о природном явлении – ледоходе
Моделирование ледохода.
1.Опыт. «Очистка грязной воды»
Детям предлагают сравнить воду в двух стаканчиках: в 1-ом – чистая вода, во 2-ом – грязная.
Вопрос: В какой воде могут жить водные обитатели, а в какой – нет?
Вывод: В грязной воде обитатели жить не могут.
Вопрос: Как можно очистить воду?
Воспитатель предлагает очистить воду при помощи фильтра. Педагог объясняет, что фильтры могут быть очень большими при помощи которых можно очищать грязную воду, использованную на заводах.
Вывод: Воду можно очистить при помощи фильтров.
Обсуждение рассказа «Как люди речку обидели»
Проблемный вопрос: Какие правила поведения в природе нужно соблюдать во время пребывания на водоеме?
Детям предлагается составить правила поведения на реке и нарисовать знаки – схемы.
Детям предлагают запускать в ручье бумажные кораблики и наблюдать за их плаванием.
Рисуют сюжеты, связанные с ледоходом
2. Совместная деятельность:
1) Наблюдение в природе за таянием снега
2)Наблюдение за ручейками.
3)Дидактическая игра «Маленькие человечки»
4)Чтение А.Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
5)Просмотр экологической сказки «Сказка о главном богатстве» (постановка экологической дружины «Муравейник при ДЭБС)
6)Чтение А.И.Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей. Лужа»
Закрепить знания детей о зависимости агрегатного состояния воды от температуры окружающего воздуха ( переход из одного состояния в другое)
Выяснить, откуда берутся ручьи. Установить, в какое время суток их больше всего и с чем это связано.
Продолжать знакомить детей со свойствами веществ на молекулярном уровне. Помочь детям понять, почему при изменении агрегатного состояния воды меняются ее свойства.
Расширение знаний детей о природных явлениях
Прививать навыки экологически грамотного поведения при природопользовании, понимать необходимость бережного отношения к природным ресурсам и последствий экологически неграмотного поведения человека
Изучение свойств воды
Ведут календарь погоды.
Отмечают еженедельно высоту снежного покрова и температуру воздуха.
Фиксируют температуру воздуха и количество ручьев, их наполняемость.
На примере «маленьких человечков» смоделировать агрегатное состояние снега и воды (твердого и жидкого вещества)
Закрепить знания о свойствах воды – удерживании предметов на плаву.
Закреплять умение мастерить, развивать желание подарить поделку малышам
1 Опыт. «Кораблик плывет по воде».
Детям предлагают запускать в ручье бумажные кораблики и наблюдать за их плаванием.
Вопрос: Почему кораблик не тонет?
Вывод: Вода способна удерживать предметы на своей поверхности.
Самостоятельные игры с водой.
май
1.Организованная форма:
1) Занятие «Путешествие капельки»
2)Занятие «Что растет в воде»
3)Музыкальное занятие (часть)
4) Занятие по изо
«Аквариум»
(Аппликация, рисование – по выбору детей)
Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособлением к жизни в воде
Слушание музыкальных произведений о воде
Закрепить знания о внешнем виде водных растений, учить передавать образ водных растений в изодеятельности
1 Опыт. «Куда исчезла вода?»
Предложить детям утром налить немного воды в мисочки и расставить их в разных местах: на подоконник на солнце, на батарею в затененное место. Через некоторое время проверить наличие воды.
Вопрос: Куда исчезла вода?
Вывод: Вода «высохла», т.е. испарилась
Определение названия растения с помощью Атласа-определителя растений
Угадывание физического явления, связанного с водой (дождь, гроза, ручей, река, море, шторм и т.п.)
Выполняют работу, передавая образ водных растений
2. Совместная деятельность:
1) Наблюдение в группе, как моют пол
2)Наблюдения на прогулке за лужей
3)Наблюдения в группе за уровнем воды в аквариуме
4)Подвижная игра «Мы – капельки»
5) Чтение стихотворения
Г. Люшнина «Капелька»
6)Экскурсия на реку
7)Чтение Н.А.Рыжова «Жила-была река»
6)Чтение А.И.Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей. Лужа»
Закрепить знания детей о том, что вода испаряется.
Выяснить, почему лужа уменьшается и исчезает.
Выяснить, почему в аквариум приходится доливать воду?
Закрепить знания детей о круговороте воды в природе
Закрепить знания детей о круговороте воды в природе
Прививать навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения.
Закреплять знания детей о необходимости экологически грамотного отношения к природе.
Расширение знаний детей оводе
Наблюдение за высыханием пола.
По контуру лужи положить веревку в начале прогулки, по окончании прогулки проверить, изменилось ли что-либо. Почему?
Отметить мелом уровень воды в аквариуме, через несколько дней проверить, произошли ли какие-нибудь изменения. Почему?
Моделирование круговорота воды в природе
Инсценировка текста
Обследование берега.
Вопрос: Можно ли визуально определить место отдыха людей?
Вопрос: Какой мусор они оставили?
Вопрос: Как помочь реке?
Вывод: При отдыхе на природе нельзя оставлять за собой мусор. При загрязнении берега бытовым мусором можно провести экологический субботник.
Обсуждение прочитанного.
Проблемный вопрос:
Какое поведение человека можно считать экологически грамотным?
Обсуждение прочитанного, поиск ответов на проблемные вопросы по тексту.
3.Самостоятельная деятельность детей:
1) Рассматривание иллюстраций в книге «Жизнь на дне океанов», набора открыток «Мир аквариумов»
2)Раскрашивание в альбомах – раскрасках «Аквариум»
3) Рисование на тему «Вода – наша помощница»
Расширять знания детей о жизни в воде.
Расширять знания детей о водных обитателях.
Закреплять знания детей о роли и значимости воды в жизни человека
Сравнение обитателей водоемов – океанов и аквариумов.
Выявление и передача отличительных особенностей обитателей аквариумов
Рисование сюжетов о воде.
4. Для обучения и закрепления знаний дошкольников о воде я использовала следующие игры (Таблица № 8)
Таблица № 8.
Дидактическая игра
Цель
Игровые действия
«Маленькие человечки»
Знакомство детей со свойствами веществ на молекулярном уровне. Помочь детям понять, почему при изменении агрегатного состояния воды меняются ее свойства.
На примере «маленьких человечков» моделируют агрегатное состояние воды (твердого, жидкого, пара)
«Волшебница вода»
Изучение и закрепление знаний о свойствах воды и значении ее для всего живого
Лото. Раскладывают карточки в соответствии с заданиями.
«Звук, свет, вода»
Изучение явлений неживой природы
Лото. Раскладывают карточки в соответствии с заданиями.
«Хорошо – плохо»
Учить находить противоречия
Поиск противоречий в свойствах и явлениях природы
«Береги живое»
(экологическая игра)
Учить детей правилам экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения.
Лото. Раскладывают карточки и обсуждают предложенные сюжеты.
«Природа и человек»
(экологическая игра)
Учить правилам природопользования и познакомить с последствиями экологически неграмотного поведения людей.
Лото. Раскладывают карточки и обсуждают предложенные сюжеты
«Стань другом природы»
(экологическая игра)
Учить детей правилам экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствий экологически неграмотного поведения.
Лото. Раскладывают карточки и обсуждают предложенные сюжеты
5. Финансовое содержание проекта.
Финансирование проекта осуществляется из внебюджетных средств. Предполагаемые затраты отражены в
таблице № 9.
Таблица № 9.
№
Мероприятия
Сроки
Объем финансирования в рублях
1.
Приобретение методической литературы по изучаемому вопросу
март
350
2.
Организация подписки на периодические издания
май
300
3.
Приобретение дидактических игр
апрель
800
4.
Приобретение оборудования для лаборатории
апрель
500
5.
Приобретение материала в детскую библиотеку
постоянно
500
6. Мониторинг проекта.
Для мониторинга проекта я использовала диагностику предложенную Т.М. Бондаренко, разработанную на основе программы Н.А. Рыжовой «Наш дом природа».
Диагностика представляет собой схему изучения знаний детей о неживой природе. Я использовала раздел «Вода».
№
Содержание вопроса
Результат в % от числа опрошенных
1
Что такое вода? (жидкость)
94%
2
Где встречается? (в ручейке, реке, озере, океане, море, кране)
87%
3
Для чего мы ее используем?
75%
4
Всегда ли вода одинакова? (вода бывает разная: дождь, ливень, роса, туман, снегопад, пурга, лед, половодье, лужи, иней, сосульки)
90%
5
Знания о круговороте воды в природе
69%
6
Свойства воды? (прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т.д.)
70%
7
Что растет в воде?
65%
8
Кто живет в воде?
83%
9
Кому нужна вода?
95%
10
Почему воду нужно беречь?
89%
III.Заключение.
Мною изучены и проанализированы работы педагогов-экологов Н.А,Рыжовой, И.А.Ивановой,
С.Н.Николаевой и других, выявлена роль экологического воспитания в дошкольном детстве и роль поисково – исследовательской деятельности в изучении природы. Для внедрения проекта в педагогический процесс я разработала план работы с детьми, включив поисково- исследовательскую деятельность во все формы работы с детьми. Были подобраны дидактические игры по теме «Вода».
Считаю, что реализация представленного проекта помогла мне в организации и проведении поисково- исследовательской деятельности старших дошкольников в изучении неживой природы, а мои воспитанники приобрели прочные знания о воде, научились вести поиск и находить ответы на проблемные вопросы, научились самостоятельно добывать информацию об изучаемом объекте, его свойствах, взаимодействии и взаимоотношениях в природе, т.е. учат учиться, у них формируются основы экологической культуры и экологически грамотного поведения в природе.
VI.Литература
1. Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж. 2006
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Санкт-Петербург. 2006
3. Заринова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание. 1994. № 7.
4. Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. М. 2006
5. Иванова А.И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология». М., 2006.
6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М., 2007.
7. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2004.
8. Ковинько Л.В. Секреты природы – это интересно. М.2004..
9. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 2002
10. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 2001
11. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. 2005
12. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. М., 1995.
13. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
14. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». М., 2005
15. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М., 2005