Проект по развитию логического мышления для детей старшего дошкольного возраста «Я - мыслитель»
Проект по развитию логического мышления для детей старшего дошкольного возраста «Я - мыслитель»
Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления, которое необходимо начать формировать в дошкольном возрасте. Но почему именно дошкольнику нужна логика? Потому что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором создаются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период. Будут служить фундаментом для получения знаний и развития логических способностей в старшем возрасте – в школе. Овладев логическими операциями ребенок научится правильно и четко мыслить, «действовать в уме». Логические примеры – сравнение, синтез, анализ – применяются во всех видах деятельности для выработки правильных умозаключений. В настоящее время, в условиях коренного изменения характера человеческого труда ценность знания логики возрастает, способствуя культурному и интеллектуальному развитию личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект по развитию логического мышления для детей старшего дошкольного возраста «Я - мыслитель» »
Проект по развитию логического мышления для детей старшего дошкольного возраста «Я - мыслитель»
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Цель: развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
- развитие наглядно-образного мышления, операций анализа, синтеза, классификации, обобщения;
- развитие мелкой моторики, творческого мышления, речи, любознательности;
- создание условий для воспитания чувства коллективизма, уважения друг к другу, взаимопомощи.
Актуальность: логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления, которое необходимо начать формировать в дошкольном возрасте. Но почему именно дошкольнику нужна логика? Потому что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором создаются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период. Будут служить фундаментом для получения знаний и развития логических способностей в старшем возрасте – в школе. Овладев логическими операциями ребенок научится правильно и четко мыслить, «действовать в уме». Логические примеры – сравнение, синтез, анализ – применяются во всех видах деятельности для выработки правильных умозаключений. В настоящее время, в условиях коренного изменения характера человеческого труда ценность знания логики возрастает, способствуя культурному и интеллектуальному развитию личности.
Предполагаемый результат: повышение уровня формирования мыслительных операций.
Реализация проекта: проект состоит из трех блоков: деятельность детей по развитию логического мышления; родительский клуб «Размышляй-ка»; педагогический клуб «Вместе»
Деятельность детей: кружок «Веселогика»; клуб любителей загадок; использование кинезеологических упражнений и пальчиковых игр
Родительский клуб«Размышляй-ка»: выполнение домашнего задания с детьми; совместные семинары, досуги, развлечения; индивидуальная работа с родителями.
Педагогический клуб «Вместе» совместные мероприятия, праздники, развлечения; круглые столы. Семинары, консультации; использование логических игр и упражнений на занятиях физкультуры, музыки, валеологии.
Теоретическая база проекта
Для того чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, были изучены работы выдающихся педагогов – психологов: Л.А.Венгер, А.А.Столяра, Л.Ф. Тихомировой, Б.И.Никитина, З.А.Михайловой, Е.В.Колесниковой. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать. Психолог П. Симонов справедливо указывал, что если интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, то её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других. Для этого нужны доказательства. Поиск этих доказательств осуществляется с помощью логического мышления. Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей.
Ведущая педагогическая идея
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.
С учётом указанных выше условий был составлен перспективный план проекта, в котором освещены вся работа по развитию логического мышления. Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие осуществляется в разных формах: - Рекомендации в ширмах и папках-передвижках; - Проведение бесед; - Организация совместных мероприятий. Поскольку развитие логического мышления и других познавательных процессов у дошкольников вызывает интерес у педагогов, было предусмотрено привлечение различных специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, логопеда) для совместной работы по проекту.
Результативность
Углубленная и творческая работа по развитию логического мышления у дошкольников способствовала: - Развитию логических приёмов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, классификации, систематизации; - Умению выдвигать гипотезы и делать простые умозаключения; - Проявлению инициативы, находчивости, сообразительности.
Паутинка проекта «Я - мыслитель»
№
Деятельность
Сроки
Участники
1
2
3
4
5
6
Анализ проблемы.
Диагностика детей.
Сбор материала на развитие логического мышления.
Разработка плана реализации проекта.
Составление курса занятий на развитие логического мышления «Веселогика»
Организация родительского клуба «Размышляй-ка»
Сентябрь
Воспитатели, психолог
1
2
3
4
5
6
«Веселогика»
Домашнее заданий для родителей.
Индивидуальная работа с детьми.
«День загадок»
Использование пальчиковых игр и кинезеологических упражнений.
Консультация для родителей «О логическом мышлении»
Октябрь , 2 раза в месяц
Октябрь, еженедельно
По необходимости
Октябрь, еженедельно
Октябрь, ежедневно
Октябрь, первая неделя
Воспитатели, психолог, дети, родители
1
2
3
4
5
6
«Веселогика»
Домашнее заданий для родителей.
Индивидуальная работа с детьми.
«День загадок»
Использование пальчиковых игр и кинезеологических упражнений.
Игры на музыкальных и физкультурых занятиях.
Ноябрь , 2 раза в месяц
Ноябрь, еженедельно
По необходимости
Ноябрь, еженедельно
Ноябрь, ежедневно
Ноябрь, первая и третья недели
Воспитатели, психолог, дети, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре
1
2
3
4
5
Веселогика»
Домашнее заданий для родителей.
Индивидуальная работа с детьми.
«День загадок»
Использование пальчиковых игр и кинезеологических упражнений
Декабрь , 2 раза в месяц
Декабрь, еженедельно
По необходимости
Декабрь, еженедельно
Декабрь, ежедневно
Воспитатели, психолог, дети, родители.
1
2
3
4
5
6
7
«Веселогика»
Домашнее заданий для родителей.
Индивидуальная работа с детьми.
«День загадок»
Использование пальчиковых игр и кинезеологических упражнений.
Городское методическое объединение для воспитателей «Развитие логического мышления»
Игры на музыкальных и физкультурных занятиях.
Январь , 2 раза в месяц
Январь, еженедельно
По необходимости
Январь, еженедельно
Январь, ежедневно
Январь, четвертая неделя
Январь, первая и третья неделя
Воспитатели, психолог, дети, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, методисты
1
2
3
4
5
6
«Веселогика»
Домашнее заданий для родителей.
Индивидуальная работа с детьми.
«День загадок»
Использование пальчиковых игр и кинезеологических упражнений.
Вечер веселых размышлений для родителей
Февраль , 2 раза в месяц
Февраль, еженедельно
По необходимости
Февраль, еженедельно
Февраль, ежедневно
Февраль, вторая неделя
Воспитатели, психолог, дети, родители.
1
2
3
4
5
6
«Веселогика»
Домашнее заданий для родителей.
Индивидуальная работа с детьми.
«День загадок»
Использование пальчиковых игр и кинезеологических упражнений
Игры на музыкальных и физкультурных занятиях
Март , 2 раза в месяц
Март, еженедельно
По необходимости
Март, еженедельно
Март, ежедневно
Март, первая и третья неделя
Воспитатели, психолог, дети, родители.
1
2
3
4
5
6
«Веселогика»
Домашнее заданий для родителей.
Индивидуальная работа с детьми.
«День загадок»
Использование пальчиковых игр и кинезеологических упражнений.
Консультация для родителей «О логическом мышлении»
Апрель , 2 раза в месяц
Апрель, еженедельно
По необходимости
Апрель, еженедельно
Апрель, ежедневно
Апрель, первая неделя
Воспитатели, психолог, дети, родители.
1
2
3
4
5
6
«Веселогика»
Домашнее заданий для родителей.
Индивидуальная работа с детьми.
«День загадок»
Использование пальчиковых игр и кинезеологических упражнений.
Защита проекта «Я - мыслитель»
Май , 2 раза в месяц
Май, еженедельно
По необходимости
Май, еженедельно
Май, ежедневно
Май, четвертая неделя
Воспитатели, психолог, дети, коллектив школы-сада.