«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 386 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Доклад на тему:
«ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ТИПА»
Подготовила:
воспитатель
ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД
№ 386 Г.О. ДОНЕЦК» ДНР
Каравайнова Н.В.
Г.О. Донецк, 2025
Слайд 1
Доклад
на методическое объединение на тему:
«Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в группе компенсирующего типа»
Слайд 2
Приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 была утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания (далее - Программа воспитания), примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы (далее - План) и иные компоненты.
Федеральная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).
ФГОС ДО и Федеральная программа являются основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОО образовательных программ дошкольного образования (далее - Программа), обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной программе и оформляется в виде ссылки на нее. Федеральная программа определяет объем обязательной части этих Программ, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом. Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в ДОО Программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы. В нашем ДОУ разработана адаптированная образовательная программа дошкольного образования (АОП ДО) для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).
Слайд 3 - 4
АОП ДО разработана:
1. в соответствии:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО, Стандарт);
Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФАОП ДО) (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от «24» ноября 2022 г. № 1022);
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»;
Уставом МБДОУ «ЯСЛИ-САД № 386 Г.ДОНЕЦКА», утвержденным приказом управления образования администрации города Донецка № 398 от 10.08.2021 г. Программа определяет базовые объем и содержание, планируемые результаты, осваиваемые воспитанниками дошкольного возраста с THP.
2. с использованием технологий:
парциальной общеобразовательной программы дошкольного образования «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте» (автор Колесникова Е.В.);
программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» (автор Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.);
образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (автор Нищева Н. В.);
парциальной программы «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» (автор Нищева Н. В.).
3. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации - русском.
4. В рамках вариативной части проходит обучение на русском языке, который является региональным государственным языком.
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ помогает педагогам в планировании и проведении занятий, а также способствует развитию детей и достижению образовательных целей.
Слайд 5
Разработка и выбор программно-методического обеспечения образовательного процесса основывается на ряде принципов, которые помогают обеспечить эффективность и качество обучения и развития детей. Федеральная программа построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые);
4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьёй;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
10) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Слайд 6
Некоторые элементы программно-методического обеспечения:
Программы. Включают в себя планы и содержание образовательного процесса, определяют цели и задачи обучения, а также последовательность и структуру занятий.
Методики. Это наборы методов, приёмов и технологий, которые педагоги используют для достижения образовательных целей. Они помогают структурировать и организовать учебный процесс, а также адаптировать его к индивидуальным потребностям и особенностям каждого ребёнка.
Материалы. К ним относятся учебные пособия, книги, игры, развивающие материалы и другие ресурсы, которые используются педагогами в процессе обучения.
Инструменты. К ним относятся компьютерные программы, электронные учебники, интерактивные доски и другие технические средства, которые помогают педагогам сделать обучение более эффективным и интерактивным.
Слайд 7- 11
В ДОУ в группе компенсирующего типа педагоги могут использоваться разные программы, например: физического развития ребёнка, воспитания патриотических качеств, духовно-нравственного развития, социального становления, формирования эстетических качеств. Программно – методическое обеспечение осуществляется по пяти образовательным областям: