kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа «Солнышко твоего здоровья» для детей раннего возраста (1,5-3 года)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Солнышко твоего здоровья»   решает задачи, способствующие укреплению здоровья, обеспечению оптимального физического развития, расширению функциональных возможностей развивающегося организма, формированию точных двигательных навыков и основных движений, а также развитию качества движений. Осуществление индивидуального подхода к детям раннего возраста достигается путём рациональной регламентации деятельности, объёма, интенсивности и содержания деятельности, созданием для ребёнка условий психологического комфорта.

Программа «Солнышко твоего здоровья» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста, формирование у родителей, педагогов ведения здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Солнышко твоего здоровья» для детей раннего возраста (1,5-3 года)»


Наименование программы

программа «Солнышко твоего здоровья» для детей раннего возраста (1,5-3 года)


Заведующий МБДОУ

Д/С №16»”

Спирина Лариса Анатольевна

Адрес

291308 Город Касимов, Рязанская область, улица 50 лет СССР, дом № 16

Руководитель программы

Соколова Марина Юрьевна заместитель заведующего по ВМР

Разработчики программы

Воспитатель: Седова Ирина Николаевна


Цель программы

Программа направлена на создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста, формирование основ здорового образа жизни

Срок реализации программы

С 01.09.2015 по 31.08.2017 года, два года, с повторением с другим набором детей

Ожидаемые результаты

У детей:

  • оптимальное функционирование организма;

  • повышение активности к неблагоприятным факторам внешней среды;

  • сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек;

  • осознание своей жизни в определенном социуме, сформированность инициативности, проявление чувства «Я»;

  • защита, эмоциональный комфорт, интересное содержание в группе.

У родителей:

  • знания – что, как, когда и почему надо делать с ребенком, чтобы облегчить его здоровье и полноценное развитие.

У педагогов:

  • создание таких условий для развития детей раннего возраста, которые помогут им гармонично войти в мир реализовать потенциал, заложенный природой и собственной программой развития.

Паспорт программы





Содержание:

Введение

  1. Приоритетность физического воспитания в раннем возрасте………………………………………………………7

    1. Физическое воспитание детей на 2,3 году жизни……………………………………………………………….11

1.2. Законодательно – нормативное обеспечение программы…………………………………………………….22

  1. Цели, задачи, направления программы………………………………………………………………..................23

2.1. Ожидаемые результаты…………………………………………………………………………………………….25

  1. Актуальность программы ……………………………………………………………………………………........25

    1. Принципы построения программы……………………………………………………………………...............25

  2. Обеспечение реализации основных направлений работы……………………………………………….......26

    1. Техническое обеспечение………………………………………………………………………………………..28

    1. Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение………………………………….28

    2. Модель двигательного режима детей первой группы раннего возраста…………………………………………………….39

    3. Модель двигательного режима детей второй группы раннего возраста……………………………………..30

    4. Организация двигательного режима…………………………………………………………………………….32

    5. Виды  здоровьесберегающих технологий ………………………………………………………………............33

    6. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и их вариативность…………………………………………..35

  1. Физическое развитие детей раннего возраста на основе сотрудничества с родителями …………….........40

  2. Мониторинг реализации программы……………………………………………………………………………..49

  3. Эффективность программы………………………………………………………………………………………..51

  4. Функциональные обязанности работников ДОУ в рамках реализации программы…………………........53

  5. Заключение …………………………………………………………………………………………………………..55

  6. Список литературы………………………………………………………………………………………………..57



«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский.


Введение:


   Главной ценностью для человека является его здоровье. Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребенка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы его жизни.

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности. Исходя из этого, оценка состояния здоровья детей осуществляется по следующим направлениям:

1. Физическое развитие;

2. Развитие движений;

3. Психическое развитие;

4. Адаптационные возможности

На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3 – 4% , с нарушением осанки 50 – 60%, с плоскостопием – 30% . За последние годы состояние здоровья детей резко ухудшается. Результаты

состояния здоровья детей, поступающих в наше дошкольное учреждение не утешительны.

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Здоровье детей – это будущее страны. В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблеме здоровья. Здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье - огромная каждодневная работа, начиная с рождения.

   По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМИ, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

   В структуре патологической пораженности детей ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы (плоскостопие, нарушение осанки); нервно-психические расстройства, болезни органов пищеварения и дыхания; аномалии в развитии зрения.

   Ежегодно растет число детей, болеющих острыми респираторными заболеваниями, 20-30% детей переносят четыре и более заболеваний в год.

   Основными причинами роста заболеваемости принято считать резкое ухудшение материального положения семей, недостатки в системе здравоохранения, несбалансированность питания, малоподвижный образ жизни, экологическая напряженность. Наряду с семьей и системой здравоохранения определенная доля вины за негативные тенденции в здоровье детей лежит и на образовательных учреждениях. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% - от образа жизни. И не случайно, в последнее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей в условиях ДОУ приобретает особую актуальность. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования привычек здорового образа жизни.

   Мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения, семьи и самого ребенка на длительный период. Чтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. Физическое воспитание детей ясельного возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Оно направлено на своевременное формирование у малышей двигательных навыков, умений и физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты); развитие интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности; воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, а также положительных нравственных, моральных и волевых черт личности. В основу программы положены теоретические и практические наработки по организации и внедрению системы оздоровления детей раннего возраста.

Когда ребёнок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами пытаемся помочь ребёнку. Данная программа оздоровления «Солнышко твоего здоровья» в условиях МБДОУ «Д/С №16» разработана с опорой на современные программы, технологии здоровьесбережения детей с учетом специфики нашего ДОУ и контингента воспитанников. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления детей в МБДОУ. Она определяет основные направления, задачи, план действий и реализацию.

Программа «Солнышко твоего здоровья» решает задачи, способствующие укреплению здоровья, обеспечению оптимального физического развития, расширению функциональных возможностей развивающегося организма, формированию точных двигательных навыков и основных движений, а также развитию качества движений. Осуществление индивидуального подхода к детям раннего возраста достигается путём рациональной регламентации деятельности, объёма, интенсивности и содержания деятельности, созданием для ребёнка условий психологического комфорта.

Программа «Солнышко твоего здоровья» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста, формирование у родителей, педагогов ведения здорового образа жизни.


  1. Приоритетность физического воспитания в раннем возрасте


Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как и них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.

Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.

Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи.

Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

Методика физического воспитания детей зависит от их возраста, но основные принципы ее во всех возрастных группах остаются одинаковыми. Некоторые отличия в методике проведения занятий по физическому воспитанию связаны лишь с анатомофизиологическими особенностями детей различных возрастных групп.

Условно физкультурное занятие можно разделить на три части (вводно-подготовительная, основная и заключительная), хотя оно представляет собой тесно связанное между собой единое целое. Каждая часть физкультурного занятия имеет свои конкретные задачи и определенное содержание.

Вводно-подготовителыная часть физкультурного занятия имеет следующие задачи: организация детей, концентрирование их внимания, повышение заинтересованности и активности детей, а также функциональна я, подготовка опорно-двигательного аппарата и всех внутренних органов и систем к предстоящей повышенной физической нагрузке в основной части занятия. Вводно-подготовительная часть занимает до 20 процентов времени от общей продолжительности занятия.

Для детей первого года жизни в этой части занятия проводится массаж мелких и средних мышечных групп и упражнений для них. Для детей более старшего возраста — ходьба и различные ее виды, построение, перестроения, общеукрепляющие упражнения для всех мышечных групп. Последние выполняются в следующем порядке: для мышц верхних конечностей, плечевого пояса, туловища и нижних конечностей.

Упражнения должны выполняться в форме простых игр. Физическая нагрузка увеличивается постепенно.

Основная часть. Главной задачей этой части физкультурного занятия является развитие и совершенствование двигательных навыков и умений, а также воспитание физических качеств.

Во время занятий нужно стремиться развивать и совершенствовать те двигательные навыки, которые наиболее необходимы в данном возрасте. Например, у детей первого полугодия жизни необходимо развивать двигательные навыки в поворотах со спины на живот, с живота на спину, несколько позже — навыки в ползании. У детей более старшего возраста развивать и совершенствовать двигательные навыки в основных видах движения: в ходьбе, беге, равновесии, лазании, метании и прыжках.

В этой части занятия для детей первого года жизни проводится массаж крупных мышечных групп и упражнения для них, для детей более старшего возраста — упражнения в основных видах движения. После этих упражнений необходимо включать простую подвижную игру.

В основной части физкультурного занятия дети получают наибольшую физическую нагрузку на все органы и системы организма, становятся возбужденными, особенно после правильно организованной подвижной игры. Под влиянием физической нагрузки усиливается деятельность органов кровообращения, дыхания и др.

Заключительная часть физкультурного занятия проводится с целью приведения организма в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение ребенка. Продолжительность ее составляет около 10 процентов времени, отведенного на занятие. Физическая нагрузка в этой части значительно снижается. Для детей первого года жизни занятие заканчивается упражнениями для средних и мелких мышечных групп, поглаживающим приемом массажа; для более старших — спокойной ходьбой или игрой малой подвижности и др.

Деление физкультурного занятия на части соответствует закономерностям включения организма в работу и дает возможность обеспечить наилучшие условия для решения задач физического воспитания детей. Количество частей в занятии, их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах, в то же время продолжительность каждой части, содержание ее изменяются в зависимости от возраста, состояния здоровья, физического развития детей.

    1. Физическое воспитание детей на 2,3 году жизни

В связи с развитием нервной системы в режиме детей второго года жизни увеличивается длительность бодрствования и уменьшается количество времени, отводимого на дневной сон.

Для детей второго года жизни, воспитывающихся в одной группе, устанавливается два режима. До 1 года 6 мес. дети спят два раза по 2—2,5 ч и бодрствуют 3,5—4 ч подряд, после 1 года 6 мес. спят один раз 2,5—3 ч и бодрствуют 4,5—5 ч. Таким образом, время сна и бодрствования младших и старших детей не совпадает, что дает возможность воспитателю и няне уделять больше внимания той группе малышей, которые не спят.

Заметив, что ребенок вовремя не засыпает или рано просыпается, а к установленному времени еще не хочет есть, воспитатель сообщает об этом врачу. При необходимости врач дает указание перевести ребенка на другой режим. Детей ослабленных, с неустойчивой нервной системой целесообразно несколько дольше оставлять в младшей подгруппе.

В период бодрствования детей нужно стимулировать их двигательную активность, расширять круг двигательных умений, что имеет большое значение для роста и развития ребенка, нормального функционирования всех его органов и систем. В группах детей второго года жизни 2 раза в неделю организуются занятия физическими упражнениями. Занятия проводятся в первой половине дня, спустя 30 мин после завтрака, или после дневного сна, перед полдником. Продолжаются они 10—15 мин. В младшей подгруппе (до полутора лет) занимаются одновременно с 4—5 детьми, в старшей (от полутора до двух лет) — с 6—8. Занятия проводятся в групповой комнате при температуре 18—20°С, в летнее время — на воздухе. Во время занятий используются разнообразные пособия: лесенки, доски, ящики, мостики, каталки, корзины, мячи, палки и т. п.

Питание детей на втором году жизни значительно изменяется: прекращается грудное кормление, ребенок начинает получать достаточно разнообразную, более густую и плотную пищу, требующую пережевывания. Взрослые должны приучать детей есть незнакомые для них кушанья, съедать полагающуюся им порцию, постепенно воспитывать у них навыки самостоятельной еды.

Необходимо создать благоприятные условия для кормления детей. Дети младшей подгруппы во время еды должны сидеть за полувысокими столами на креслицах с подножками. Старшие дети едят за четырехместными столами, соответствующими их росту. Не следует задерживать подачу на стол очередных блюд.

Детей младшей и старшей подгрупп кормят порознь, потому что младшие дети еще не умеют есть самостоятельно и кормить их приходится взрослым. Воспитатель и няня обычно кормят двух-трех малышей одновременно.

Как для первого, так и для второго блюда даются глубокие тарелки (типа пиал), небольшие по размеру ложки (десертные). Чашки для детей должны быть устойчивыми, с широким дном и удобной ручкой. Сервировка, соответствующая возрасту детей, дает им возможность самостоятельно справляться с едой, не разливать и не разбрасывать пищу. Иногда няня или воспитательница должны поправить ложку, чашку в руке ребенка, показать правильное движение, держа его руку в своей. Дети быстро устают и, утолив голод, начинают отвлекаться или совсем перестают есть. Необходимо помочь им докончить еду.

Пока няня заканчивает кормление старших детей, воспитатель проводит занятия с малышами, затем занимается со старшими детьми, после чего младших детей готовят ко сну.

Старших детей, окончивших занятие, няня готовит к прогулке — организует пользование туалетной комнатой и одевает их. Во время одевания детей нужно разговаривать с ними, называя тот или иной предмет одежды. Это помогает малышам узнать и запомнить новые для них слова, поддерживает стремление одеваться самостоятельно. При одевании детей очень важно соблюдать одну и ту же последовательность действий. В холодное время года, когда комплект одежды ребенка наиболее сложен, сначала надевают рейтузы, затем обувь, кофточку, варежки и пальто; в последнюю очередь надевается шапка. Надо очень внимательно следить за температурой наружного воздуха, чтобы одевать детей соответственно погоде.

Одетые дети не должны долго находиться в помещении, иначе они могут перегреться и, выйдя на улицу, простудиться. Поэтому воспитатель выходит на участок с 5—6 одетыми детьми, не дожидаясь остальных, которых няня одевает и потом приводит к воспитателю.

Пока старшие дети гуляют, няня наблюдает за спящими в это время малышами и занимается хозяйственными делами.

На прогулке воспитатель заботится о том, чтобы все дети были заняты, а в холодную погоду больше двигались. Он раздает детям игрушки, обязательно участвует в их играх, обращает их внимание на окружающее.
Чтобы воспитать у детей бережное отношение к игрушкам, педагог в течение всей прогулки следит, как дети ими пользуются; в конце прогулки он вместе с детьми складывает игрушки в ящик, пересчитывает мячи, лопаты, отыскивает недостающие. К окончанию прогулки няня выходит помочь воспитателю. Она уводит с собой часть детей, уносит игрушки.

Необходимо приучить детей перед входом в помещение вытирать ноги о сырой коврик. В зимнее время взрослые стряхивают снег с одежды и обуви детей маленькими одежными веничками.

Раздевая детей, взрослые стараются вызвать у них желание участвовать в этом, дают возможность старшим детям выполнить некоторые действия самостоятельно. Зимнюю одежду — пальто, шапку — снимают взрослые, а дети достают из шкафа домашнюю обувь; поставив ее у своего стула, дети могут пытаться спустить рейтузы; взрослые снимают их с ребенка, переобувают его и провожают в туалетную, откуда ребенок идет в групповую комнату, где дети играют.

Это наиболее трудное время в работе персонала. Старшие дети находятся в трех местах: раздевальной, туалетной и групповой комнатах — и всюду им нужно помочь. Начинают просыпаться и младшие дети, которые также требуют внимания. Заведующей надо так составлять график, чтобы к этому времени приступили к работе воспитатель или няня второй смены. Они проводят обед, укладывают спать старших и поднимают после сна младших детей. В этом случае один из взрослых раздевает детей, другой следит за ними в туалетной, помогает детям мыть руки и направляет их в комнату.

Туалет. Воспитатель и няня продолжают приучать детей второго года жизни к опрятности. Если воспитательная работа в этом направлении проводилась и раньше, то к полутора годам ребенок начинает проситься на горшок. Чтобы выработать у детей привычку своевременно пользоваться горшком, надо обязательно направлять детей в туалетную перед прогулкой, после нее, перед сном и после пробуждения (если ребенок проснулся сухим). Кроме того, следует предлагать пойти на горшок тем детям, которые долгое время им не пользовались. В этом возрасте навык проситься на горшок только формируется, и он может легко разрушиться, если взрослые не будут следить за детьми. Если же у воспитателя или няни нет необходимого такта и они резко отрывают ребенка от интересной игры, напоминая ему о горшке (а он еще не приучен вовремя обращаться к взрослым по этому поводу), то в этом случае не только не создается привычка к опрятности, но и возникает всяческое сопротивление разумным требованиям взрослых.

Надо постепенно приучать детей к тому, чтобы они шли умываться самостоятельно. В умывальной комнате для малышей должны быть низкие умывальники, а если их нет, то надо сделать подставку, так чтобы дети могли, стоя на ней, вымыть руки. Взрослый засучивает детям рукава, предлагает намочить руки, подставив их под струю воды. Воспитатель (няня) намыливает ладони и тыльную сторону рук ребенка и смывает мыло. Обычно приходится мыть не только руки, но и лицо, особенно если жарко или нос ребенка не в порядке. Проводя умывание, взрослые разговаривают с детьми, поощряют их самостоятельные действия. (Детские полотенца могут быть подвешены на уровне роста взрослых, так как дети сами вытираться еще не умеют.)

Помогая одному ребенку мыть руки, воспитатель предлагает двум другим детям, ждущим своей очереди, самостоятельно производить некоторые действия: намочить руки водой, намылить ладони, растереть мыло по всей кисти руки, смыть его.

Во время дневного сна необходимо тщательно наблюдать за самочувствием детей, следить, удобно ли им лежать, не беспокоит ли их что-нибудь; одного ребенка надо прикрыть, другого посадить на горшок, сменить ему белье и т. д.

Все процессы — умывание, кормление, укладывание — должны проводиться воспитателем и няней в одном и том же темпе и в определенной последовательности. Очень важно, чтобы взрослые, обслуживающие детей, предъявляли к ним единые требования. Воспитатель обязан наблюдать за работой няни и направлять ее действия. Он разъясняет няне, как поступать в том или ином случае, убеждает ее в необходимости воспитывать у детей желание участвовать в самообслуживании, спокойно и терпеливо прививать им нужные навыки и умения.

Занятиях с детьми до 1 года следует использовать сначала пассивные (с помощью взрослых), а затем элементарные активные движения, например, повороты головы направо, налево, переворачивание со спины на живот, ползание, подготовительные упражнения в ходьбе, катание мяча, простейшие игры типа «ладушки».

К утренней гимнастике ребёнка следует приучать, как только он научился ходить. Комплекс её для самых маленьких (1 — 2 года) состоит из 3—4 упражнений имитационного характера («достать мяч», «поднять мяч»). В занятиях с детьми в возрасте от 1 года до 3 лет целесообразно использовать более сложные упражнения без предметов и с предметами (флажками, палкой, мячом). В физическом воспитании детей этого возраста большое место отводится подвижным играм и элементам плясок. Начиная с 3 лет упражнения усложняются, увеличивается их число (до 5—6) и число повторений.

Помимо утренней зарядки дети (в зависимости от возраста) должны ежедневно упражняться в различных видах движений. С 3 лет малыши учатся бегу, прыжкам в высоту, метанию на расстояние, в цель, упражняются в равновесии, с 4 лет их можно учить ходить на лыжах, с 5 — плавать, играть в бадминтон, с 6 лет — кататься на коньках, играть в настольный теннис, выполнять элементы игры в баскетбол, городки. Детям дошкольного возраста не рекомендуется делать физические упражнения статического характера, силовые упражнения, приводящие к утомлению нервной системы, нарушению кровообращения и дыхания. Ребятам более старшего возраста можно рекомендовать занятия в спортивных секциях.

Наиболее эффективны спортивные упражнения на свежем воздухе, так как они стимулируют обменные процессы. Вместе с тем родители должны учитывать рекомендации врачей-онкологов, предостерегающих от длительного пребывания детей на воздухе в туманную погоду. Формирование основных движений

Умение бросания появляется у малыша уже к 5—6 месяцам. Он уже может выпускать предмет из руки, отталкивать кистью и пальцами игрушку. В 9—10 месяцев ребенок бросает мяч, стоя, при этом держась за перила кроватки или манежа. В 1,5 года у ребенка появляются элементы замаха и бросания, которые требуют силы, ловкости, глазомера и координации движений конечностей и туловища. У малыша наблюдается различие в бросании правой и левой рукой. Бросание вдаль дается ему легче, чем в цель. Правильное бросание требует толчка определенной силы, напряжения соответствующей группы мышц, правильного поворота туловища, силы и четкости движений.

После 2 лет необходимо закреплять правильный замах, при котором туловище ребенка поворачивается в сторону руки, которой он бросает мяч.

В 2,5 года ребенка учат правильному бросанию: при броске правой рукой правая нога отставляется назад и на нее переносится тяжесть тела. При броске левой рукой отставляется левая нога. При замахе туловище поворачивается в сторону руки, которой будет производиться бросок, ребенок переносит тяжесть тела с ноги, отставленной назад, на впереди стоящую ногу.

При овладении бросанием ребенок нередко совершает множество лишних движений. Он зачастую не умеет прицеливаться. Вдаль он бросает лучше, чем в цель. Игры и упражнения с мячом — тренировка в бросании предметов занимает важное место в работе с ребенком данного возраста.

Лазание продолжает совершенствоваться у ребенка 2—3 лет. £го учат пользоваться лесенкой, подниматься до самого верха. Необходимо создавать условия для лазания, влезания, переле-зания.

Ходьба ребенка еще несовершенна, ее автоматизм, координация движений недостаточны. Учитывая особенности пропорций тела ребенка, можно объяснить неустойчивость и наличие у него множества лишних движений: широко расставленные ноги для увеличения площади опоры; согнутые колени, шарканье ногами; неравномерный темп передвижения; отсутствие умения соблюдать указанные направления и т.д.

По данным исследований, согласованное движение рук и ног наблюдается не более чем у 25% детей 2,5—3 лет. У них чаще наблюдается параллельная постановка стопы на грунт, полусогнутое держание ног и недостаточный вынос конечностей вперед во время ходьбы. Постоянные упражнения в ходьбе довольно рано формируют ее динамический стереотип. Значительное внимание в этом возрасте уделяется упражнениям в усложненных видах ходьбы (перешагивание через палочки, ходьба по узкой дорожке, доске и т.д.). Важно, чтобы ребенок видел безукоризненный образец ходьбы, осанки взрослого, которому он с удовольствием подражает. „

Бег детей 2—3 лет похож на ускоренную ходьбу. Характерный для бега «полет» появляется спустя год после первых самостоятельных шагов.

Для 2,5—3-летнего ребенка бег более привычное движение, чем ходьба, дети охотнее бегают, чем ходят. В беге у ребенка наблюдается большая, чем при ходьбе, согласованность движений. Чаще ребенок плохо отталкивается от почвы, бежит на всей ступне. Во время бега руки согнуты в локтях. Согласованные движения рук и ног при беге развиваются раньше, чем при ходьбе. Исследование Р. Г. Сорочек свидетельствует, что бег ребенка этого возраста малоритмичен, тяжеловат; он плохо ориентируется в пространстве, иногда теряет равновесие и падает, но затем быстро встает и продолжает бег. Развитие скорости бега строится на базе освоения правильных навыков движений. Навык бега закрепляется и совершенствуется в подвижных играх: «Бегите ко мне», «Догони-догони» и т.д.

До 3 лет ребенок редко овладевает правильным навыком прыжка. Несформированность опорно-двигательного аппарата, недостаточная крепость костей и связок нижних конечностей, слабое развитие силы мышц и функций равновесия, недостаточность пру-^нящего свойства стопы снижают возможность усвоения ребенком прыжка.

В 2,5 года ребенок начинает спрыгивать с небольшой высоты. Для овладения навыком прыжка ребенку даются подготовительные упражнения типа «пружинки», ритмичные приседания и выпрямления ног без отрыва от почвы, потягивания, подскоки на месте. Ребенок начинает подпрыгивать на месте, слегка отрывая ноги от почвы. Спрыгивание и прыжок в длину с места даются ребенку легче, чем прыжки в высоту. До 3 лет ребенку не удается выполнить прыжки на одной ноге.

Чтобы закрепить основные движения, необходимо создать условия в групповой комнате и на участке для свободной двигательной деятельности. Специальное физкультурное оборудование должно включать следующие компоненты: горку с лесенкой и скатом, бревно, гимнастическую стенку, лесенку-стремянку, ящики, корзины, скамейки и др., что обеспечивает возможность выполнения ребенком различных движений. Он входит на горку, лесенку, подлезает, перелезает, играет в мяч, катает обручи, каталки и т.д. Воспитатель побуждает ребенка к активным действиям, обучает правильным движениям, используя для этого имитационные упражнения — «попрыгать, как зайчики», «полетать,как птички» и т.д. Движения, освоенные ребенком, закрепляются в подвижных играх. Игры с ребенком до 1,5 лет проводятся в основном индивидуально или в небольшой группе (3—4 ребенка). В них закрепляются основные движения, воспитывается умение двигаться в коллективе, развивается координация движений, желание выполнить игровые правила и задания, а также формируются психофизические качества: смелость, ловкость, реакция на сигнал. В подвижных играх с ребенком 2—3 лет ведущая роль принадлежит воспитателю. Для объяснения игры он использует сюжетный рассказ; игровые имитационные образы; заинтересовывает ребенка игрушкой, показывает, что и как надо делать. Подвижные игры всегда проходят при положительном эмоциональном настрое ребенка. Они доставляют ему радость и удовольствие.

Физкультурные занятия — одна из основных форм обучения и воспитания ребенка. Программное содержание движений должно отражать особенности возраста и учитывать его специфику. На 2-м году жизни ребенка у него активно развиваются двигательные умения, совершенствуются основные движения. Он по собственной инициативе ползает, подлезает, влезает, катает, бросает мяч, с удовольствием играет в мяч со взрослым, перешагивает через палочку и т. д.

Физкультурные занятия с ребенком 2—3 лет проводятся в первой половине дня не менее чем через 30 минут после завтрака. При

проведении занятий воспитатель распределяет детей на подгруппы. Детей от 1 года до 1 года 6 месяцев объединяют в подгруппы по 2—3 или 4—5 человек; детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет — по 6— ; 8 человек.

В зависимости от психофизического развития в подгруппу мо-гут быть включены дети старше или младше определенного возраста, если у них наблюдается опережение или отставание в развитии движений.

Для проведения занятий физическими упражнениями и подвижными играми используются простейшие пособия: скамейки, мячи, каталки, мостики, бревна, лесенка для лазания, короба, обручи и т.д. Пособия подбираются в соответствии с возрастом ребенка.

Занятия в группах раннего возраста проводятся подгруппами. Методика и организация их соответствуют возрастным особенностям ребенка. В группах раннего возраста в начале года физические упражнения проводятся индивидуально с каждым ребенком.

Общеразвивающие упражнения чередуются с упражнениями в основных движениях. К концу года выполняются упражнения по подгруппам поточно или фронтально. В этих группах значительное внимание отводится развитию ходьбы и равновесия. С этой целью в занятия включаются разнообразные упражнения в ходьбе, перешагивание через предметы, влезание, пролезание, бросание и др.

На занятиях обязательно проводятся общеразвивающие упражнения. Они подбираются для крупных групп мышц: рук и плечевого пояса, туловища, ног и стоп. Упражнения проводятся из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа, на четвереньках. Воспитатель обучает ребенка движению, внимательно следит за качеством его выполнения.

Значительную роль в занятии играют имитационные упражнения, игры-забавы, подвижные игры.

При проведении занятия педагог должен знать содержание его, подготовить соответствующие пособия, соблюдать общепринятую методику.

1.2. Законодательно – нормативное обеспечение программы:

1. Закон РФ « Об образовании».

2.Устав образовательного учреждения.

3.Санитарные нормы и правила, утверждённые совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.

Объекты программы:

Дети раннего возраста, посещающие дошкольное образовательное учреждение.

Семьи детей раннего возраста, посещающих дошкольное учреждение.

Педагогический коллектив образовательного учреждения.

  1. Цели, задачи, направления программы

Цель: Защита, охрана и укрепление здоровья ребенка раннего возраста, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста, формирование основ здорового образа жизни у детей и взрослых.

Задачи программы ориентированы на комплексное решение проблем сохранения и укрепления здоровья детей, включают в себя:

  • Внедрить в работу ДОУ современные здоровьесберегающие педагогические технологии оздоровления малышей.

  • Создать оптимальные условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей раннего возраста и формирования привычки здорового образа жизни.

  • Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения на основе личностно-ориентированного взаимодействия с ним.

  • Сформировать валеологическую культуры родителей.

  • Повысить профессиональную культуру педагогов в вопросах здоровьесбережения посредством повышения качества методической работы.


2.1. Ожидаемые результаты:

1. Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей раннего возраста .

2. Обоснование и внедрение в деятельность дошкольного учреждения системы неспецифической профилактики респираторных заболеваний.






Миссия:

  • Обеспечение радостного, счастливого проживания ребенком периода раннего детства и создание условий для полноценного развития

  • Обеспечение здорового образа жизни, гарантии здоровья на ведущей основе современных медико-педагогических и здоровьесберегающих линии реализации

  • Обеспечение психического здоровья и всестороннего развития ребенка

Пути: Семейно-общественная форма взаимодействия на основе вариативности реализации и конструктивного диалога.

Педагогические формулы:


  • От удовольствия к привычке, от привычки к потребности

  • Импровизация – разнообразие - радость





  1. Актуальность: Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности нашего детского сада. Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий. В ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей раннего возраста, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определённых условий. «Солнышко твоего здоровья» - это первый блок программы МБДОУ «Д/С №16» по физическому развитию «Дорожка здоровья»

Специфика нашей группы в том, что каждый год она комплектуется из детей, впервые пришедших в детский сад. Они начинают болеть. Мы начали искать такие формы работы, которые способствовали бы укреплению здоровья малышей. Опираясь на положения ФГОС, мы разработали долгосрочный проект совместной деятельности по физическому развитию детей, который называется «Солнышко моего здоровья» на учебный год

3.1. В соответствии с ФГОС программа опирается на научные принципы её построения:

1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей раннего возраста.

3. Принцип комплексности и интегративности- решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4.Принцип адресованности и преемственности- поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровнего развития и состояния здоровья.

5. Принцип результативности и гарантированности- реализация прав и потребностей детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического здоровья .

6. Принцип природосообразности- определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого- педагогического знания о ребёнке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.

7. Принцип дифференциации содержания педагогического процесса- педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребёнка, темпы развития и физические возможности детей.


  1. Обеспечение реализации основных направлений работы:


Формы и методы

Содержание

Контингент детей

1

Обеспечение здорового образа жизни

- щадящий  режим;

- гибкий режим;

- организация благоприятного микроклимата в группах;

- пропаганда ЗОЖ

Первая и вторая группа раннего возраста

2

Физические упражнения

 

- утренняя гимнастика;

- физкультурно-оздоровительные

   занятия;

- подвижные и динамические игры;

- профилактическая гимнастика (зрение,

  дыхательная, пальчиковая);

- спортивные игры;

- гимнастика после сна;

- оздоровительные игры;

Первая и вторая группа раннего возраста

3

Гигиенические и водные процедуры

- умывание;

- мытье рук;

- игры с водой;

- обеспечение чистой среды;

Первая и вторая группа раннего возраста

4

Свето - воздушные ванны

- проветривание помещений;

- сон при открытых форточках при разрешении родителей;

- прогулки;

- обеспечение температурного режима и

  чистоты воздуха, поддержание воздушной среды;

Первая и вторая группа раннего возраста

5

Активный отдых

- развлечения, праздники;

- игры-забавы;

- дни здоровья;

- каникулы.

Первая и вторая группа раннего возраста

6

Арома- и фитотерапия

- ароматизация помещений;

- аромаигрушки;

- аромамедальоны;

- Чеснокотерапия , Фиточай (Шиповник)

Первая и вторая группа раннего возраста

7

Диетотерапия

- рациональное питание;

- индивидуальное меню (хронические

   заболевания, аллергия) по мере

   необходимости.

Первая и вторая группа раннего возраста

8

Свето и цветотерапия

- обеспечение светового режима;

- цветовое и световое сопровождение

   среды;

Первая и вторая группа раннего возраста

9

Музыкотерапия

- музыкальное сопровождение режимных 

   моментов;


Первая и вторая группа раннего возраста

10

Психопрофилактика, адаптация

- игры и упражнения эмоциональной среды;

- игры-тренинги на подавление

   отрицательных эмоций и снятие

   невротических состояний;

Первая и вторая группа раннего возраста


4.1. Техническое обеспечение


1

Приобретение необходимого оборудования


2

Осуществление ремонта


3

Пополнение среды нестандартными пособиями

  • чудо-коврики

  • массажеры деревянные для массажа

  • «дорожка здоровья»

  • массажные рукавицы для сухого растирания

  • игры на дыхание


4.2. Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение

1

Разработка системы работы по оздоровлению детей раннего возраста

2

Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления

  1. игры-драматизации

  2. релаксационные комплексы

  3. сеансы самооздоровления

  4. лечебно-оздоровительные

  5. босоножье

4

Проведение упорядочения нагрузки и активного отдыха детей

5

Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей

6

Проведение валеогизации всего учебно-воспитательного процесса (психологический фон занятий, методы и формы обучения, соблюдение длительности занятий и санитарно-гигиенических условий)

7

Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в группе

8

Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста (выпуск газет, оформление папок-передвижек, проведения семинаров, оказание консультативной помощи и т.д.)


    1. Модель двигательного режима детей первой группы раннего возраста


Вид занятия

и форма двигательной активности

Особенность организации

Физкультурно-оздоровительные занятия


1.Утренняя гимнастика

2.Двигательная разминка во время перерыва между занятиями

3.Физкультминутка

4.Подвижные игры и упражнения на прогулке.

5.Хождение по массажным дорожкам в сочетании с контрастными воздушными ваннами

6.Гимнастика после дневного сна (комплекс упражнений)



Ежедневно в группе или на улице

Ежедневно


Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятия

Ежедневно, после дневного сна.



Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей


Учебные занятия в режиме дня

  1. По физической культуре

  2. Самостоятельная двигательная деятельность

2 раза в неделю

Ежедневно, под руководством

воспитателя

Физкультурно-массовые занятия

1.Физкультурно-спотивные

праздники на открытом воздухе.

2.Физкультурный досуг.

2-3 раза в год


1-2 раза в месяц

Совместная физкультурно-оздоровительная работа доу и семьи

1.Домашние задания

2.Участие родителей в

физкультурно-оздоровительных массовых

мероприятиях

Определяются воспитателем

Подготовка и проведение

физкультурных досугов, праздников,

посещения открытых мероприятий.


    1. Модель двигательного режима детей второй группы раннего возраста


Вид занятия

и форма двигательной активности

Особенность организации

Физкультурно-оздоровительные занятия


1.Утренняя гимнастика

2.Двигательная разминка во время перерыва между занятиями

3.Физкультминутка

4.Подвижные игры и упражнения на прогулке.

5.Хождение по массажным дорожкам в сочетании с контрастными воздушными ваннами

6.Гимнастика после дневного сна (комплекс упражнений)


Ежедневно в группе или на улице

Ежедневно


Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятия

Ежедневно, после дневного сна.



Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей


Учебные занятия в режиме дня

  1. По физической культуре

  2. Самостоятельная двигательная деятельность

3 раза в неделю

Ежедневно, под руководством

воспитателя

Физкультурно-массовые занятия

1.Физкультурно-спотивные

праздники на открытом воздухе.

2.Физкультурный досуг.

2-3 раза в год


1-2 раза в месяц

Совместная физкультурно-оздоровительная работа доу и семьи

1.Домашние задания

2.Участие родителей в

физкультурно-оздоровительных массовых

мероприятиях

Определяются воспитателем

Подготовка и проведение

физкультурных досугов, праздников,

посещения открытых мероприятий.


4.5. Организация двигательного режима

Формы работы

Время в режиме дня

I половина дня

Самостоятельная двигательная деятельность:

  • Игры с игрушками-каталками

Организованная двигательная деятельность:

  • Подвижные игры

  • Игры-хороводы

  • Игровые упражнения.

Прием детей ежедневно 7.00-8.00

Утренняя гимнастика

Ежедневно 8.00-8.05

Физкультминутки

Ежедневно

Образовательная деятельность по физкультуре

2 р.в нед. по 10 мин.

Прогулка.

Организация двигательной деятельности:

  • Подвижные игры

  • Игровые упражнения

  • Индивидуальная работа по развитию движений

  • Самостоятельная двигательная активность.

Ежедневно 9.30-11.20

Самостоятельная двигательная активность перед обедом

11.20-11.45

II половина дня

Гимнастика пробуждения:

  • Физические упражнения с закаливающими мероприятиями

  • Корригирующие упражнения

Ежедневно 15.00-15.15

Организация двигательной активности:

  • Подвижные игры

  • Игровые упражнения

  • Индивидуальная работа по развитию движений.

Ежедневно 15.45-16.30

Прогулка

16.30-17.30

Организованная двигательная деятельность:

  • Игры-оздоровительные

  • Игровые упражнения

  • Индивидуальная работа по развитию движений.

16.00-18.00

Самостоятельная двигательная активность

18.00-19.00


4.6. Виды  здоровьесберегающих технологий.

    Актуально значимым  и  востребованным  на современном этапе   становится  поиск  средств  и  методов  повышения  эффективности  оздоровительной работы  в дошкольных учреждениях,  создание  оптимальных  условий  для  индивидуального развития каждого ребенка.

  Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной  среды,  направленных  на  сохранение  здоровья  ребенка  на  всех  этапах  его   обучения  и  развития  и,  получила  в  настоящее  время  общее  название  «здоровьесберегающие технологии».

  Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

    • приобщение детей к физической культуре

    • использование развивающих форм оздоровительной работы.

     Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

    • медико-профилактические;

    • физкультурно-оздоровительные;

    • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

    • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

    • валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

  Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

   Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

    Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

    Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.

    Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка - технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.

   Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

   Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.


4.7. Физкультурно-оздоровительные мероприятия и их вариативность

1. утренняя гимнастика.

Традиционный комплекс

Подвижные игры

Преодоление полос препятствий

2. двигательная разминка между занятиями.

Игровые упражнения

Подвижные игры на ориентировку в пространстве

Двигательные задания.

3. физкультминутки.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

Имитационные упражнения

Общеразвивающие упражнения.

  1. подвижные игры и физические упражнения.

Подвижные игры.

Спортивные упражнения

Двигательные задания, с использованием полосы препятствий

Упражнения в основных видах движений

Элементы спортивных игр.

  1. коррекционная работа с детьми.

Закаливающие процедуры

Профилактические мероприятия

Двигательные задания по усмотрению воспитателя.

  1. гимнастика после дневного сна.

Разминка в постели и самомассаж

Игровые упражнения

Сюжетно-игровая гимнастика

Хождение по массажным дорожкам.

  1. образовательная деятельность по физической культуре

Традиционное

Игровое

Сюжето-игровое

Тренировочное

Ритмическая гимнастика

По интересам детей

Комплексное

Контрольно-проверочное

Тематическое

  1. самостоятельная творческая деятельность детей на воздухе.

Под руководством воспитателя

  1. физкультурные праздники и досуги

Игры и упражнения

Спортивные игры

Упражнения в основных видах движения

Игры-эстафеты

Музыкально-ритмические упражнения

5. Физическое развитие детей раннего возраста на основе сотрудничества с родителями:

 С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155.

В ФГОС ДО говорится о том, что образовательный процесс носит открытый характер на основе сотрудничества с семьями воспитанников, то есть непосредственное вовлечение их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, взаимодействие с семьей по вопросам образования ребенка, охране и укреплению здоровья, оказания при необходимости консультационной и иной помощи. 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Требования ФГОС к структуре Программы: она должно охватывать 5 образовательных областей, одна из которых «Физическое развитие».

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развитие у воспитанников физического и психического здоровья.

Взаимоотношения с родителями строятся на основе родительского договора.

Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:

1. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.

2. Результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. К разговору с родителями привлекаются медицинские работники детского сада.

3. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т. д.) .

4. Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.

Работа по просвещению родителей проводится на основании опроса. Выявляются следующие группы родителей:

1 группа - родители обладают достаточным объемом знаний по проблемам воспитания и образования, по проблемам здоровья ребенка.

2 группа - родители, которые не очень интересуются педагогикой, здоровьесберегающими технологиями, но их волнует личность их малыша, проблема его становления, здоровья. Они стараются понять причины своих неудач в воспитательной и оздоровительной работе.

3 группа - родители, интерес которых ограничен лишь конкретной ситуацией -педагогической или связанной со здоровьем ребенка.

Задачи работы с родителями:

1. Повышение педагогической культуры родителей.

2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.

3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного

воспитания.

4. Установка родителей на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребёнка.

5. Вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, через психологические тренинги, консультации, семинары.

6. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.

7. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Формы работы с родителями:

1. Проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций.

2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.

3. Дни открытых дверей.

4. Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших.

5. Показ организованной деятельности по физкультуре для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и для вновь прибывших).

6. Совместные организованная деятельность для детей и родителей.

7. Круглые столы с привлечением специалистов (психолога, медицинскую сестру, врача).

Методы исследования семьи

1. Анкетирование родителей.

2. Беседы с родителями.

3. Беседы с ребёнком.

4. Наблюдение за ребёнком.

5. Посещение семьи ребёнка.

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте, кроме других:

Ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Актуальность: Специфика нашей группы в том, что каждый год она комплектуется из детей, впервые пришедших в детский сад. Они начинают болеть. Мы начали искать такие формы работы, которые способствовали бы укреплению здоровья малышей.

Опираясь на положения ФГОС, мы разработали долгосрочный проект совместной деятельности по физическому развитию детей и родителей, который называется «Подрастаем вместе» на учебный год.

Цель: Повышение компетентности родителей по физическому воспитанию детей.

Задачи: Обучение родителей игровому взаимодействию с детьми, повышение психолого-педагогических знаний родителей, обеспечение психологической комфортности детей и родителей в ДОУ.

Участники: дети, воспитатели, родители.

Проект рассчитан на детей с1,5 - 3 лет возраста и их родителей.

Нами были запланированы следующие мероприятия:

  • анкетирование родителей;

  • родительские собрания, разработка плана совместных мероприятий;

  • презентация детско-родительского клуба;

  • закаливающие процедуры;

  • пополнение развивающей ПП среды, консультации, практикумы;

  • фотовыставки;

  • выставка «Тепло родительских рук».

Реализация плана строилась работа следующим образом:

  • Проведено анкетирование родителей, которое выявило их желание внедрять закаливающие процедуры, целенаправленно заниматься физическим развитием детей.

  • По результатам анализа анкет проведено родительское собрание на тему: «Радость движения» с приглашением медицинского работника ДОУ, который познакомил родителей с разными видами закаливания.

  • Проведена презентация клуба «Подрастаем вместе». - Вниманию родителей была представлена выставка нестандартного физкультурного оборудования, которое можно изготовить своими руками.

  • Разработан план совместных мероприятий.

План совместных мероприятий:

  • Внедрить в практику «дорожку здоровья» - хождение по корригирующим дорожкам». Для этого сделать корригирующую дорожку

  • Открыть спортивный клуб «Подрастаем вместе». Частота занятий -1 раз в месяц в последнюю пятницу месяца, исходя из пожеланий родителей.

  • Изготовить своими руками нестандартное физкультурное оборудование для пополнения развивающей среды группы.

  • Оформить из него выставку «Тепло родительских рук».

  • Раз в месяц мы с родителями и детьми во второй половине дня встречаемся на занятиях клуба. Занятие состоит из теоретической и практической части. Продолжительность каждой части 20-30 минут.

Теоретическая часть проходит в форме:

  • круглого стола;

  • практикумов;

  • консультаций по различным вопросам физического развития детей, исходя из потребностей родителей, которые они отразили в анкете.

В ней принимают участие родители, педагоги, специалисты. В конце встречи родители получают буклеты по теме встречи, информация так же отражается в папке - передвижке.

Темы встреч:

  • развитие ребенка раннего возраста,

  • закаливание дома,

  • режим – главное условие здоровья,

  • пальчиковые игры, - точечный массаж,

  • дыхательная гимнастика,

  • упражнения для глаз,

  • физкультурный уголок дома,

  • о наполненности прогулки,

  • одежда ребенка в осенний, зимний периоды,

  • о роли семьи в физическом развитии ребенка.

Практическая часть проходит в спортивном зале с участием детей, родителей, воспитателя в игровой форме, объединенной одним сюжетом:

«В гости к зайке, лисичке, мишке, матрешке», «Мой веселый звонкий мяч», «Веселые игрушки», «Вместе с папой, вместе с мамой!», «Чудесный мешочек», «Мы сильные, смелые, ловкие, умелые».

Она включает в себя упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, телесно- ориентировочные игры, массаж, психогимнастические игры, подвижные игры.

Основной принцип - «рука в руке». Малыш выполняет самостоятельно некоторые игровые действия и движения, взрослый оказывает помощь при затруднении или обучая новым движениям или действиям. К каждому занятию подбирается музыкальное сопровождение.

Результаты за год:

    • Родители поняли, что здоровьем ребенка необходимо целенаправленно заниматься, стали выполнять рекомендации по физическому развитию дома.

    • Родители научились игровому взаимодействию с детьми.

    • Выросла заинтересованность детей в целенаправленной двигательной активности.

    • Уменьшилась заболеваемость детей.

    • Пополнилась предметно-пространственная развивающая среда физкультурным оборудованием, изготовленным руками родителей.

    • Оформлены выставки: «Тепло родительских рук», «Вместе с мамой, вместе с папой», «Радость движения», собрана картотека «Играем вместе», «Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.) и влияние их на здоровье детей», «Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья ребёнка».







  1. Мониторинг реализации программы:

- Регулярное медицинское обследование, проводимое специалистами детской поликлиники, медсестрой ДОУ. Результаты исследований исходного состояния здоровья и уровня развития детей позволяют определить основные направления индивидуального оздоровительного маршрута ребенка.

 

 

Фамилия, имя ребенка

ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОЯВЛЕНИЕ

Физическая культура

Здоровье

С небольшой помощью взрослого или самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры

Имеет простейшие представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека

Умеет выполнять ходьбу и бег , не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног.

Умеет ползать, лазать, выполнять разнообразные действия с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).

Умеет прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами

Играет в подвижные игры с простым содержани­ем, несложными движениями


н

с 

к

н

с 

к

н

с 

к

н

с 

к

н

с 

к

н

с 

к

Антипкина Валерия

v

 v


v

 v


v


x


x


x


Горелов Ярослав

x

 v


v


x


x

 v


x

 x


x


Голышков Артем

x

 x


x

 v


x

 x


x

 x


x


x

 v


Жильцов Дима

x

 x


x

 x


x


x

 x


x

 x


x

 x


Литвинова Анисия

v

 o


v

 v


v


x


x

 v


x

 v


Лукьянова Ольга

v


v


v


x


v


x


Петров Никита

x

 x


x


x

 x


x

 x


x

 v


x

 v


Понамарев Даниил

x

 v


x


x


x

 x


x


x


Тарасова Виктория

x

 v


v

 v


x

 v


x

 v


x

 v


x


Унтевский Илья

v

 o


v

 v


x


x

 v


x

 v


x


Федотова Маша

v

 o


o

 o


v

 o


v

 o


v


v


Шалагин Никита

v


v

 v


x

 v


x


x

 v


x

 v


Шибряева Соня

o

 o


o

 o


v

 o


v

 o


v

 o


v

 o



- Работа по физическому воспитанию в ДОУ строится на основе диагностики, которую проводит воспитатель с участием заместителя заведующего по ВМР. Результаты заносятся в карту развития ребёнка и используются воспитателями при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в тетрадях здоровья, оформленных в каждой группе.

- Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания в детском саду осуществляют заведующая ДОУ, медсестра, заместитель заведующего по ВМР. Данные оформляются в специальные протоколы с указанием выводов и предложений.


Условные обозначения:

Проявление:         не сформирован;               находится в стадии формирования ;        сформирован

Примечание:

o  показатель "сформирован" означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.

x показатель "находится в стадии формирования" означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.

v  показатель "не сформирован" означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер



Эффективность педагогических воздействий %  за полгода – 32%





  1. Эффективность программы:


Пропуски одного ребенка по болезни по сравнению с 2016 г. уменьшились на два дня. Повысилась посещаемость на 25 %

Результаты позволяют сделать заключение об эффективности воспитательно-образовательной и лечебно-оздоровительной работы. Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих малыша, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки физического характера. Здоровье детей – это будущее страны. Сохранить и улучшать здоровье детей – это огромная каждодневная работа, начиная с рождения. И особое значение принадлежит первым годам жизни ребенка.

Первые годы жизни ребенка – важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода.

Работая на группе раннего возраста, я пришла к выводу: частично, проблемы здоровья детей раннего возраста можно решать в детском саду не путем превращения ДОУ в лечебное учреждение, а за счет более широкого включения в воспитательно-образовательный процесс инновационных оздоровительных технологий, позволяющих не просто предупредить болезнь, а гарантировать любому ребенку, посещающему детский сад, здоровье.

Система оздоровления детей, которую мы используем, позволила сократить число случаев заболеваний по причине простуды, двигательная деятельность детей эффективно развивается, а здоровье сохраняется и укрепляется при условии систематической работы по физическому воспитанию и оздоровлению с применением инновационных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий и создания психоэмоционального и физического комфорта для детей.


  1. Функциональные обязанности работников ДОУ в рамках реализации программы «Солнышко твоего здоровья»


Заведующая ДОУ:

  • общее руководство по внедрению программы

  • анализ реализации программы - 2 раза в год

  • контроль по соблюдению охраны жизни и здоровья детей

Заместитель заведующего по ВМР:

  • проведение мониторинга (совместно с педперсоналом)

  • контроль за реализацией программы

Врач поликлиники:

  • обследование детей по скрининг-программе и выявление патологии; утверждение списков часто и длительно болеющих детей

  • определение оценки эффективности оздоровления, показателей физического развития

Педагоги:

  • внедрение здоровьесберегающих технологий

  • пропаганда здорового образа жизни

  • проведение с детьми оздоровительных мероприятий:

    • закаливания

    • дыхательной гимнастики

    • релаксационных, кинезиологических упражнений

    • самомассажа

    • упражнений для профилактики плоскостопия и нарушений осанки и др.

Медсестра:

  • пропаганда здорового образа жизни

  • организация рационального питания детей

  • иммунопрофилактика

  • лечебные мероприятия

  • реализация оздоровительно-профилактической работы по годовому плану

Заместитель заведующей по АХЧ:

  • создание материально-технических условий

  • контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно-гигиенических условий при реализации программы

  • создание условий для предупреждения травматизма в ДОУ

  • обеспечение ОБЖ

Шеф-повар:

  • организация рационального питания детей

  • контроль за соблюдением технологий приготовления блюд

  • контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм на пищеблоке

Младший обслуживающий персонал:

  • соблюдение санитарно-охранительного режима

  • помощь педагогам в организации образовательного процесса, физкультурно-оздоровительных мероприятий


9. Заключение

Мы считаем, что созданная в МБДОУ «Д/С №16» система работы по основной оздоровительной программе «Солнышко твоего здоровья» позволит нам качественно достичь поставленную цель в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей, в формировании у родителей, педагогов, детей ответственности в деле сохранения своего здоровья, в улучшении медико-социальных условий пребывания ребенка в детском саду.

        Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных нами мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. Однако мы не останавливаемся на достигнутом уровне. Наш творческий поиск продолжается и сегодня. В 2016 году мы организовали работу семейного клуба для родителей детей раннего возраста «Подрастаем вместе» Таким образом, изучив особенности периода раннего возраста, делаем вывод о том, что физического воспитания детей данного возраста имеет огромное значение для будущего всего общества и цель его - это создание всех необходимых и благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности. Ведь именно благодаря правильно организованной работе по физическому воспитанию в раннем возрасте, мы формируем здоровых, гармонически развитых детей, а значит и будущее нашей страны.



Социальный эффект от реализации программы

Подготовка определённых программ и инструктивно-методических материалов по организации инновационной здоровьесберегающей деятельности, способных удовлетворить широкие образовательные запросы детей, родителей и общества, обоснованных с точки зрения своей целесообразности, позволит воспринимать ДОУ как образовательное учреждение, обеспечивающее устойчивый качественный уровень образовательных услуг, демонстрирующее социальную значимость и ценность работы на внутренние и внешние целевые аудитории.





















Литература

1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1983.

2. Алямовская В. Г. Технология разработки базовой и профильной оздоровительной программы // Дошкольное образование, 2005.

3. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века. - М., АРКТИ, 2001.

4. Беззубцева Г. В., Ермошина А. М. В дружбе со спортом: Конспекты занятий с детьми 5-7 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивам детских сказок и мультфильмов. - М., Издательство ГНОМиД, 2003.

5. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.

6. Бычкова С. С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. - М., АРКТИ, 2002.

7. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства. Дошкольное воспитание № 1 / 2004.

8. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2005.

9. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников / Сост. Н. А. Ноткина. - СПб. : Образование, 1993.

10. Доронова Т. Н., Голубева Л. Г. и др. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по



формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. - М. : Просвещение, 2002.

11. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. - М. : Просвещение, 2003.

12. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми // Дошкольное воспитание № 12 / 2001, стр. 10.

13. Зарипова Т. П., Ушакова Т. А. Планирование оздоровительной работы // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, № 1 / 2004, стр. 32.

14. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М., Медицина, 1989.

15. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

16. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушении опорно-двигательного аппарата) : пособие для инструкторов лечебной физкультуры, воспитателей и родителей. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2005.

17. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание № 5 / 2004, стр. 66.

18. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Ослабленный ребенок: Развитие и оздоровление. - М. : Институт ДО и СВ РАО, 2003.

19. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М. :АРКТИ, 2002.

20. Логинова В. И., Т. И. Бабаева Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» Санкт-Петербург, издательство «Акцидент» 1997г.

21. Макарова З. С., Голубева Л. Г. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

22. Милюкова И. В. Евдокимова Т. А. Лечебная гимнастика при нарушении осанки и коррекции плоскостопия у детей. - М. : Издательство Эксмо; СПб. : Сова, 2003.

23. Моргунова О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Из опыта работы. - Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2005.

24. Панкратова И. В., Юдина И. И. Растим здоровое поколение // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, № 1 / 2004, стр. 66.

6. Список использованной литературы


1. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 1987. - 128 с.: ил.

2. Голубева Л.И. особенности физического развития детей 1 года жизни, Дошкольное воспитание, №4., 2003, с 88-89.

3. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. - М.: АСТ, Аквариум, 2000. - 333 с.

4. Кенеман А.В., Теория и методика физического воспитания дете дошольного возраста М., Просвещение 1985.

5. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. — М.: Педагогика, 1983.

6. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.: ил.

7. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1998. - 143 с.: ил.

8. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 1991. - 61 с.

9. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992. - 192 с.: ил.


60



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа «Солнышко твоего здоровья» для детей раннего возраста (1,5-3 года)

Автор: Седова Ирина Николаевна

Дата: 18.03.2019

Номер свидетельства: 503561

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства