Просмотр содержимого документа
«Программа профессионального саморазвития на тему: «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников»»
Городской округ город Выкса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»
607060, г. Выкса, ул. Корнилова зд. 97, 8(83177) 3 - 55 – 11, электронная почта: zolotaya-fish7@yandex.ru
Принята на педагогическом совете №1 Утверждена приказом заведующего
Протокол №1 от «» 2020 г. МБДОУ детского сада
комбинированного вида №7
«Золотая рыбка»
__________С.В.Межевовой
Программа
профессионального саморазвития на тему:
«Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников» Воспитатель: Дёмина М.Г.
2021
Пояснительная записка
Согласно современным научным взглядам, гендерная идентичность не дается индивиду автоматически при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей гендерной социализации.
Л. В. Градусова.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования поло ролевого поведения ребенка. Так как именно в этот период закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, привычки, черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни
Здоровье и движение – два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а ребенка в особенности. Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. Во многих странах существует проблема воспитания поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. В настоящее время мы наблюдаем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению определенных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смещение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики принимают женский тип поведения. Внедрение гендерного воспитания детей в социальную жизнь детского сада поможет избежать подрастающему поколению осложнений, последствий и трагедий, которые могут иметь место при безнравственном подходе к будущему. Оно обеспечит овладение детьми культурой поведения в сфере взаимоотношений полов, правильное понимание роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Ведь от того, как мы воспитываем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить с учетом гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими мужчинами и женщинами они станут в дальнейшем, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.
Современные исследования показали, что женщину в девочке, как и мужчину в мальчике нужно формировать с дошкольного возраста. На протяжении многих лет педагоги дошкольного образования ищут пути осуществления дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей в зависимости от пола. Однако, в большинстве дошкольных учреждений физическое развитие детей, как и все дошкольное воспитание, ориентировано на «условного» ребенка: та же нагрузка, те же упражнения, средства и методы обучения. Половые различия присутствуют лишь в результатах тестирования (диагностики) физической подготовленности детей, потому что, как правило, нормативы для девочек и мальчиков различны.
Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ способствующий благоприятному протеканию процесса поло ролевой социализации детей дошкольного возраста в сфере физического воспитания и физического развития.
Задачи:
1. Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей.
2. Формирование у родителей гендерной компетентности.
3. Знакомство с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.
Найти рациональные формы организации жизни детей в дошкольном учреждении, обеспечить и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития;
Учитывая данные двигательных особенностей мальчиков и девочек использовать дифференцированный подход в реализации задач физического воспитания;
Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими функциями в зависимости от внешних условий.
Создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня.
Список использованных источников
Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек. Дошкольное воспитание, 1997г., № 12.
Буханова Е.А. Меняющиеся гендерные стереотипы в меняющемся современном мире. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.
Добронравов А.В. Методические рекомендации по исследованию и оценке физического развития детей. Ленинград, 1988г.
Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду.
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. М., 1998.
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. «Учить по-разному, любить по-разному».
Ефименко Н.Н. Программа «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста»
Иванова И. Гендер в сети. Обруч, №3, 2009.
Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ.
Микушева Т.В. Раздельное воспитание: за и против. Обруч, 1998, № 6.
Репина Т.А. Мальчики и девочки: две половинки? Обруч, 1998, № 6.
Репина Т.А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей? Дошкольное воспитание, 1993г., № 4.
Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет.
Стрелова М. Раздельное воспитание: за и против. Дошкольное воспитание, 2000г.
Степанова О. Гендерное воспитание дошкольников.
Татаринцева Н.Е. Педагогические условия воспитания основ полоролевого поведения детей.
Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду.
Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. С-П, 2001г.
Интернет-ресурсы:
1. https://www.maam.ru/
2. https://nsportal.ru/
3. http://fizinstruktor.ru/
Формы работы
2021-2022 учебный год
Месяц
Направление работы
Способы достижения
Сентябрь
Изучение научно - педагогической литературыгендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста
Изучение и анализ литературы, и поиск электронных образовательных ресурсов по теме программы саморазвития.
Изучение нормативно-правовых документов: СанПин, ФГОС ДО, профстандарта «Педагог», ЕКС.
Изучение документов.
Изучение опыта работы развития детей через принцы гендерного подхода системы физического воспитания в ДОУ в сети Интернет.
Знакомство с представленным опытом и использование его в занятии.
Разработка программы саморазвития и плана работы с детьми на новый учебный год по данной теме.
Подбор специальной литературы и изучение состояния проблемы гендерной социализации в физическом воспитании детей дошкольного возраста в научной литературе.
Октябрь
Изучение особенностей гендерного воспитания детей физического развития дошкольного возраста
Изучение работы «Физическое развитие дошкольников с учетом гендерного аспекта» С. В. Голубова, Л. Ф. Емельянова.
Разработка картотеки подвижных игр для мальчиков и девочек.
Ноябрь
Использование здоровье сберегающих технологий
На физкультурном занятии
Показ занятия в ДОУ с физ. инструктором.
Декабрь
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Создание картотеки подвижных игр с учётом гендерных особенностей.
Январь
Рассмотреть проявления гендерных особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста. Методики тестирования детей по А.И. Захарову, Н.П. Царёвой, Я.С. Коломинского
Составить таблицу тестирования детей.
Февраль
«Педагогическая мастерская».
Формирование у родителей и педагогов гендерной компетентности в физическом развитии:
Подготовка консультация для воспитателей;
Составление анкеты для родителей
Размещение памятки для родителей в родительском уголке.
Март
Распространение опыта работы по теме программы саморазвития на образовательных сайтах.
Получение свидетельств о публикации, сертификатов.
Апрель
«Использование интерактивных технологий в работе с детьми».
Изучение передового педагогического опыта на интернет-сайтах.
Май
Мониторинг уровня усвоения в условиях детского сада посредством различных видов физической активности.
Отслеживание эффективности гендерного развития у дошкольников посредствам игровой деятельности и результатов тестирования.
Ожидаемый результат:
Мы убеждены, что в результате организации дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей дошкольного возраста с учётом пола ребёнка нам удастся воспитать здоровое, физически подготовленное подрастающее поколение. Это и является жизненно необходимой и основной задачей родителей и педагогов нашего дошкольного учреждения.
Реализация:Реализация данного направления в физкультурно-оздоровительной деятельности возможна при просветительской деятельности и социальном партнерстве. Просветительская работа проводится с целью повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах особенностей физического воспитания мальчиков и девочек. Постоянно обсуждаются проблемы формирования у воспитанников представлений о значении здоровья в жизни человека, потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни, владеть средствами сохранения и укрепления своего здоровья. Совместная работа детского сада и семьи, а также их взаимодействие с другими организациями города, социальными партнёрами, позволяют учитывать интересы детей к тем или иным видам двигательной деятельности, заниматься в кружках и спортивных секциях, участвовать в фестивалях, конкурсах и других мероприятиях, проводимых в районе и городе.
Практический выход:
Недостаточная разработанность вопроса учета половых особенностей в процессе занятий физическими упражнениями
Можно рассмотреть следующие практические рекомендации:
1. Учитывая, что для мальчиков и девочек наиболее благоприятен режим большой двигательной активности, следует в режиме дня детям представлять больше возможностей для дополнительных занятий физическими упражнениями (тренажерный зал, спортивный зал).
2. Частично эту проблему можно решить рациональным размещением зоны двигательной активности в группе и через систему занятий в секциях.
3. Исходя из того, что для нормального развития мальчикам требуется освоение большого пространства, следует чаще проводить занятия на улице.
4. Целесообразно, чтобы мальчики и девочки носили разную физкультурную форму. Это постепенно будет формировать у детей представление об эстетике физического воспитания девочек и мальчиков.