kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа нравственно-патриотического воспитания для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформи к культурному наследию.ровать у детей дошкольного возраста патриотизма и чувства гражданственности, уважения и памяти к защитникам Отечества и бережному отношению

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа нравственно-патриотического воспитания для детей с тяжёлыми нарушениями речи.»























Программа

нравственно-патриотического воспитания для детей группы с задержкой психического развития.











Составил: педагог-психолог

Маркова Г.Н.









г.Новоалександровск 2023-24уч.г.



Программа нравственно-патриотического воспитания для детей группы с задержкой психического развития.

I. Пояснительная записка

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

1. Обоснование актуальности программы

В наше время, перенасыщенное информацией, вытесняется русская культура, русский язык, забывается и переписывается история.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами, достижениями народа.

Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

2. Цель и задачи программы

Цель:  формирование у детей чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям, к природе и окружающей среде.

Сформировать у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития патриотические отношения и чувства к своей семье, родному городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантное отношение к представителям других национальностей.

Задачи:

  1. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.

  2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

  3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

  4. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

  5. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

  6. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.

  7. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.

  8. Воспитание здорового образа жизни.

  9. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

3. Педагогические принципы программы

  1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

  2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

  3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

  4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

  5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

  6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

4. Законодательно-нормативное обеспечение программы

  • Закон РФ «Об образовании».

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

  • Государственная программа Саратовской области «Патриотическое воспитание граждан в Саратовской области» (2017-2024).

  • Устав МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №232».

  • От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.

  • Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ.

5. Характеристика детей с задержкой психического развития.

Формирование образов окружающего мира у детей с ЗПР осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий.

Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостного образа предметов — результат сложного взаимодействия ощущений (часто ощущений, относящихся к нескольким органам чувств) и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий.

Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у детей с задержкой психического развития. Для детей с ЗПР характерны прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире.

Это нельзя отнести только за счет бедности опыта ребенка (собственно и сама эта бедность опыта в значительной мере обусловлена тем, что восприятие детей неполноценно и не поставляет достаточной информации): при ЗПР нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность.

Воспитание детей с тяжелыми нарушениями развития, с одной стороны, имеет задачи, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой стороны, эти задачи глубоко специфичны.

Цели и задачи, общие для обучения и воспитания всех детей - это содействие их всестороннему развитию, выявление положительных и сглаживание отрицательных сторон личности, воспитание детей наиболее социально адаптированными, трудоспособными и полезными членами общества. Для детей с тяжелыми недостатками развития эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении следует учитывать значительно более низкий уровень их возможностей, необходимость применять особые методические приемы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания. Специфичность целей, задач и методов работы с проблемными детьми вытекает из глубокого своеобразия этих детей.

Для воспитания ребенка с ОВЗ большое значение имеет: спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство. Поэтому в работе с детьми этой категории выделяется патриотическое воспитание через знакомство с русскими народными традициями. Фольклор, как сокровищница русского народа позволяет разнообразить процесс воспитания и развития двигательной творческой инициативы детей путем нахождения новых форм.

II. Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает три возрастных периода развития детей: средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).

III. Ожидаемый результат реализации программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

4–5 лет.

  • Знать имя, отчество родителей.

  • Знать где работают их родители.

  • Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.

  • Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.

  • Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.

  • Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.



5–6 лет.

  • Знать свой домашний адрес, название города.

  • Иметь представление о символике города.

  • Иметь представление о жизни и быте народов Саратовской области.

  • Узнавать на фотографиях достопримечательности города.

  • Знать профессии своих родителей.

  • Знать правила поведения в природе.

  • Различать некоторые рода войск.

6–7 лет.

  • Краткие сведения об истории города.

  • Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

  • Знать герб, флаг России и городаСаратова.

  • Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

  • Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.

  • Правила безопасности поведения в природе и на улице города.

  • Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

IV. Этапы внедрения программы

  • Сбор информации.

  • Разработка и внедрение программы.

  • Разработка и реализация плана программы.

  • Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

  • Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.

  • Регулирование выполнения программы.

  • Текущий мониторинг выполнения программы.

  • Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.

V. Механизм сопровождения программы

1. Планирование и подготовка

  • Изучение методической литературы.

  • План работы на год.

  • Комплектование творческой группы.

  • Составление разделов плана творческой группой (по годам).

  • Обсуждение проектов каждого плана.

  • Утверждение плана.

2. Методическое сопровождение

  • Организация и проведение семинара по изучению программы.

  • Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.

  • Консультации.

  • Проведение семинарских занятий.

  • Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.

  • Самообразование.

3. Использование результатов работы

  • Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, пед. чтений, педсоветов, открытых просмотров).

  • Оформление результатов работы.

  • Написание творческих работ, проектов.

4. Мероприятия поддержки

  • Составление плана совместных проектов между специалистами ДОУ.

  • Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.

  • Взаимодействие с семьей.

5. Итоговый анализ

  • Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).

  • Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).

  • Оформление результатов работы.

  • Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.

VI. Тематическое планирование

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

/средняя группа/


МЕСЯЦ

НАЗВАНИЕ


Сентябрь

  1. Детский сад

  2. Труд взрослых в детском саду

  3. Наша группа

  4. Помощник воспитателя



Октябрь

  1. Мой дом

  2. Моя квартира

  3. Один дома

  4. Моя семья


Ноябрь

  1. Мой родной город

  2. Город. Село.

3-4. Труд взрослых в родном городе



Декабрь

1-2. Транспорт родного города

  1. Моя улица

  2. Новогодний праздник


Январь

1-2.Наша Родина – Россия

3.Государственные символы России – флаг


Февраль

  1. Государственные символы России – герб

  2. Государственные символы России – гимн

  3. Наша армия родная



Март

  1. Праздник 8 Марта

  2. Семья и Дом

  3. Магазины

  4. Я узнаю себя


Апрель

  1. День Космонавтики

  2. Русский национальный костюм

  3. Русская матрешка

  4. Дымковские игрушки



Май

1. День Победы

2. Памятники защитникам Родины в нашем городе

3 – 4. Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

/старшая группа/


МЕСЯЦ

НАЗВАНИЕ


Сентябрь

  1. Моя семья

2-3. Моя родословная

4. Мое имя



Октябрь

  1. Мой любимый детский сад

  2. Кто заботится о нас

  3. Маленький город – детский сад

  4. Экскурсия по детскому саду


Ноябрь

  1. Мой любимый город

  2. Моя улица

  3. Городские здания

  4. Транспорт нашего города


Декабрь

1-2. Растительный и животный мир родного края

3. Новый год у ворот

4. Новогодний праздник


Январь

  1. Мы – россияне

  2. Россия – наша Родина

  3. Государственные символы России: герб, гимн, флаг


Февраль

1-2. Наше наследие: русские – народные игрушки

3-4. Наши Защитники (ко Дню Защитника Отечества)


Март

1- Русские народные праздники «Масленица»

2. Мама – первое слово

3-4. «Жаворонки»


Апрель

1-2. Загадочный мир космоса.

3. О творчестве А. С. Пушкина

4. Герои Великой Отечественной войны.


Май

1-2. «Этот День Победы!»

3. Итоговое занятие – викторина «Что мы знаем о России»

4. Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

/подготовительная группа/


МЕСЯЦ

НАЗВАНИЕ



Сентябрь

  1. Моя семья

  2. Я люблю свой детский сад и район где я живу.

  3. Малая родина. За что мы любим свой город.

  4. История возникновения герба родного города.


Октябрь

1-2. Флора и фауна родного края

3. Мир вокруг нас

4. Дружная планета.


Ноябрь

  1. Наша страна – Россия

  2. «Красна изба»

  3. Богатыри земли русской

  4. Русские народные промыслы


Декабрь

1. Саратовская народная игрушка.

2-3. Климатические зоны России

4. Новогодние приключения.


Январь

  1. Рождественская история.

  2. Города России

  3. Москва – главный город нашей Родины




Февраль

  1. Государственные символы России – флаг, гимн

  2. Государственный символ России – герб

  3. Народы, живущие в России.

  4. День защитников Отечества



Март

  1. Моя мама

  2. Масленица

  3. Знаменитые люди России.

  4. Русский лес – чудесный лес


Апрель

  1. Далекий космос.

  2. Что такое заповедник?

  3. Голубые реки России

  4. Никто не забыт. Ни что не забыто.


Май


    1. День Победы. Памятники истории.

3.-4.Итоговая диагностика по программе.




Перспективное планирование в средней группе



СЕНТЯБРЬ


ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ


1-я неделя


Детский сад

Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки.

Занятия, беседы о д/саде, о дружбе, работе взрослых в д/с. Экскурсия по д/с, наблюдения за трудом сотрудников, беседы с ними.

Элементы лепки «Игрушки в д/с».

Аппликация «Красивая посуда».

Рисование: «Разноцветные узоры».

Подвижные и развивающие игры: «Давайте познакомимся», «Назови себя», «Что есть в нашей группе», «Ищем клад», «Друг – дружок, узнай голосок».

Сюжетно-ролевая игра «Напои куклу чаем».


2-я неделя


Труд взрослых в детском саду

Воспитыватьуважительное, дружелюбное отношение детей друг к другу, к сотрудникам д/с, развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым.


3-я неделя


Наша группа

Расширять знания детей о помещении группы, подводить к пониманию того, что все в группе сделано руками людей, надо относиться ко всему бережно.


4-я неделя


Помощник воспитателя

Расширять знания детей о труде помощника воспитателя; воспитывать бережное отношение к чистоте и порядку в группе, формировать желание помогать взрослым.


ОКТЯБРЬ


ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ


1-я неделя


Мой дом

Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, закреплять понимание духовной ценности домашнего очага для каждого человека.

Занятия, беседы о доме, членах семьи, семейных традициях, семейных праздниках, семейном отдыхе.

Составление рассказов по картинам из серии «Моя семья», «Мы отмечали праздник», «Маленький помощник», «У нас в гостях бабушка», «Хочу быть как папа», «Хочу быть как мама».

Чтение сказок «Теремок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Маша и Медведь», «Волк и семеро козлят».

Развивающие игры: «А кто такой», «Я люблю», «Какая моя мама», «На кого я похож», «Давайте познакомимся», «У кого какой дом», «Что у нас дома».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождения Мишки», «Путешествие, или мы отдыхаем».

Рисование: «Мой дом», «Кошкин дом», «Чашки для кукол», «Украсим блюдечко».

Конструирование: «Построй дом, который тебе нравится».

Лепка: «Ладушки, ладушки, испечем оладушки», «Бусы и колечки».

Аппликация: «Домик для собачки», «Цветы в вазе», «Строим дом» (коллективная работа)

2-я неделя

Моя квартира

Познакомить с терминами «квартира», «адрес»

3-я неделя

Один дома

Закреплять правила поведения дома


4-я неделя


Моя семья

Воспитывать в детях добрые, нежные чувства к членам своей семьи, закреплять знания детей о своем имени, именах своих родных, коротко рассказывать о своей семье; привить потребность радовать своих близких.


НОЯБРЬ


ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ


1-я неделя


Мой родной город

Закрепить название родного города.

Занятия, беседы о родном городе; беседы о труде взрослых в родном городе.

Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родного города; рассматривание картинок с изображением людей разных профессий.

Стихи о Родине, загадки о профессиях.

Развивающие и подвижные игры: «Кто где живет», «Кому что нужно для работы»,



2-я неделя


Город. Село.

Рассказать детям о городе, селе, чем они отличаются; об особенностях городского и сельского труда.


3-я - 4- аянеделя


Труд взрослых в родном городе

Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного города: учитель, врач, строитель, милиционер; формировать уважение к труду людей, направленному на благо родного города, формировать первичное понимание слова «Родина».



ДЕКАБРЬ


ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я неделя

2-я неделя

Транспорт родного города

Закрепить названия разных видов транспорта, формировать представления о ПДД, формировать патриотические чувства, представление о том, что такое малая родина.

Занятия, беседы о родном городе, о городском транспорте,

о празднично украшенных улицах, о выдающихся людях нашего города, в честь которых названы улицы.

Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с изображением транспорта, загадки про транспорт.

Утренник для детей и родителей «Новый год у ворот».

Изготовление атрибутов для украшения группы, новогодних игрушек, подарков для родных. Разучивание стихов, песен, танцев.

Рисование: «Улица, на которой я живу», «Транспорт на моей улице», «Зимнее дерево».

Аппликация: «Новогодняя открытка», «Гирлянда», «Снеговик», «Дома» Конструирование: «Построй гараж»

Развивающие и подвижные игры: «Машины на нашей улице», «Два мороза», «Светофор», «Цветные автомобили», «На чем едем, летим, плывем».

Сюжетно-ролевые игры: «Мы едем, едем, едем…», «Автобус».

Рисование: «Самолет», Корабль».


3-я неделя

Моя улица

Закрепить название улицы, что на ней расположено, что изменилось.


4-я неделя

Новогодний праздник

Побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким.


ЯНВАРЬ


ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я неделя -2 неделя

Наша Родина – Россия

Воспитывать в детях любовь к своей Родине – России, вызвать чувство восхищения красотой ее природы, талантом русского народа; закрепить название «Россия».


Занятия, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России.




Занятия, рассматривание иллюстраций государственного флага РФ, беседа на тему: «На каких зданиях можно увидеть флаг России»;

Дидактические игры: «Узнай наш флаг».

Аппликация: «Флаг России», «Ракета»


3 неделя

Государственные символы России - флаг

Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе России – флаге, познакомить с цветами государственного флага РФ, их символическим значением, формировать уважительное отношение к флагу РФ, формировать умение называть «Флаг России», знать назначение государственного флага.


ФЕВРАЛЬ


ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-ая неделя

Государственные символы России - герб

Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе России – гербе, сформировать уважительное отношение к гербу РФ, познакомить детей с символическим значением герба РФ, показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством.

Рассматривание изображения государственного герба РФ, рассматривание герба на монетах, на документах;

Д/И«Узнай наш герб»

2-я неделя

Государственные символы России - гимн

Познакомить детей с государственным гимном, воспитывать уважительное отношение к гимну, как к официальному музыкальному символу; формировать представления о правилах поведения при прослушивании государственного гимна РФ, объяснить в каких случаях исполняется государственный гимн РФ

Прослушивание государственного гимна РФ.













Рассматривание картин «Защитники Отечества».

Чтение стихотворений о Родине. Развивающие и подвижные игры: «Наша планета – Земля», «Кто такие военные», «Найди картинку», «Самолеты»

3 неделя

Наша армия родная

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.

Познакомить детей с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой; воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.


МАРТ


ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ


1-я неделя


Праздник 8 Марта

Формировать в сознании детей образ мамы, как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье.

Занятия, беседа о Международном Женском Дне, рассматривание иллюстраций, картинок.

Чтение стихотворений о маме, разучивание песен, утренник для мам и бабушек.

Чтение стихотворений и загадки о частях тела.

Развивающие и подвижные игры: «Овощи», «Фрукты», «Чего не хватает».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья».

Аппликация: «Открытка для мамы», «Букет цветов».

Рисование: «Это я», «Моя семья».

Лепка: «Овощи», «Фрукты», «Матрешки»

2-я неделя

Семья и Дом.

Предложить детям рассказать, как они ходят в магазин с мамой.


3-я неделя


Магазины

Познакомить детей с магазинами нашего города; с трудом работников магазина (продавцов, кассиров); воспитывать в детях чувство уважения к людям.


4-я неделя


Я узнаю себя

Развивать представления о внешнем облике; знакомить с частями тела (руки, ноги, голова, шея, туловище); частями лица (глаза, нос, рот, щеки, уши, лоб); рассказать о правилах гигиены и ухода за собственным телом и лицом.


АПРЕЛЬ


ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ


1-я неделя

День Космонавтики

Дать детям представление о космосе, рассказать о первом человеке, полетевшем в космос.

Рассматривание картин о космосе; рассматривание ракеты, беседа о Ю. Гагарине;

Рисование: «Солнышко» (коллективная работа)


Занятия, рассматривание иллюстраций национальных костюмов, рассматривание матрешки и дымковских игрушек. Разучивание стихотворений.

Рисование: «Матрешка», «Сарафан», «Козлик» (раскрашивание трафаретов)


2-я неделя

Русский национальный костюм

Познакомить детей с женским и мужским национальным костюмом


3-я неделя


Русская матрешка

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрешкой.


4-я неделя


Дымковские игрушки

Закрепить интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с дымковской игрушкой, побуждать детей восхищаться красками, красотой дымковских игрушек, развивать чувства национальной гордости при изучении народных промыслов.



МАЙ


ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я неделя

День Победы

Рассказать детям о войне, о победе русского народа над фашистами. Формировать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Занятия, беседы, рассматривание иллюстраций, фотографий и картин о войне; чтение стихотворений и рассказов о Дне Победы; рассматривание фотографий памятников в нашем городе.

Экскурсия детей с родителями в парк Победы «Журавли», возложение цветов.

Рисование: «Салют в нашем городе»

2-я неделя

Памятники защитникам Родины в нашем городе

Рассказать детям о мемориалах нашего города.

3-я, 4-я недели

Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе

Обследование детей на определение итоговых знаний по программе.



Перспективное планирование в старшей группе



СЕНТЯБРЬ


ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ


1-я неделя


Моя семья

Закреплять знания у детей о самих себе, о своей семье, воспитывать ласковое и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать своих близких добрыми делами.

Занятия, беседы с детьми на тему: «Где мы отдыхали летом», рассматривание фотографий, организация фотовыставки; составление рассказов по картинам из серии «Моя семья».

Чтение Я. Акима «Моя родня», «Кто кому что»; Р. Газматов «Мой дедушка»; И. Рыбкина «Про папу»; В. Драгунский «Сестра моя Ксения» (отрывок).

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Рисование: «Моя семья», «Моя мама», «Это я».


2-я, 3-я недели


Моя родословная

Углублять знания о своей семье. Поощрять к рассказам о семейных событиях, традициях, праздниках, обращать внимание на необходимость участия в них самих детей.


4-я неделя


Мое имя

Закреплять знания детей о том, что обозначают их имена, имена их родителей, объяснить понятия «имя», «отчество», «фамилия».


ОКТЯБРЬ


ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я неделя

Мой любимый детский сад

Расширить представление детей о д/с; люди каких профессий работают в д/с; воспитывать бережное отношение к д/с; формировать дружеские взаимоотношения, уважение к старшим.

Занятия, беседы с детьми; изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы; пение песен и чтение стихотворений о детском саде, о детях.

Развивающие игры: «Все работы хороши», «Что когда происходит?» (режим дня), «Угадай что изменилось».

Лепка: «Посуда для кукол», «Праздничный стол».

Аппликация: «Машинки, в которые мы играем», «Украсим нашу группу» (панно), «Веселые куклы».

Рисование: «Мои любимые игрушки».

Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Семья».









2-я неделя

Кто заботится о нас?

Расширять знания детей о труде сотрудников д/с (медсестра, воспитатель, работник прачечной, повара, методист, заведующая); закрепить знания о том, в чем заключается их работа, отметить важность их труда; воспитывать уважение к сотрудникам д/с, желание им помочь, доставить радость.

3-я неделя

Маленький город – детский сад

Рассказать, что в городе много разных зданий, детских садов. В д/с очень уютно, красиво. Садик – как маленький город, там есть участки, где дети играют, маленький стадион, где дети занимаются спортом, есть цветники; дети берегут и любят свой маленький город – детский сад.

4-я неделя

Экскурсия по детскому саду

Расширять представления детей о д/с; отметить как там красиво и аккуратно; формировать бережное отношение к д/с; познакомить с детьми младшего возраста; учить бережно относиться к малышам; расширять представления детей о территории д/с; учить поддерживать чистоту и порядок; воспитывать желание помогать взрослым ухаживать за растениями (пропалывать цветники, поливать, рыхлить почву); рассказать детям почему группы в д/с называются по-разному (младшая, средняя, старшая, подготовительная и др.); расширять представления детей о разных помещениях в д/с, о том, что делают дети, когда туда приходят.


НОЯБРЬ


ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ


1-я неделя


Мой любимый город

Уточнить знания детей о достопримечательностях родного города; рассказать о том, что такое герб, флаг; объяснить символику города.

Занятия, беседы о родном городе, родной улице; беседы о городской архитектуре, о городских зданиях; о видах транспорта в нашем городе. Рассматривание иллюстраций и фотографий, рассматривание открыток с видами города.

Пословицы и поговорки о дружбе и о доме; чтение стихотворений и загадок о ПДД.

Дидактические игры: «Жилое – нежилое», «Из чего построен дом», «Мой этаж», «Мой домашний адрес», «Я начну, а ты продолжи» (правила поведения в городе), «Кто больше назовет» (правила дорожного движения в городе)

Рисование: «Моя родная улица», «Мой дом», «Машины на нашей улице».

Аппликация: «Кто самый быстрый?». Найти в журналах, на открытках или нарисовать несколько видов транспорта, располагая их в зависимости от движения: от самого медленного к самому быстрому (домашнее задание).

Конструирование: «Подъемный кран», «Тележка».

Сюжетно-ролевые игры «Автобус», «Пожарные».



2-я неделя



Моя улица

Рассказать о происхождении названий улиц. Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса, учить детей правилам безопасного перехода через дорогу, обогащать словарь детей словами: газон, тротуары, пешеходный переход, пешеходы, проезжая часть. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки.


3-я неделя


Городские здания

Познакомить детей с разными видами городских зданий, их назначением, объяснить, что дома бывают жилые и нежилые, пополнять словарь: школа, библиотека, парикмахерская, аптека, больница, банк, магазин; познакомить детей с сооружениями культуры и досуга, их назначением.


4-я неделя


Транспорт нашего города

Обобщить и систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека; уточнить и расширить представления о правилах поведения в транспорте.


ДЕКАБРЬ


ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ


1-я неделя

2-я неделя


Растительный и животный мир родного края.

Расширять представления детей о природе и животном мире родного края. Воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения.

Занятия, беседы о растениях и животных родного края, рассматривание фотографий, открыток с видами родной природы; беседы о животных родного края, рассматривание иллюстраций с изображением животных, птиц, насекомых.

рассматривание иллюстраций.

Загадки про растения, деревья, решение экологических задачек; загадки про животных.

Дидактические игры: «Какие растут деревья», «Какие бывают кустарники», «С какого дерева листок», «Зеленая аптека», «У кого какой домик», «Узнай по описанию».


Утренник для детей и родителей «Здравствуй, здравствуй, Новый год!»

Чтение стихотворений про Новый год, о зиме, прослушивание фольклорных песен по теме.

Изготовление атрибутов для украшения группы, новогодних игрушек, подарков для родных.

Рисование: «Новогодний подарок», «Новогоднее представление», составление письма Деду Морозу (рисунок).

Аппликация: «Елка», «Фонарик».





3-я неделя


Новый год у ворот


Рассказать детям о происхождении праздника. О традициях в новогодние праздники.



4-я неделя


Новогодний праздник

Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким.


ЯНВАРЬ


ДАТА

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ


1-я неделя


Мы - россияне

Сформировать в воображении детей образ Родины; формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия».


Занятия, чтение стихотворений о Родине; пословицы и поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России; рассматривание репродукций картин о родной природе; рассматривание иллюстраций, открыток с видами разных городов России; рассматривание изображений государственного герба и флага РФ.

Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

Д/и «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».

Аппликация: «Наш флаг»

Рисование: «Моя Родина», «Российский флаг».


2-я неделя


Россия – наша Родина

Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России. Познакомить детей с понятием большая и малая Родина.



3-я неделя


Государственные символы России: герб, гимн, флаг.

Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – гербе, гимне, флаге; сформировать уважительное отношение к государственным символам, познакомить детей с символическим значением герба РФ, цветов флага.



ФЕВРАЛЬ


ДАТА

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ


1- 2-я неделя


Наше наследие. Русские народные игрушки.

Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах (игрушки, посуда, украшения), формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

Занятия, беседы о русских народных промыслах, русские народные подвижные игры, игры с дымковскими игрушками. Рассматривание образцов хохломы, гжели.

Лепка, декоративное рисование предметов народных промыслов.


Разучивание песен, стихов, инсценировок к Дню Защитника Отечества, чтение художественной литературы.

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Д/и «Рода войск»»

3-я, 4-я недели

Наши защитники (ко Дню Защитника Отечества)

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.




МАРТ


ДАТА

ТЕЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я

Масленица

Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы. Познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора.

Занятие – развлечение, беседы о масленичной неделе, символическом значении блинов, чучела Масленицы.

Рисование: «Встреча весны»

Спортивные состязания.


2-я неделя


Мама – первое слово

Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы, как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства.

Занятия, беседа о мамах, составление рассказов на тему: «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».

Утренник для мам и бабушек. Разучивание стихотворений о маме, инсценировок. Изготовление подарков для мам и бабушек, атрибутов для украшения музыкального зала к утреннику.

Рисование портрета «Моя мама».



3-я, 4-я недели


«Жаворонки»

Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы весной, познакомить с фольклорными образцами народного творчества: песнями, танцами, народными традициями встречи весны.


Занятия – развлечения для детей и родителей. Разучивание фольклорных песен, танцев.

Выставка детских рисунков «В окно повеяло весною».


АПРЕЛЬ


ДАТА

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ


1-я, 2-я недели


Загадочный мир космоса

Дать детям представление о космосе, о людях, которые летают в космос, о первом человеке космонавте.

Занятия, рассказ воспитателя о космосе, космонавтах; беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.

Игра «Космонавты».

Рисование на данную тему.

Д/и «Космос».

Занятие, рассматривание репродукций, портретов А. С. Пушкина, прослушивание стихов, сказок, рассматривание иллюстраций к ним.

Рисование «Сказки Пушкина».

Рассмотреть иллюстрации, фотографии, книги о подвигах людей в годы ВОВ. Чтение рассказов, стихов.

Прослушивание песен о ВОВ.


3-я неделя


О творчестве А. С. Пушкина

Познакомить детей со знаменитым соотечественником – А. С. Пушкиным. Побуждать детей восхищаться его творчеством. Воспитывать интерес к его произведениям.


4-я неделя


Герои Великой Отечественной войны

Рассказать детям о солдатах, пионерах-героях в годы Великой Отечественной войны, формировать понимание значимости патриотического подвига граждан всей страны по защите страны от врагов.


МАЙ


ДАТА


ТЕМА


СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я неделя

Этот День Победы

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.

НОД «День Победы».

Разучивание стихов, песен, инсценировок. Чтение художественной литературы. Экскурсии к памятникам и мемориалам.


2-я неделя


Итоговое занятие – викторина «Что мы знаем о России»

Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и рек, названия народных промыслов. Знать имена деятелей науки и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Викторина, чтение стихотворений, литературных произведений о Родине. Чтение пословиц о Родине, загадки про народные декоративно-прикладные промыслы.

Д/и «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг», другие д/и по выбору воспитателя.

3-я, 4-я недели



Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе

Обследование детей на определение итоговых знаний по программе.







Перспективное планирование в подготовительной группе



СЕНТЯБРЬ


ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ



1-я неделя



Моя семья

Закрепить знание детей о своей семье, своих близких; о семейных праздниках, традициях.

Разгадывание ребуса «7Я»; работа над понятием «семья». Обсуждение рассказа В. Драгунского «На садовой большое движение». Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках.

Составление генеалогического дерева семьи.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Лепка «Посуда для моей семьи»

Рисование «Моя семья»

Изготовление панно «Моя семья». (Я – в середине, а по лучам члены семьи)



2-я неделя


Я люблю свой детский сад и район где я живу

Расширять представление, учить рассказывать детей о детском саде; о районе.

Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду; рассказы об исторических местах района и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы). Рассматривание фотографий. Экскурсия детей вместе с родителями по району. Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад)


3-я неделя


Малая родина. За что мы любим свой город.

Уточнить представления детей о родном городе. Формировать понимание выражения «Малая родина». Воспитывать гражданско-патриотические чувства. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Формировать гражданско-патриотические чувства.

Экскурсия по родному городу (с родителями); рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с видами родного города.

Фотовыставка «Я в родном городе»

Д/и «Что в родном городе есть»

Рисование «Любимый город»



4-я неделя


История возникновения герба родного города

Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе. Формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Беседы о том, где можно увидеть герб города, рассматривание иллюстраций герба родного города.







ОКТЯБРЬ


ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ


1-я и 2-я неделя


Флора и фауна родного края

Уточнить представления детей о животном и растительном мире родного края.

Беседы о животных и растениях родного края, рассматривание иллюстраций, целевые прогулки. Экскурсия (вместе с родителями в краеведческий музей г. Саратова).



3-я неделя



Мир вокруг нас

Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства.

Занятия, беседы о разных странах и их жителях. Чтение стихов, сказок авторов разных стран, знакомство с глобусом.

Д/и «Иностранец», «Кто в какой стране живет»

П/и детей разных стран.




4-я неделя




Дружная планета

Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности.

Занятия, беседы о детях разных национальностей, чтение стихотворений, литературных произведений.

Рисование: «Символ толерантности»

Д/и «Иностранец», «Наша планета»

П/и детей разных стран


НОЯБРЬ


ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ


1-я неделя


Наша страна - Россия

Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия», столицы государства, и родного города.

Занятия, беседы о Родине, чтение стихотворений, пословиц и поговорок; рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России. Беседа о березе – символе России.

Рисование: коллективное «Березовая роща»

Д/И: «Узнай город» (по иллюстрациям, кадрам из презентации)


2-я неделя


«Красна изба»

Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой.

Занятия, беседы об историческом прошлом России, чтение русских былин; пословицы и поговорки о Родине. Знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского народного быта.

Аппликация: «Русский народный костюм»



3-я неделя



Богатыри земли русской

Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей.

Занятия, беседы о русских богатырях, чтение былин и легенд, русские народные подвижные игры. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».



4-я неделя



Русские народные промыслы

Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

Занятия, беседы о русских народных промыслах, русские народные подвижные игры, игры с дымковскими, филимоновскимиигрушками. Рассматривание образцов хохломы, гжели и т.д.

Лепка, декоративное рисование предметов народных промыслов.




ДЕКАБРЬ


ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ


1-я неделя


Саратовская народная игрушка


Познакомить с глиняным народным художественным промыслом Саратова.

Рассмотреть иллюстрации.

Лепка из глины. Роспись саратовской игрушки.



2-я и 3-я неделя



Климатические зоны России

Обобщить знания детей о климатических зонах Российской Федерации. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

Занятия, знакомство с географической картой России.

Просмотр фильма о климатических зонах России.

Д/и «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Чей хвост, чья голова».


4-я неделя


Новогодние приключения

Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран; формировать гражданско-патриотические чувства. Пополнять словарь названиями стран: Япония, Болгария, Германия и др.

Беседа о праздниках. Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.

Беседа о новогодних символах.

Рассказ о новогодних обычаях.

Сооружение построек из снега.

Акция «Поможем птицам зимой».

Оформление группы к празднику. Новогодний утренник.

Рисование: «Праздник елки в детском саду», «Письмо Деду Морозу».


ЯНВАРЬ


ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1-я неделя

Рождественская история

Познакомить с традициями, обычаями и праздниками русского народа.

Развлечение: «Рождественские калядки»



2-я неделя



Города России

Познакомить детей с такими городами РФ, как Санкт-Петербург, Новгород, Новосибирск и т.д. Формировать представление о том, что Россия – огромная страна. Воспитывать чувство гордости за свою родную страну.

Занятие, рассматривание иллюстраций с видами городов.

Чтение литературных произведений о городах России.



3-я неделя



Москва - главный город нашей страны

Уточнить знания детей о столице РФ. Формировать представление о Москве как о главном городе России. Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями столицы России. Побуждать детей восхищаться ее красотой. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Занятие, рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы.

Фотовыставка «Главный город», выставка детских рисунков.


ФЕВРАЛЬ


ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ



1-я неделя



Государственные символы России – флаг, гимн

Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране.

Занятие, беседы о государственных символах России, рассматривание изображений государственных символов, прослушивание гимна, наблюдение в ходе прогулок (с родителями), на каких зданиях можно увидеть государственные символы.

Д/и «Узнай наш флаг»

Аппликация: изготовление флага РФ.

Рисование флага РФ.


2-я неделя


Государственный символ России - герб

Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством.

Занятие, беседы о символическом значении герба РФ, рассматривание изображений государственного герба.

Д/и «Узнай наш герб»


3-я неделя



Какие народы живут в России

Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ. Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию: русских, татарах, чувашах, чукчах, мордве. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества.

Занятие, беседы о многонациональной России, рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворений, художественной литературы.

П/и разных народов РФ.


4-я неделя


День защитников Отечества

Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины.

Праздник «День защитников Отечества»; изготовление подарков для пап и дедушек, рассматривание иллюстраций с изображением разных родов войск: сухопутных, военно-морских, воздушных.

Д/и по выбору воспитателя.


МАРТ


ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ



1-я неделя



Моя мама

Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам, познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики.



Утренник «Мамин день»; рассматривание фотографий знаменитых россиянок, изготовление подарков для мам и бабушек.

Фотовыставка «Моя мама»

Рисование: «Мама дома», «Мама на работе», «Портрет мамы»


2-я неделя


Масленица

Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы. Познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора.

Занятие – развлечение, беседы о масленичной неделе, символическом значении блинов, чучела Масленицы.

Рисование: «Встреча весны»

Спортивные состязания.



3-я неделя



Знаменитые россияне

Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны.


Занятие, беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий знаменитых соотечественников, прослушивание литературных произведений, стихов.



4-я неделя


Русский лес – чудесный лес

Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства.

Занятие, беседы о жизни животных в лесу, рассматривание иллюстраций.

Д/и «С какого дерева листок», «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Зеленая аптека».

АПРЕЛЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ


1-я неделя


Далекий космос

Дать детям представление о строении Солнечной системы, звездах, планетах, о полете человека в космос.

Беседа на тему: «Человек на Луне» (рассказы о космонавтах).

Наблюдения: Восход и заход Солнца. Смена дня и ночи. Ночное небо: звезды (с родителями). Луна, какая она (с родителями).

Рисование: «Ночное небо», «Земля наш дом», «Ракета».

2-я неделя


Что такое заповедник?

Познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книгой»; воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства.



Занятие, беседы о заповедниках России, рассматривание иллюстраций с изображением редких животных.

Рисование: «Красная книга России»


3-я неделя


Голубые реки России

Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, Ангара, озеро Байкал. Формировать понимание значимости воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России.

Занятие, беседы о реках России, озере Байкал, рассматривание иллюстраций.

Чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей.


4-я неделя

Никто не забыт, ничто не забыто

Продолжать знакомить детей с историей Великой Отечественной войны, формировать понимание значимости патриотического подвига граждан всей страны по защите страны от врагов.



МАЙ


ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ


1-я и 2 -я

неделя


День Победы

Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотические чувства.

Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов, беседы о подвигах людей во время ВОВ.

Рисование: «День Победы»

Рассматривание старинных фотографий военных лет. Просмотр документальных фильмов.

3-я 4-я неделя

Мы – патриоты. Итоговая диагностика по программе.

Обобщить и систематизировать знания детей по программе. Формировать уважительное отношение к родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.


Итоговое занятие – викторина, чтение литературных произведений о Родине.

Фотовыставки, выставки детских рисунков.

Дидактические игры.





VII. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Взаимодействие с родителями

№ п\п

Мероприятия

Сроки выполнения

4

Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех».

Ноябрь

Воспитатели, родители

5

Круглый стол, посвященный Дню матери.

Ноябрь

Воспитатели, психолог, дефектолог

6

День открытых дверей «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста».

Декабрь

Методист, воспитатели

7

Оформление стенда «Древо своей семьи».

Январь

Родители, воспитатели

8

Конкурс плакатов «Защитники Отечества».

Февраль

Воспитатели, родители, методист

9

Досуг «Мой – папа».

Февраль

Физинструктор, родители

10

Проект «Мама, папа, я – спортивная семья».

По плану ДОУ

Воспитатели, музыкальный руководитель, физинструктор, родители

11

Организация совместных занятий детей и родителей.

Апрель

Воспитатели, логопед, дефектолог.

12

Изготовление панно: «Мы помним» Посвященное памяти о событиях в ВОВ

Апрель

Родители, воспитатели

13

День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица».

Июнь

Родители, воспитатели









VIII. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.

1. Познавательные занятия

  • Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г. Саратова, Саратовской области, их символика).

  • Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.

  • «Наш город» и т.д.

2. Традиции

  • Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Саратовского края. Для этого проводятся:

  • Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;

  • Экскурсии в краеведческий музей г. Саратова ( с родителями);

  • Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».

3. Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

4. Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:

1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:

  • Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».

  • Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».

  • «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.

2. «Неделя памяти» включающая:

  • Оформление панно и плакатов по тематике.

  • Занятия, беседы.

  • Праздник, посвященный Дню Победы.

  • Экскурсия к мемориалу «Журавли».

5. Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

  • Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.

  • Природоохраняемая акция «Посади цветок».

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников. Диагностическое обследование (начало, конец учебного года. Приложение 1,2).

IX. Материально-техническое сопровождение

  • Дидактические и наглядные пособия;

  • современные средства ТСО;

  • методическая литература;

  • Репродукции картин;

  • картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;

  • «Моя семья»;

  • художественная литература;

  • пособие «Заповедники и заказники Ставропольского края»;

  • грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;

  • карты, атлас Ставропольского края;

  • символика Ставрополья



ЛИТЕРАТУРА


  1. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников /старшая группа/.

  2. Е. В. Симонова «Моя первая книга о России».

  3. «Моя Родина – Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Книга первая: «С древних времен до наших дней». Книга вторая: «Большая и малая Родина». Книга третья: «Природа и климат». Книга четвертая: «Народы. Костюмы. Праздники». Книга пятая: «На службе Отечеству. Выдающиеся личности».

  4. Т. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» /Патриотическое воспитание/.

  5. Л. А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества», /методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/.

6. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», /опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ

7. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» /методическое пособие/

  1. Н. С. Голицына «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью»

  2. Степанов «Стихи о России».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Маркова Галина Николаевна

Дата: 20.02.2024

Номер свидетельства: 646106


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства