Программа нравственно-патриотического воспитания для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Программа нравственно-патриотического воспитания для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Сформи к культурному наследию.ровать у детей дошкольного возраста патриотизма и чувства гражданственности, уважения и памяти к защитникам Отечества и бережному отношению
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа нравственно-патриотического воспитания для детей с тяжёлыми нарушениями речи.»
Программа
нравственно-патриотического воспитания для детей группы с задержкой психического развития.
Составил: педагог-психолог
Маркова Г.Н.
г.Новоалександровск 2023-24уч.г.
Программа нравственно-патриотического воспитания для детей группы с задержкой психического развития.
I. Пояснительная записка
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
1. Обоснование актуальности программы
В наше время, перенасыщенное информацией, вытесняется русская культура, русский язык, забывается и переписывается история.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами, достижениями народа.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
2. Цель и задачи программы
Цель: формирование у детей чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям, к природе и окружающей среде.
Сформировать у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития патриотические отношения и чувства к своей семье, родному городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантное отношение к представителям других национальностей.
Задачи:
Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
Воспитание здорового образа жизни.
Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
3. Педагогические принципы программы
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
4. Законодательно-нормативное обеспечение программы
Закон РФ «Об образовании».
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Государственная программа Саратовской области «Патриотическое воспитание граждан в Саратовской области» (2017-2024).
Устав МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №232».
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ.
5. Характеристика детей с задержкой психического развития.
Формирование образов окружающего мира у детей с ЗПР осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий.
Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостного образа предметов — результат сложного взаимодействия ощущений (часто ощущений, относящихся к нескольким органам чувств) и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий.
Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у детей с задержкой психического развития. Для детей с ЗПР характерны прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире.
Это нельзя отнести только за счет бедности опыта ребенка (собственно и сама эта бедность опыта в значительной мере обусловлена тем, что восприятие детей неполноценно и не поставляет достаточной информации): при ЗПР нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность.
Воспитание детей с тяжелыми нарушениями развития, с одной стороны, имеет задачи, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой стороны, эти задачи глубоко специфичны.
Цели и задачи, общие для обучения и воспитания всех детей - это содействие их всестороннему развитию, выявление положительных и сглаживание отрицательных сторон личности, воспитание детей наиболее социально адаптированными, трудоспособными и полезными членами общества. Для детей с тяжелыми недостатками развития эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении следует учитывать значительно более низкий уровень их возможностей, необходимость применять особые методические приемы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания. Специфичность целей, задач и методов работы с проблемными детьми вытекает из глубокого своеобразия этих детей.
Для воспитания ребенка с ОВЗ большое значение имеет: спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство. Поэтому в работе с детьми этой категории выделяется патриотическое воспитание через знакомство с русскими народными традициями. Фольклор, как сокровищница русского народа позволяет разнообразить процесс воспитания и развития двигательной творческой инициативы детей путем нахождения новых форм.
II. Структура программы
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает три возрастных периода развития детей: средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).
III. Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
4–5 лет.
Знать имя, отчество родителей.
Знать где работают их родители.
Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
5–6 лет.
Знать свой домашний адрес, название города.
Иметь представление о символике города.
Иметь представление о жизни и быте народов Саратовской области.
Узнавать на фотографиях достопримечательности города.
Знать профессии своих родителей.
Знать правила поведения в природе.
Различать некоторые рода войск.
6–7 лет.
Краткие сведения об истории города.
Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
Знать герб, флаг России и городаСаратова.
Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
IV. Этапы внедрения программы
Сбор информации.
Разработка и внедрение программы.
Разработка и реализация плана программы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.
Регулирование выполнения программы.
Текущий мониторинг выполнения программы.
Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.
V. Механизм сопровождения программы
1. Планирование и подготовка
Изучение методической литературы.
План работы на год.
Комплектование творческой группы.
Составление разделов плана творческой группой (по годам).
Обсуждение проектов каждого плана.
Утверждение плана.
2. Методическое сопровождение
Организация и проведение семинара по изучению программы.
Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.
Консультации.
Проведение семинарских занятий.
Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.
Самообразование.
3. Использование результатов работы
Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, пед. чтений, педсоветов, открытых просмотров).
Оформление результатов работы.
Написание творческих работ, проектов.
4. Мероприятия поддержки
Составление плана совместных проектов между специалистами ДОУ.
Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
Взаимодействие с семьей.
5. Итоговый анализ
Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).
Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).
Оформление результатов работы.
Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.
VI. Тематическое планирование
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
/средняя группа/
МЕСЯЦ
НАЗВАНИЕ
Сентябрь
Детский сад
Труд взрослых в детском саду
Наша группа
Помощник воспитателя
Октябрь
Мой дом
Моя квартира
Один дома
Моя семья
Ноябрь
Мой родной город
Город. Село.
3-4. Труд взрослых в родном городе
Декабрь
1-2. Транспорт родного города
Моя улица
Новогодний праздник
Январь
1-2.Наша Родина – Россия
3.Государственные символы России – флаг
Февраль
Государственные символы России – герб
Государственные символы России – гимн
Наша армия родная
Март
Праздник 8 Марта
Семья и Дом
Магазины
Я узнаю себя
Апрель
День Космонавтики
Русский национальный костюм
Русская матрешка
Дымковские игрушки
Май
1. День Победы
2. Памятники защитникам Родины в нашем городе
3 – 4. Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
/старшая группа/
МЕСЯЦ
НАЗВАНИЕ
Сентябрь
Моя семья
2-3. Моя родословная
4. Мое имя
Октябрь
Мой любимый детский сад
Кто заботится о нас
Маленький город – детский сад
Экскурсия по детскому саду
Ноябрь
Мой любимый город
Моя улица
Городские здания
Транспорт нашего города
Декабрь
1-2. Растительный и животный мир родного края
3. Новый год у ворот
4. Новогодний праздник
Январь
Мы – россияне
Россия – наша Родина
Государственные символы России: герб, гимн, флаг
Февраль
1-2. Наше наследие: русские – народные игрушки
3-4. Наши Защитники (ко Дню Защитника Отечества)
Март
1- Русские народные праздники «Масленица»
2. Мама – первое слово
3-4. «Жаворонки»
Апрель
1-2. Загадочный мир космоса.
3. О творчестве А. С. Пушкина
4. Герои Великой Отечественной войны.
Май
1-2. «Этот День Победы!»
3. Итоговое занятие – викторина «Что мы знаем о России»
4. Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
/подготовительная группа/
МЕСЯЦ
НАЗВАНИЕ
Сентябрь
Моя семья
Я люблю свой детский сад и район где я живу.
Малая родина. За что мы любим свой город.
История возникновения герба родного города.
Октябрь
1-2. Флора и фауна родного края
3. Мир вокруг нас
4. Дружная планета.
Ноябрь
Наша страна – Россия
«Красна изба»
Богатыри земли русской
Русские народные промыслы
Декабрь
1. Саратовская народная игрушка.
2-3. Климатические зоны России
4. Новогодние приключения.
Январь
Рождественская история.
Города России
Москва – главный город нашей Родины
Февраль
Государственные символы России – флаг, гимн
Государственный символ России – герб
Народы, живущие в России.
День защитников Отечества
Март
Моя мама
Масленица
Знаменитые люди России.
Русский лес – чудесный лес
Апрель
Далекий космос.
Что такое заповедник?
Голубые реки России
Никто не забыт. Ни что не забыто.
Май
День Победы. Памятники истории.
3.-4.Итоговая диагностика по программе.
Перспективное планирование в средней группе
СЕНТЯБРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Детский сад
Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки.
Занятия, беседы о д/саде, о дружбе, работе взрослых в д/с. Экскурсия по д/с, наблюдения за трудом сотрудников, беседы с ними.
Элементы лепки «Игрушки в д/с».
Аппликация «Красивая посуда».
Рисование: «Разноцветные узоры».
Подвижные и развивающие игры: «Давайте познакомимся», «Назови себя», «Что есть в нашей группе», «Ищем клад», «Друг – дружок, узнай голосок».
Сюжетно-ролевая игра «Напои куклу чаем».
2-я неделя
Труд взрослых в детском саду
Воспитыватьуважительное, дружелюбное отношение детей друг к другу, к сотрудникам д/с, развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым.
3-я неделя
Наша группа
Расширять знания детей о помещении группы, подводить к пониманию того, что все в группе сделано руками людей, надо относиться ко всему бережно.
4-я неделя
Помощник воспитателя
Расширять знания детей о труде помощника воспитателя; воспитывать бережное отношение к чистоте и порядку в группе, формировать желание помогать взрослым.
ОКТЯБРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Мой дом
Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, закреплять понимание духовной ценности домашнего очага для каждого человека.
Занятия, беседы о доме, членах семьи, семейных традициях, семейных праздниках, семейном отдыхе.
Составление рассказов по картинам из серии «Моя семья», «Мы отмечали праздник», «Маленький помощник», «У нас в гостях бабушка», «Хочу быть как папа», «Хочу быть как мама».
Чтение сказок «Теремок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Маша и Медведь», «Волк и семеро козлят».
Развивающие игры: «А кто такой», «Я люблю», «Какая моя мама», «На кого я похож», «Давайте познакомимся», «У кого какой дом», «Что у нас дома».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождения Мишки», «Путешествие, или мы отдыхаем».
Рисование: «Мой дом», «Кошкин дом», «Чашки для кукол», «Украсим блюдечко».
Конструирование: «Построй дом, который тебе нравится».
Лепка: «Ладушки, ладушки, испечем оладушки», «Бусы и колечки».
Аппликация: «Домик для собачки», «Цветы в вазе», «Строим дом» (коллективная работа)
2-я неделя
Моя квартира
Познакомить с терминами «квартира», «адрес»
3-я неделя
Один дома
Закреплять правила поведения дома
4-я неделя
Моя семья
Воспитывать в детях добрые, нежные чувства к членам своей семьи, закреплять знания детей о своем имени, именах своих родных, коротко рассказывать о своей семье; привить потребность радовать своих близких.
НОЯБРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Мой родной город
Закрепить название родного города.
Занятия, беседы о родном городе; беседы о труде взрослых в родном городе.
Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родного города; рассматривание картинок с изображением людей разных профессий.
Стихи о Родине, загадки о профессиях.
Развивающие и подвижные игры: «Кто где живет», «Кому что нужно для работы»,
2-я неделя
Город. Село.
Рассказать детям о городе, селе, чем они отличаются; об особенностях городского и сельского труда.
3-я - 4- аянеделя
Труд взрослых в родном городе
Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного города: учитель, врач, строитель, милиционер; формировать уважение к труду людей, направленному на благо родного города, формировать первичное понимание слова «Родина».
ДЕКАБРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
2-я неделя
Транспорт родного города
Закрепить названия разных видов транспорта, формировать представления о ПДД, формировать патриотические чувства, представление о том, что такое малая родина.
Занятия, беседы о родном городе, о городском транспорте,
о празднично украшенных улицах, о выдающихся людях нашего города, в честь которых названы улицы.
Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с изображением транспорта, загадки про транспорт.
Утренник для детей и родителей «Новый год у ворот».
Изготовление атрибутов для украшения группы, новогодних игрушек, подарков для родных. Разучивание стихов, песен, танцев.
Рисование: «Улица, на которой я живу», «Транспорт на моей улице», «Зимнее дерево».
Закрепить название улицы, что на ней расположено, что изменилось.
4-я неделя
Новогодний праздник
Побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким.
ЯНВАРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя -2 неделя
Наша Родина – Россия
Воспитывать в детях любовь к своей Родине – России, вызвать чувство восхищения красотой ее природы, талантом русского народа; закрепить название «Россия».
Занятия, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России.
Занятия, рассматривание иллюстраций государственного флага РФ, беседа на тему: «На каких зданиях можно увидеть флаг России»;
Дидактические игры: «Узнай наш флаг».
Аппликация: «Флаг России», «Ракета»
3 неделя
Государственные символы России - флаг
Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе России – флаге, познакомить с цветами государственного флага РФ, их символическим значением, формировать уважительное отношение к флагу РФ, формировать умение называть «Флаг России», знать назначение государственного флага.
ФЕВРАЛЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-ая неделя
Государственные символы России - герб
Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе России – гербе, сформировать уважительное отношение к гербу РФ, познакомить детей с символическим значением герба РФ, показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством.
Рассматривание изображения государственного герба РФ, рассматривание герба на монетах, на документах;
Д/И«Узнай наш герб»
2-я неделя
Государственные символы России - гимн
Познакомить детей с государственным гимном, воспитывать уважительное отношение к гимну, как к официальному музыкальному символу; формировать представления о правилах поведения при прослушивании государственного гимна РФ, объяснить в каких случаях исполняется государственный гимн РФ
Прослушивание государственного гимна РФ.
Рассматривание картин «Защитники Отечества».
Чтение стихотворений о Родине. Развивающие и подвижные игры: «Наша планета – Земля», «Кто такие военные», «Найди картинку», «Самолеты»
3 неделя
Наша армия родная
Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.
Познакомить детей с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой; воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.
МАРТ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Праздник 8 Марта
Формировать в сознании детей образ мамы, как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье.
Занятия, беседа о Международном Женском Дне, рассматривание иллюстраций, картинок.
Чтение стихотворений о маме, разучивание песен, утренник для мам и бабушек.
Чтение стихотворений и загадки о частях тела.
Развивающие и подвижные игры: «Овощи», «Фрукты», «Чего не хватает».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья».
Аппликация: «Открытка для мамы», «Букет цветов».
Рисование: «Это я», «Моя семья».
Лепка: «Овощи», «Фрукты», «Матрешки»
2-я неделя
Семья и Дом.
Предложить детям рассказать, как они ходят в магазин с мамой.
3-я неделя
Магазины
Познакомить детей с магазинами нашего города; с трудом работников магазина (продавцов, кассиров); воспитывать в детях чувство уважения к людям.
4-я неделя
Я узнаю себя
Развивать представления о внешнем облике; знакомить с частями тела (руки, ноги, голова, шея, туловище); частями лица (глаза, нос, рот, щеки, уши, лоб); рассказать о правилах гигиены и ухода за собственным телом и лицом.
АПРЕЛЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
День Космонавтики
Дать детям представление о космосе, рассказать о первом человеке, полетевшем в космос.
Рассматривание картин о космосе; рассматривание ракеты, беседа о Ю. Гагарине;
Рисование: «Солнышко» (коллективная работа)
Занятия, рассматривание иллюстраций национальных костюмов, рассматривание матрешки и дымковских игрушек. Разучивание стихотворений.
Познакомить детей с женским и мужским национальным костюмом
3-я неделя
Русская матрешка
Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрешкой.
4-я неделя
Дымковские игрушки
Закрепить интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с дымковской игрушкой, побуждать детей восхищаться красками, красотой дымковских игрушек, развивать чувства национальной гордости при изучении народных промыслов.
МАЙ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
День Победы
Рассказать детям о войне, о победе русского народа над фашистами. Формировать чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Занятия, беседы, рассматривание иллюстраций, фотографий и картин о войне; чтение стихотворений и рассказов о Дне Победы; рассматривание фотографий памятников в нашем городе.
Экскурсия детей с родителями в парк Победы «Журавли», возложение цветов.
Рисование: «Салют в нашем городе»
2-я неделя
Памятники защитникам Родины в нашем городе
Рассказать детям о мемориалах нашего города.
3-я, 4-я недели
Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе
Обследование детей на определение итоговых знаний по программе.
Перспективное планирование в старшей группе
СЕНТЯБРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Моя семья
Закреплять знания у детей о самих себе, о своей семье, воспитывать ласковое и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать своих близких добрыми делами.
Занятия, беседы с детьми на тему: «Где мы отдыхали летом», рассматривание фотографий, организация фотовыставки; составление рассказов по картинам из серии «Моя семья».
Чтение Я. Акима «Моя родня», «Кто кому что»; Р. Газматов «Мой дедушка»; И. Рыбкина «Про папу»; В. Драгунский «Сестра моя Ксения» (отрывок).
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Рисование: «Моя семья», «Моя мама», «Это я».
2-я, 3-я недели
Моя родословная
Углублять знания о своей семье. Поощрять к рассказам о семейных событиях, традициях, праздниках, обращать внимание на необходимость участия в них самих детей.
4-я неделя
Мое имя
Закреплять знания детей о том, что обозначают их имена, имена их родителей, объяснить понятия «имя», «отчество», «фамилия».
ОКТЯБРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Мой любимый детский сад
Расширить представление детей о д/с; люди каких профессий работают в д/с; воспитывать бережное отношение к д/с; формировать дружеские взаимоотношения, уважение к старшим.
Занятия, беседы с детьми; изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы; пение песен и чтение стихотворений о детском саде, о детях.
Развивающие игры: «Все работы хороши», «Что когда происходит?» (режим дня), «Угадай что изменилось».
Лепка: «Посуда для кукол», «Праздничный стол».
Аппликация: «Машинки, в которые мы играем», «Украсим нашу группу» (панно), «Веселые куклы».
Рисование: «Мои любимые игрушки».
Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Семья».
2-я неделя
Кто заботится о нас?
Расширять знания детей о труде сотрудников д/с (медсестра, воспитатель, работник прачечной, повара, методист, заведующая); закрепить знания о том, в чем заключается их работа, отметить важность их труда; воспитывать уважение к сотрудникам д/с, желание им помочь, доставить радость.
3-я неделя
Маленький город – детский сад
Рассказать, что в городе много разных зданий, детских садов. В д/с очень уютно, красиво. Садик – как маленький город, там есть участки, где дети играют, маленький стадион, где дети занимаются спортом, есть цветники; дети берегут и любят свой маленький город – детский сад.
4-я неделя
Экскурсия по детскому саду
Расширять представления детей о д/с; отметить как там красиво и аккуратно; формировать бережное отношение к д/с; познакомить с детьми младшего возраста; учить бережно относиться к малышам; расширять представления детей о территории д/с; учить поддерживать чистоту и порядок; воспитывать желание помогать взрослым ухаживать за растениями (пропалывать цветники, поливать, рыхлить почву); рассказать детям почему группы в д/с называются по-разному (младшая, средняя, старшая, подготовительная и др.); расширять представления детей о разных помещениях в д/с, о том, что делают дети, когда туда приходят.
НОЯБРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Мой любимый город
Уточнить знания детей о достопримечательностях родного города; рассказать о том, что такое герб, флаг; объяснить символику города.
Занятия, беседы о родном городе, родной улице; беседы о городской архитектуре, о городских зданиях; о видах транспорта в нашем городе. Рассматривание иллюстраций и фотографий, рассматривание открыток с видами города.
Пословицы и поговорки о дружбе и о доме; чтение стихотворений и загадок о ПДД.
Дидактические игры: «Жилое – нежилое», «Из чего построен дом», «Мой этаж», «Мой домашний адрес», «Я начну, а ты продолжи» (правила поведения в городе), «Кто больше назовет» (правила дорожного движения в городе)
Рисование: «Моя родная улица», «Мой дом», «Машины на нашей улице».
Аппликация: «Кто самый быстрый?». Найти в журналах, на открытках или нарисовать несколько видов транспорта, располагая их в зависимости от движения: от самого медленного к самому быстрому (домашнее задание).
Конструирование: «Подъемный кран», «Тележка».
Сюжетно-ролевые игры «Автобус», «Пожарные».
2-я неделя
Моя улица
Рассказать о происхождении названий улиц. Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса, учить детей правилам безопасного перехода через дорогу, обогащать словарь детей словами: газон, тротуары, пешеходный переход, пешеходы, проезжая часть. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки.
3-я неделя
Городские здания
Познакомить детей с разными видами городских зданий, их назначением, объяснить, что дома бывают жилые и нежилые, пополнять словарь: школа, библиотека, парикмахерская, аптека, больница, банк, магазин; познакомить детей с сооружениями культуры и досуга, их назначением.
4-я неделя
Транспорт нашего города
Обобщить и систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека; уточнить и расширить представления о правилах поведения в транспорте.
ДЕКАБРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
2-я неделя
Растительный и животный мир родного края.
Расширять представления детей о природе и животном мире родного края. Воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения.
Занятия, беседы о растениях и животных родного края, рассматривание фотографий, открыток с видами родной природы; беседы о животных родного края, рассматривание иллюстраций с изображением животных, птиц, насекомых.
рассматривание иллюстраций.
Загадки про растения, деревья, решение экологических задачек; загадки про животных.
Дидактические игры: «Какие растут деревья», «Какие бывают кустарники», «С какого дерева листок», «Зеленая аптека», «У кого какой домик», «Узнай по описанию».
Утренник для детей и родителей «Здравствуй, здравствуй, Новый год!»
Чтение стихотворений про Новый год, о зиме, прослушивание фольклорных песен по теме.
Изготовление атрибутов для украшения группы, новогодних игрушек, подарков для родных.
Рисование: «Новогодний подарок», «Новогоднее представление», составление письма Деду Морозу (рисунок).
Аппликация: «Елка», «Фонарик».
3-я неделя
Новый год у ворот
Рассказать детям о происхождении праздника. О традициях в новогодние праздники.
4-я неделя
Новогодний праздник
Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким.
ЯНВАРЬ
ДАТА
ТЕМА
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Мы - россияне
Сформировать в воображении детей образ Родины; формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия».
Занятия, чтение стихотворений о Родине; пословицы и поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России; рассматривание репродукций картин о родной природе; рассматривание иллюстраций, открыток с видами разных городов России; рассматривание изображений государственного герба и флага РФ.
Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?»
Д/и «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».
Аппликация: «Наш флаг»
Рисование: «Моя Родина», «Российский флаг».
2-я неделя
Россия – наша Родина
Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России. Познакомить детей с понятием большая и малая Родина.
3-я неделя
Государственные символы России: герб, гимн, флаг.
Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – гербе, гимне, флаге; сформировать уважительное отношение к государственным символам, познакомить детей с символическим значением герба РФ, цветов флага.
ФЕВРАЛЬ
ДАТА
ТЕМА
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1- 2-я неделя
Наше наследие. Русские народные игрушки.
Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах (игрушки, посуда, украшения), формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.
Занятия, беседы о русских народных промыслах, русские народные подвижные игры, игры с дымковскими игрушками. Рассматривание образцов хохломы, гжели.
Лепка, декоративное рисование предметов народных промыслов.
Разучивание песен, стихов, инсценировок к Дню Защитника Отечества, чтение художественной литературы.
Изготовление подарков для пап и дедушек.
Д/и «Рода войск»»
3-я, 4-я недели
Наши защитники (ко Дню Защитника Отечества)
Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.
МАРТ
ДАТА
ТЕЕМА
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я
Масленица
Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы. Познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора.
Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы, как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства.
Занятия, беседа о мамах, составление рассказов на тему: «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».
Утренник для мам и бабушек. Разучивание стихотворений о маме, инсценировок. Изготовление подарков для мам и бабушек, атрибутов для украшения музыкального зала к утреннику.
Рисование портрета «Моя мама».
3-я, 4-я недели
«Жаворонки»
Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы весной, познакомить с фольклорными образцами народного творчества: песнями, танцами, народными традициями встречи весны.
Занятия – развлечения для детей и родителей. Разучивание фольклорных песен, танцев.
Выставка детских рисунков «В окно повеяло весною».
АПРЕЛЬ
ДАТА
ТЕМА
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я, 2-я недели
Загадочный мир космоса
Дать детям представление о космосе, о людях, которые летают в космос, о первом человеке космонавте.
Занятия, рассказ воспитателя о космосе, космонавтах; беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.
Игра «Космонавты».
Рисование на данную тему.
Д/и «Космос».
Занятие, рассматривание репродукций, портретов А. С. Пушкина, прослушивание стихов, сказок, рассматривание иллюстраций к ним.
Рисование «Сказки Пушкина».
Рассмотреть иллюстрации, фотографии, книги о подвигах людей в годы ВОВ. Чтение рассказов, стихов.
Прослушивание песен о ВОВ.
3-я неделя
О творчестве А. С. Пушкина
Познакомить детей со знаменитым соотечественником – А. С. Пушкиным. Побуждать детей восхищаться его творчеством. Воспитывать интерес к его произведениям.
4-я неделя
Герои Великой Отечественной войны
Рассказать детям о солдатах, пионерах-героях в годы Великой Отечественной войны, формировать понимание значимости патриотического подвига граждан всей страны по защите страны от врагов.
МАЙ
ДАТА
ТЕМА
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Этот День Победы
Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.
НОД «День Победы».
Разучивание стихов, песен, инсценировок. Чтение художественной литературы. Экскурсии к памятникам и мемориалам.
2-я неделя
Итоговое занятие – викторина «Что мы знаем о России»
Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и рек, названия народных промыслов. Знать имена деятелей науки и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
Викторина, чтение стихотворений, литературных произведений о Родине. Чтение пословиц о Родине, загадки про народные декоративно-прикладные промыслы.
Д/и «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг», другие д/и по выбору воспитателя.
3-я, 4-я недели
Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе
Обследование детей на определение итоговых знаний по программе.
Перспективное планирование в подготовительной группе
СЕНТЯБРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Моя семья
Закрепить знание детей о своей семье, своих близких; о семейных праздниках, традициях.
Разгадывание ребуса «7Я»; работа над понятием «семья». Обсуждение рассказа В. Драгунского «На садовой большое движение». Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках.
Составление генеалогического дерева семьи.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Лепка «Посуда для моей семьи»
Рисование «Моя семья»
Изготовление панно «Моя семья». (Я – в середине, а по лучам члены семьи)
2-я неделя
Я люблю свой детский сад и район где я живу
Расширять представление, учить рассказывать детей о детском саде; о районе.
Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду; рассказы об исторических местах района и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы). Рассматривание фотографий. Экскурсия детей вместе с родителями по району. Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад)
3-я неделя
Малая родина. За что мы любим свой город.
Уточнить представления детей о родном городе. Формировать понимание выражения «Малая родина». Воспитывать гражданско-патриотические чувства. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Формировать гражданско-патриотические чувства.
Экскурсия по родному городу (с родителями); рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с видами родного города.
Фотовыставка «Я в родном городе»
Д/и «Что в родном городе есть»
Рисование «Любимый город»
4-я неделя
История возникновения герба родного города
Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе. Формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Беседы о том, где можно увидеть герб города, рассматривание иллюстраций герба родного города.
ОКТЯБРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я и 2-я неделя
Флора и фауна родного края
Уточнить представления детей о животном и растительном мире родного края.
Беседы о животных и растениях родного края, рассматривание иллюстраций, целевые прогулки. Экскурсия (вместе с родителями в краеведческий музей г. Саратова).
3-я неделя
Мир вокруг нас
Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства.
Занятия, беседы о разных странах и их жителях. Чтение стихов, сказок авторов разных стран, знакомство с глобусом.
Д/и «Иностранец», «Кто в какой стране живет»
П/и детей разных стран.
4-я неделя
Дружная планета
Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности.
Занятия, беседы о детях разных национальностей, чтение стихотворений, литературных произведений.
Рисование: «Символ толерантности»
Д/и «Иностранец», «Наша планета»
П/и детей разных стран
НОЯБРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Наша страна - Россия
Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия», столицы государства, и родного города.
Занятия, беседы о Родине, чтение стихотворений, пословиц и поговорок; рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России. Беседа о березе – символе России.
Рисование: коллективное «Березовая роща»
Д/И: «Узнай город» (по иллюстрациям, кадрам из презентации)
2-я неделя
«Красна изба»
Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой.
Занятия, беседы об историческом прошлом России, чтение русских былин; пословицы и поговорки о Родине. Знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского народного быта.
Аппликация: «Русский народный костюм»
3-я неделя
Богатыри земли русской
Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей.
Занятия, беседы о русских богатырях, чтение былин и легенд, русские народные подвижные игры. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
4-я неделя
Русские народные промыслы
Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.
Занятия, беседы о русских народных промыслах, русские народные подвижные игры, игры с дымковскими, филимоновскимиигрушками. Рассматривание образцов хохломы, гжели и т.д.
Лепка, декоративное рисование предметов народных промыслов.
ДЕКАБРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Саратовская народная игрушка
Познакомить с глиняным народным художественным промыслом Саратова.
Рассмотреть иллюстрации.
Лепка из глины. Роспись саратовской игрушки.
2-я и 3-я неделя
Климатические зоны России
Обобщить знания детей о климатических зонах Российской Федерации. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы.
Занятия, знакомство с географической картой России.
Просмотр фильма о климатических зонах России.
Д/и «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Чей хвост, чья голова».
4-я неделя
Новогодние приключения
Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран; формировать гражданско-патриотические чувства. Пополнять словарь названиями стран: Япония, Болгария, Германия и др.
Беседа о праздниках. Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.
Беседа о новогодних символах.
Рассказ о новогодних обычаях.
Сооружение построек из снега.
Акция «Поможем птицам зимой».
Оформление группы к празднику. Новогодний утренник.
Рисование: «Праздник елки в детском саду», «Письмо Деду Морозу».
ЯНВАРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Рождественская история
Познакомить с традициями, обычаями и праздниками русского народа.
Развлечение: «Рождественские калядки»
2-я неделя
Города России
Познакомить детей с такими городами РФ, как Санкт-Петербург, Новгород, Новосибирск и т.д. Формировать представление о том, что Россия – огромная страна. Воспитывать чувство гордости за свою родную страну.
Занятие, рассматривание иллюстраций с видами городов.
Чтение литературных произведений о городах России.
3-я неделя
Москва - главный город нашей страны
Уточнить знания детей о столице РФ. Формировать представление о Москве как о главном городе России. Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями столицы России. Побуждать детей восхищаться ее красотой. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Занятие, рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы.
Фотовыставка «Главный город», выставка детских рисунков.
ФЕВРАЛЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Государственные символы России – флаг, гимн
Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране.
Занятие, беседы о государственных символах России, рассматривание изображений государственных символов, прослушивание гимна, наблюдение в ходе прогулок (с родителями), на каких зданиях можно увидеть государственные символы.
Д/и «Узнай наш флаг»
Аппликация: изготовление флага РФ.
Рисование флага РФ.
2-я неделя
Государственный символ России - герб
Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством.
Занятие, беседы о символическом значении герба РФ, рассматривание изображений государственного герба.
Д/и «Узнай наш герб»
3-я неделя
Какие народы живут в России
Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ. Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию: русских, татарах, чувашах, чукчах, мордве. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества.
Занятие, беседы о многонациональной России, рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворений, художественной литературы.
П/и разных народов РФ.
4-я неделя
День защитников Отечества
Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины.
Праздник «День защитников Отечества»; изготовление подарков для пап и дедушек, рассматривание иллюстраций с изображением разных родов войск: сухопутных, военно-морских, воздушных.
Д/и по выбору воспитателя.
МАРТ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Моя мама
Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам, познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики.
Утренник «Мамин день»; рассматривание фотографий знаменитых россиянок, изготовление подарков для мам и бабушек.
Фотовыставка «Моя мама»
Рисование: «Мама дома», «Мама на работе», «Портрет мамы»
2-я неделя
Масленица
Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы. Познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора.
Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны.
Занятие, беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий знаменитых соотечественников, прослушивание литературных произведений, стихов.
4-я неделя
Русский лес – чудесный лес
Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства.
Занятие, беседы о жизни животных в лесу, рассматривание иллюстраций.
Д/и «С какого дерева листок», «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Зеленая аптека».
АПРЕЛЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Далекий космос
Дать детям представление о строении Солнечной системы, звездах, планетах, о полете человека в космос.
Беседа на тему: «Человек на Луне» (рассказы о космонавтах).
Наблюдения: Восход и заход Солнца. Смена дня и ночи. Ночное небо: звезды (с родителями). Луна, какая она (с родителями).
Рисование: «Ночное небо», «Земля наш дом», «Ракета».
2-я неделя
Что такое заповедник?
Познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книгой»; воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства.
Занятие, беседы о заповедниках России, рассматривание иллюстраций с изображением редких животных.
Рисование: «Красная книга России»
3-я неделя
Голубые реки России
Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, Ангара, озеро Байкал. Формировать понимание значимости воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России.
Занятие, беседы о реках России, озере Байкал, рассматривание иллюстраций.
Чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей.
4-я неделя
Никто не забыт, ничто не забыто
Продолжать знакомить детей с историей Великой Отечественной войны, формировать понимание значимости патриотического подвига граждан всей страны по защите страны от врагов.
МАЙ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я и 2 -я
неделя
День Победы
Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотические чувства.
Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов, беседы о подвигах людей во время ВОВ.
Рисование: «День Победы»
Рассматривание старинных фотографий военных лет. Просмотр документальных фильмов.
3-я 4-я неделя
Мы – патриоты. Итоговая диагностика по программе.
Обобщить и систематизировать знания детей по программе. Формировать уважительное отношение к родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Итоговое занятие – викторина, чтение литературных произведений о Родине.
Фотовыставки, выставки детских рисунков.
Дидактические игры.
VII. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Взаимодействие с родителями
№ п\п
Мероприятия
Сроки выполнения
4
Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех».
Ноябрь
Воспитатели, родители
5
Круглый стол, посвященный Дню матери.
Ноябрь
Воспитатели, психолог, дефектолог
6
День открытых дверей «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста».
Декабрь
Методист, воспитатели
7
Оформление стенда «Древо своей семьи».
Январь
Родители, воспитатели
8
Конкурс плакатов «Защитники Отечества».
Февраль
Воспитатели, родители, методист
9
Досуг «Мой – папа».
Февраль
Физинструктор, родители
10
Проект «Мама, папа, я – спортивная семья».
По плану ДОУ
Воспитатели, музыкальный руководитель, физинструктор, родители
11
Организация совместных занятий детей и родителей.
Апрель
Воспитатели, логопед, дефектолог.
12
Изготовление панно: «Мы помним» Посвященное памяти о событиях в ВОВ
Апрель
Родители, воспитатели
13
День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица».
Июнь
Родители, воспитатели
VIII. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
1. Познавательные занятия
Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г. Саратова, Саратовской области, их символика).
Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате и т.д.
«Наш город» и т.д.
2. Традиции
Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Саратовского края. Для этого проводятся:
Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
Экскурсии в краеведческий музей г. Саратова ( с родителями);
Тематические досуги «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница».
3. Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
4. Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:
1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:
Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
«Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.
2. «Неделя памяти» включающая:
Оформление панно и плакатов по тематике.
Занятия, беседы.
Праздник, посвященный Дню Победы.
Экскурсия к мемориалу «Журавли».
5. Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.
Природоохраняемая акция «Посади цветок».
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
Также проводится большая работа по изучению уровня знаний, умений и навыков познавательного, социально-нравственного развития воспитанников. Диагностическое обследование (начало, конец учебного года. Приложение 1,2).
IX. Материально-техническое сопровождение
Дидактические и наглядные пособия;
современные средства ТСО;
методическая литература;
Репродукции картин;
картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»;
«Моя семья»;
художественная литература;
пособие «Заповедники и заказники Ставропольского края»;
грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
карты, атлас Ставропольского края;
символика Ставрополья
ЛИТЕРАТУРА
Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников /старшая группа/.
Е. В. Симонова «Моя первая книга о России».
«Моя Родина – Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Книга первая: «С древних времен до наших дней». Книга вторая: «Большая и малая Родина». Книга третья: «Природа и климат». Книга четвертая: «Народы. Костюмы. Праздники». Книга пятая: «На службе Отечеству. Выдающиеся личности».
Т. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» /Патриотическое воспитание/.
Л. А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества», /методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/.
6. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», /опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ
7. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» /методическое пособие/
Н. С. Голицына «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью»