kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа мониторинга нервно-психического развития детей раннего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться. В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)

 Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервнопсихического развития) и определение группы развития ребенка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа мониторинга нервно-психического развития детей раннего возраста»















Программа мониторинга нервно-психического развития детей раннего возраста

















Абакан, 2022

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.

Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться. В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)

Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервнопсихического развития) и определение группы развития ребенка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.

Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.

Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребенка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребенка)

Опираясь на материалы об особенностях психического развития детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:

1. Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.

2. У маленького ребенка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.

3. Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:

1г. 1мес. – 1г. 6мес.;

1г. 4мес. – 1г. 6мес.;

1г. 7мес. – 1г. 9мес.;

1г. 10мес. – 2г.

На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:

2г. 1мес. – 2г. 6мес.;

2г. 7мес. – 3г.

В каждом из них контролируется:

1. Понимание речи.

2. Активная речь.

3. Сенсорное развитие.

4. Игры и действия с предметами.

5. Изобразительная деятельность.

6. Конструктивная деятельность.

7. Степень развития общих движений.

8. Формирование навыков самостоятельности.

9. Поведение

Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а также индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.

Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.

В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:

1) Беседа с матерью.

2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его поведения).

3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).

От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.

Ребёнок, как правило, ждет оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.

Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.

Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.

Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.

Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребѐнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.

По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвертая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).

В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризы срока.

В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвертой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети сверхнегармоничным развитием ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).

Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учтёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвертой – обязательной консультации психоневролога.

В графе «Заключение» проставляется группа развития.

В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.




























ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.

I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.

Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.

Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.

Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.

Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.

Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.

II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.

Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.

Характер сна - глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.

Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту

III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой. IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.

V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:

Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.

Познавательные способности – проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.

Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.

Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызнёт ногти и пр.










ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

I. Факторы медико-биологического риска:

  • наличие наследственных заболеваний в семье;

  • пороки развития системы организма, врожденные и рано приобретённые:

- снижение слуха; - снижение зрения;

-нарушения в строении и развитии опорно-двигательного аппарата (мышечной системы и скелета);

- аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно- мозговые грыжи и др.);

  • органическое поражение ЦНС и периферической НС:

- ДЦП, церебральные и спинальные параличи;

- гидроцефалия;

- энцефалопатия перинатальная;

  • психические заболевания (ранние проявления):

- РДА;

- эпилепсия;

  • выраженная соматическая патология различной этиологии:

- пороки развития основных систем организма (порок сердца) и хронические соматические заболевания;

- частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета (в том числе врождённый иммунодефицит);

II. Факторы биологического риска:

- недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой тела менее 1500 г;

- дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;

- дети, перенёсшие асфиксию во время родов;

- дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.

III. Факторы социального риска:

  • наркомания и алкоголизм родителей;

  • малолетние родители (моложе 17 лет);

  • дети беженцев;  стресс, пережитый ребёнком;

  • длительная разлука с матерью;

  • социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.




ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ


Возраст

Факторы психического развития



1г. 3 мес.

1. Произносит 20 и более слов.

2. Выполняет 2 поручения.

3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге.

4. Держит ложку во время еды.

5. Ставит 5 кубиков один на другой.

6. Ходит сам, но часто падает.



1г. 6 мес.

1. Стремится связать 2 слова в предложение.

2. Хочет всё делать самостоятельно.

3. Чиркает карандашом целенаправленно и старательно.

4. Пробует самостоятельно есть.

5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой. 6. Ходит стабильно, редко падает.



1г. 9 мес.

1. Называет пять изображений на рисунке.

2. Ищет помощи у взрослых.

3. Чиркает карандашом в рамках листа.

4. Самостоятельно ест.

5. Бросает мяч в ящик (корзину).

6. Пробует бегать.



2 года

1. Задает первые вопросы.

2. Общается с детьми.

3. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии.

4. Регулирует отправление физиологических потребностей.

5. Пробует ловить брошенный мяч.

6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой.



2г. 6мес.

1. Задаёт различные вопросы.

2. Может связно рассказывать.

3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию.

4. Расстёгивает 3 пуговицы.

5. Бегает значительно лучше.



3 года

1. Может связно рассказывать.

2. В игре входит в роль.

3. Рисует шар, яблоко и другие предметы.

4. Сам раздевается и одевается.

5. Ставит 10 кубиков один на другой.

6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.




























Показатели нервно-психологического развития детей второго года жизни.


Возраст

Развитие речи



Сенсорное развитие



Игры и действия с предметами




Движение




Навыки


Понимание речи



Активная речь

1 год 3 мес.

Запас понимаемых слов быстро расширяется

Лепечет и произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний

Различает по величине 2 полных куба (разница граней – 3 см.)

Воспроизводит в игре ранее разученные действия с предметами (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень)

Ходит длительно не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)

Самостоятельно ест густую кашу ложкой

1 год 6 мес.

Обобщает предметы по существенным признакам

Облегченными или полными словами правильно называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности

Различает 3-4 контрастные формы предметов (шар, куб, кирпичики, призма)

Воспроизводит в игре отдельные часто наблюдаемые действия

Перешагивает приставными шагом через 2 палки, параллельно лежащие на полу

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой

1 год 9 мес.

Понимает вопрос взрослого о предметах и действиях, изображенных на картинке

Во время игры словами и 2-х словными предложениями обозначает свои действия

Различает 3-4 контрастные величины предметов (кубы с разницей граней 3 см.)

Воспроизводит несложные сюжетные постройки (ворота, скамейки, дома)

Перешагивает приставными шагами через параллельно положенные на полу 3 палки

Раздевается (не полностью) с небольшой помощью взрослого

2 год

Понимает без иллюстрации короткий рассказ о ранее знакомых событиях

При общении со взрослым и пользуется 3-х словными предложениями употребляя прилагательные и местоимения

Подбирает по образцу и вербальной инструкции взрослого 3 предмета (красный, синий, зеленый)

Воспроизводит в игре ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)

1. Перешагивает чередующимся шагом через 3 параллельно положенные на полу палки 2. перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую от пола на 10 см.

Частично одевает одежду


Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни




Возраст

Активная речь

Сенсорное развитие

Грамматика

Вопросы

Воспроизведение

Формы

Цвета

2 года 6 месяцев

Говорит многословными предложениями (более 3 слов)

Появляются вопросы «где?», «куда?»

Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале

Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов

3 года

Начинает употреблять сложные придаточные предложения

Появляются вопросы «почему?», «когда?»

В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначении

Называет 4 основные цвета



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа мониторинга нервно-психического развития детей раннего возраста

Автор: Бутанакова Екатерина Александровна

Дата: 20.06.2022

Номер свидетельства: 610186


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства