Программа мониторинга нервно-психического развития детей раннего возраста
Программа мониторинга нервно-психического развития детей раннего возраста
Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться. В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)
Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервнопсихического развития) и определение группы развития ребенка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа мониторинга нервно-психического развития детей раннего возраста»
Программа мониторинга нервно-психического развития детей раннего возраста
Абакан, 2022
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.
Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться. В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)
Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервнопсихического развития) и определение группы развития ребенка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.
Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.
Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребенка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребенка)
Опираясь на материалы об особенностях психического развития детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:
1. Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
2. У маленького ребенка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
3. Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:
1г. 1мес. – 1г. 6мес.;
1г. 4мес. – 1г. 6мес.;
1г. 7мес. – 1г. 9мес.;
1г. 10мес. – 2г.
На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:
2г. 1мес. – 2г. 6мес.;
2г. 7мес. – 3г.
В каждом из них контролируется:
1. Понимание речи.
2. Активная речь.
3. Сенсорное развитие.
4. Игры и действия с предметами.
5. Изобразительная деятельность.
6. Конструктивная деятельность.
7. Степень развития общих движений.
8. Формирование навыков самостоятельности.
9. Поведение
Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а также индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.
Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.
В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:
1) Беседа с матерью.
2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его поведения).
3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).
От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.
Ребёнок, как правило, ждет оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.
Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.
Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.
Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребѐнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.
По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвертая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).
В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризы срока.
В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвертой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети сверхнегармоничным развитием ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).
Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учтёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвертой – обязательной консультации психоневролога.
В графе «Заключение» проставляется группа развития.
В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.
I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.
Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.
Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.
Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.
6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой.
2г. 6мес.
1. Задаёт различные вопросы.
2. Может связно рассказывать.
3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию.
4. Расстёгивает 3 пуговицы.
5. Бегает значительно лучше.
3 года
1. Может связно рассказывать.
2. В игре входит в роль.
3. Рисует шар, яблоко и другие предметы.
4. Сам раздевается и одевается.
5. Ставит 10 кубиков один на другой.
6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.
Показатели нервно-психологического развития детей второго года жизни.
Возраст
Развитие речи
Сенсорное развитие
Игры и действия с предметами
Движение
Навыки
Понимание речи
Активная речь
1 год 3 мес.
Запас понимаемых слов быстро расширяется
Лепечет и произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний
Различает по величине 2 полных куба (разница граней – 3 см.)
Воспроизводит в игре ранее разученные действия с предметами (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень)
Ходит длительно не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)
Самостоятельно ест густую кашу ложкой
1 год 6 мес.
Обобщает предметы по существенным признакам
Облегченными или полными словами правильно называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности
Различает 3-4 контрастные формы предметов (шар, куб, кирпичики, призма)
Воспроизводит в игре отдельные часто наблюдаемые действия
Перешагивает приставными шагом через 2 палки, параллельно лежащие на полу
Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой
1 год 9 мес.
Понимает вопрос взрослого о предметах и действиях, изображенных на картинке
Во время игры словами и 2-х словными предложениями обозначает свои действия
Различает 3-4 контрастные величины предметов (кубы с разницей граней 3 см.)
Воспроизводит несложные сюжетные постройки (ворота, скамейки, дома)
Перешагивает приставными шагами через параллельно положенные на полу 3 палки
Раздевается (не полностью) с небольшой помощью взрослого
2 год
Понимает без иллюстрации короткий рассказ о ранее знакомых событиях
При общении со взрослым и пользуется 3-х словными предложениями употребляя прилагательные и местоимения
Подбирает по образцу и вербальной инструкции взрослого 3 предмета (красный, синий, зеленый)
Воспроизводит в игре ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)
1. Перешагивает чередующимся шагом через 3 параллельно положенные на полу палки 2. перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую от пола на 10 см.
Частично одевает одежду
Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни
Возраст
Активная речь
Сенсорное развитие
Грамматика
Вопросы
Воспроизведение
Формы
Цвета
2 года 6 месяцев
Говорит многословными предложениями (более 3 слов)
Появляются вопросы «где?», «куда?»
Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале
Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов
3 года
Начинает употреблять сложные придаточные предложения
Появляются вопросы «почему?», «когда?»
В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначении