kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа логопедического кружка "Говорушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа для детей дошкольного возраста по обогащению активного словаря.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа логопедического кружка "Говорушка"»

государственное казенное учреждение Самарской области

«Чапаевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

отделение с. Пестравка


УТВЕРЖДАЮ:

Директор

ГКУ СО «Чапаевский СРЦН»

_____________А.А. Трясунова

«___»__________2018 год

Приказ № 65-од от 11.01.2018г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДА

«ГОВОРУШкА»

Возраст детей: 4-6 лет

Срок реализации: 6 месяцев























с. Пестравка, 2018 год



Содержание

Стр.

1. Пояснительная записка.

3-4

2. Особенности организация программы. Режим и структура занятий.

5

3.Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы.

6

4. Содержание программы дополнительного образования детей

7-17

5. Список использованной литературы.

18
























Пояснительная записка

Ухудшение в последние годы показателей речевого развития детей дошкольного возраста объясняют следующими причинами:

- слабостью мышц артикуляционного аппарата;

- избирательным нарушением фонематического слуха;

- неблагоприятным речевым окружением;

- недоразвитием речевого дыхания.

Также следует отметить снижение уровня языковой культуры общества в целом. Маленькие дети зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. Порой оставляют желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения. При таком положении вещей ребенок не в состоянии воспринимать языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, правильную постановку речевых звуков.

Главными направлениями профилактической и развивающей работы с детьми с отклонениями в развитии речи выступают: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, общих движений и действий с предметами, понимания речи и предпосылок к активной речи, взаимодействия взрослого и ребенка; нормализация дыхания, мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук.

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуко­вой системы языка происходит уже к 4 годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, воскли­цания). Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже с 3-х летнего возраста. Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности.

Основная задача развития звуковой культуры речи на дан­ном этапе сводится к вырабатыванию у детей правильного про­изношения всех звуков родного языка с отчетливым и внятным произношением слов и фраз.

Сложность работы педагога состоит в том, что он занимается с группой и подгруппой детей. Это затрудняет контроль над правильностью произношения звуков. Работу по выработке чёткой артикуляции звуков, по уточнению их произношения в изолированном виде, развитие связной речи поэтому возникла необходимость создания дополнительной программы «Говорушка» для детей от 4 до 7 лет.



























Цель программы: развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 года через решение следующих задач:

- навыков правильного произношения звуков родного языка с отчётливым и внятным произношением

- формирование навыка слухового и артикуляционного контроля;

- развитие артикуляционного аппарата;

- развитие фонематического слуха;

- формировать умение слышать отдельные звуки в словах;

- развивать слуховое внимание;

- формировать правильно произносить гласные а, о, у, э, и, ы согласные п, б, т, д, к, в,х,м,н и их мягких парных

- развитие мелкой и общей моторики

- совершенствование фоне­матического слуха, дикции, памяти.

-развитие связной речи

-развитие словаря


Работа по программе дополнительного образования ведётся в группе не более 10 детей, у каждого ребёнка есть возможность несколько раз повторить звуковой и речевой материал. К концу обучения по данной программе у детей значи­тельно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова, создаются предпосылки к развитию фонематического слуха, происходит усвоение звуковой системы языка: правильное произношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания, развивается связная речь.

Курс занятий рассчитан на 6 месяцев. Занятия проводятся 1 раз в неделю в первую половину дня с группой детей, продолжительностью 1 час.





Ожидаемый результат:

- развивается понимание речи, умение вслушиваться в обращённую речь;

- выделять название предметов, действий, признаков, понимать обобщающие понятия;

- понимать и использовать грамматические формы;

- дети осваивают навыки разговорной речи, выражая мысли простыми и сложными предложениями.

- развиваются умения использовать в речи сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных;

- совершенствуется интонационная сторона речи;

- развивается артикуляционный аппарат;

- развивается звуковая культура: темп, дикция, сила голоса;

- формируется фонематическое восприятие и звукопроизношение.

-развивается связная речь

Срок реализации программы кружка – 6 месяцев.

Периодичность занятий1 раз в неделю.

Продолжительность занятия: 1 час.

Форма проведения занятий: фронтальная.














Содержание программы дополнительного образования детей

№ п/п

Наименование тем

Содержание занятия

1

Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Дифференциация неречевых звуков.



-познакомить детей с органами артикуляции

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-учить различать неречевые звуки по силе, тембру, высоте


2

Лексическая тема «Осень»

Обучение рассказыванию с помощью опорных картинок


-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-учить детей отвечать на вопросы и задавать их

-систематизировать знания детей об Осени

3

Развитие слухового восприятия на речевых звуках

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-учить различать близкие по звуковому составу слова, состоящие из бездефектных звуков

-развитие фонематического восприятия

4

Лексическая тема «Овощи»



-активизировать и обогащать словарь по теме

-обобщающее понятие

-развитие общей моторики

-учить составлять короткий описательный рассказ с помощью опорных картинок

5

Звук У

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-дать характеристику звуку У

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

6

Лексическая тема «Фрукты»

Рифмованный рассказ «В саду»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

7

Звук А

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-дать характеристику звуку А

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

8

Лексическая тема «Наши игрушки»



-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

-развивать умение строить предложения

9

Звуки А-У

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-четкое произнесение и сопоставление звуков А-У

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

10

Лексическая тема «Одежда»



активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

-развитие зрительного внимания

-развивать умение узнавать предмет по описанию и самостоятельно составлять описательный рассказ

11

Звук И

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку И

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

12

Лексическая тема «Посуда»

Заучивание стихотворения «Ложечка»



-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

-учить красиво с выражением рассазывать стихотворение наизусть


13

Звук Н

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку Н

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

14


Лексическая тема «Домашние животные»


-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

-развитие графомоторной функции

-развивать словообразование и словоизменение


15

Звук М

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку М

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

16

Лексическая тема «Дикие животные»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

-развитие графомоторной функции


17

Звук П

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-четкое произнесение звук П

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

18


Лексическая тема «Мебель»


-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

-развитие графомоторной функции


19


Звук Т


-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку Т

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти,мышления

20

Лексическая тема «Зима»

Составление рассказа по картине


-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие памяти

-развитие диалогической речи

-развивать умение логически выстраивать свое высказывание


21

Звук К

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку К

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

21

Лексическая тема «Новый Год»

Заучивание стихотворения


-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-обобщающие понятие

-учить громко, с выражением рассказывать стихотворения


22

Звук К-Т

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- четкое произношение и сопоставление звуков К-Т

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

23

Лексическая тема «Домашние птицы»

«Расскажи о курочке»


-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие памяти

-развитие пространственного восприятия


24


Звуки П-Т


-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- четкое произношение и сопоставление звуков П-Т

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

25

Лексическая тема «Транспорт»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие памяти

-учить определять пространственное расположение предметов

-учить рассказывать о предмете


26

Звуки П-Т-К

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

-произнесение, хараетеристика, сопоставление

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти


27


Лексическая тема «Профессии»

Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие памяти

-учить пересказывать рассказ


28


Звук Х


-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

-дать характеристику звуку Х

- закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти


29


Лексическая тема «Дикие животные»

«Зайчонок ищет свою маму»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-закрепление в речи простых предлогов

-развитие диалогической речи(стимулировать речевые реакции, умение отвечать на вопросы)


30

Звуки К-Х

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-закрепление произношения и различения звуков К-Х

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

31

Лексическая тема «Продукты»

«У куклы Маши день рождения»


-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-учить детей пересказывать рассказ

-обобщающие понятие


32

Звук О

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку О

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти


33

Лексическая тема «Семья»

Рассказ по сюжетной картине «Семья»


-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-учить составлять рассказ по сюжетной картине с помощью плана


34

Звук Хь

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку Хь

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти


35

Лексическая тема «Рыбы»

-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие памяти

-развитие графомоторной фунукции


36

Звук Пь

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-характеристика звука Вь

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове


-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

37

Лексическая тема «Весна»

«Ушла Зима-пришла Весна»


-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие памяти

-учить составлять рассказ с опорой на предметные картинки


38

Звуки Ть

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-характеристика звука Ть

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

39


Лексическая тема «Времена года»


-активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие слухового восприятия

-формирование представлений о смене времен года


40


Звук Кь


-развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку Кь

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти


41


Лексическая тема «Обувь»

«У меня сапоги,а у Вас….»

активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие памяти

-учить правильно употреблять существительные в родительном падеже в уменьшительно-ласкательной форме


42

Звук Ы

развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку Ы

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие зрительного восприятия


43

Лексическая тема «Наш дом»

«Рисуем картину»


активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-учить детей последовательному рассказу о ходе работы

-развитие графомоторной функции


44


Звуки Ы-И


развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

-различение звуков Ы-И

-развитие фонематического восприятия

-развитие зрительного восприятия


45

Лексическая тема «Я – человек. Части тела»

«Танечка»


активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-развитие пространственного восприятия

-закрепление названий основных частей тела

-развивать словарь антонимов


46


Звук Ль


развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- дать характеристику звуку Ль

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие зрительного восприятия


47


Лексическая тема «Растения»

Рассказ-сравнение

активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

-учить составлять рассказ-сравнение


48


Звуки Ль-Й


развитие артикуляционного аппарата

-развитие дыхания

-развитие мелкой моторики

- четкое произнесение и сопоставление звуков Ль-Й

-развитие фонематического восприятия

-развитие зрительного восприятия


49


Лексическая тема «Насекомые»

Составление Описательного рассказа о пчеле

активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие связной речи

- учить логически последовательно строить высказывание

-закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных

50

Звук В

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-четкое произнесение звука В

-закрепление четкого произношения звука

-определение места звука в слове

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти

51


Лексическая тема «Лето»


активизировать и обогащать словарь по теме

-развитие общей моторики

-развитие логического мышления и связной речи

-развивать словарь синонимов

52

Звук Ф

-развитие артикуляционного аппарата

-развитие мелкой моторики

-Характеристика звука Ф

-четкое произнесение звука

-развитие фонематического восприятия

-развитие словесной памяти



Используемая литература:

1.​ Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет (конспекты фронтальных занятий). М. 2014.

2.​ Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы 1 и 2 часть. М. 2014.

3.​ Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб. 2010.

4.Картотека пальчиковых игр

5.Е.М. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. «Эксмо» 2007

6.В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, М.И.Кременецкая. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. «Детство Пресс» 2012


7.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб., 2005.

8.Суборова Т.А. Дыхательные упражнения в игровой форме. // Логопед. 2010, №2.

9.Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.1998.

10.Нищева Н.В. рабочие тетради для старшего дошкольного возраста

11. Нищева Н.В. Подгрупповые логопедические занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР СПб.,Детство –Пресс,2008









16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Программа логопедического кружка "Говорушка"

Автор: Коптева Наталья Александровна

Дата: 17.01.2019

Номер свидетельства: 495798


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства