Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)»
Программа коррекционно-развивающей
направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)
Автор-составитель:
Пантюк Алита Музаффаровна,
педагог-психолог
Пояснительная записка
Целевые группы, на которые рассчитанапрограмма: младшие школьники с ограниченными возможностями здоровьяIV вида (для слабовидящих детей)
Актуальность данной программы заключается в том, что она осуществляет системный подход в работе с детьми с особенностями в развитии (дети с ограниченными возможностями здоровья) и является одним из условий успешной социализации их в обществе, способствует развитию мотивационной, коммуникативной сферы и познавательных процессов.
Учащихся с ОВЗ отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя);речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций (это обусловлено еще и двуязычием);интерес к учебной деятельности не выражен; познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое.
Эти дети характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.
Школьники данной группы испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и прежде всего с ОВЗ следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
Коррекционно-развивающая психолого – педагогическая программа для детей с ОВЗ посвящена проблеме личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей данного вида дизонтогенеза.
Особенности проведения занятий с детьми ОВЗ, имеющие сниженную функцию зрения
Современными научными исследованиями доказано, что снижение функций зрения, неизбежно приводящеек снижению скорости и точности восприятия, обусловливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, замедленность и нечеткость их опознания, нарушает одновременность, дистантностьвосприятия. Кроме того, у учащихся учащихсяу, испытывающих зрительную депривацию, наблюдаетсяослабление некоторых свойств восприятия. Так, избирательность восприятия выражается в сужении круга интересов, снижении активности отражательной деятельности, что в свою очередь приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира. Для детей с нарушениемзрения характерным также является более слабый, по сравнению с нормально видящими детьми, уровень эмоциональноговосприятия объектов внешнего мира и т.д.
Недостатки зрительного восприятия, обусловливаяформирование нечетких, недифференцированных образов-представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) школьников, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность.
В ходе учебно-познавательной деятельности дети с нарушениемзрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебныхзаданий. Для данной категории детей характерными являются:
низкий уровень умения целостно, детально и последовательновоспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;
низкий уровень умения узнавать предметы, изображенныев различных вариантах (контур, силуэт, модель);
низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;
невозможность различения конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов;
формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов;
пропуск или появление новых (лишних) элементов в рядуоднородных предметов;
низкий уровень овладения навыками письма и чтения.
Наличие перечисленных трудностей у школьниковс нарушением зрения неизбежно приводит к снижению успеваемости.
Таким образом, ребенок со зрительной патологией в период школьного обучения, находясь в роли субъекта образовательногопроцесса, испытывает значительные трудности, что, в свою очередь, требует от педагога образовательного учреждения специальной поддержки данной категории детей. Оказаниетакой поддержки не только позволит в значительной степени нивелировать возникающие у данной категории детей трудности в практической и учебно-познавательной деятельности, но и поможет ослабить зависимость становления зрительных функций ребенка от зрительного дефекта.
Обязательные условия проведения учебных занятий:
учет офтальмо-эргономичкских рекомендаций (наличие очков и других оптических средств, особенности посадки учащихся, наличие дополнительного местного освещения);
учет темпа работы в зависимости от структуры зрительного дефекта учащихся;
обязательное соблюдение на занятиях режимов зрительной нагрузки;
использование специализированных комплексов зрительных упражнений;
учет особенностей использования методов обучения (наглядного, словесного, практического), а также времени использования средств ИКТ.
профилактика нарушения осанки.
использование коррекционного компонента на всех учебных занятиях.
Общие коррекционно-развивающие задачи организации учебного процесса со слабовидящими обучающимися:
целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития всех анализаторов и зрительного восприятия;
целенаправленное руководство зрительным восприятием;
расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;
целенаправленное развитие сенсорно - перцептивной деятельности;
упорядочивание и организация зрительной работы с множеством объектов восприятия;
развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений имеющихся у данной группы обучающихся;
использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слабовидящих обучающихся (алгоритмизация и др.);
систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;
обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;
строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной и физической нагрузок;
преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;
учет темпа учебной работы слабовидящих;
увеличение времени на выполнение практических работ;
введение в структурное построение урока (курса) пропедевтических (подготовительных) этапов;
постановка и реализация на общеобразовательных уроках целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;
активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений; развитие и коррекция коммуникативной деятельности;
целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;
целенаправленное развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований.
Основная Цель программы–оказание коррекционно-развивающей помощи младшим школьникам учащихся с ОВЗ(имеющие сниженную функцию зрения) в формировании познавательных процессов, развитии учебной мотивации и коммуникативных способностей.
Задачи программы:
своевременно выявлять детей с трудностями адаптации
развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений имеющихся у данной группы обучающихся;
целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития всех анализаторов и зрительного восприятия
развитие мелкой моторики;
формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности
сформировать внутреннюю позицию школьника; формирование положительной мотивации к обучению
активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений; развитие и коррекция коммуникативной деятельности
Ожидаемый результат:
Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития познавательных психических процессов у детей таких как память, внимание, мышление, восприятие, повышение уровня мотивации, умение общаться. Определить результативность проведенной работы поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики, которая будет проведена после всех предусмотренных программой занятий. Результаты сравнительного анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная нами цель и были ли решены поставленные нами задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и дополнения в программу, если это будет необходимо.
В данной рабочей программе спланирована деятельность по формированию УУД. Формирование УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Личностные УУД:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе
умение осознавать трудности и желание их преодолевать;
адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.
Регулятивных УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательных УУД:
использовать на доступном уровне логические приёмы мышления на различном учебном материале;
понимать информацию, представленную в ходе учебного процесса;
подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, выражать свое отношение к учебному материалу в словесной форме;
определять тему, устанавливать последовательность основных событий в тексте.
Коммуникативных УУД:
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
высказывать эмоционально-ценностное отношение;
соблюдать простые нормы этикета.
Методы и средства формирования УУД служат
психогимнастические упражнения
дискуссионные игры
наглядный материал и заготовленные бланки, рисунки,
групповые беседы
релаксационные методы.
Формирование УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Форма работы: групповая5-6 человек.
Занятия будут проходить в кабинете педагога-психолога. Психолог в процессе групповых занятий для коррекции когнитивной сферы, эмоционально-личностного развития ребёнка, регуляции собственных действий использует следующие
Приёмы: создание положительного эмоционального фона, заслуженное поощрение, организующую помощь, наращивание темпа деятельности на доступном материале, привитие навыков самоконтроля.
Срок обучения:33 часа, 1 раз в неделю по 30-35 минут.
Материально-техническое обеспечение программы
материалы для арттерапевтических занятий (краски, карандаши цветные, кисти, фломастеры, шаблоны для рисования);
мяч, мягкие игрушки;
дидактические пособия для проведения занятий (специализированная литература, пазлы, рабочая тетрадь, бланки для заполнения при выполнении заданий).
Описание программы
Данная программа предусматривает реализацию индивидуально-личностного подхода к учащимся с ОВЗ в коррекционной работе в условиях МОУ СОШ № 12. Содержание работы определяется в соответствии с результатами диагностики, проведенной перед началом коррекционных занятий. Группы формируются с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, уровнем развитияна заседание школьного ПМПк.Объем учебного материала соответствует возрастным, психологическим особенностям учащихся, а также уровню программы в общеобразовательной школе. Программа является частью комплексной работы с детьми с ОВЗ и осуществляется совместно с другими общеобразовательными программами. Коррекционная работа направлена на устранение имеющихся пробелов как в знаниях учащихся (общие представления о мире и взаимодействии объектов), так и в умениях и навыках. Развитие познавательных психических процессов предполагает развитие внимания, памяти, восприятия пространственных и временных представлений, стимуляцию и формирование мыслительной активности, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей).
Коррекционно-воспитательное воздействие направлено на формирование мотивации к учебной деятельности, развитие коммуникативных навыков и на развитие самоконтроля.
Коррекционная работа проводится в четыре этапа – диагностический, подготовительный, коррекционный, оценочный. На диагностическом этапе идет комплексное изучение индивидуальных особенностей ребенка, индивидуальное развитие личностной и познавательной сферы. Обследование проводится с помощью общепринятых методов и приемов. Диагностический и коррекционный материал подбирается в соответствии с возрастными особенностями детей и программными требованиями. На подготовительном этапе уделяется внимание индивидуальным особенностям нарушений ребенка, для наилучшего формирования участников коррекционных групп. Решение коррекционных задач программы обеспечивается при учете психологических, психофизиологических механизмов и закономерностей формирования навыков, механизмов организации деятельности, обусловленных определенным этапом возрастного развития. Оценочный этап коррекционной работы проводится в виде подведения итогов на основе тестовых заданий.
Данная коррекционно-развивающая программа состоит из 4 этапов:
1) Диагностический этап
Выявление индивидуальных особенностей психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) и личностных особенностей ( самооценка, уровень школьной мотивации, тревожность)
2) Подготовительный этап
На основе проведенной диагностики учащиеся со схожими особенностями развития (по степени выраженности симптоматики) определяются в малые группы для дальнейшего прохождения коррекционной программы.
3) Коррекционный этап
Осуществляется работа по коррекции особенностей познавательной сферы, развитие мелкой моторики, развитие саморегуляции, коммуникативных навыков и школьной мотивации. Блоки и задания внутри них формируются с учетом принципов коррекционной работы – комплексность; опора на сохранное звено; постепенное усложнение заданий и другие.
4) Оценочный этап
Производится оценка эффективности коррекционной работы;
Проводится повторная диагностика личностной и познавательной сфер.
Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с ОВЗ, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
1
Вводное занятие
1
2
Развитие познавательных процессов, мелкой моторики
18
3
Игры на развитие навыков саморегуляции
4
4
Развитие речевой деятельности
2
5
Развитие коммуникативных навыков
4
6
Развитие мотивационных навыков
3
7
Итоговое занятие
1
Итого
33
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ группа № 1 (1 «В» класс)
Количество занятий в неделю: 1 ч.
Календарно-тематическое планирование
Диагностический этап.
Обучающие проходят комплексную психодиагностику познавательной и личностной сферы.
Развитие координации движений рук, умение внимательно слушать и выполнять указания взрослого
-Формировать навык пространственной ориентировки, выполнение
двигательных действий под контролем сохранных анализаторов и
остаточного зрения
-Формирование, совершенствование зрительно-познавательной активности
18
3
5-7
Внимания. Упражнения: «Шахматы»,Найди такого же мишку,»Дорисуй недостающие детали»,Овощи в путанице»,Геометрические фигуры», Дорисуй симметрично, раскрась»,»дорисуй паровоз».
Развитие внимания,
концентрации,
переключения внимания
-Развивать, совершенствовать ориентировочно-поисковые движения взора
-Формирование навыка различения последовательно выделять основные признаки; называния, сравнения предмета с изображением на картине
3
8-12
Память. Упражнения: «Выполни задания по образцу»» Запомни картинки»,»Нарисуй по памяти (лодку, дом, крепость –по клеткам). Рассказ по памяти, Рассказ по картинкам
Раскрытие понятия и развитие «зрительной памяти», «слуховой памяти».
-Формировать умения, применять упражнения на развитие объемного зрения и зрительной памяти, бинокулярного зрения (лежащая восьмерка, ворота из пальцев, взгляд через плечо);
-Формировать у уч-ся совокупность речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержимое и создавать свое собственное;
5
13-17
Мышление. Упражнения: «Разрезные картинки «Исключение лишнего»,»Вставь недостающую фигуру и объясни свой выбор», «Отгадывание небылиц»,«Нелепицы», «Разложи по порядку»
-Расширять зону актуального развития ребенка, учить справляться с заданиями разной степени сложности
5
18-19
Воображение. Восриятие. Упражнение: «Дорисуй до образа», «Приметы времен года», «Времена суток».
Развитие воображения. Развитие временного восприятия
-Совершенствовать навык обретения знаний слабовидящими учащимися с помощью графических изображений, схем, рисунков
-Формировать творческое восприятие и воображение
2
20-23
3.Игры на развитие навыков саморегуляции
Игры на развитие навыков саморегуляции, познавательных функций, снятие эмоционального напряжения
«Нос,пол, потолок»,
»Зеркало»,»Зоопарк»,»Что изменилось»,»Назови одним словом».»Животные ,растения».
Развитие и закрепление навыков саморегуляции, свойств внимания, снятие эмоционального напряжения
-Совершенствовать повышение функциональной активности зрительного
анализатора
-Формирование, совершенствование зрительно-познавательной активности
4
24-25
4.Развитие речевой деятельности
Речевое общение. Упражнения: «Закончи фразу»,»Общение от имени игрушек»,» Сочини сказку о предмете»,» Опиши предмет»,»Что то тут не так»,»Перескажи сказку».
Создание эмоционально благоприятного фона с помощью игры.
-Формировать навык пространственной ориентировки, выполнение
двигательных действий под контролем сохранных анализаторов и
остаточного зрения
-Формировать, совершенствовать навык привлечения накопленного сенсорного опыта и применение ранее приобретенных знаний и навыков
1
Количество занятий по отдельным темам не является строго установленным и может варьироваться по мере усвоения учениками программного материала. В связи с этим при составлении поурочного планирования возможно включать дополнительные часы для автоматизации полученных знаний и формирования навыков по отдельным темам. Полезным будет включение дополнительного материала, который может быть полезен в случае успешного освоения программы в более короткие сроки.
Оценочный этап
Повторная диагностика познавательной и личностной сферы.Оценочный этап коррекционной работы проводится в виде подведения итогов на основе тестовых заданий в конце учебного года.
Список литературы:
1.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии/ Власова Т.А., Певзнер М.С. – М.: Просвещение, 1973.
2. Коррекционная педагогика/ Под.ред. Пузанова Б.П. – М.: Просвещение, 1979
3. Козлов Н.И. лучшие психологические игры и упражнения/ Козлов Н.И – Екатеринбург, 1998.
4. Севостьянова. Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5 – 7 лет. Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М., 2005г.
5. Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В.Коррекционные и развивающие игры для младших школьников: Уч.-метод, пособие для школьных психологов. — Волгоград: Перемена, 1993.