kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа коррекционно-развивающей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для коррекционных занятий с детьми 6-7 лет

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционно-развивающей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)»







Программа коррекционно-развивающей

направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)




Автор-составитель:

Пантюк Алита Музаффаровна,

педагог-психолог




































Пояснительная записка

Целевые группы, на которые рассчитанапрограмма: младшие школьники с ограниченными возможностями здоровьяIV вида (для слабовидящих детей)

Актуальность данной программы заключается в том, что она осуществляет системный подход в работе с детьми с особенностями в развитии (дети с ограниченными возможностями здоровья) и является одним из условий успешной социализации их в обществе, способствует развитию мотивационной, коммуникативной сферы и познавательных процессов.

Учащихся с ОВЗ отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя);речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций (это обусловлено еще и двуязычием);интерес к учебной деятельности не выражен; познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое.

Эти дети характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.

Школьники данной группы испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и прежде всего с ОВЗ следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.

Коррекционно-развивающая психолого – педагогическая программа для детей с ОВЗ посвящена проблеме личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей данного вида дизонтогенеза.


Особенности проведения занятий с детьми ОВЗ, имеющие сниженную функцию зрения

Современными научными исследованиями доказано, что снижение функций зрения, неизбежно приводя­щеек снижению скорости и точности восприятия, обусловли­вает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явления­ми, замедленность и нечеткость их опознания, нарушает одно­временность, дистантностьвосприятия. Кроме того, у учащихся учащихсяу, испытывающих зрительную депривацию, наблюдаетсяослаб­ление некоторых свойств восприятия. Так, избирательность восприятия выражается в сужении круга интересов, снижении активности отражательной деятельности, что в свою очередь приводит к снижению количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира. Для детей с наруше­ниемзрения характерным также является более слабый, по сравнению с нормально видящими детьми, уровень эмоцио­нальноговосприятия объектов внешнего мира и т.д.

Недостатки зрительного восприятия, обус­ловливаяформирование нечетких, недифференцированных образов-представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обоб­щение и т.д.) школьников, что значительно затруд­няет их учебно-познавательную деятельность.

В ходе учебно-познавательной деятельности дети с нару­шениемзрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учеб­ныхзаданий. Для данной категории детей характерными яв­ляются:

  • низкий уровень умения целостно, детально и последо­вательновоспринимать содержание сюжетной карти­ны, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;

  • низкий уровень умения узнавать предметы, изображен­ныев различных вариантах (контур, силуэт, модель);

  • низкий уровень развития зрительно-моторной коорди­нации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;

  • невозможность различения конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов;

  • формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов;

  • пропуск или появление новых (лишних) элементов в ­рядуоднородных предметов;

  • низкий уровень овладения навыками письма и чтения.

Наличие перечисленных трудностей у школьни­ковс нарушением зрения неизбежно приводит к снижению успеваемости.

Таким образом, ребенок со зрительной патологией в период школьного обучения, находясь в роли субъекта образователь­ногопроцесса, испытывает значительные трудности, что, в свою очередь, требует от педагога образовательного учрежде­ния специальной поддержки данной категории детей. Оказа­ниетакой поддержки не только позволит в значительной сте­пени нивелировать возникающие у данной категории детей трудности в практической и учебно-познавательной деятель­ности, но и поможет ослабить зависимость станов­ления зрительных функций ребенка от зрительного дефекта.


Обязательные условия проведения учебных занятий:

  • учет офтальмо-эргономичкских рекомендаций (наличие очков и других оптических средств, особенности посадки учащихся, наличие дополнительного местного освещения);

  • учет темпа работы в зависимости от структуры зрительного дефекта учащихся;

  • обязательное соблюдение на занятиях режимов зрительной нагрузки;

  • использование специализированных комплексов зрительных упражнений;

  • учет особенностей использования методов обучения (наглядного, словесного, практического), а также времени использования средств ИКТ.

  • профилактика нарушения осанки.

  • использование коррекционного компонента на всех учебных занятиях.


Общие коррекционно-развивающие задачи организации учебного процесса со слабовидящими обучающимися:

  • целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития всех анализаторов и зрительного восприятия;

  • целенаправленное руководство зрительным восприятием;

  • расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;

  • целенаправленное развитие сенсорно - перцептивной деятельности;

  • упорядочивание и организация зрительной работы с множеством объектов восприятия;

  • развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений имеющихся у данной группы обучающихся;

  • использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слабовидящих обучающихся (алгоритмизация и др.);

  • систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;

  • обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;

  • строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной и физической нагрузок;

  • преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;

  • учет темпа учебной работы слабовидящих;

  • увеличение времени на выполнение практических работ;

  • введение в структурное построение урока (курса) пропедевтических (подготовительных) этапов;

  • постановка и реализация на общеобразовательных уроках целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;

  • активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений; развитие и коррекция коммуникативной деятельности;

  • целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;

  • целенаправленное развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований.


Основная Цель программы–оказание коррекционно-развивающей помощи младшим школьникам учащихся с ОВЗ(имеющие сниженную функцию зрения) в формировании познавательных процессов, развитии учебной мотивации и коммуникативных способностей.


Задачи программы:

  • своевременно выявлять детей с трудностями адаптации

  • развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений имеющихся у данной группы обучающихся;

  • целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития всех анализаторов и зрительного восприятия

  • развитие мелкой моторики;

  • формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности

  • сформировать внутреннюю позицию школьника; формирование положительной мотивации к обучению

  • активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений; развитие и коррекция коммуникативной деятельности


Ожидаемый результат:

Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития познавательных психических процессов у детей таких как память, внимание, мышление, восприятие, повышение уровня мотивации, умение общаться. Определить результативность проведенной работы поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики, которая будет проведена после всех предусмотренных программой занятий. Результаты сравнительного анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная нами цель и были ли решены поставленные нами задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и дополнения в программу, если это будет необходимо.


В данной рабочей программе спланирована деятельность по формированию УУД. Формирование УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.


Личностные УУД:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

  • умение осознавать трудности и желание их преодолевать;

  • адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.

Регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательных УУД:

  • использовать на доступном уровне логические приёмы мышления на различном учебном материале;

  • понимать информацию, представленную в ходе учебного процесса;

  • подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, выражать свое отношение к учебному материалу в словесной форме;

  • определять тему, устанавливать последовательность основных событий в тексте.

Коммуникативных УУД:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

  • высказывать эмоционально-ценностное отношение;

  • соблюдать простые нормы этикета.

Методы и средства формирования УУД служат

  • психогимнастические упражнения

  • дискуссионные игры

  • наглядный материал и заготовленные бланки, рисунки,

  • групповые беседы

  • релаксационные методы.

Формирование УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

Форма работы: групповая5-6 человек.

Занятия будут проходить в кабинете педагога-психолога. Психолог в процессе групповых занятий для коррекции когнитивной сферы, эмоционально-личностного развития ребёнка, регуляции собственных действий использует следующие

Приёмы: создание положительного эмоционального фона, заслуженное поощрение, организующую помощь, наращивание темпа деятельности на доступном материале, привитие навыков самоконтроля.


Срок обучения:33 часа, 1 раз в неделю по 30-35 минут.


Материально-техническое обеспечение программы

  • материалы для арттерапевтических занятий (краски, карандаши цветные, кисти, фломастеры, шаблоны для рисования);

  • мяч, мягкие игрушки;

  • дидактические пособия для проведения занятий (специализированная литература, пазлы, рабочая тетрадь, бланки для заполнения при выполнении заданий).

Описание программы

Данная программа предусматривает реализацию индивидуально-личностного подхода к учащимся с ОВЗ в коррекционной работе в условиях МОУ СОШ № 12. Содержание работы определяется в соответствии с результатами диагностики, проведенной перед началом коррекционных занятий. Группы формируются с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, уровнем развитияна заседание школьного ПМПк.Объем учебного материала соответствует возрастным, психологическим особенностям учащихся, а также уровню программы в общеобразовательной школе. Программа является частью комплексной работы с детьми с ОВЗ и осуществляется совместно с другими общеобразовательными программами. Коррекционная работа направлена на устранение имеющихся пробелов как в знаниях учащихся (общие представления о мире и взаимодействии объектов), так и в умениях и навыках. Развитие познавательных психических процессов предполагает развитие внимания, памяти, восприятия пространственных и временных представлений, стимуляцию и формирование мыслительной активности, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей).

Коррекционно-воспитательное воздействие направлено на формирование мотивации к учебной деятельности, развитие коммуникативных навыков и на развитие самоконтроля.

Коррекционная работа проводится в четыре этапа – диагностический, подготовительный, коррекционный, оценочный. На диагностическом этапе идет комплексное изучение индивидуальных особенностей ребенка, индивидуальное развитие личностной и познавательной сферы. Обследование проводится с помощью общепринятых методов и приемов. Диагностический и коррекционный материал подбирается в соответствии с возрастными особенностями детей и программными требованиями. На подготовительном этапе уделяется внимание индивидуальным особенностям нарушений ребенка, для наилучшего формирования участников коррекционных групп. Решение коррекционных задач программы обеспечивается при учете психологических, психофизиологических механизмов и закономерностей формирования навыков, механизмов организации деятельности, обусловленных определенным этапом возрастного развития. Оценочный этап коррекционной работы проводится в виде подведения итогов на основе тестовых заданий.


Данная коррекционно-развивающая программа состоит из 4 этапов:

1) Диагностический этап

  • Выявление индивидуальных особенностей психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) и личностных особенностей ( самооценка, уровень школьной мотивации, тревожность)

2) Подготовительный этап

  • На основе проведенной диагностики учащиеся со схожими особенностями развития (по степени выраженности симптоматики) определяются в малые группы для дальнейшего прохождения коррекционной программы.

3) Коррекционный этап

  • Осуществляется работа по коррекции особенностей познавательной сферы, развитие мелкой моторики, развитие саморегуляции, коммуникативных навыков и школьной мотивации. Блоки и задания внутри них формируются с учетом принципов коррекционной работы – комплексность; опора на сохранное звено; постепенное усложнение заданий и другие.

4) Оценочный этап

  • Производится оценка эффективности коррекционной работы;

  • Проводится повторная диагностика личностной и познавательной сфер.



Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с ОВЗ, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.



п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Развитие познавательных процессов, мелкой моторики

18


3

Игры на развитие навыков саморегуляции

4

4

Развитие речевой деятельности

2

5

Развитие коммуникативных навыков

4

6

Развитие мотивационных навыков

3

7

Итоговое занятие

1


Итого

33

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ группа № 1 (1 «В» класс)


Количество занятий в неделю: 1 ч.

Календарно-тематическое планирование


Диагностический этап.

Обучающие проходят комплексную психодиагностику познавательной и личностной сферы.

Диагностика познавательной сферы:

  • диагностируется память(механическая, образная, логическая)

  • внимание

  • воображение

  • мышление (вербально- логическое, способность устанавливать закономерность отношения между элементами внутри системы)


Диагностика личностной сферы:

  • самооценка

  • мотивация

  • тревожность


Коррекционный этап


№ п./п.

Тема занятия,перечень упражнений

Содержание занятий

Коррекционные задачи для обучающихся с ОВЗ


Кол-во

часов

1

1.Вводное занятие.

Знакомство психолога с детьми, детей друг с другом.

Развитие навыка работы в парах.

-Формировать умение применять упражнения на релаксацию глазных мышц,

снятие статического напряжения


-Обеспечить психологическую, информационную подготовку к восприятию

учебного материала, нового учебного предмета.

-Создавать благоприятные условия для развития и обучения ребенка, дляусвоения учебной программы с учетом его психофизического развития, «зоны

ближайшего развития»




1






2-4

2.Развитие познавательных процессов, мелкой моторики

Развитие мелкой моторики. Графический диктант

«Дорисуй картинки», «Продолжи по образцу».

Развитие координации движений рук, умение внимательно слушать и выполнять указания взрослого

-Формировать навык пространственной ориентировки, выполнение

двигательных действий под контролем сохранных анализаторов и

остаточного зрения

-Формирование, совершенствование зрительно-познавательной активности

18





3

5-7

Внимания. Упражнения: «Шахматы»,Найди такого же мишку,»Дорисуй недостающие детали»,Овощи в путанице»,Геометрические фигуры», Дорисуй симметрично, раскрась»,»дорисуй паровоз».


Развитие внимания,

концентрации,

переключения внимания

-Развивать, совершенствовать ориентировочно-поисковые движения взора

-Формирование навыка различения последовательно выделять основные признаки; называния, сравнения предмета с изображением на картине

3

8-12

Память. Упражнения: «Выполни задания по образцу»» Запомни картинки»,»Нарисуй по памяти (лодку, дом, крепость –по клеткам). Рассказ по памяти, Рассказ по картинкам




Раскрытие понятия и развитие «зрительной памяти», «слуховой памяти».

-Формировать умения, применять упражнения на развитие объемного зрения и зрительной памяти, бинокулярного зрения (лежащая восьмерка, ворота из пальцев, взгляд через плечо);


-Формировать у уч-ся совокупность речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержимое и создавать свое собственное;


5

13-17

Мышление. Упражнения: «Разрезные картинки «Исключение лишнего»,»Вставь недостающую фигуру и объясни свой выбор», «Отгадывание небылиц»,«Нелепицы», «Разложи по порядку»






Развитие понятийного, образного мышления.

-Формировать умение применять упражнения на релаксацию глазных мышц, снятие статического напряжения


-Расширять зону актуального развития ребенка, учить справляться с заданиями разной степени сложности

5

18-19

Воображение. Восриятие. Упражнение: «Дорисуй до образа», «Приметы времен года», «Времена суток».


Развитие воображения. Развитие временного восприятия


-Совершенствовать навык обретения знаний слабовидящими учащимися с помощью графических изображений, схем, рисунков

-Формировать творческое восприятие и воображение

2

20-23

3.Игры на развитие навыков саморегуляции

Игры на развитие навыков саморегуляции, познавательных функций, снятие эмоционального напряжения

«Нос,пол, потолок»,

»Зеркало»,»Зоопарк»,»Что изменилось»,»Назови одним словом».»Животные ,растения».

Развитие и закрепление навыков саморегуляции, свойств внимания, снятие эмоционального напряжения

-Совершенствовать повышение функциональной активности зрительного

анализатора

-Формирование, совершенствование зрительно-познавательной активности


4

24-25

4.Развитие речевой деятельности

Речевое общение. Упражнения: «Закончи фразу»,»Общение от имени игрушек»,» Сочини сказку о предмете»,» Опиши предмет»,»Что то тут не так»,»Перескажи сказку».




Развитие и стимуляция речевого общения.


-Формировать умения, применять упражнения, способствующие улучшению кровообращения глазного яблока (быстрое моргание 1 мин., массирование век пальцами);

-Формировать у уч-ся совокупность речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержимое и создавать свое собственное

2

26-29













5.Развитие коммуникативных навыков

Развитие коммуникативных

навыков. Упражнение: «Рукавички»,»Ролевая игра с помощью игрушек».






Развитие умения общаться, сотрудничать.










-Формировать умение применять упражнения на релаксацию глазных мышц,снятие статического напряжения

-Формировать коммуникативные функции. Учить овладеть словом как орудием коммуникации


4















30-32

6.Развитие мотивационных навыков

Формирование положительного отношения к школе. «Рисунок школы»,»Нарисуй свой класс»,

Беседы о школе.




Развитие учебной мотивации










- Работать над развитием осязания, слуха, мышечного чувства, остаточного

зрения при выполнении учебных заданий

-Совершенствование мыслительной активности, воли, внимания


3

33

7.Итоговое занятие

Заключительное занятие. Подведение итогов. Дружеская беседа.




Создание эмоционально благоприятного фона с помощью игры.

-Формировать навык пространственной ориентировки, выполнение

двигательных действий под контролем сохранных анализаторов и

остаточного зрения

-Формировать, совершенствовать навык привлечения накопленного сенсорного опыта и применение ранее приобретенных знаний и навыков


1


Количество занятий по отдельным темам не является строго установленным и может варьироваться по мере усвоения учениками программного материала. В связи с этим при составлении поурочного планирования возможно включать дополнительные часы для автоматизации полученных знаний и формирования навыков по отдельным темам. Полезным будет включение дополнительного материала, который может быть полезен в случае успешного освоения программы в более короткие сроки.


Оценочный этап


Повторная диагностика познавательной и личностной сферы.Оценочный этап коррекционной работы проводится в виде подведения итогов на основе тестовых заданий в конце учебного года.


Список литературы:

1.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии/ Власова Т.А., Певзнер М.С. – М.: Просвещение, 1973.

2. Коррекционная педагогика/ Под.ред. Пузанова Б.П. – М.: Просвещение, 1979

3. Козлов Н.И. лучшие психологические игры и упражнения/ Козлов Н.И – Екатеринбург, 1998.

4. Севостьянова. Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5 – 7 лет. Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М., 2005г.

5. Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В.Коррекционные и развивающие игры для младших школьников: Уч.-метод, пособие для школьных психологов. — Волгоград: Перемена, 1993.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Программа коррекционно-развивающей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)

Автор: Пантюк А.М.

Дата: 18.11.2022

Номер свидетельства: 617672


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства