kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа эмоционально-нравственного воспитания дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Учимся добру, терпению и мудрости» социально-педагогической направленности призвана решить одну из наиважнейших эмоционально-нравственных проблем развития ребенка – проблему духовно-нравственного становления дошкольников. В соответствии с современной научной концепцией признается самоценность дошкольного периода детства, где на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа эмоционально-нравственного воспитания дошкольников»


УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБУ ДО ЦДОД

___________

Щаднева М.Е.

Программа эмоционально-нравственного

воспитания дошкольников

«Учимся добру, терпению и мудрости»

Срок реализации: 2 года

Возраст детей: 5 – 7 лет

Разработчик:

Тикуцкая О. И.,

педагог дополнительного

образования

г. Ростов – на – Дону

ВВЕДЕНИЕ


Детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к духовно-нравственному становлению.

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей, формированию духовно-нравственных ценностей.

Русские народные сказки и сказки народов мира – благодатный материал без времен и границ, в воспитании чувств, эмоций, традиций, семейных и культурных ценностей – всего того, что наполнит душу ребенка глубоким чувством принадлежности и сопричастности к культуре.

Только обученный основным нормам и правилам коммуникативного общения и сотрудничества человек сможет легко адаптироваться в детском социуме. Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. От того, как адаптирован ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении.

В настоящее время остро стоит проблема духовного развития детей дошкольного возраста. Обществу необходимы люди не только с высоким уровнем интеллектуального развития, но обладающей духовными ценностями. Понять детство – значит найти общую (безличную) значимость ценностей.


  1. Глава

    1. Пояснительная записка

Программа «Учимся добру, терпению и мудрости» социально-педагогической направленности призвана решить одну из наиважнейших эмоционально-нравственных проблем развития ребенка – проблему духовно-нравственного становления дошкольников. В соответствии с современной научной концепцией признается самоценность дошкольного периода детства, где на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Готовность к школе - сложный целостный феномен, характеризующий психофизиологическое состояние будущего школьника: когнитивная готовность – сформированность познавательных процессов и навыков, позволяющих первокласснику успешно осуществлять учебную деятельность; мотивационная готовность – сформированность внутренней позиции школьника; социальная готовность – способность занять социально правильную и продуктивную позицию в общении с педагогом и сверстниками.

Вид программы: экспериментальная – это версия методического решения конкретной проблемы1 – психологической готовности ребёнка к обучению в школе; уровень программы – ознакомительный (рассчитана на 2 года обучения).

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с использованием следующих учебно-методических пособий:

  • «Рабочая тетрадь дошкольника». Серия «Готовлюсь к школе» Н.А. Сапрыкиной.

  • «Развиваем мышление», «Развиваем внимание» серии «Школа для дошколят», под редакцией Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.

  • Юрцун.С.В., Афиенко В.Н., белолипецкая Е.Н. Учебно- методический комплекс для детей старшего дошкольного возраста «Азбука Православия» для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  • Крюкова А.С., Алексеева Г.Г., Синусова Н.Н. Учебно-методическое пособие «Добронравие для маленьких. Воспитание русской поэзией детей» ЦСИ «Отечестволюбие», АНО «Семья России».


Отличительные особенности программы:

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики в течение двух лет, а также в том, что в её содержании применяются современные средства обучения (использование мультисенсорной среды, мультимедийного оборудования, программируемых игрушек) и конкретизирована организация деятельности, способствующая продуктивному психологическому развитию дошкольника.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она учитывает зону актуального развития ребенка с дальнейшей ориентацией на зону ближайшего развития, а предлагаемые в программе средства: работа детей в сенсорной комнате, использование элементов сказкотерапии, программируемых игрушек наиболее действенны для детей старшего дошкольного возраста, на которых рассчитана программа. При этом в детях должны произойти позитивные психические изменения, способствующие достижению поставленной цели программы.

На занятиях реализуется идея целостного продуктивного развития личности через систему психологического сопровождения. Работа по данной программе способствует формированию познавательных и коммуникативных навыков, позволяющих успешно осуществлять учебную деятельность; а также формированию внутренней позиции ребенка и мотивационную готовность к школьному обучению.


Актуальность программы обусловлена:

  • государственным заказом на формирование предпосылок учебной деятельности дошкольников, разностороннее их развитие с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей2;

  • заказом общества на определенный уровень социального поведения, умственного развития и формирование общей культуры;

  • потребностями семьи на формирование у детей учебно-важных качеств, таких как: мотивационная готовность к школе, необходимый и достаточный уровень развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, эмоциональной сферы.


Нормативно-правовой базой реализации данной программы являются:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Зарегистрировано в Минюсте РФ.

  • Конвенция ООН о правах ребёнка;

  • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р)

  • Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»

  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие познавательных психических процессов и социальных компетенций детей дошкольного возраста, способствующих формированию мотивационной и интеллектуальной готовности к школе.


ЗАДАЧИ:

Развивающие:

  1. Развивать познавательные и психические процессы – восприятие, память, внимание, воображение, мышление.

  2. Развивать социальные компетенции, отражающие разнообразные аспекты жизни ребенка: коммуникацию, эмоциональный интеллект, совладание с агрессией, преодоление стресса, адаптацию к образовательному учреждению.

  3. Способствовать формированию коммуникативных компетенций, необходимых для успешного развития процесса общения.

  4. Развивать эмоциональную сферу посредством эмоционально-образного погружения в детские сказки.

  5. Развивать личностную сферу – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственные качества личности: доброжелательность, терпимость, заботливость, сопереживание, уважение, целеустремленности, гражданственности, гуманизма.

  2. Прививать любовь к сказкам народов мира, умение слушать и сопереживать героям;

  3. Способствовать воспитанию творческой, активной, свободно мыслящей личности, проявляющей интерес к творчеству.

Познавательные:

  1. Формировать у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать простые умозаключения;

  2. Развивать интеллектуальную сферу: мыслительные умения, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, творческое и критическое мышление.

  3. Научить детей умению управлять своим вниманием, удерживать его и сосредотачивать на конкретном задании;

  4. Систематизировать представления об эмоциях, различных чувствах своих и других людей.

Адресат программы: дошкольники 5-7 лет независимо от уровня подготовки.



    1. Характеристика дошкольного возраста (5-7 лет)

Прогресс в развитии мышления ребенка-дошкольника предполагает глубокие изменения в характере его деятельности, что связано с появлением новых познавательных мотивов, отличных от мотивов игры или практической деятельности. Как показывает опыт, при соответствующей организации образовательно-воспитательной работы такие изменения отмечаются к концу дошкольного возраста. С одной стороны, наряду с игрой начинают формироваться виды учебной деятельности, с другой – в самой игре появляются такие составляющие, как интеллектуальные задания, головоломки и т. д.

У старших дошкольников за разгадыванием головоломок в игровых ситуациях стоит цель понять принцип их решения. При этом интерес к самому процессу игры, собственно к «выигрышу», отступает на задний план. Учеными установлено, что у старших дошкольников формируются такие формы интеллектуальной деятельности, которые побуждаются мотивом научиться решать сложные задачи. Через изменения мотивов у ребенка-дошкольника осуществляется формирование самих интеллектуальных операций.

Познавательная задача инициирует особенное внутреннее интеллектуальное действие, направленное на ее решение, – процесс рассуждения.

Познавательное развитие дошкольников проявляется не только во внешних действиях, но и во внутренних процессах - активизации восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения (на занятиях дети внимательно слушают объяснения педагога-воспитателя, рассматривают картинки, запоминают новую информацию, настойчиво обдумывают способы решения задач и т.п.).

Заметно активизируется умственная деятельность - происходит устойчивый рост обобщенности и последовательности мыслительных операций. Дети начинают выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать эти явления, обнаруживать их сходство и различие; развиваются умения рассуждать, находить не только явные, но и скрытые причины явлений, делать обоснованные выводы.

В старшем дошкольном возрасте интенсивно формируются и развиваются способы практических преобразований объектов, направленные на определение и выделение их скрытых свойств; дети осуществляют общие обследования различных объектов, начинают выявлять межпредметные связи.

Как известно, основу возрастной периодизации развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) составляет положение о том, что каждому возрасту как своеобразному и качественно-специфическому периоду в жизни человека соответствует определенный тип ведущей деятельности; его изменения характеризуют смену возрастных периодов. В ходе ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования, преемственность которых определяет целостность психического развития ребенка.

Особенности личностных характеристик дошкольника:

  • Эмоциональная сфера. К старшему дошкольному возрасту изменяется структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции. Внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным.

  • Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.

  • Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, является соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.
    Наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый - наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка.

  • Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.
    Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.

  • Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.


Сформированность психических процессов:

  • Восприятие к старшему дошкольному возрасту становится более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине

  • Память. Непроизвольная память должна постепенно заменяться произвольной, дети учатся запоминать по желанию. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Для ребенка 6 лет вполне доступно такое задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу.

  • Мышление. Совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты». И начинают активно формироваться предпосылки логического мышления, которое окончательно формируется к 14 годам. Развивается способность к индукции и дедукции.

  • Внимание. Важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Ребенок в 5-6 лет должен уметь сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.

  • Воображение: становится активным – произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет растущую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.


Сроки реализации программы:

Программа «Развиваемся, познаем и учимся» рассчитана на 2 года обучения:

  • 1 год обучения – 4 учебных часа в неделю, 144 часа в год.

  • 2 год обучения – 4 учебных часа в неделю, 144 часа в год.

Продолжительность учебного часа для школьников составляет 30 минут.

Допускается вхождение ребенка в образовательный процесс на второй год обучения (один год до школы) при проведении соответствующего собеседования с ним и тестирования.

Этапы реализации программы:

1 год обучения – «Мои чувства и эмоции». Занятия по развитию психических процессов построены на материале русских народных сказок.

2 год обучения – «Азбука общения». Образовательная деятельность по формированию коммуникативных умений построен на материале сказок народов мира.

Формы организации образовательной деятельности:

Основной формой организации образовательной деятельности является групповое занятие. Состав группы – 15 человек.

В процессе реализации программы в зависимости от поставленной цели используются и другие формы:

  • досуговые мероприятия

  • конкурсы, викторины




    1. Ожидаемые результаты:


Поставленная цель и вытекающие из неё задачи позволяют предположить следующие результаты освоения программы учащимися:


  1. Созданы условия для развития познавательных, психических процессов, а также социальных и коммуникативных компетенций.

  2. Познакомились с русскими народными сказками и сказками народов мира способом эмоционально-смыслового погружения.

  3. Учащиеся могут адекватно оценивать свои умения с позиции своего возраста, уверенно чувствуют себя в детском коллективе.

  4. В достаточной степени сформированы нравственные качества личности.

  5. Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познании.

  6. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

  7. Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

  8. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

  9. Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.

  10. Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,

  11. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.





Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы:

  1. Диагностика в соответствии с установленными критериями (начальная, промежуточная, итоговая)

  2. Активность и результативность участия в конкурсах, викторинах, олимпиадах различного уровня.

  3. Коллективные творческие мероприятия.

  4. Анкетирование родителей по вопросам удовлетворённости образовательным процессом (проводится социальным педагогом).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться.

Месяц

Содержание

Всего часов

Теория

Практика

Сентябрь

Давайте познакомимся. Вежливые слова.

Входная психолого-педагогическая диагностика детей.

Мои чувства и эмоции. Радость. Печаль.

Путешествие по 12 Православным праздникам

16

6

10

Октябрь

Мои чувства и эмоции. Гнев

Покров

Мои чувства и эмоции Удивление

Интерес. Любопытство

16

4

12

Ноябрь

Чувство вины.

Спокойствие.

Испуг. Мои страхи

Испуг. Способы описания страхов в сказках


16

6

10

Декабрь

Жадность. Профилактика негативных эмоций. Словарик Эмоций.

«Страна Вообразилия!».

Промежуточная педагогическая диагностика по критериям

16

4

12

Январь

Рождественские встречи.

Мой помощник глазки, ротик.

Мои помощники носик, ушки.

14

4

10

Февраль

Эмоции и чувства других

Сретение

Из чего же сделаны наши мальчишки?

«Мальчики и девочки»


18

6

12

Март

Здравствуй, Весна!

Давайте жить дружно. Наше настроение.

Праздник «Православной книги»

Что такое хорошо? - Что такое плохо?!

16

6

10

Апрель

День Смеха.

В гостях у сказки.

СВЕТЛАЯ ПАСХА

Мой внутренний мир

16

4

12

Май

Восприятие сенсорных эталонов.

Благовещение

Итоговая психолого-педагогическая диагностика детей

«Путешествие в волшебный мир сказок!»

16

6

10


ИТОГО:


144

46

98



Предполагаемый результат 1 года обучения:



  • В достаточной степени развиты познавательные, психические процессы.

  • Способен проявлять чувства по отношению к сверстникам и взрослым, в умеренной степени умеет управлять своими эмоциями.

  • Познакомились с русскими народными сказками способом эмоционально-смыслового погружения.

  • Учащиеся уверенно чувствуют себя в детском коллективе.

  • В умеренной степени сформированы нравственные качества личности.

  • Ребёнок проявляет самостоятельность в разных видах деятельности – игре и общении.

  • Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

  • Ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации.

  • Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения



Месяц

Содержание

Всего часов

Теория

Практика

Сентябрь

Вводный инструктаж, правила поведения на занятии.

Входная психолого-педагогическая диагностика детей.

Учимся правильно знакомиться, представляться и обращаться к собеседнику. Путешествие по 12 Православным праздникам

16

6

10

Октябрь

Отношение к малышам.

Малыши нуждаются в нашей заботе и внимании.

Извинения и просьбы, как норма

Покров

Культура поведения за столом.

16

4

12

Ноябрь

Этикет в гостях.

Искусство делать подарки.

Поездка в общественном транспорте.

Как вести себя в общественных местах Письмо другу, как способ общения с людьми.

16

6

10

Декабрь

У меня зазвонил телефон. Этикет общения по телефону.

Культура поведения в театре и кино.

Правила поведения на улице.

Культура речи при обращении.

"Волшебные слова"

16

4

12

Январь

Рождество Христово

Почтительное отношение к старшим.

Ссора и обида среди сверстников.

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями.

14

4

10

Февраль

Черта характера. Мой темперамент.

СРЕТЕНИЕ

Дружба. Умеешь ли ты дружить?

Отзывчивость и доброта.

Понятие «доброта».


18

6

12

Март

Поступки человека и его характер.

Верность слову. Понятие «честь»

Культурный человек.

«Православная книга»

Наша дружная семья.

Совместные поступки, честь семьи.

16

6

10

Апрель

Чувство, настроение. Я среди людей.

Друзья. Если с другом вышел в путь.

Нравственные отношения в коллективе.

Сказка – ложь, да в ней намек.

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ

16

4

12

Май

Учимся общаться.

Коммуникация вербальная и невербальная.

Детские конфликты.

Учимся выходить из конфликтов.

Правила поведения в школе.

16

6

10


ИТОГО:


144

46

98





Предполагаемый результат 2-го года обучения



  • В достаточной степени развиты познавательные, психические процессы, а также социальные и коммуникативные компетенции.

  • В достаточной степени сформирована мотивационная и интеллектуальная готовность к школьному обучению.

  • Познакомились со сказками народов мира способом эмоционально-смыслового погружения.

  • Учащиеся могут адекватно оценивать свои умения с позиции своего возраста.

  • В достаточной степени сформированы нравственные качества личности.

  • Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познании.

  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

  • Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

  • Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

  • Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,

  • Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.







3 Глава

Комплекс организационно-педагогических условий

3.1. Концептуальная основа программы

Современные взгляды на дошкольное образование бережно сохраняют лучшие отечественные традиции дошкольной педагогики: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию3 развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

Необходимо эффективно развивать интеллект детей, умственные способности, так как дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов.

В настоящее время остро стоит проблема психоэмоционального развития детей дошкольного возраста. Обществу необходимы люди не только с высоким уровнем интеллектуального развития, но обладающей своеобразной гибкостью эмоциональной сферы и спецификой её развития. Понять детство – значит найти важнейшие факторы психологического развития ребёнка.

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития. Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных дошкольному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

Методическое сопровождение программы



Основные принципы программы:

  1. Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в определенной последовательности и логике, которые дают системное представление об учебной дисциплине.

  2. Принцип единства рационального и эмоционального. В соответствии с этим принципом обучение может быть эффективным только в том случае, когда дети осознают цели обучения.

  3. Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения с возрастом дошкольников, возрастными особенностями, уровнем их развития.

  4. Принцип наглядности заключается в использовании органов чувств и образов при обучении. Важнейшее значение имеют зрительные образы.

  5. Принцип активности в обучении заключается в том, что эффективное усвоение происходит только в том случае, когда дети проявляют самостоятельную активность в обучении.

Методы и приёмы обучения:

Для реализации поставленных целей и задач обучения, а также для определения конечных результатов учебного процесса в программе используются следующие методы и приёмы обучения:

  • практические,

  • игровые,

  • наблюдение, показ,

  • рассказ, объяснение,

  • демонстрация,

  • творческая импровизация,

  • ассоциативный поиск,

  • социальное проектирование.

Оснащение занятий:

  • Мультимедийные средства: интерактивная доска, проектор, компьютер

  • Рабочие тетради на печатной основе

  • Мультимедийный каталог детских презентаций

  • Аудио и видеоматериалы.

  • Настольно-печатные игры.

  • Цветные мелки, карандаши.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

  1. Организационный этап.

  • Создание эмоционального настроя в группе.

  • Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

  1. Мотивационный этап.

  • Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

  • Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

  1. Практический этап.

  • Подача новой информации на основе имеющихся данных;

  • Эмоционально- образное погружение в сказку или задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения) и творческих способностей.

  • Отработка полученных навыков на практике.

  1. Рефлексивный этап.

  • Обобщение полученных знаний.

  • Подведение итогов занятия.

Комфортное размещение детей на занятиях:

  1. Схема «Класс» - размещение дошкольников, соответствует стандартному младших школьников в классе

  2. Схема «Мельничка» - работа детей в парах

  3. Схема «Соты» - работа творческих групп

  4. Схема «Журавлиный клин» - проведение мини-тренингов, мозгового штурма, фронтального опроса

  5. Схема «Каре» - коллективно-творческая деятельность: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, пальчиковый театр

  6. Схема «Амфитеатр» - творчески-постановочная деятельность – концерт, спектакль, капустник, КВН, защита презентаций.















Работа с родителями

В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.

Родительские собрания:

  • «Психоэмоциональная готовность детей к взрослению»

  • «Синдром гиперактивности у детей дошкольного возраста»

  • «Семейные традиции, как основы Православии»

Групповые консультации:

  • «Читаем вместе с детьми»

  • «Роль родителей в воспитании духовно-нравственной личности»

  • «Первые шаги в Православии»



Семинары – практикумы:

  • «Преодоление детских страхов. Навязчивые состояния»

  • «Повышенная тревожность в учебной деятельности. Мотивы поведения»

  • «Как развить интеллектуальную личность. Методы работы с одаренными детьми»

  • «Основные причины низкой концентрации внимания у детей. Игры и упражнения»

  • «Левша или правша. Развитие у детей левого и правого полушарий мозга»

  • «Конфликты и ссоры между детьми. Практический тренинг».



Театрализованные семейные праздники

  • «Осенний калейдоскоп»

  • «Цирк, цирк, цирк»

  • «Волшебный посох Деда Мороза»

  • «Рождественские встречи»

  • «Святки»

  • «Для милых мам»

  • «Эх, Масленица!»

  • «Светлая Пасха»

  • «Бал цветов»

  • «Планета детства»



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе реализации программы дети приобщились к духовно-нравственным ценностям, у них сформировано эмоционально-окрашенное чувство причастности к культурному богатству народа. В основе человеческой культуры лежит духовное начало.

Поскольку, в настоящее время, полное динамизма и перемен, освоение этих ценностей приобретает особое значение, необходим поиск форм и способов общего доступного и, тем не менее, качественного овладения всевозможными видами социально-значимыми творческой деятельности детьми. Этот поиск ведется в моём объединении «Я – ТЫ – МЫ».

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания россиянина служит инструментом ориентировки личности в социальной среде, в выработке толерантного мировоззрения, стиля и образа жизни, отношение к нравственным и гражданским обязанностям.

Программа создавалась и апробировалась в течение 12 лет. Свой опыт реализации данной программы был представлен на Городском этапе Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Сердце отдаю детям» в 2018 году в социально – педагогической направленности. По результатам конкурса присвоено звание Лауреата в номинации «Лучший открытый урок».

Следуя гуманистическим идеям и педагогическим принципам, можно сделать выводы, что реализация программы «Учимся добру, терпению и мудрости» формирует у воспитанников:

  • умение быть терпимым к другим людям, не похожим на себя;

  • идеал достойного человека, живущего по принципам Национальных ценностей, Истины, Красоты;

  • творческий подход к познанию, трудолюбие, духовность.

  • вдумчивое, бережное отношение к русским народным сказкам и сказкам народов мира.

Я делаю всё, чтобы мой воспитанник мог шагнуть в новый день с нравственными ценностями, которые он пронесёт через всю свою жизнь.

«Я вижу в детях радость созиданья!

В глазах их вижу свет и чистоту!

Я чувствую их искренность к познанью,

И ощущаю душ их теплоту!»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих. наук. - М., 2000.

  2. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2000.

  3. Бережнова О.В. Нравственное развитие дошкольников в традициях русской культуры // Образование и общество. - 2001. - № 3.

  4. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 1988.

  5. Бодрова Е.В., Давыдов В.В., Петровский В.А., Стеркина Р.Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии. - 1989. - № 3.

  6. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение

  7. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению // Дошкольное воспитание. - 1988. - №9.

  8. Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности. - М., 1981.

  9. Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. - М., 1998.

  10. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. - 1984. - № 1.

  11. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М., 1976.

  12. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. - М.: Педагогика, 1978.

  13. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. - 1987. - № 1.

  14. Искольдский Н.В. Исследования привязанности ребёнка к матери в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1985. - №3.

  15. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М.: Знание, 1987.

  16. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991.










1 Сиденко А.С., Чернушевич В.А. Как стать автором педагогической технологии. – М.,1996.

2 Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, ст. 64.

3 Амплификация – один основных принципов ФГОС ДО, в основе которого лежит обогащение развития ребенка как личности, например, посредством игровой деятельности, театрализации, рисования, слушания музыки и т.д. (А.В. Запорожец) из кн.: Дошкольное образование. Словарь терминов / Сост. Виноградова Н.А. и др. – М.: Айрисс-пресс, 2005


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Программа эмоционально-нравственного воспитания дошкольников

Автор: Тикуцкая Ольга Ивановна

Дата: 14.06.2019

Номер свидетельства: 514781


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства