Программа вариативного курса по приобщению детей к истокам казахской народной культуры " У истоков родного края"
Программа вариативного курса по приобщению детей к истокам казахской народной культуры " У истоков родного края"
«У истоков родного края» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством казахского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
Программа соответствует ГОСО РК дошкольного воспитания и обучения и разработана на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование ключевых компетентностей у ребенка с учетом его возрастных особенностей, потребностей, интересов. Содержание программы построено на основе гармоничного сочетания индивидуальных, подгрупповых и групповых форм организации, обеспечивающих ее инновационность и целостность.
Программа направлена на приобщение детей к культуре и истории казахского народа, развитие творческих способностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно- прикладным искусством, участвуя в национальных казахских праздниках, просматривая видеофильмы о истории и культуре казахского народа детям легче понять и представить как жил казахский народ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.Диагностические критерии оценки знаний по усвоению программы ………………..5
3.Тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста…….6
4.Библиографический список ………………………………………………………………..12
5. Приложение
Пояснительная записка
«Культура – это отражение нации, ее души, ума и благородства. Цивилизованный народ гордится ходом своей истории, развитием культуры, великими людьми, прославившими страну и внесшими огромный вклад в золотой фонд мировых достижений мысли, искусства. Именно посредством культуры, традиций нация становится известной».
Н. А. Назарбаев
«У истоков родного края» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством казахского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
Программа соответствует ГОСО РК дошкольного воспитания и обучения и разработана на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование ключевых компетентностей у ребенка с учетом его возрастных особенностей, потребностей, интересов. Содержание программы построено на основе гармоничного сочетания индивидуальных, подгрупповых и групповых форм организации, обеспечивающих ее инновационность и целостность.
Программа направлена на приобщение детей к культуре и истории казахского народа, развитие творческих способностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно- прикладным искусством, участвуя в национальных казахских праздниках, просматривая видеофильмы о истории и культуре казахского народа детям легче понять и представить как жил казахский народ.
К программе предусмотрено приложение и диск. В приложении собран материал для педагогов при подготовке к занятиям. На диске записаны презентации и видеоролики, которые можно использовать на занятиях при знакомстве дошкольников с новой темой.
Проблемы развития воспитания, несомненно, заслуживают самого пристального внимания, так как речь идет о завтрашнем дне Казахстана, ценностных ориентирах нашего общества, о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа.
Актуальность
Актуальность приобщения детей к истокам национальной культуры можно выразить словами казахской пословицы: «Сын, помнящий семь поколений, процветает семь поколений. Сын, не помнящий одно поколение, погибает». Работа по приобщению детей к истокам национальной культуры интересна детям, родителям и педагогам.
Данная программа составлена на основе основных направлений воспитательной деятельности «Концепции образования и воспитания в РК»: гражданско-патриотическое, правовое и поликультурное воспитание, духовно-нравственное воспитание.
Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Особенно значимо это в дошкольные годы, когда у ребенка- выпускника дошкольной организации происходит развитие нравственных качеств: отзывчивости, сопереживания, уважительного отношения к своим родным и близким, чувства привязанности к своей семье; соблюдение традиций и обычаев, знание и уважение истории, быта казахского народа; расширение представления о том, что Казахстан наш общий дом, а так же уважение традиций, культуры других народов; формирование интереса к различным видам труда и творчества. Ребёнок, по мнению Д.С.Лихачёва, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. Детям надо помочь понять с самого раннего возраста, что они – часть великого казахского народа.
Цель : Развитие познавательной и социальной компетентности, воспитание патриотизма, гордости и уважения к культурным ценностям казахского народа на основе ознакомления с культурой казахского народа.
Задачи:
Обучающая: Познакомить детей с культурой казахского народа.
Развивающая: развивать интерес к истории, традициям в жизни людей; развивать поисковую деятельность, творческую активность; развивать коммуникативные навыки.
Воспитывающая: воспитывать патриотизм и уважение к культуре и истории казахского народа.
Педагогические принципы реализации программы
При реализации программы учитываются следующие принципы:
доступности: излагаемый материал по уровню сложности должен быть доступен пониманию ребенка;
наглядности: развитие у детей познавательного интереса;
творческого подхода: это возможность разбудить воображение ребенка и развить его творческие способности;
Реализация содержания Программы предусматривает работу по блокам: « Я и мои предки, « Культурное наследие Казахстана», « Мой Казахстан». Каждый блок содержит несколько тем, имеющие свое целевое направление.
Блок « Я и мои предки» включает задачи и содержание работы по формированию у детей представлений о жизни и быте казахского народа.
В блоке « Культурное наследие Казахстана» определено содержание работы по обогащению и углублению знаний о казахских народных традициях и обычаях, приобщение детей к национальной культуре путем разучивания стихов, песен, прослушивание произведений в исполнении казахских национальных инструментов, активное участие в спортивных состязаниях с использованием казахских национальных игр .
В блоке « Мой Казахстан» закрепляются знания о символике страны, прививается интерес к « Малой родине», путем ознакомления с достопримечательностями и культурой родного края, детей знакомят с выдающимися людьми Казахстана, с историей Казахстана.
Формы работы с детьми
Беседы;
Просмотр видеофильмов
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.
Экскурсия в музей
Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду.
Дидактические игры;
Экспериментирование с различными художественными материалами;
Развлечения, национальные праздники,
Заучивание пословиц, скороговорок, считалок, стихов, песен на казахском языке
Использование национальных подвижных игр.
Предполагаемый результат:
Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре казахского народа;
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников.
Приобретение детьми практических умений по работе с различными изобразительными материалами;
Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду, участие детей в развлечениях и досугах, посвященных национальным праздникам.
Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания программы по приобщению к истокам казахской народной культуры «У истоков родного края»
Знает основные национальные праздники и обычаи с ними связанные.
Знает название и назначение предметов казахского народного быта.
Знает казахскую культуру: национальные игры, национальные музыкальные инструменты, национальный фольклор, изучаемые в рамках программы.
Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).
Методы диагностики:
наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
анализ результатов продуктивной деятельности.
Тематическое планирование по работе с детьми старшего дошкольного возраста
месяц
№
тема
содержание
Продуктивные виды деятельности
Билингвальный компонент
Применение ИКТ
часы
1 блок « Я и мои предки»
сентябрь
1
Юрта, юрта- дом родной
Познакомить детей с жилищем казахского народа (устройство и убранство юрты)
д\и « Собери юрту»
Киіз үй, кереге, шанырақ, есік,уықтар.
Просмотр презентации
« Юрта»
1
2
«Юрта для молодых»
Познакомить детей с орнаментом, украшающим юрту(«Рог», «бараний рог», «цветок тюльпана», «крылья птицы», «ромб»
Просмотр альбома «Казахский национальный орнамент», украшение юрты (аппликация, рисование)
Қошқар мүйіз, қызғалдақ, құс қанат
1
3
Казахская домашняя утварь
Знакомство с предметами обихода(сундук,ковер,
шкаф для посуды,ларь для хранения продуктов, кровать, колыбель)
Просмотр альбома «Предметы обихода» , д/и « Что возьмем собой в юрту»
Кілем,сандық,кебеже, асадал, ағаш төсек, бесік
Просмотр презентации
« Казахская домашняя утварь»
1
4
«Ковер для бабушки»
Познакомить с элементами растительного орнамента
( листья и раскрывшийся бутон цветка)
«Украсим ковер для бабушки» ( аппликация , рисование)
Кілем, жапырақ, гүл
1
октябрь
5
«Бабушкин сундук»
Знакомить с казахскими украшениями и одеждой девушек и женщин.