Программа дополнительного образования «Истоки» для детей средней группы
Программа дополнительного образования «Истоки» для детей средней группы
Воспитательная программа разработана для четырех возрастных групп: младшая (3-4 года); средняя (4-5 лет); старшая (5-6 лет); подготовительная (6-7 лет). В течение каждого года предусмотрено проведение девяти занятий. Концентрический принцип построения программ «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования и базисного курса «Истоки» обусловил следующую логику освоения основных категорий курса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования «Истоки» для детей средней группы»
Авторы:
Воронина Наталья Ильинична, воспитатель МБДОУ «Детский сад №43 «Жар-птица»
Воспитательная программа разработана для четырех возрастных групп: младшая (3-4 года); средняя (4-5 лет); старшая (5-6 лет); подготовительная (6-7 лет). В течение каждого года предусмотрено проведение девяти занятий. Концентрический принцип построения программ «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования и базисного курса «Истоки» обусловил следующую логику освоения основных категорий курса.
2.1 Перспективное планирование первого года обучения детей второй младшей группы (3-4 года) ………………………………………….....11
2.2 Перспективное планирование второго года обучения детей средней группы (4-5 лет) …………………………………………………………13
2.3 Перспективное планирование первого года обучения детей старшей группы (5-6 лет) …………………………………………………………16
2.4 Перспективное планирование первого года обучения детей подготовительной группы (6-7 лет) ……………………………………18
Работа с родителями……………………………………………….21
Работа с педагогами……………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………......28
Пояснительная записка.
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально- практического взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности. Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.
Воспитательная программа разработана для четырех возрастных групп: младшая (3-4 года); средняя (4-5 лет); старшая (5-6 лет); подготовительная (6-7 лет). В течение каждого года предусмотрено проведение девяти занятий. Концентрический принцип построения программ «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования и базисного курса «Истоки» обусловил следующую логику освоения основных категорий курса:
- в младшей группе (3-4 года) осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;
- в средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека;
- в старшей группе (5-6 лет) в связи с формированием способности к эмоциональной децентрации обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека;
- в подготовительной группе (6-7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей Российской цивилизации. Восприятие и освоение категорий и ценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами деятельности – игрой, чтением, наблюдением, конструированием, эстетической, изобразительной и трудовой деятельностью. Большинство занятий по программе носит интегративный характер. Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачу речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса на основе социокультурных категорий и ценностей, развитие монологической и диалогической речи, способность к рассуждению и доказательству и т.д.).
Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности. Существенной особенностью данной воспитательной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения, таким как ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процессе коммуникативных и управленческих навыков.
Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком на занятии, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии. Обеспечивая высокий эмоциональный фон занятий, данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущую к подавлению творчества. Программой предусмотрено создание каждым ребенком своего альбома «Мои истоки», в ходе работы над которым дети имеют возможность материализовать полученный ими социокультурный опыт (знания, умения, чувства, отношения) с помощью приемов изобразительной деятельности (рисование, составление аппликаций и т.д.).
Результатами реализации программы являются:
- первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;
- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать вое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.).
- развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);
- развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
- развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
- создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.
1.1 Актуальность
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Это доказывает особую значимость и актуальность духовно-нравственного образования и воспитания детей!
Самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
1.2 Цель и задачи
Цель:
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.
1.3 Методы и направления работы
Для реализации проекта я использую следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях
Словесно-образный метод представляется в процессе:
чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведения разнообразных игр;
сообщения дополнительного материала воспитателем;
загадывания и отгадывания загадок;
рассматривания наглядного материала;
рассказов детей о своих впечатлениях;
разбора житейских ситуаций;
Практический метод используется, когда необходимо:
организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия), ручной труд (изготовление поздравительных открыток.)
проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.
- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир. Предполагается, что ребенок станет более контактен. Более развитой станет речь ребенка. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - позволяет сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются; подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; стимулирует мотивацию к самосовершенствованию формирующейся личности ребенка. Программа позволяет комплексно, системно, интегративно, опираясь на отечественные традиции, в тесном сотрудничестве с семьей решать задачи духовно- нравственного развития дошкольников.
Темы разделов
Количество занятий
2 младшая группа (3-4 года)
«Любимое имя»
2
«Доброе слово»
2
«Ласковая песня»
2
«Праздничная песня»
2
«Любимый образ»
2
«Образ света»
2
«Добрый мир»
2
«Добрая книга»
2
«Любимая книга»
2
Всего:
18
Средняя группа (4-5 лет)
«Дружная семья»
2
«Домашнее тепло»
2
«Дорога добра»
2
«Сказочный лес»
2
«Добрая забота»
2
«Труд земной»
2
«Любимая сказка»
2
«Благодарное слово»
2
«Светлый праздник»
2
Всего:
18
Старшая группа (5-6 лет)
«Верность родной земле»
2
«Светлая вера»
2
«Радость послушания»
2
«Светлая надежда»
2
«Доброе согласие»
2
«Добрые друзья»
2
«Добрые дела»
2
«Мудрое слово»
2
«Мудрые люди»
2
Всего:
18
Подготовительная группа (6-7 лет)
«Сказочное слово»
2
«Напутственное слово»
2
«Жизненный путь»
2
«Светлый образ»
2
«Великий чудотворный образ»
2
«Мастера и рукодельницы»
2
«Старание и терпение»
2
«Семейные традиции»
2
«Книга- праздник души»
2
Всего:
18
Всего занятий за 4 года обучения: 72
2.1 Перспективное планирование первого года обучения – младшая группа
Месяц
Тема
Занятия
Задачи
Сентябрь
«Любимое имя»
1.«Зайка, зайка попляши, свое имя назови»
Игровое упражнение «Назови свое имя». Беседа на тему «Мое имя»
2.«Ласковое имя»
Ресурсный круг «Каким ласковым именем называет тебя мама?»
Игра «Это мое имя»
1.Первоначальное знакомство с социокульту-
рной категорией «Имя».
2.Мотивация на совместную деятельность ребенка и воспитателя.
3.Развитие чувства само--ценности у ребенка.
Октябрь
«Доброе слово»
1.«Чудесный сундучок» Работа в круге. Беседа о добром отношении друг с другом.
Чтение рассказа «Как кактус свое получил»
2 «Здравствуй, Катя!»
Сюжетно- дидактическая игра «У нас в гостях кукла Катя».
Ресурсный круг «Доброе слово».
1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Слово».
2.Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.
Ноябрь
«Ласковая песня»
1.«Спи моя радость усни»
Разговор с детьми в ходе сюжетно-дидактической игры «Уложи свою любимую куклу спать».
2. «Ласковая песенка»
Ресурсный круг
«Колыбельная песня».
Разучивание песни «Спи моя радость усни»
1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Песня».
2.Развитие умения слушать друг друга
Декабрь
«Праздничная песня»
1.«В лесу родилась елочка»
Оформление страницы альбома: аппликация
«Мы любим нашу елочку» (продуктивная деятельность детей.)
«Наша красавица»
Ресурсный круг
«Новогодняя елочка».
Рисование новогодней елки
1.Дальнейшее наполнение категории «Песня».
2.Развитие мотивации на взаимодействие детей друг с другом.
3.Развитие функции произвольности и умения управлять своими действиями у детей.
1.Дальнейше освоение социокультурной категории «Надежда».
2.Развитие умения слушать друг друга.
3.Развитие целостного восприятия.
Январь
«Доброе согласие»
1. «что такое согласие?»
Работа в круге: разговор детьми о согласии (беседа по сказкам).
2.«Построим дом».
Работа в паре
Строительная игра «Наш дом» (в паре) с переходом в сюжетно-ролевую или режиссерскую игру.
1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Надежда»
2.Развитие у детей умения приходить к согласию, договариваться.
3.Развитие мотивации к сотрудничеству.
Февраль
«Добрые друзья»
1. «Крепкая дружба» Работа в круге: разговор о дружбе и друзьях.
Чтение рассказа «История о короткой дружбе»
2. «Настоящий друг»
Работа в паре «Кто настоящий друг?» Сюжетно-ролевая игра «День рождения друга»
1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Любовь».
2.Развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу.
3.Развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению.
Март
«Добрые дела»
1. «Добрые дела».
Работа в круге: разговор о том, почему важно совершать добрые дела.
2. «Всегда найдется дело для умелых рук». Игра-инсценировка
1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Любовь».
2.Дальнейшее развитие коммуникативных навыков.
3.Формирование мотивации на совершение добрых поступков.
Апрель
«Мудрое слово»
1. «А за ним такая гладь –ни морщинки не видать» Работа в круге: разговор о мудрости и мудрых людях (на основе прочитанных сказок, знакомых пословиц и поговорок).
2. «Кого можно назвать мудрым?» Ресурсный круг Речевая игра «Доскажи словечко».
Оформление страницы альбома «Мудрое слово»: воспитатель записывает пословицу или поговорку.
1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Мудрость».
2.Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга.
3.Формирование потребности в социальном соответствии.
4.Развитие эмоциональной сферы ребенка.
Май
«Мудрые люди»
1. «Кого в вашей семье можно назвать мудрым?» Работа в круге (беседа)
2. «Мудрость рядом с нами».Ресурсный круг
Оформление страницы альбома «Мудрый наказ»
1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Мудрость».
2.Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к бабушкам и дедушкам.
3.Формирование потребности в социальном соответствии (на примере жизни своих близких).
2.4 Перспективное планирование четвертого года обучения – подготовительная группа.
Месяц
Тема
План занятия
Задачи
Сентябрь
«Сказочное слово»
1. «Путешествие по сказкам». Викторина.
2. «Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок». Работа в паре.
Письменное размышление родителей на тему «Помогают ли испытания страдания быть милосердным к другим»(изготовление книги из изложений)
9
Любимая книга
Игровой сеанс «Любимая книга»
Возраст 4-5 лет
№ темы
Тема занятия
Школа для родителей
1
Дружная семья
Занятие №1
План
Общение взрослых и детей и его влияние на создание благоприятного микроклимата в семье. Выступление воспитателя
Чтение родителями фрагмента из книги В.Белова «Лад»
3. Ресурсный круг «Дружная семья»
Литература:
Белов В.И. «Лад», ч. 1, Мир семьи. Подворье (любое издание).
2
Домашнее тепло
Семейный конкурс «Моя семья»
3
Дорога добра
Анкета «Основы нравственности»
4
Сказочный лес
Занятие №2
План
1. Об авторитете. Выступление воспитателя.
2. Чтение родителями статьи А. Макаренко «О родительском авторитете»
3.. Работа в четверке «Авторитет ложный и истинный»
Литература:
Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. - М.: Педагогика, 1984 г. – т.4., с. 65-72
5
Добрая забота
Беседа «Дети разные нужны, дети разные важны»
6
Праведный труд
Занятие №3
План
1. О значении труда в жизни человека. Выступление воспитателя.
2.Чтение родителями ст. К.Д. Ушинского
3. Ресурсный круг «Почему важно приучать ребенка к труду?»
Литература:
Ушинский К.Д. Труд в его воспитательном значении. Педагогические сочинения в 6 т.: Педагогика, 1988.- т ., с.
7
Любимая сказка
Изготовление родителей с детьми мини книжки про любимую сказку
8
Благодарное слово
Рекомендации для родителей «Развитие положительных эмоций детей по средствам благодарного слова»
9
Светлый праздник
Занятие № 4.
План
1. Работа в группе «Стратегии развития семьи»
2. Ресурсный круг для родителей по итогам года «Что было наиболее значимым для вас в ходе реализации воспитательной программы?»
Возраст 5-6 лет
№ темы
Тема занятия
Школа для родителей
1
Верность родной земле
Занятие №1.
План
1. Вера и верность. Вступительное слово воспитателя.
2.Чтение текста «Верность»
3. Работа в четверке «Что помогает нам хранить верность?»
Литература:
Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999 г., с.13-18.
2
Святая вера
Рисунок родителей и детей «Храм»
3
Радость послушания
Ресурсный круг «Расскажите, когда вы послушались взрослых?» Впечатления о послушании.
4
Светлая надежда
Занятие №2
План
1. Надежда. Выступление воспитателя.
Работа в четверке «Что укрепляет надежду?»
Литература:
Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999, с. 35-41.
5
Доброе согласие
Общение с родителями «Как часто вы соглашаетесь с мнением детей?»
6
Добрые друзья
Рекомендации по прочтению литературы о «Дружбе»
7
Добрые дела
Занятие №3
План
Великая сила любви. Вступительное слово воспитателя.
Чтение родителями текста «Покаяние»
Работа в четверке «Раскаяние»
Литература:
Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999, с.78-84
8
Мудрое слово
Консультация «Во что играли наши бабушки»
9
Мудрые люди
Занятие №4
План
1.Результаты работы по программе. Выступление воспитателя.
2..Работа в четверке «Истоки победителя»
3.Ресурсный круг «Значимые результаты работы за год»
Возраст 6-7 лет
№ темы
Тема занятия
Школа для родителей
1
Сказочное слово
Занятие №1
План
1. Информация для родителей о целях и содержании воспитательной программы на предстоящий год
2. Работа в четверке «Жизненный круг» (по В. Белову)
2
Путь-дорога
Беседа «Дорога в детский сад»
3
Жизненный путь
Занятие № 2 План
1 Вступительное слово воспитателя.
2. Чтение текста «Честь»
3.Работа в четверке «Честь»
Литература
Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие учебных заведений: Издание 2-е, исправленное.
4
Светлый образ
Совместный рисунок «Икона»
5
Великий чудотворный образ
Оформление воспитателя и родителей папки «Великий чудотворный образ»
6
Старание и терпение
Занятие №3
План
1.Традиции праздника. Выступление воспитателя.
Литература:
1.Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 4-х классов общеобразовательных учебных заведений.
2. Работа по методу номинальной группы «Как провести праздник, посвященный выпуску детей из ДОУ?»
7
Мастера и рукодельницы
Консультация «Особенности русского национального характера»
8
Семейные традиции
Занятие №4
План
Традиции слова. Выступление воспитателя.
Работа в четверке «Домострой»: правила и традиции русской семьи»
Литература:
Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 4-х классов общеобразовательных учебных заведений. – М.: ТШБ, 2002 г., с. 53-70
9
Книга – праздник души
Ресурсный круг «Я знаю много добрых книг…»
Работа с педагогами
Для повышения компетентности педагогов в вопросе духовно-нравственного воспитания детей и внедрения в работу нетрадиционных форм взаимодействия с родителями был составлен План работы по духовно-нравственному воспитанию детей с педагогами МБДОУ №43 «Жар- птица».
Работа с педагогами проводиться 1 раз в квартал.
№
Работа
Задачи
1
Слайд -презентация «Духовно нравственное воспитание в детском саду»
Заложить основы по духовно-нравственному воспитанию с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с детьми и родителями.
2
Показательное занятие «Доброе слово»
Познакомить воспитателей с методами работы по духовно нравственному воспитанию
Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово».
Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.
3
Мастер- класс «Рождественская игрушка»
Познакомить воспитателей с традициями праздника Рождество.
Приобщение к нетрадиционной техники выполнения праздничного подарка- игрушки.
4
Тестирование «Значение духовно- нравственного воспитания в детском саду»
Выявление усвоения духовно нравственных основ при воспитании детей в детском саду.
Заключение
Работая по Программе «Истоки» дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь призму главных ценностей жизни ребенок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Другими словами, ребенок научается выбирать то, что является жизненно важным. Существенной особенностью программы «Истоки» является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.
ЛИТЕРАТУРА
Бандяк О.А., Синицина В.Н., Кузьмин И.А. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы. – Истоковедение. - Т. 1. – М.: ТШБ, 2001.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М.: Педагогика, 1990.
Воспитание детей в игре/ Под ред. Менджерицкой Д.В., - М.: Просвещение, 1979.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.
Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988.
Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа-Пресс, 1996.
Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. – М.: Тривола, 1999.
Иванова М.Н. Воспитание в контексте истоковедения. – Истоковедение. - Т. 2. – М.: ТШБ, 2002
Игра дошкольника./Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки: Программа для начальной школы (1-4 классы) – Истоковедение. - Т. 1. – М.: ТШБ. 2001.
Концепция регионализации образования на основе истоковедения. – Истоковедение. - Т. 1 – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. – М.: Просвещение, 1983.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольников// Дошкольное образование. – 1994 - № 3.
Михайленко Н.Я., Поддъячева М.Н. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. – М.: Просвещение, 1987.
Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности. – М.: Просвещение, 1987.
Психологические проблемы нравственного воспитания детей. – М., 1977.
Пучкова Ю.М., Твардовская Н.Ю. Социокультурный тренинг – уникальная педагогическая технология. – Истоковедение. – Т. 2. – М.: ТШБ, 2002.
Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1989.
Смирнова Е.О. Гударева О Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития.// Дошкольное воспитание - 2003 - № 10 (начало).
Смирнова Е.О. Гударева О Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития.// Дошкольное воспитание - 2004 - № 3 (окончание).
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – М.: Педагогика, 1988.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Просвещение, 1978.
Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического воспитания детей. – М.: Педагогика, 1984.