Программа дополнительного образования «ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ» для детей 5 – 7 лет
Программа дополнительного образования «ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ» для детей 5 – 7 лет
Программа «Веселые пальчики» по развитию пальчиковой моторики предназначена для правильного развития мелкой моторики детей старшего возраста (5-7 лет), оказания своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования «ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ» для детей 5 – 7 лет »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17
676850 Амурская обл., г. Белогорск, ул. Ленина, 100, тел./факс 8 (41641)2 73 59, e-mail: school17@mail.ru
Программа
дополнительного образования
«ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
для детей 5 – 7 лет ОУ
по развитию пальчиковой моторики
Белогорск, 2014
Содержание
1.Пояснительная записка 3
Актуальность программы 3
Новизна программы 3
Отличительные особенности данной программы 4
Цель программы 5
Задачи программы 5
Формы и режим занятий 5
Направленность программы 6
2.Ожидаемые результаты 7
3. Формы подведения итогов реализации программы 8
4. Учебно-тематический план 9
4.1. 1год обучения 9
4.2. 2 год обучения 9
5. Содержание курса 10
5.1. Первый год обучения 10-11
5.2. Второй год обучения 11-12
6. Список литературы 13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Веселые пальчики» по развитию пальчиковой моторики предназначена для правильного развития мелкой моторики детей старшего возраста (5-7 лет), оказания своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма.
1.1. Актуальность программы
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
1.2.Новизна программы
обучение детей проводится с пятилетнего возраста;
подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;
занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Для достижения желаемого результата предполагается работа по трем блокам: 1 блок. Специально организованная НОД. Включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми в строгой последовательности специальных заданий, которые отвечают логике развития (сенсорных, мыслительных и мелкой моторики).
2 блок. Совместная деятельность воспитателей с детьми. Сюда входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры). Создается микроклимат, основой которого является уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Здесь нет специально организованной НОД.
3 блок. Свободная, самостоятельная деятельность детей. Обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.
Отличительные особенности данной программы
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами.
Одним из важных направлений программы является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.
После проведения диагностики для того, чтобы определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, проводятся индивидуальные беседы с родителями. Цель бесед – налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщения о диагностических данных.
В качестве эффективного средства знакомства родителей с особенностями мелкой моторики предлагается их участие в НОД, где они могут познакомиться с методами и приемами работы. Таким образом, из зрителей родители превращаются в активных участников.
1.4. Цель программы: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом.
1.5. Задачи программы:
Воспитательные:
Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Развивающие:
Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Научить детей владеть графическими навыками письма
Формировать навыки исполнительского мастерства.
Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в подгруппах (10-12 человек) по 25-30 минут как кружковая работа, и предполагают использование следующих форм:
беседа
экскурсия
дидактическая игра
ролевая игра
физические упражнения
коллективное творчество
индивидуальная корректировка действий.
В работе используются разные подходы, методы, приемы: диагностирование детей, организация работы с семьей, взаимодействие со школой, организация обучения детей в свободной самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в форме фронтальных занятий.
Направленность программы:
Программа включает в себя следующие разделы:
пальчиковая гимнастика
оригами
конструирование
графические упражнения
игры и действия с предметами
лепка
аппликация.
В разделе «Пальчиковая гимнастика»дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделах «Оригами» и «Аппликация» дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.
В разделе «Конструирование»в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.
В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Раздел «Лепка». Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. И лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений.
Результатом работы по данной программе должно стать:
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами трудовой деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
Овладение нормами этики поведения.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:
Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети
должны знать:
виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
понятие “оригами”, “шаблон”;
виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
виды мозаики (контурная, сплошная, с просветами и без);
виды штриховки (простая и комбинированная);
виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);
понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”, “раскрывающийся угол”, “нераскрывающийся угол”, “симметрия”, “трафарет”;
понятия “шар”, “цилиндр”, “куб”, “диск”;
должны уметь:
изготавливать поделки в технике “аппликация”, “оригами” по образцу;
пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
плести косички из ниток;
выполнять шнуровку;
вырезать симметричные детали
Формы подведения итогов реализации программы:
В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:
самостоятельные работы,
беседа,
выставки работ,
участие в конкурсах.
4. Учебно-тематический план
4.1. 1год обучения – 72 часа (5 – 6 лет)
№
Содержание
Кол-во часов
всего
теория
практика
1
Диагностика
1 ч
-
1 ч
2
Пальчиковая гимнастика
3 ч
-
4 ч
3
Оригами
7ч
1 ч
9 ч
4
Конструирование
13 ч
3 ч
10 ч
5
Графические упражнения
24 ч
3 ч
21 ч
6
Игры и действия с предметами
20 ч
3 ч
17 ч
7
Лепка
2ч
-
2ч
8
Аппликация
2ч
-
2ч
Итого:
72 ч
10 ч
62 ч
Учебно-тематический план
2 год обучения – 72 часа(6 – 7 лет)
№
Содержание
Кол-во часов
всего
теория
практика
1
Диагностика
1 ч
-
1 ч
2
Пальчиковая гимнастика
4 ч
-
4 ч
3
Оригами
6 ч
1 ч
7 ч
4
Конструирование
8 ч
2 ч
11 ч
5
Графические упражнения
24 ч
4 ч
23 ч
6
Игры и действия с предметами
19 ч
2
17 ч
7
Лепка
5ч
-
5ч
8
Аппликация
5ч
-
5ч
Итого:
72 ч
ч
63 ч
5. Содержание курса
5.1. Первый год обучения (5 – 6 лет)
Диагностика 1ч.
Проведение тестирования детей для определения их развития, уровень умения работать ручкой, карандашом, манипулирование предметами, способность контролировать координацию движений пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика 3 ч.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
Практика: «Золотой петушок», «Заинька», «Вместе весело шагать»
Оригами 7 ч.
Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие “геометрическая фигура” (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Практика: «Корзиночка для мамочки», «Конверт», «Будка для собаки».
Конструирование - 13 ч.
Знакомство с различными видами конструкторов (лего, кубики). Приемы изготовления деталей по шаблону, по представлению. Техника безопасности при работе с конструкторами и мелкими деталями.
Практика: «Домик для любимых игрушек», «Стульчик», «Стол», «Санки».
Графические упражнения 24 ч.
Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами, работа в прописях.
Практика: «Дорисуй деталь», «Человек», «В гостях у кота Матроскина».
Игры и действия с предметами 20 ч.
Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами.
Практика: «Праздничный наряд», «Любимые туфельки», «Бусы из узелочков»
Лепка 2 ч.
Научить выполнять простые объемные формы: шар, конус, цилиндр и жгут из пластилина и глины. Основная задача – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в работе.
Практика: «Яблоко», «Груша», «Лиса», «Улитка».
Аппликация 2 ч.
Научить детей вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие. Создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Практика: «Цветной домик», «Наша ферма», «Наши друзья».
Второй год обучения (6 -7 лет)
Диагностика 1 ч
Проведение диагностических исследований, появление новых самостоятельных навыков развития пальчиковой моторики.
Практика: «Картинки на песке».
Пальчиковая гимнастика 4 ч.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
Практика: «Рыбки», «В лес идем мы погулять», «Буратино», «Как мы поили телят», «Встреча птиц».
Оригами 6 ч.
История искусства оригами, понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”. Знакомство с различными видами углов (раскрывающиеся, нераскрывающиеся). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Практика: «Цветы любимой мамочке», «Фуражка для папы», «В зоопарке»
Конструирование 8 ч.
Работа с конструкторами, самостоятельное изготовление различных предметов по заданию педагога. Комбинирование различных форм в изделии. Алгоритм работы с конструктором. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами.
Практика: «Город будущего», «Я соблюдаю ПДД», «Бумажные фрукты и овощи». Беседа о культуре общения «Я и мои друзья».
Графические упражнения 24 ч.
Выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку);
Практика: графические игры (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной); работа с трафаретами; графические диктанты. «Деревья», «Ракета», «Рыбка», «Олень», «Чашка».
Игры и действия с предметами 19 ч.
Практика: нанизывание бус и пуговиц; плетение косичек из ниток, венков из цветов; различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и строительными материалами; игры с массажными мячами и предметами разной фактуры;
Практика: игры на развитие тактильной памяти “Кот в мешке”, «Туристы в горах», «Волшебные плащи», «Пластилиновый спектакль»
Лепка 5 ч.
Закреплять умение лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек, формировать умения украшать узорами предметы декоративного искусства; расписывать изделия гуашью, украшать их налепами, и использовать стеку.
Научить детей вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие. Создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Познакомить детей с приемом обрывания с целью создания выразительных образов.