kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования "Аквааэробика для дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования "Аквааэробика для дошкольников" представляет собой образовательную деятельность по обучению детей дошкольного возраста основам плавания, определенным плавательным навыкам, направлена на закаливание и укрепление детского организма, создание условий для всестороннего физического развития, а также сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе освоения разных видов упражнений в воде.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Аквааэробика для дошкольников" »

Программа

«Аквааэробика для дошкольников»

Плавание занимает одно из первых мест по популярности среди многих видов спорта. Многие профессиональные пловцы пришли в этот вид спорта, чтобы поправить здоровье, избавиться от астмы, справиться с нарушениями физического развития, болями в спине и т.д. Умение плавать - жизненно важный для каждого человека навык.

Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная с дошкольного и вряд ли кто станет отрицать, что плавание - жизненно необходимый навык и для ребенка, и для взрослого. Сам процесс обучения малыша плаванию уже оздоравливает ребенка. В России ранним обучением детей плаванию увлеклись в 70-х годах. Уже тогда ученые установили, что дети, плававшие с рождения – сначала в ванне, потом в бассейне, намного раньше своих сверстников начинают ходить, овладевают речью и осваивают сложные двигательные навыки, в дальнейшем быстрее учатся читать и писать.

Благоприятное воздействие плавания на детский организм является общепризнанным. В медико-физиологическом аспекте это укрепление различных функциональных систем детского организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и пр.), в психологическом аспекте — формирование произвольной регуляции движений и действий, в педагогическом — это не только обучение дошкольника сложноорганизованным действиям, но и способ становления навыков саморегуляции.

Плавание как вид деятельности характеризуется значительной степенью сложности, что неизбежно усиливает элемент обучения в ущерб игре, которая с точки зрения психологии является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста. Однако физическая нагрузка при играх дошкольников в воде превышает аналогичные на суше, и опыт показывает, что дети непроизвольно самостоятельно регулируют ее. Организм ребенка даже в условиях систематической тренировки не приобретает той экономизации функций, которая наблюдается у взрослых. Это позволяет говорить о низком «коэффициенте полезного действия» детского организма. Ребенок переносит экстенсивные нагрузки легче, чем интенсивные, так как последние даются ему с большим напряжением вегетативных функций. Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их в процессе непосредственно образовательной деятельности в различных сочетаниях.

Особое влияние на интеграцию физических, психоэмоциональных способностей дошкольника, приобщение к здоровому образу жизни, культурному и спортивному наследию оказывает аквааэробика. Комплексное применение элементов аквааэробики, гидропластики в воде при обучении детей плаванию способствует не только обучению основным навыкам плавания, но и помогает научиться применять их при освоении более сложных координационных движений в воде.

Работа инструктора по физической культуре должна быть направлена не только на обучение детей плаванию по традиционной методике, но и на развитие координационных способностей дошкольников посредством использования акробатических упражнений в воде, аквааэробики и гидропластики.

Актуальность программы: поиск новых путей и форм укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Это объясняется рядом причин: экологически неблагоприятным образом жизни, повышенным потоком информации и высокой степенью утомляемости. Именно в первые семь лет у детей закладываются основы здоровья, формируется большее количество жизненно важных двигательных навыков и умений, создаются решающие предпосылки для всестороннего гармоничного развития личности. Дошкольники постоянно ощущают потребность в движении, объем которого обусловливается закономерностями роста детского организма, активным взаимодействием его с окружающей средой.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что каждый ребенок должен преодолеть чувство страха и неуверенности, при занятии плаванием.

Основное направление программы - здоровьесбережение, получение основных навыков плавательных движений и умение применять их при выполнении более сложных координационных упражнений.

Особенностью данной программы является то, что особое внимание уделяется непосредственно образовательной деятельности по аквааэробике, которые включает в себя общеразвивающие упражнения для различных групп мышц, элементы танца и музыкально-ритмические движения, подчиняющиеся определенному темпу, ритму выполнения и сопровождаются различной по характеру музыкой. Непосредственно образовательная деятельность по гидропластике позволяет выполнять движения в воде более медленно, плавно и ритмично.

Весь этот комплекс воздействия формирует у детей координацию движений, способствует быстрому и рациональному овладению двигательных навыков, а также содействует развитию интереса детей к занятиям плаванием.

Программа рассчитана на 28мероприятия в год, (1 - в неделю). Занятия проводятся с подгруппой детей. Длительность одного занятия 25 мин. Максимальная наполняемость группы - 10 человек.

Программой предусмотрено проведение: непосредственно образовательной деятельности с элементами аквааэробики - 22; праздников и развлечений - 6.

Цель программы: обучение детей дошкольного возраста определенным плавательным навыкам, закаливание и укрепление детского организма, создание условий для всестороннего физического развития, а также сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе освоения разных видов упражнений в воде.

Для решения поставленной цели определены следующие задачи:

- формировать правильную осанку;

- улучшать координацию движений и равновесие в воде;

- укреплять мышечный аппарат ребенка;

- научить детей уверенно держаться на воде,

- способствовать развитию подвижности суставов;

- укреплять сердечно-сосудистую и дыхательную системы;

- формировать новые двигательные умения и навыки, используя элементы аквааэробики и гидропластики;

- формировать культурно – гигиенические навыки, навыки самообслуживания и личной гигиены;

- развивать физические качества (ловкость, выносливость, гибкость, равновесие);

- формировать элементарные правила безопасного поведения на воде;

- способствовать закаливанию организма;

- содействовать умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию;

- развивать целеустремленность, настойчивость, самообладание, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Увеличение числа детей с нарушениями осанки и опорно-двигательного аппарата определило необходимость поиска эффективных средств их коррекции в условиях ДОУ. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на привлечение детей дошкольного возраста к занятиям плаванием. В ортопедии принято считать, что показателем гармонического развития физических и нравственных сил является осанка. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В тоже время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц. Во время занятий в воде мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично. Выполнение статических упражнений в воде способствует самовытяжению позвоночника, его естественной разгрузке при одновременном укреплении всех групп мышц. В результате формируется правильная осанка.

В последнее время, как альтернатива плаванию, стала очень популярна аэробика в воде, или как ее называют - аквааэробика (гидроаэробика). Гидроаэробика - выполнение различных упражнений в воде под музыку с элементами плавания, гимнастики и хореографии. С помощью аквааэробики укрепляются даже те мышцы и связки, которые с трудом развиваются в зале. Кроме того, разминка в воде чудесный гидромассаж всего тела.

Оздоровительный эффект от гидроаэробики выражается в улучшении показателей физического развития, улучшении функций опорно – двигательного аппарата (увеличивается сила мышц и подвижность суставов), повышении общей выносливости и увеличении эмоционального состояния детей.

С целью овладения упражнениями гидроаэробики были составлены комплексы упражнений. В комплексах использованы способы раздельного обучения с применением рассказа и показа. Упражнения выполняются под счет в медленном темпе с небольшим количеством повторений.

Для успешного освоения дошкольниками упражнений и движений в воде используются общепринятые методические приемы. Наиболее эффективны следующие методические приемы:

1. Выполнение упражнений в парах с помощью партнера

2. Контрастные упражнения

3. Вариативность при изучении движений

4. Выполнение движений в соревновательной и игровой форме

5. Облегчение (усложнение) условий выполнения движений

6. Медленное плавание

7. Выполнение движений, держась за неподвижную опору

8. Образное сравнение и др.

Содержание программы:

Программа включает в себя следующие компоненты:

1. Основные направления работы и способы их реализации.

2. Задачи, средства, методы и методические приемы для обучения плаванию детей дошкольного возраста

3. Практический материал по обучению детей плаванию.

Основные принципы программы:

1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.

3. Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса.

4. Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.

5. Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

6. Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

7. Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

8. Принцип повторений умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

При составлении занятий используется тематический принцип. Структура занятия традиционна для занятий физической культурой и состоит из трех частей:

- вводная часть или разминка (активация организма, разогрев мышц и суставов)

- основная часть (укрепление мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем)

- заключительная часть (привести в норму частоту сердечных сокращений, добиться ровного и спокойного дыхания, упражнения на гибкость, растяжку и релаксацию).

В процессе занятий аквааэробикой используются две группы методов:

  1. общепедагогические, включающие словесные и наглядные метолы;

  2. специфические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

Метод строго регламентированных упражнений предусматривает твердо предписанную программу движений; точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой; нормирование интервалов отдыха; применение вспомогательных средств управления действиями и контроля нагрузки.

К методам строго регламентированного упражнения относятся:

методы, направленные на освоение спортивной техники - методы разучивания упражнения в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчленено-конструктивные);

методы, направленные на воспитание физических качеств.

Непрерывные методы тренировки используются для повышения аэробных возможностей, воспитание специальной выносливости.

Интервальные методы тренировки – это выполнение серии упражнений одинаково и разной продолжительности с постоянной или переменной интенсивностью. Интервальные методы, предусматривают выполнение упражнений, как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.

Игровой метод используется для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.

Ожидаемые результаты:

Дети выполняют упражнения с различным оборудованием в горизонтальном и вертикальном положении тела;

При выполнении упражнений сохраняется заданный темп и ритм;

Дети при выполнении упражнений сохраняют координацию движений, равновесие.

Способы проверки умений и навыков детей:

Педагогический анализ знаний и умений (диагностика) проводится 2 раза в год в форме наблюдения за детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работе, в процессе выполнения заданий, позволяющих оценить уровень овладения навыков плавания на входном и итоговом этапах.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа дополнительного образования "Аквааэробика для дошкольников"

Автор: Конева Светлана Сергеевна

Дата: 30.09.2015

Номер свидетельства: 235057


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства