Просмотр содержимого документа
«Профилактика суицида в детском саду»
Профилактика суицида в детском саду.
Как показывает статистика, как правило, попытки суицида не совершают детки младше 11 лет. Но не стоит обольщаться и считать, что у маленьких деток не бывает тяжелого психического состояния. Просто малыши еще до конца не осознают, что такое смерть. Однако, зачастую в их разговорах и мыслях любящие и внимательные мама и папа могут заметить повод для тревоги. Вот, например, какой случай рассказал детский психолог: маленькая девочка 7 лет на протяжении долгого времени повторяла, что она превратится в бабочку и улетит от своих родителей. Родители только посмеивались над забавными детскими угрозами. Однако в 12 лет эта девочка совершила очень серьезную попытку суицида, прыгнув с 4 этажа. Врачам чудом удалось спасти ей жизнь.
Профилактика суицидов должна начинаться, прежде всего, с развенчания «мифов», якобы объясняющих психологию людей, покончивших жизнь самоубийством. Некоторые из них, получившие наибольшее распространение, мы и рассмотрим.
Заблуждение №1. Самоубийства совершаются в основном психически не нормальными людьми. Изучение обстоятельств суицида показало: большинство из лишивших себя жизни - это практически здоровые люди, попавшие в острые психотравмирующие ситуации. Они никогда не лечились у психиатров, не обнаруживали каких-либо поведенческих отклонений, позволяющих отнести их к категории больных. По данным многих авторов, на учете в психоневрологических диспансерах состояло лишь около 20 % суицидентов и только 8-10 % нуждались в специализированной медицинской помощи.
Заблуждение №2. Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает. Многие сомневаются относительно самой возможности предупреждения самоубийства. Суицидальные намерения, считают они, неотвратимы: если человек решил покончить с собой, никто и ничто не сможет остановить. Однако еще В.М. Бехтерев (1912 г.) отмечал, что потребность к самоуничтожению у подавляющего большинства людей является лишь временной. Н.Л. Бердяев подчеркивал, что самоубийцы - это люди с «ободранной кожей», т. е. суицид - это «крик о помощи». Таким образом, потребность суицидента в душевной теплоте, желание быть выслушанным, понятым, готовность принять предлагаемую помощь: все это убеждает, что организация профилактики самоубийств необходима.
Заблуждение № 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства. По данным исследований, 3/4 людей, совершивших самоубийства или покушавшихся, сообщали о своих намерениях ближайшему окружению, а изучение уголовных дел показало, что около 20 % суицидентов ранее уже пытались покончить с собой.
Заблуждение № 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда будет думать о самоубийстве. В практике педагогической деятельности имеет место упрощенное понимание возможности предупреждения суицидального происшествия. Считается, что, если ребенок будет загружен работой и за ним будет осуществляться жесткий контроль, то проблема будет решена. Реальное же осуществление такой «профилактики» выливается в нарушение элементарных условий труда и отдыха, что может привести к истощению психо-физиологических ресурсов организма, еще больше повышая вероятность суицидальных попыток.
Барьером для профилактики самоубийств является распространенное в педагогической практике мнение, что нет внешних признаков, которые указывают на решение человека покончить с собой. В подобных высказываниях есть рациональное зерно: «заглянуть в душу», познать внутренний мир обучающегося действительно очень сложно. Но такие возможности у педагога, как правило, имеются.
Заблуждение № 6. Существует некий тип людей, «склонных к самоубийству». Самоубийство совершают люди различных психологических типов. Реальность суицидального намерения зависит от силы психотравмирующей ситуации ее личностной оценки как непереносимой.
Заблуждение № 7. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство. Самоубийству, как правило, предшествует необычное для данного человека поведение. Педагогические работники должны знать «знаки беды», т.е. те действия и высказывания, которые служат своеобразным сигналом о готовности к суициду.
Заблуждение № 8. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки. Анализ суицидальных действий показал, что они являются результатом достаточно длительной психотравматизации. Суицидальный кризис может длиться несколько недель и даже месяцев.
Заблуждение № 9. Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда этого не повторит снова. Если человек совершил неудачную попытку самоубийства, то риск повторной попытки очень высок. Причем наибольшая ее вероятность - в первые два месяца. Суицид (самоубийство) - акт преднамеренной смерти, направленный на самого себя. Он может произойти не только где-то рядом, по соседству, но даже в вашем образовательном учреждении. Вот почему очень важно, чтобы каждый педагог имел представление об этом и знал, что можно сделать, если кто-то стоит на грани самоубийства. Надо помнить: редко встречается, чтобы человек совершил самоубийство, не раскрыв своих чувств, не изменив своего поведения. Поэтому работники учреждений образования должны уметь вести повседневную профилактическую работу с обучающимися по профилактике суицидов, уметь распознать «знаки беды» и оказать первичную помощь суициденту в кризисной жизненной ситуации, тем самым спасти своего сотрудника, коллегу.
ЗАПОМНИТЕ!!! Люди совершают суицид, когда не видят путей решения своих проблем после неудачных попыток их решения при обострении чувства безнадежности.
Причины, которые могут привести к суициду:
Ссора с друзьями. Причем ссора может быть из-за абсолютного пустяка.
Расставание с любимым человеком или его измена. В подростковом возрасте дети уверенны, что первая любовь – это навсегда и относится к ней крайне серьезно.
Смерть кого – либо из близких родственников.
Частое попадание ребенка в стрессовые ситуации.
Сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод.
Затяжное депрессивное состояние подростка.
Проблемы ребенка с наркотиками. Как правило, наркотическая зависимость влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами.
Игровая зависимость и зависимость от интернета.
Насилие в семье. Зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать взрослым о происходящем.
Подростковая беременность. Беременность девочки подростка становится поводом для суицида примерно в 21% всех случаев.
Зачастую трагедии можно избежать. Профилактика детского суицида помогает избежать самого страшного – смерти ребенка. Главное, что для этого необходимо – это внимание родителей и педагогов к изменениям, происходящем в поведении ребенка. Часто первыми тревожными звоночками могут стать сущие пустяки – фраза, оброненная якобы случайно, либо что-то еще.
Всегда обращайте пристальное внимание на следующие факторы, свидетельствующие о том, что возможен детский и подростковый суицид:
Разговоры ребенка о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в фильмах, новостях.
Появление у ребенка литературы о суицидах, просмотр соответствующей информации в интернете.
Попытки ребенка уединиться. Стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о предрасположенности к самоубийству, но всегда говорит о моральном дискомфорте ребенка.
Разговоры и размышления ребенка о том, что он абсолютно никому не нужен, что в том случае, если он исчезнет, его никто не будет искать, и даже не заметит его отсутствия. Ни в коем случае не оставляйте такие заявления без внимания и не подшучивайте над ними. Постарайтесь выяснить причину подобного настроения и убедить ребенка в обратном.
Даже музыка или живопись могут послужить симптомами для родителей о том, что что-то не так. Обращайте внимание на то, какую музыку слушает ваш ребенок.
Тщательно маскируемые попытки ребенка попрощаться с вами – непривычные разговоры о любви к вам, попытки закончить все свои дела как можно быстрее.
Дарение своих любимых и наиболее ценных вещей, с которыми он раньше не расставался, друзьям.
В том случае, если хоть что-то в поведении ребенка вам показалось странным, либо тревожным, немедленно бросайте все свои дела и старайтесь практически все время проводить рядом с ребенком до тех пор, пока не будете твердо уверенны в том, что суицидальное настроение вашего ребенка ушло без следа. Если же вы не в состоянии самостоятельно справиться с существующей проблемой, не стесняйтесь и немедленно обращайтесь за помощью к детским психологам или даже психиатрам.
Также психологами доказан тот факт, и родителям необходимо помнить о том, что дети совершают попытку самоубийства не потому, что на самом деле хотят умереть. Причиной подобной попытки суицида становится банальное желание привлечь к себе внимание окружающих, своеобразный крик о помощи. Для таких детей перерезанные вены или таблетки являются лишь своеобразным способом заявить миру о степени своего отчаяния. Однако очень часто подобные попытки обратить на себя внимание приводят к инвалидности, а то и к смерти ребенка.
При исследовании достаточно большого количества детских и подростковых суицидов психологи заметили одну общую черту – практически у всех детей в значительной степени нарушена нормальная психоэмоциональная связь со своей семьей, а у девочек – особенно с матерью. Каким бы взрослым не позиционировал себя подросток, отсутствие взаимопонимания и контакта с семьей может очень сильно усугублять все переживания ребенка, делая их особо острыми и порой практически трагичными.
Исходя из причин, которые побуждают подростков совершать суицидальные попытки, можно определить направления, формы и технологии работы по профилактике суицидов в детском саду.
Направления работы педагога-психолога:
Работа с детьми
Конечно, не имеет смысла педагогу-психологу строить работу с маленькими детьми в направлении профилактики конкретно суицидов, это скорее напугает детей и принесет им больше вреда, чем пользы. Задача педагога-психолога и всего педагогического коллектива создать благоприятные, комфортные, безопасные условия для развития детей. Педагогу-психологу необходимо включать в программу своей деятельности групповые занятия на снятие психоэмоционального напряжения для детей всех возрастных групп. Необходимо иметь программу коррекционных занятий для детей, имеющих недостатки эмоционально-волевой сферы (тревожные, застенчивые, агрессивные дети), поскольку именно данная категория детей в дальнейшем может войти в группу риска. Тренинговые занятия по групповому сплочению, бесконфликтному общению, тренировки уверенности в себе, повышению самооценки так же должны постоянно быть в плане работы педагога-психолога.
Работа с родителями
В данном направлении работа с родителями является основной, поскольку, именно от родителей зависит насколько психологически комфортно ощущает себя ребенок в семье и в жизни в целом.. Выступления на родительских собраниях, консультации, информационные буклеты, выступление в СМИ, тренинговые занятия по вопросам гармонизации детско-родительских отношений, умению конструктивно разрешать конфликтные ситуации – вот те инструменты, которыми должен вооружиться педагог-психолог. В отличие от детей, родителям стоит без прикрас «обрисовать» ситуации, которые могут привести к негативным последствиям, привести статистические данные, вооружить родителей необходимыми знаниями, которые пригодятся им по мере взросления их любимых чад.
Работа с педагогическим коллективом
Работа с педагогическим коллективом идентична работе с родителями. Необходимо проводить консультации для педагогов, тренинги по психоэмоциональному выгоранию, профилактике возникновения конфликтов, умению подмечать изменения в психоэмоциональном состоянии детей.