Профилактика нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений
Профилактика нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности детей, связанной с выполнением упражнений, способствующих правильному формированию крупной и мелкой моторики обеих рук.
В федеральной образовательной программе дошкольного оразования выделены основные задачи образовательной деятельности в области физического развития детей страшего дошкольного возраста, среди которых важной задачей является развитие психофизических качеств, координации, мелкой моторики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений»
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
Допущена к защите
« » ____________ 20 г.
Зам.дир.по УР
/_________/Е.И.Ковалева
Защищена с отметкой: _________
Протокол ГИА № __________
от « » ___________20 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: Профилактика нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений
44.02.01 Дошкольное образование
Выполнила:
Студентка группы «Д-51А»
Белоусова Юлия Евгеньевна
Руководитель:
Сахно Марина Васильевна
Допущена к защите:
____________________
подпись руководителя
2025
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1 Сущность и определение понятий «мелкая моторика», «игра», «игровые упражнения» 6
1.2 Характеристика нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 10
1.3 Диагностический материал для определения уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ 21
2.1 Анализ опыта педагогов-практиков по коррекции нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 21
2.2 Опытно-педагогическая работа по коррекции нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности детей, связанной с выполнением упражнений, способствующих правильному формированию крупной и мелкой моторики обеих рук [33].
В федеральной образовательной программе дошкольного оразования выделены основные задачи образовательной деятельности в области физического развития детей страшего дошкольного возраста, среди которых важной задачей является развитие психофизических качеств, координации, мелкой моторики [32].
Изучением движений, в том числе мелкой моторики, занимались такие ученые, как: М.М. Безруких, Н.А. Бернштейн, В.М. Бехтерев, А.Р. Луриа, М. Монтессори, У.В. Ульенкова и др. Ими было замечено, что развитие навыков владения своими руками в дошкольном возрасте необходимо и потому, что в дальнейшем в школьной жизни от ребенка потребуется умение выполнять большое количество самых разнообразных учебных и бытовых действий, которые сопряжены с использованием точных, скоординированных движений кистей и пальцев.
В ФГОС ДО говорится о том, что развитие ребенка должно происходить в «формах, специфических для развития данной возрастной группы, прежде всего в форме игры».
Таким образом, игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами.
Исходя из вышесказанного, считаем тему исследования: «Профилактика нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений» актуальной.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия коррекции мелкой мотрики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений.
Цель исследования: теоретически выявить и практически обосновать эффективные педагогические условия коррекции мелкой мотрики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений.
Гипотеза: коррекция мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений будет успешным, если:
- воспитатель владеет теоретическими знаниями об особенностях мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
- воспитатель организует игровые упражнения с целью коррекции мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
- воспитателем будут созданы система НОД и комплекс коррекционных игр и упражнений и включены в совместную деятельность педагогов и дошкольников в основных режимных моментах дошкольного учреждения.
Исходя из цели и гипотезы исследования, нами определены задачи :
- изучить характеристику мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
- подобрать диагностики для определения уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
- провести анализ опыта педагогов-практиков по коррекции мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений;
- организовать и провести опытно-педагогическую деятельность коррекции мелкой мотрики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений.
Методологические основания исследования:
– теоретические положения Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, Е.П. Ильина, А.Р. Лурии, Е.А. Смирновой, Д.Б. Эльконина о развитии мелкой моторики рук у дошкольников;
– теоретические положения А.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной, Н.М. Щеловановой, М.Ю. Кистяковской о связи пальцевой моторики и психического развития старших дошкольников;
– теоретические положения А.Е. Белой, М.Г. Борисенко, С.Е. Гавриной, И.П. Дворовой, Н.А. Крaсильникoвой, О.И. Крупенчук, О.П. Рожковой, Л.П. Савиной, И.Е. Светловой, В.А. Солнцевой, Т.А. Ткаченко в области использования «дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста».
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ методической, педагогической научной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: анализ опыта педагогов-практиков;
- практические: диагностирование, педагогическое наблюдение, методы анализа и интерпретации результатов, беседа с родителями и воспитателем.
Практическая значимость исследования заключается в том, что был осуществлен подбор диагностического материала, коррекционных игр и упражнений по коррекции мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, разработка технологических карт занятий с использованием игровых упражнений, направленных на коррекцию мелкой моторики.
Для апробации исследования работа была отправлена на международный образовательный портал «Копилка уроков».
База исследования: МБДОУ Детский сад «Березка» г. Зерноград Ростовской области, старшая группа «Ручеек».
Структура дипломной работы: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, литература, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Сущность и определение понятий «мелкая моторика», «игра», «игровые упражнения»
В литературных источниках встречается множество определений понятия «мелкая моторика», которые имеют схожесть в обозначении основных ее показателей.
В.П. Дудьев определяет мелкую моторику как комплекс скоординированных действий человека при выполнении точных мелких движений кистями, пальцами рук и ног. Определяющую роль в выполнении таких действий играет согласованное функционирование мышечной, костной, нервной и зрительной систем. Таким образом, по мнению автора, мелкую моторику можно обозначить понятием «ручная умелость» [7, с. 1123].
В исследованиях Т.А. Власовой и М.С. Певзнер мелкая моторика определяется как комплекс реакций, умений, навыков и сложных последовательных движений, характерных человеку [4, с. 10].
По мнению А.Л. Сиротюк мелкая моторика представляет собой способность выполнять мышцами пальцев рук тонкие координированные движения малой амплитуды, манипуляции с предметами [26, с. 34].
Н.В. Нижегородцева и В.Д Шадриков рассматриваю мелкую моторику как способность осуществлять точные и четкие двигательные действия кистями рук при выполнении физических упражнений и трудовых операций [16, с. 182].
И.Ф. Марковская к мелкой моторике относит различные движения кистями и пальцами рук, начиная от более простых (захват предметов) и заканчивая самыми тонкими дифференцированными движениями (работа с мелкими предметами, письмо). Автор рассматривает мелкую моторику как сформированность таких моторных навыков, как точность, ловкость, гибкость, быстрота, синхронность, выносливость, скорость выполнения действий руками [13, с. 62].
В исследованиях М.М. Кольцовой указывается на взаимосвязь развития тонких дифференцированных движений рук с развитием когнитивной и речевой сферы ребенка. Автор подчеркивает мысль о том, что работа над формированием мелкой моторики, точности, координированности движений рук должна сочетаться с работой по развитию у детей сенсорно-перцептивных действий для расширения их двигательного и практического опыта [9, с. 82].
По мнению В.А. Сухомлинского, разнообразные манипуляции руками, пальчиковые упражнения стимулируют процесс интеллектуального и речевого развития ребенка, поскольку обнаруживается тесная связь развития мелкой моторики и когнитивных процессов. Также автором отмечено, что мелкая моторика рук связана с развитием внимания, оптико-пространственного восприятия, воображения, зрительной и двигательной памятью [29, с. 261].
Таким образом, в литературе мелкая моторика определяется отечественными исследователями как совокупность двигательных реакций, умений, навыков, сложных двигательных действий, которые характеризуются такими качествами, как точность, гибкость, согласованность, быстрота. Авторы сходятся во мнении о том, что, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики необходимо уделять особое внимание, поскольку это оказывает влияние на речевое и умственное развитие ребенка.
Ведущим видом деятельности в данном возрасте является игра, которая является критерием умственного и эмоционального развития ребенка. За период дошкольного детства она претерпевает существенные изменения.
Детская игра - это исторически развивающийся вид деятельности, который является воспроизведением детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. По определению А.Н. Леонтьева, игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой, происходят основные изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические особенности, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития [Леонтьев].
По мнению В.А. Сухомлинского, игра - тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе [29, с. 77].
В.П. Арсентьева считает, что игра является одним из главных компонентов в процессе обучения и досуга разновозрастной группы людей, мотив которого находится не в результате, а в самом процессе деятельности [1, с. 64].
Г.И. Репринцева определяет игру как эффективное диагностическое, коррекционное, развивающее и воспитательное средство обучение и воспитания [24, с. 112].
Выдающийся русский психолог П.Ф. Каптерев тоже внес особый вклад в изучение игры. С его точки зрения, в процессе обучения ребенку важно обладать умением сосредотачивать свое внимание на различных предметах, и помочь ему в этом может игра. «Это постоянная наблюдательность, требуемая игрой, способствует развитию органов внешних чувств: глазомера, слуха, рук, ног», утверждает П.Ф. Каптерев [8, с. 58].
Далее рассмотрим определения понятия «игровые упражнения», так как это один из подвидов игры, где двигательные действия выполняются в контексте решения задач, связанных с игрой.
Е.И. Удальцова под игровыми упражнениями понимает специально организованные действия, которые строятся с учетом особенностей игры, при этом носят направленность на выполнение заданий, необходимых для усвоения, развития и закреплению конкретных умений и навыков [30, с. 28].
По мнению Е.И. Удальцовой, преимуществами использования игровых упражнений является то, что они: позволяют сделать процесс выполнения заданий увлекательным, развитие умений и навыков протекает в близких для детей условиях; они обеспечивают многократное повторение стереотипных действий при решении различных игровых, что делает образовательный процесс разнообразным; обеспечивают позитивное отношение детей к выполнению необходимого двигательного действия [30, с. 28].
С.Л. Фетисова под игровыми упражнениями понимает неоднократное воспроизведение отдельных двигательных действий, в воображаемых или реальных условиях. Здесь воспроизводятся требования по качеству выполнения (техническая правильность, точность, быстрота и их сочетание). В них играющие ставят перед собой определенные задачи самостоятельно или в соответствии с требованиями педагога [34, с. 143].
Л.И. Пензулаева отмечает, что игровые упражнения являются основным средством физического воспитания дошкольников. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка, профилактики и коррекции психофизического состояния организма ребенка дошкольного возраста [22, с. 78].
Для того чтобы игровые упражнения способствовали более эффективному освоению аппликационных умений, они должны использоваться в образовательном процессе систематически, постепенно усложняясь, должны быть включены в различные формы образовательной работы с детьми.
В.А. Крутецкий предлагает применять различные виды игровых упражнений и выделяет слеудющие:
подготовительные: направленные на актуализацию знаний дошкольников, составляют базу для усвоения новых действий, овладения навыками и умениями.
вводные (мотивационные): используются с целью усвоения детьми необходимых правил и способов практического применения полученных знаний.
пробные: необходимы для организации первичного использования полученных знаний на практике, для формирования умений действовать самостоятельно с опорой на образец.
тренировочные: ставят целью развивать навыки использования технических умений в стандартных условиях [10, с. 23].
Таким образом, мы изучили определения основных понятий и пришли к выводу, что мелкую моторику будем рассматривать как комплекс скоординированных действий человека при выполнении точных мелких движений кистями, пальцами рук и ног.
Наиболее точным определением понятия «игра» является утверждение В.А. Сухомлинского, который под игрой понимает тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе.
Изучив различную литературу для определения понятия «игровые упражнения», мы остановились на определении С.Л. Фетисовой, которая под игровыми упражнениями понимает неоднократное воспроизведение отдельных двигательных действий, в воображаемых или реальных условиях.
Далее рассмотрим характеристику нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
1.2 Характеристика нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
В работах многих исследователей отмечено, что несовершенство межанализаторного синтеза существенно затрудняет становление графомоторных навыков, необходимых для овладения письмом в школьном возрасте.
К.С. Лебединская к числу основных причин нарушений мелкой моторики у дошкольников относит незрелость морфофункциональных структур мозга, которые отвечают за организацию движений, регулирование двигательной активности [11, с. 407].
По данным У.В. Ульенковой, у дошкольников с задержкой психического развития отмечаются не ярковыраженные нарушения мышечного тонуса: они либо чрезмерно напряжены, либо, наоборот, вялые, гипотоничные. Автор связывает данное явление с несбалансированностью процессов возбуждения и торможения у детей с задержкой психического развития [31, с. 101].
Также к числу характерных особенностей моторной сферы дошкольников У.В. Ульенкова относит быструю утомляемость мышц и истощаемость произвольного управления ими [31, с. 102].
Н.Ю. Борякова указывает на то, что у дошкольников с задержкой психического развития отмечается слабое развитие мелкой моторики рук. К числу характерных особенностей автор относит следующие:
плохая координация пальцев и кисти руки;
трудности при работе с мелкими предметами;
неточность, неловкость движений рук;
нарушение связи между глазом и рукой [3, с. 29].
Н.Ю. Борякова отмечает, что степень недоразвития мелкой моторики рук у дошкольников проявляется в разной степени. У детей с задержкой психического развития без церебрально-органических нарушений имеет место большая сохранность моторных функций, нежели у детей, имеющих задержку психического развития церебо-органического генеза [3, с. 30].
По данным Е.М. Мастюковой, при обследовании дошкольников с задержкой психического развития выявляются легкие и латентные формы двигательных нарушений, причинами которых выступает раннее органическое поражение головного мозга. Изменение мышечного тонуса дошкольников с ЗПР служит причиной утомляемости и истощаемости мышц кистей рук, что приводит к нарушению в развитии мелкой моторики, овладении ими тонкими, точными движениями рук [14, с. 128].
Как отмечает Е.М. Мастюкова, недостаточная разнообразность иннервации мышц пальцев рук служит причиной неуклюжести движений, нарушения их согласованности и плавности, возрастанию утомления в ходе деятельности с мелкими предметами, рисовании, размашистости или, напротив, мелкости движений.
Вследствие этого дошкольники не могут на протяжении достаточно долгого времени научиться правильно удерживать в руке письменные принадлежности, что сказывается на овладении детьми графомоторными навыками [15, с. 67].
Е.С. Слепович указывает на то, что если не оказывать своевременную и целенаправленную психолого-педагогическую детям дошкольного возраста, то даже невыраженная дисфункция моторной сферы может привести к возникновению вторичных нарушений: недоразвитию разноплановых, точных движений, что, в свою очередь, негативно скажется на развитии форм ручной деятельности (навыков рисования, конструирования, письма) [27, с. 88].
В исследованиях Н.И. Озерецкого указывается на зависимость степени недоразвития интеллекта, познавательной сферы и развития двигательных функций. Автор подчеркивает, что становление двигательной сферы неотделимо от познания окружающего мира, знакомства с многообразием свойств предметов, а также связано с овладением ребенком речевыми и трудовыми навыками [18, с. 170].
Н.И. Озерецкий также говорит о том, что нарушения моторики негативно сказываются не только на физическом развитии дошкольника, но и на его социализации, развитии познавательной активности и трудовых навыков [18, с. 171].
В работах М.С. Певзнер имеются указания на то, что развитие мелкой моторики у дошкольников предполагает развитие тонких моторных способностей, которыми дети рассматриваемой категории самостоятельно не способны овладеть [21, с. 159].
Таким образом, коррекционная работа по развитию мелкой моторики рук у дошкольников предполагает исправление неправильно сформированных двигательных образцов; развитие произвольности и целенаправленности движений рук.
Н.Ю. Борякова также отмечает тот факт, что у детей дошкольного возраста с ЗПР уровень физической и моторной зрелости ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. Наибольшие затруднения дети с ЗПР испытывают при необходимости реализовывать тонкие дифференцированные движения рук: обведение по контуру, выкладывание мозаики, вырезание, лепка мелких деталей из пластилина, шнуровка, нанизывание мелких бусин [3, с. 35].
Л.И. Переслени, описывая особенности моторной сферы дошкольников с ЗПР, отмечает, что в наибольшей степени у детей данной категории страдает моторика кистей и пальцев рук. Это проявляется в неточности, неловкости движений, быстрой истощаемости. Недоразвитие мелкой моторики у дошкольников с ЗПР служат причиной возникновения трудностей в дальнейшей учебной деятельности: овладении навыками рисования, конструирования, письма, ручного труда [23, с. 55].
Таким образом, описанные особенности недоразвития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста говорят о необходимости планирования и организации своевременной, целенаправленной коррекционно-развивающей работы по ее формированию. Стоит отметить, что трудности построения коррекционно-развивающего процесса с дошкольниками с ЗПР обусловлены тем, что эти дети демонстрируют разные способности, разную степень недоразвития ручной моторики. Поэтому необходимо обратить внимание на реализацию дифференцированного подхода в процессе коррекционно-развивающих занятий.
Далее подберем диагностический материал для определения уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
1.3 Диагностический материал для определения уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Содержание исследования состояния мелкой моторики, графомоторных навыков, зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в работах Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.Б. Осиповой, Е.А. Стребелевой и других авторов.
Рассмотрим некоторые из методик и диагностических заданий, направленных на изучение особенностей развития мелкой моторики рук, графомоторных навыков, зрительно-моторной координации дошкольников.
Нами была рассмотрена методика М.М. Безруких «Штриховка», направленная на определения уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Целью методики является определение соразмеренности движений руки и глаза [2].
Для проведения диагностической методики необходимо подготовить бланк с рисунками геометрических и сложных фигур, которые нужно заштриховать в соответствии с инструкцией: ребенку предлагается заштриховать две фигуры, соблюдая параллельность и стараясь не выходить за границы фигуры.
Критерии оценивания разделены на три уровня: высокий, предусматривающий изображение ровных штрихов, параллельных и не выходящих за границы фигуры, средний уровень - штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий и низкий уровень - штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм.
Также в методике представлены следующие варианты выполнения задания:
1. Штриховка в произвольном (умеренном) темпе.
Инструкция: «Заштрихуй фигуры, как показано стрелкой».
2. Штриховка в ускоренном темпе.
Инструкция: «Продолжай делать так же, но быстрее».
3. Штриховка под заданный ритм (под счёт).
Инструкция: «Я буду считать, на «раз» - проводи линию, на «и»- нет».
Каждый вариант имеет 2 версии выполнения: 1. по пунктиру; 2. по линии.
Каждая версия выполняется в трёх позициях:
- вертикально,
- горизонтально,
- диагонально (под углом 45˚).
Параметры оценки выполненного задания представлены в приложении 1.
Л.Б. Осиповой описана методика исследования кинетического и кинестетического праксиса. Автор предлагает ряд проб:
изучение особенностей кинестетической основы организации движений пальцев (статическая координация или праксис «позы»): диагностические упражнения «Пальчики подружились», «Пальчики поссорились», «Солдатик», «Зайчик», «Кольцо»;
изучение особенностей действий с мелкими предметами (ручной умелости, быстроты манипуляций с предметами);
изучение сформированности захватов и противопоставления пальцев рук: диагностические упражнения «Собери изюм в мисочку», «Собери кубики в коробку» [20, с. 43].
Е.А. Стребелевой предложена методика, направленная на изучение общей моторки обеих рук, координации, согласованности движений рук. В данной методике представлены диагностические упражнения, нацеленные на:
определение общего уровня развития ручной моторики (поймать шарик, прокатить шарик по желобку);
выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий обеих рук (застегнуть пуговицы в зависимости от их размера);
выявление наличия соотносящих действий, согласованности и действий обеих рук, сопоставления (упражнения «Разбери и сложи пирамидки», «Сложи мозаику», «Построй из палочек») [28, с. 63].
Н.О. Озерецкий, Н.И. Гуревич описывают методику, направленную на изучение графомоторного навыка и точности движений рук, определение ведущей руки, уровня развития точности движений, степени подготовленности руки к овладению письмом, сформированности внимания и контроля за собственными действиями. Дошкольнику предлагается выполнить задание «Дорожки». На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается таким образом, чтобы задание было достаточно трудным, но в то же время доступным для ребенка. Тип дорожек постепенно усложняется.
Второе упражнение методики «Обводим кисти рук». Взрослый обводит кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Вместе с ребенком смотрят, что получилось. Затем ребенка снова просят положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого взрослый объясняет суть задания:
«Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо».
Третье упражнение методики «Ребро, кулак, ладонь». Дошкольнику показывают три положения руки на плоскости стола, которые последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Дошкольник выполняет пробу сначала вместе со взрослым, затем по памяти. Выполняется упражнение сначала правой рукой, затем — левой, после — двумя руками вместе [19].
Для выявления уровня сформированности мелкой моторики рук у дошкольников Н.И. Гуткина и Н.В. Нищева предалагают диагностические упражнения, которые мы опишем далее [6, с. 103].
Задание №1. «Покажи пальчик»
Цель: выявление качества и объема движений пальцев рук.
Ход исследования: экспериментатор предлагает дошкольнику выполнить предложенные действия сначала по показу, а затем по словесной инструкции.
Инструкция: «Сожми пальцы в кулак. Разожми пальцы. Соедини все пальцы руки с большим пальцем по очереди. Давай сначала сделаем это правой рукой, а затем левой. А теперь давай попробуем соединять пальцы сразу на обеих руках одновременно. Сложи пальцы в кольцо, раскрой ладонь. Покажи на обеих руках одновременно второй и третий пальцы, второй и пятый пальцы».
Критерии оценивания: высокий уровень (3 балла) – задание выполняет правильно, движения четкие, достаточные по объему, в нормальном темпе; средний уровень (2 балла) – задания выполняет в большинстве случаев правильно, допускает единичные ошибки, отмечается недостаточная точность движений, низкий уровень (1 балл) – задание выполняется не точно, с многочисленными ошибками.
Задание № 2 «Игра на рояле»
Цель: выявить умение попеременно помещать пальцы.
Ход исследования: экспериментатор предлагает ребенку поочередно сгибать и разгибать пальцы по показу.
Инструкция: «Сожми и разожми пальцы правой, а затем левой руки, начиная с большого пальца. Посмотри, как это делаю я. А теперь ты попробуй сделать также».
Оценочные критерии выполнения задания полностью идентичны с критериями задания №1.
Материал для обследования: образец рисунка «домик», чистый лист бумаги, карандаш.
Ход исследования: экспериментатор кладет перед ребенком картинку и предлагает ему как можно точнее срисовать ее.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую же картинку, которую ты видишь на этом рисунке. Не торопись, будь внимательным, постарайся нарисовать так, чтобы твой рисунок был точно таким же. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
По ходу работы педагог фиксирует, какой рукой рисует ребенок – правой или левой; как часто смотрит на образец, проводит ли воздушные линии над образцом, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; быстро или медленно проводит линии; отвлекается ли во время работы; какие высказывания и вопросы возникают у дошкольника во время рисования.
Критерии оценивания: высокий уровень (3 балла) – задание выполняется правильно, рисунок точно соответствует образцу; средний уровень (2 балла) – неточное выполнение рисунка, отсутствует какая-либо деталь, имеют место исправления; низкий уровень (1 балл) – множественные ошибки: неправильное изображение элементов рисунка, отсутствие элементов, множественные исправления.
Таким образом, рассмотренные диагностики позволят выявить уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Мы считаем, что наиболее эффективным в данной работе будет применение диагностических упражнений, представленных Н.И. Гуткиной и Н.В. Нищевой, поэтому в своей опытно-педагогической деятельности будем использовать данные диагностики.
Вывод по главе 1
Итак, в данной главе нами были изучены определения понятий «мелкая моторика», «игра», «игровые упражнения». На основании изученной литературы, мы выяснили, что мелкая моторика определяется исследователями как совокупность двигательных реакций, умений, навыков, сложных двигательных действий, которые характеризуются такими качествами, как точность, гибкость, согласованность, быстрота.
Понятие игры расскрывается как один из главных компонентов в процессе обучения и досуга разновозрастной группы людей, мотив которого находится не в результате, а в самом процессе деятельности и определяется как эффективное диагностическое, коррекционное, развивающее и воспитательное средство обучение и воспитания.
Игровые упражнения являются одним из подвидов игры и определяются как средство физического воспитания дошкольников, используемые для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка, профилактики и коррекции психофизического состояния организма ребенка дошкольного возраста.
Во втором параграфе мы рассмотрели характеристику нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и пришли к выводу, что важными факторами успешного развития мелкой моторики у дошкольника являются: созревание центров на уровне нервной системы и головного мозга, раннее развитие и накопление двигательного опыта ребенка. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности дошкольника к школьному обучению. Одной из центральных задач дошкольного образования является подготовка детей к школе, которая должна включать себя, в том числе, работу по развитию мелкой моторики рук у дошкольников.
Далее мы изучили диагностики для определения уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и выяснили, что существует достаточное большое количество методик, нацеленных на диагностику и развитие мелкой моторики у дошкольников. При оценке состояния мелкой моторики стоит учитывать уровень моторной ловкости, переключаемость, скорость, произвольность, точность движений, уровень зрительно-моторной координации, двигательную силу рук. При развитии мелкой моторики можно использовать разнообразные игровые упражнения и различные средства.
В следующей главе опишем опытно-педагогическую работу по коррекции нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
2.1 Анализ опыта педагогов-практиков по коррекции нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
В данном параграфе нам предстоит провести анализ опыта педагогов-практиков с целью изучения их педагогической деятельности по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений.
Рассмотрим опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад № 27» г. Ачинска, Рыбаченко Алены Богдановны, которая считает, что для обогащения детского развития, подготовки его к обучению в школе необходимо внедрять игровую деятельность, проводить игровые упражнения, дидактические игры [25].
А.Б. Рыбаченко отмечает, что можно использовать следующие виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
специальные упражнения без речевого сопровождения, объединённые в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;
игры и действия с игрушками и предметами:
- раскладывание пуговиц, палочек, желудей и другого природного материала:
- нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;
- застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, молний;
- игры с мозаикой (различных размеров);
- игры со строительным материалом;
4. изобразительную деятельность:
- лепку из пластилина и глины;
- раскрашивание картинок;
- обведение контуров;
- штриховку;
- рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой);
- разнообразную работу с ножницами;
- поделки из природного материала и т.д [25].
По мнению Алены Богдановны, прекрасным средством для развития движений пальцев является игра в «Театр пальчиков», в качестве дидактического материала используются головки животных и людей, которые дошкольники одевают на пальцы и с которыми разыгрывают различные сценки.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают импровизировать некоторые простые сценки сами, отмечает А.Б. Рыбаченко.
Далее обратимся к опыту воспитателя ГБДОУ Детский сад №67 компенсирующего вида Нижегородской области г.Дзержинск, Гориной Наталии Анатольевны, которая в своей работе использует следующие средства развития мелкой моторики дошкольников [5]:
-Разнообразный материал (для рисования, лепки, аппликации в традиционной и нетрадиционных техниках: краски, фломастеры, мелки, карандаши, глина, пластилин и т. д.)
-Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание рисунка, контура буквы).
-Работа с бумагой (оригами, складывание, обрывание, вырезание).
-Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
-Игры с мелкими предметами, использование природного материала, пуговиц, мелких игрушек для сортировки, нанизывания и перекладывания. Контейнеры «Поисковичок». Игры с прищепками.
-Игры с природным материалом: песком, крупами, где дети могут зачерпывать, пересыпать и формировать различные фигуры; игры с водой.
-Конструкторы и строительные наборы: конструкторы с разными деталями по величине, которые легко соединяются и разбираются, помогают развивать координацию и пространственное мышление.
- Мозаики
- Массажные мячики, (су –джок) для массажа кистей рук и пальцев.
-Пальчиковая гимнастика.
-Шнуровки. Рамки Монтессори.
-Игры со счётными палочками.
-Дидактические игры.
-Пальчиковый театр и театр – бибабо
-Мелкий спортивный инвентарь и мелкие предметы (игрушки) : скакалки, гимнастические палки, малые и большие мячи, кольца, палочки, флажки, утяжеленные мешочки и др.
-Игрушки для развития мелкой моторики: различные пирамидки, матрёшки. Н.А. Горина отмечает, что они помогают развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм и размеров, а также цветов. Развивают тактильную чувствительность [5].
-Рамки и вкладыши. По мнению Наталии Анатольевны, пазлы или рамки–вкладыши способствуют развитию моторики, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка.
Также Н.А. Горина в своей педагогической деятельности проводит игру «Раскопки» (игры и упражнения с использованием различных предметов маленького размера и материала), дидактическую игру «Сенсорное домино» руками взрослых и детей для развития тактильных ощущений [5].
Анализируя опыт Наталии Анатольевны, мы пришли к выводу, что при использовании комплексного подхода, который включает в себя как использование разных видов деятельности, так и специально организованных занятий с обязательным включением пальчиковых игр, и пальчиковой гимнастики возможно не только развивать мелкую моторику, но и развить познавательную активность детей.
Проведем анализ опыта воспитателя ГБУЗ "Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий", Кемеровской области-Кузбасс, г. Новокузнецк, Ширниной Юлии Валерьевны, которая считает, что эффективная работа воспитателя основывается на систематическом включении в режим дня упражнений, направленных на развитие мелкой моторики. Такие упражнения можно проводить в виде пальчиковых игр, манипуляций с мелкими предметами, лепки, рисования, штриховки, выкладывания узоров из пуговиц, мозаики, работы с конструкторами и шнуровками. Дети особенно хорошо реагируют на игровые формы работы, которые вызывают у них интерес, мотивируют к активности и позволяют незаметно преодолевать трудности [35].
По мнению Ю.В. Ширниной, большое значение имеют пальчиковые игры и гимнастика. Они позволяют не только развивать подвижность и силу пальцев, но и улучшают координацию, пространственную ориентировку, внимание и слуховое восприятие. Пальчиковые игры необходимо сопровождать стихами, ритмическими движениями и музыкальным сопровождением, что усиливает их терапевтический эффект.
Работа с различными материалами – пластилином, тестом, песком, крупами – помогает развивать тактильную чувствительность, тренировать силу мышц кисти, формировать навыки манипулирования предметами, отмечает Юлия Валерьевна. Важно предлагать задания, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка, а также учитывать уровень сформированности его двигательных умений. Переход от простых движений к более сложным должен происходить постепенно, чтобы ребёнок испытывал радость от преодоления посильных задач [35].
Анализ данного опыта позволяет сделать вывод о том, что в процессе развития и коррекции мелкой моторики дошкольников положительное влияние оказывает пальчиковая гимнастика, работа с различными материалами, например, песок, крупы или пластилин, упражнения с использованием штриховки, выкладывания узоров из пуговиц, мозаики, работа с конструкторами и шнуровками.
Таким образом, анализ опыта педагогов-практиков показал, что деятельность воспитателя по развитию мелкой моторики у детей представляет собой важную часть коррекционно-развивающей работы. Систематическая и целенаправленная работа в этом направлении способствует не только подготовке руки к письму, но и активному развитию речи, мышления, внимания, самостоятельности и готовности ребёнка к обучению в школе. Для коррекции нарушений мелкой моторики дошкольников с задержкой психического развития эффективными являются: игры и упражнения с использованием различных предметов маленького размера, пальчиковая гимнастика, игры с природным материалом, пальчиковый театр.
2.2 Опытно-педагогическая работа по коррекции нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений
Опытно-педагогическая работа по коррекции нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений проводилась на базе МБДОУ Детский сад «Березка» г. Зерноград Ростовской области в старшей группе «Ручеек».
Из беседы с воспитателем Хронюк Еленой Ивановной мы выяснили, что в группе «Ручеек» 24 воспитанника, из которых 13 девочек и 11 мальчиков.
Воспитатель уделяет внимание развитию мелкой моторики старших дошкольников, так как в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Е.И. Хронюк отметила, что в группе созданы соответствующие условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.
Опытно-педагогическая работа по коррекции нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений состояла из трех этапов:
На первом этапе мы провели беседу с воспитателем группы и выявили уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и спроектировали дальнейшую педагогическую деятельность.
На втором этапе была проведена работа с детьми по коррекции нарушений мелкой моторики посредством игровых упражнений, осуществили взаимодействие с родителями, дополнили предметно-развивающую среду в группе.
На третьем этапе было проведено повторное обследование с целью выявления эффективности нашей работы по коррекции нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений.
Для того, чтобы выявить начальный уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста на первом этапе опытно-педагогической работы мы провели диагностические упражнения Н.И. Гуткиной и Н.В. Нищевой, которые подобрали в теоретической части исследования.
Диагностические упражнения предполагали проведение трех заданий (Приложение 1):
Задание №1. «Покажи пальчик», целью которого является выявление качества и объема движений пальцев рук.
При организации первого задания «Покажи пальчик» мы предложили дошкольникам выполнить предложенные действия сначала по показу, а затем по словесной инструкции. В карте наблюдений №1 представлены баллы, полученные воспитанниками в ходе исследования (Приложение 2).
По результатам проведенного задания мы выяснили следующее:
Высокий уровень проявления качества и объема движений пальцев рук был выявлен у четырех воспитанников, Агата Д., Владислав Д., Глеб Ж., Анна Р. выполняли задание правильно: сжимали пальцы в кулак и разжимали, наблюдались четкие движения, достаточные по объему, в нормальном темпе, дошкольники соблюдали последовательность действий в соответствии с инструкцией.
Средний уровень был выявлен у 12 воспитанников, дети выполнили задание в полном объеме, но при этом путались в последовательности действий, нами была отмечена недостаточная точность движений.
Восемь воспитанников показали низкий уровень, дошкольники допускали многочисленные ошибки, задание выполняли не точно, в хаотичном порядке.
Затем мы приступили к проведению второго задания «Игра на рояле», целью которого было выявление умения попеременно помещать пальцы. Количество баллов, полученные дошкольниками, мы занесли в карту наблюдений №2 (Приложение 3).
В ходе проведения мы предлагали детям поочередно сгибать и разгибать пальцы по показу, давая установку: «Сожми и разожми пальцы правой, а затем левой руки, начиная с большого пальца. Посмотри, как это делаю я. А теперь ты попробуй сделать также».
В результате наблюдения за выполнением действий мы отметили, что высокий уровень выражен у 6 дошкольников, Ева И., Агата Д., Тимофей Т., Глеб Ж., Владислав Д., Анна Р. соблюдали инструкцию, повторяли действия в соответствии с показом, наблюдались четкие движения в нормальном темпе.
Средний уровень определен у 13 испытуемых, эти дети выполняли задание полностью, но могли допустить единичные ошибки, некоторые путали левую и правую руки.
Низкий уровень выявлен у пяти дошкольников, Екатерина К., Мария Б., Даниил Т., Лев Ч., Марина Х. не проявляли активность во время участия в задании, исходя из чего допускали многочисленные ошибки, задание выполняли не по инструкции.
Далее мы приступили к организации третьего задания «Домик», для реализации которогого нами был подготовлен материал для обследования: образец рисунка «домик», чистый лист бумаги, карандаш.
Полученные результаты мы отобразили в карте наблюдений №3 (Приложение 4).
Целью задания является оценка сформированности графо-моторных навыков, зрительно-моторной координации.
В ходе исследования мы предложили каждому ребенку картинку с изображением домика и попросили как можно точнее срисовать ее.
По ходу работы мы фиксировали, какой рукой рисует ребенок – правой или левой; как часто смотрит на образец, проводит ли воздушные линии над образцом, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; быстро или медленно проводит линии; отвлекается ли во время работы; какие высказывания и вопросы возникают у дошкольника во время рисования.
После изучения получившихся работ дошкольников, мы установили следующее: высокий уровень сформированности графо-моторных навыков, зрительно-моторной координации выявлен у 3 дошкольников, Владислав Д., Агата Д., Анна Р. выполнили задание правильно, рисунок точно соответствовал образцу.
Средний уровень был определен у 11 воспитанников, мы отметили неточное выполнение рисунка, отсутствие какой-либо детали, в рисунке были видны незначительные исправления.
У 10 дошкольников был выявлен низкий уровень, о чем свидетельствуют множественные ошибки: неправильное изображение элементов рисунка, отсутствие элементов, множественные исправления.
Таким образом, анализ результатов диагностических упражнений на начальном этапе исследования показал, что высокий уровень развития мелкой моторики в старшей группе «Ручеек» наблюдается у 6 (25%) воспитанников, средний уровень - у 10 (42%) дошкольников и низкий уровень выявлен у 8 (33%) испытуемых.
Исходя из полученных данных, можно констатировать, что среди старших дошкольников большое количество детей дошкольного возраста имеет средний уровень развития мелкой моторики. На основании этого, можно сделать вывод о необходимости разработки комплекса коррекционных игр и игровых упражнений, направленных на коррекцию нарушений мелкой моторики у детей 5-6 лет.
На втором этапе педагогической деятельности нами были организованы и проведены различные формы работы по коррекции нарушений мелкой моторики: утренние гимнастики, физкультурные минутки, направленные на развитие мелкой моторики дошкольников старшей группы «Ручеек» посредством игровых упражнений.
Первое занятие было проведено с использованием игр, направленных на развитие мелкой моторики по сказке «Репка», целью которого является развитие мелкой моторики через действия с предметами, конструктивную деятельность и пальчиковую гимнастику (Приложение 5).
В начале занятия мы показали изображение дома из сказки «Репка» и предложили детям поочередно доставать фигурки героев произведения из мешочка, перечисляя персонажей сказки.
Далее мы взяли фигурку героя (Дед) и начали рассказывать сказку, когда в произведении шла речь о каком-либо персонаже, мы просили детей показывать фигурку этого героя. Рядом с каждой фигуркой мы разложили несколько материалов, например, с фигуркой Бабки лежали платочки и стакан с прищепками, которыми воспитанникам необходимо было воспользоваться и помочь Бабке развесить платочки, используя прищепки.
Когда мы назвали героя сказки Внучку, дошкольники заметили, что рядом с фигуркой персонажа лежат рассыпанные бусы. Мы предложили детям помочь Внучке собрать бусы. Затем воспитанники помогали герою сказки Собаке и развязывали узелки на веревочке. После чего дошкольники нашли фигурку мышки, а рядом лоточек с фасолью белой и красной, мы предложили детям разложить фасоль по цвету.
После проведения занятия мы отметили, что у Льва Ч., Даниила Т. и Марии Б. не было заинтересованности в ходе выполнения упражнений, дети были отвлеченными и старались заниматься другими делами. С заданиями справились все присутствующие воспитанники, они с удовольствием пробовали развесить платочки с использованием прищепок, также отметили, что им было интересно выполнять упражнения в содействии со сверстниками.
Второе занятие было проведено с целью развития мелкой моторики старших дошкольников посредством дидактического пособия «Веселые шнуровки» (Приложение 6).
Для проведения занятия мы предварительно подготовили необходимы материал: шнуровка-прозрачный планшет, шнурки, мольберт (доску).
В начале занятия мы предложили воспитанникам открыть коробку, в которой лежали шнурки и попросили детей выложить слово «весна» из этих шнурков. Совместно с воспитанниками мы подобрали шнурки по цветам, из которых они далее собирали слово.
Затем провели пальчиковую гимнастику и приступили к составлению слова «весна», напомнив детям, что каждая буква на планшете имеет свой цвет и дошкольникам необходимо правильно подобрать цвет и определиться, какую букву будут собирать.
В завершении занятия мы организовали показ детских работ и собрали получившееся из разноцветных шнурков слово «весна». Также мы провели беседу, в ходе которой задавали уточняющие вопросы: получились ли буквы такие же, как на образце? какие материалы были использованы на занятии? понравилось ли выполнять такое задание?
Мы отметили, что у большинства воспитанников получилось выполнить задание безошибочно, они праивльно подобрали необходимый цвет и собрали букву из слова в соответствии с инструкцией. Нами было замечено, что у Екатерины К., Дамира М., Марины Х. получилось выполнить задание, но при этом работы были неаккуратными, немного отличались от заявленного образца.
Агата Д., Ева И., Владислав Д., Глеб Ж. по окончании занятия отвечали на вопросы наиболее активнее, чем другие дошкольники, что свидетельствует об их мотивации к освоению новых знаний и навыков. Работы эти детей были выполнены в соответствии с инструкцией, они правильно подобрали цвет для каждой буквы, выкладывали шнурки соразмерно шаблону.
Для работы по развитию мелкой моторики рук для дошкольников нами была создана специальная предметно-развивающая среда, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Для этого мы в группе оформили специальный уголок для детского творчества и экспериментирования, что позволяет дошкольникам с обогатить свой чувственный опыт, расширить свои моторные возможности. Наполнение уголка мы представили в приложении 7.
Предметно-развивающую среду в группе мы дополнили также сборником коррекционных игр и игровых упражнений, направленные на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста (Приложение 8).
На втором этапе исследования мы провели консультацию для родителей с целью повышения их уровня знаний в области коррекции мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений. В ходе консультации мы рассказали о важности развития мелкой моторики, познакомили с упражнениями, которые можно проводить в домашних условиях и раздали памятки (Приложение 9).
Для выявления результативности проводимого исследования по профилактике нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений на третьем этапе опытно-педагогической работы нами были повторно проведены диагностические упражнения начального этапа. Результаты отображены в картах наблюдений №4,5,6 (Приложение 10-12)
После обработки полученных данных удалось выяснить следующее:
После повторного проведения первого задания «Покажи пальчик» высокий уровень проявления качества и объема движений пальцев рук был выявлен у 10 воспитанников, то есть у 42% испытуемых, средний уровень был определен также у 10 дошкольников (42%) и низкий уровень показали четыре воспитанника (16%).
Результаты второго задания «Игра на рояле» на заключительном этапе были получены следующие: высокий уровень развития умения попеременно помещать пальцы определен у 12 воспитанников (50% испытуемых), у 8 дошкольников выявлен средний уровень (33%) и низкий уровень показали 4 ребенка (17%).
Заключительным упражнением было дано третье задание «Домик» с целью определения уровня сформированности графо-моторных навыков, зрительно-моторной координации на третьем этапе исследования.
По данным, полученным после проведения задания, мы выяснили, что высокий уровень сформированности графо-моторных навыков, зрительно-моторной координации выявлен у 11 воспитанников, то есть у 45%, средний уровень установлен у 8 дошкольников (33%) и низкий уровень был определен у 3 испытуемых (12%).
Таким образом, анализ результатов диагностических упражнений на заключительном этапе исследования показал, что высокий уровень развития мелкой моторики в старшей группе «Ручеек» наблюдается у 12 (50%) воспитанников, средний уровень - у 8 (33%) дошкольников и низкий уровень выявлен у 4 (17%) испытуемых.
Проведя сравнительный анализ диагностического исследования начального и заключительного этапов мы выяснили, что работа по коррекции нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений дала положительную динамику, исходя из чего показатели высокого уровня развития навыков мелкой моторики дошкольников старшей группы «Ручеек» выросли с 25% до 50%.
Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что включение в деятельность детей коррекционных игр и игровых упражнений, направленных на профилактику нарушений мелкой моторики благоприятно влияет на общее развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Вывод по главе 2
Итак, в данной главе мы провели анализ опыта педагогов-практиков по коррекции нарушений мелкой моторики у детей старшего докшольного возраста и выяснили, что для коррекции нарушений мелкой моторики дошкольников эффективными являются: игры и упражнения с использованием различных предметов маленького размера, пальчиковая гимнастика, игры с природным материалом, пальчиковый театр. Педагоги отмечают, что систематическая работа и целенаправленная работа в этом направлении способствует не только подготовке руки к письму, но и активному развитию речи, мышления, внимания, самостоятельности и готовности ребёнка к обучению в школе.
Собственная педагогическая - исследовательская деятельность проходила на базе МБДОУ Детский сад «Березка» г. Зерноград Ростовской области в старшей группе «Ручеек» в три этапа, два из которых, диагностические с использованием диагностических упражнений Н.И. Гуткиной и Н.В. Нищевой, где выявляли на начальном и заключительном периодах уровень развития мелкой моторики. Основной этап включал широкий спектр работы с использованием игр и игровых упражнений, что позволило получить положительный результат в исследованиях и доказать гипотезу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности дошкольника к школьному обучению. Поэтому одной из центральных задач дошкольного образования является развитие мелкой моторики рук у дошкольников.
В ФГОС ДО говорится о том, что развитие ребенка должно происходить в «формах, специфических для развития данной возрастной группы, прежде всего в форме игры».
Таким образом, игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами.
Исходя из вышесказанного, считаем тему исследования: «Профилактика нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений» актуальной.
Перед исследованием была поставлена цель - теоретически выявить и практически обосновать эффективные педагогические условия коррекции мелкой мотрики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач.
Для решения первой задачи нами были изучены определения понятий «мелкая моторика», «игра», «игровые упражнения», исходя из чего мы выяснили, что мелкая моторика определяется как совокупность двигательных реакций, умений, навыков, сложных двигательных действий, которые характеризуются такими качествами, как точность, гибкость, согласованность, быстрота.
Понятие игры расскрывается как один из главных компонентов в процессе обучения и досуга разновозрастной группы людей, мотив которого находится не в результате, а в самом процессе деятельности и определяется как эффективное диагностическое, коррекционное, развивающее и воспитательное средство обучение и воспитания.
Игровые упражнения являются одним из подвидов игры и определяются как средство физического воспитания дошкольников, используемые для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка, профилактики и коррекции психофизического состояния организма ребенка дошкольного возраста.
Для решения второй задачи мы рассмотрели характеристику нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и пришли к выводу, что важными факторами успешного развития мелкой моторики у дошкольника являются: созревание центров на уровне нервной системы и головного мозга, раннее развитие и накопление двигательного опыта ребенка. Одной из центральных задач дошкольного образования является подготовка детей к школе, которая должна включать себя, в том числе, работу по развитию мелкой моторики рук у дошкольников.
Для решения третьей задачи мы изучили диагностики для определения уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и выяснили, что существует достаточное большое количество методик, нацеленных на диагностику и развитие мелкой моторики у дошкольников. При оценке состояния мелкой моторики стоит учитывать уровень моторной ловкости, переключаемость, скорость, произвольность, точность движений, уровень зрительно-моторной координации, двигательную силу рук. При развитии мелкой моторики можно использовать разнообразные игровые упражнения и различные средства.
Для решения четвертой задачи мы провели анализ опыта педагогов-практиков по коррекции нарушений мелкой моторики у детей старшего докшольного возраста и выяснили, что для коррекции нарушений мелкой моторики дошкольников эффективными являются: игры и упражнения с использованием различных предметов маленького размера, пальчиковая гимнастика, игры с природным материалом, пальчиковый театр. Деятельность воспитателя по развитию мелкой моторики у детей представляет собой важную часть коррекционно-развивающей работы.
Для решения заключительной задачи нами была организована и проведена опытно-педагогическая деятельность по коррекции нарушений мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредсвтом игровых упражнений, которая включала три этапа. На начальном этапе мы провели наблюдение, беседу с воспитателем и диагностическую работу, которая позволила выявить начальный уровень развития мелкой моторики у докшольников.
На основном этапе нам предстояло продумать деятельность таким образом, чтобы у детей происходило развитие мелкой моторики в процессе игровой деятельности. Поэтому в содержание работы мы старались включать игры и игровые упражнения, создавать предметно-развивающую среду, проводить консультации для родителей с целью достижения более высокого уровня развития мелкой моторики у старших дошкольников.
На заключительном этапе нам предстояло проверить эффективность проведенной работы и в целом определиться с доказательством гипотезы исследования.
Проведя опытно-педагогическую деятельность, мы убедились, что на развитие мелкой моторики дошкольников положительно влияет организация коррекционных игр и игровых упражнений, так как дошкольники с удовольствием и интересом принимают участие в игровой деятельности, а также необходимо организовывать предметно-развивающую среду в группе и создавать условия для содействия родителей.
На основе выполненного анализа можно утверждать, что все задачи исследования решены, цель достигнута. Результаты исследовательской деятельности подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Данное исследование представляет собой особый интерес и может быть продолжено. Значительные результаты будут заметны в проведении систематической работы воспитателя по достижению более высокого уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арсентьева, В.П. Игра –ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. - М.: ФОРУМ, 2011. - 144 с. - Текст: непосредственный
Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие / Н.Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2012. – 64 с. - Текст: непосредственный
Власова, Т.А. Задержка психического развития детей и пути ее преодоления / Т.А. Власова. – М.: Просвещение, 2010. – 15 с. - Текст: непосредственный
Горина, Н.А. Актуальность и особенности развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития / Н.А. Горина. - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-po-teme-aktualnost-i-osobenosti-razvitija-melkoi-motoriki-u-detei-s-zaderzhkoi-psihicheskogo-razvitija-zpr.html - (Дата обращения: 29.05.2025) - Текст: электронный
Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с. - Текст: непосредственный
Дудьев, В.П. Психомоторика: слов.-справ. / В.П. Дудьев. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 366 с. - Текст: непосредственный
Каптерев, П.Ф. «О природе детей» / П.Ф. Каптерев. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2005. - 201 с. - Текст: непосредственный
Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. – М.: Педагогика, 2013. – 143 с.
Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. – М.: Юрайт, 2022. - 48 с. - Текст: непосредственный
Лебединская, К.С. Клиническая систематика ЗПР / К.С. Лебединская // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2020. – № 3. – С. 407-412. - Текст: непосредственный
Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. - 144 с. - Текст: непосредственный
Марковская, И.Ф. Развитие тонкой моторики рук у детей с ЗПР / И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова // Дефектология. – 2019. – № 4. – С. 62-65. - Текст: непосредственный
Мастюкова, Е.М. Основы генетики: клинико- генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М., 2001. - 182 с. - Текст: непосредственный
Мастюкова, Е.М. Речь и рука дошкольника / Е.М. Мастюкова. – М.: «Академия», 2022. – 76 с. - Текст: непосредственный
Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В, Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с. - Текст: непосредственный
Нищева, Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / Н.В. Нищева. – Спб.: «Детство-пресс», 2005. – 48 с. - Текст: непосредственный
Озерецкий, Н.И. Исследование при помощи специальных тестов моторной одаренности у нормальных и анормальных детей и подростков: тезисы доклада / Н И. Озерецкий. - М.: Политиздат, 2010. ‒ С. 170‒171. - Текст: непосредственный
Озерецкий, О.Н. Методика для определения уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста / О.Н. Озерецкий, Н.И. Гуревич. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/12/22/trening-test-po-metodike-o-n-ozeretskogo-i-n-i-gurevicha - (Дата обращения: 29.05.2025) - Текст: электронный
Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа развития / М.С. Певзнер // Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология». – М.: ГНОМ и Д, 2011. – С. 159-165. - Текст: непосредственный
Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.И. Пензулаева. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 108 с. - Текст: непосредственный
Переслени, Л.И. Задержка психического развития: Вопросы дифференциации и диагностики / Л.И. Переслени // Вопросы психологии. — 2019. - № 1. - 70 с. - Текст: непосредственный
Репринцева, Г.И. Игра – ключ к душе ребенка. В чьих руках окажется это волшебное средство? / Г.И. Репринцева. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 319 с. - Текст: непосредственный
Рыбаченко, А.Б. Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития / А.Б. Рыбаченко, М.Ф. Барба, Е.В. Харсекина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 1 (4). - С. 35-37. - Текст: непосредственный
Сиротюк, А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: практическое пособие / А.Л. Сиротюк. ‒ М.: Аркти, 2008. – 66 с. - Текст: непосредственный
Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя / Е.С. Слепович. - М.: Юрайт, 2024. - 164 с. - Текст: непосредственный
Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого- педагогическому изучению детей: Ранняя диагностика умственного развития / Е.А. Стребелева // Альманах института коррекционной педагогики PAO. – M., 2001. – № 4. - 78 с. - Текст: непосредственный
Сухомлинский, В.А. Избранные произведения в пяти томах / В.А. Сухомлинский. - М.: Юрайт, 2020. – 893 с. - Текст: непосредственный
Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. – Минск: Народная асвета, 2017. - 65 с. - Текст: непосредственный
Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – М.: Педагогика, 2020. – 184 с. - Текст: непосредственный
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028). - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ - (Дата обращения: 25.02.2025) - Текст: электронный
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155; ред. от 17 фев. 2023). - Режим доступа: https://ntf-iro.ru/wp-content/uploads/2023/04/FGOS-DO-na-17.02.2023.pdf - (Дата обращения: 12.04.2025) - Текст: электронный
Фетисова, С.Л. Подвижные игры в общеобразовательных и коррекционных учреждениях: учеб. пособие / С.Л. Фетисова, А.М. Фокин. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - 237 с. - Текст: непосредственный
Ширнина, Ю.В. Работа воспитателя по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) / Ю.В. Ширнина. - Режим доступа: https://solncesvet.ru/book_work/81842/ - (Дата обращения: 29.05.2025) - Текст: электронный