Просмотр содержимого документа
«"Профессиональные компетенции воспитателя детского сада в развитии изобразительной деятельности дошкольников".»
Выступление из опыта работы на тему: « Профессиональные компетенции воспитателя детского сада в развитии изобразительной деятельности дошкольников»
Добрый день, уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается опыт работы на тему: « Профессиональные компетенции воспитателя детского сада в развитии изобразительной деятельности дошкольников»
Профессиональная компетентность педагога представляет собой качественную характеристику личности и определяется как многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний, способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.
В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей.
Актуальность: Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.
Актуальность данного исследования определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном детстве-периоде наиболее синзетивном для усвоения способов творческой деятельности.
Проблема: Исследование профессиональной компетентности педагога – одно из ведущих направлений исследовательской деятельности целого ряда учёных.
За последнее время появилось большое количество публикаций, связанных с рассмотрением профессиональной компетентности в образовании. Проблема определения профессиональной компетентности педагога стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, специалистами – практиками, так как нет единого подхода к определению этого понятия.
Цель: Развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, закреплять знание об основных формах предметов и объектах природы.
Задачи:
Образовательные – продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, закреплять знание об основных формах предметов и объектах природы.
Развивающие - развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. Развивать способность наблюдать, всматриваться в явление и объекты природы, замечать их значение.
Воспитательные - воспитывать эстетическое отношение к природе.
Существует 4 стадииформирования компетентности.
Неосознанная некомпетентность. На этой стадии педагог не осознаёт, что результативность его работы не соответствует ожиданиям или предъявляемым требованиям, что само по себе является препятствием к обучению. Поэтому первоочередной задачей на этом этапе выступает перевод педагога в состояние осознанной некомпетентности.
Осознанная некомпетентность. Цель данного этапа — осознание педагогом необходимости в повышении своего профессионального уровня. Основанием для оценки уровня своей компетентности могут послужить: изучение модели педагогической компетентности педагога; результаты диагностики учащихся; результаты контроля; посещение уроков своих коллег, презентации опыта эффективной педагогической практики коллег и т.д.
Осознанная компетентность: Эта стадия характеризуется умением (не всегда уверенным) выполнять поставленную перед собой задачу на основе приобретённых знаний, умений и навыков. На этом этапе педагог работает не автоматически, а постоянно продумывает свои действия, анализируя достигнутые результаты своей деятельности.
Неосознанная компетентность. Данная стадия характеризуется автоматическим выполнением правильных действий, которое входит в привычку. Это качественное изменение характеризует более высокий уровень профессиональной компетентности, который достигается практикой, повторением опыта и постоянным самоанализом деятельности.
Таким образом, при всем разнообразии исследовательских подходов, следует определение профессиональной компетентности как интегративного свойства личности педагога, характеризующего его осведомлённость в психолого-педагогической области знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт. При этом необходимо, чтобы педагог был нацелен на перспективность в работе, открыт к динамическому обогащению необходимыми знаниями, уверен в себе и способен достигать профессионально значимых результатов.
Эта общая характеристика профессиональной компетентности педагога в литературе конкретизирована различными вариантами и моделями профессионально значимых качеств личности. На современном этапе воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях происходит усиление внимания к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей детей. Благодаря своей специфике, заключающейся, прежде всего в средствах разных видов искусства, художественно-творческих деятельностях, эстетическое воспитание обеспечивает глубокое влияние на всестороннее развитие ребёнка и формирование его личности .... Вопросы теории, методики и практики эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами различных видов искусства
Формирования художественно-творческих способностей разрабатывались в трудах известных учёных: Л. Г. Арчажниковой, Н. А. Ветлугиной, Т.Н.Дороновой, Б.Т.Лихачёва, Т.С.Комаровой, Н.Н.Ростовцева, Н. П.Сакулиной, К.В.Тарасовой, Р.М.Чумичёвой, С.Т.Шацкого, В.Н.Шацкой и других. Психологическое обоснование роли использования искусства в эстетическом воспитании дошкольников содержится в работах Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, А.А.Люблинской, Б.М.Теплова, П.Я.Якобсона, Е.А.Флериной.
Руководствуясь изобразительной деятельностью воспитатель должен знания, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала.
Художественно-творческие способности, умения и навыки необходимо начинать развивать как можно раньше, ибо занятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, естественно при условии правильного руководства их эстетическим развитием, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные особенности. А это означает, что, развивая интерес к изобразительной деятельности, следует придерживаться личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, помогать ему, поддерживать стремление хорошо выполнять работу, объективно оценивать его старания. Чтобы заинтересовать детей искусством педагогу необходимо самому хорошо его знать и понимать.
Система нашей работы, разработанная на основе концепции эстетического воспитания и развития дошкольников Т.С. Комаровой, заключаются в следующем:
Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи и между собой, и с классическим искусством.
Активное включение детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную.
Индивидуальный подход к каждому ребенку, учет предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности; индивидуальная работа с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми.
Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству.
Использование разнообразных методов и приемов в работе с детьми, в том числе игровых.
Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребенка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков.
Выявив основные затруднения педагогов, мы определили знания, умения и навыки, требующиеся педагогу для осуществления педагогической деятельности в этом направлении.
Необходимо знать педагогу:
психофизические и возрастные особенности детей дошкольного возраста;
психологические основы воздействия комплекса искусств на ребенка;
выразительные средства изобразительного искусства;
основы художественного анализа произведений искусства.
Должен уметь педагог:
выразительные средства изобразительного искусства;
основы художественного анализа произведений искусства.
Педагог должен владеть:
технологией моделирования педагогических ситуаций, направленных на комплексное освоение различных видов искусства в процессе творческой деятельности;
методами активизации эмоционально-чувственной сферы ребенка;
средствами активизации познавательной деятельности детей;
навыками анализа собственной художественно-педагогической деятельности и планирования путей ее совершенствования.
Считаю что педагог должен повышать профессиональный уровень через обучение разнообразных приемов рисования; развития предпосылок универсальных учебных действий; интегративных качеств; исследовательских умений дошкольников.
Таким образом, понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя – не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.