Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность "Путешествие по сказкам В.А.Сухомлинского"»
Дьяченко Л.А. воспитатель
МБДОУ «Шахтёрский я/с №8»
Проект : «Путешествие по сказкам В.А.Сухомлинского»
Участники проекта: дети младше - средней группы, воспитатель группы, родители.
Срок реализации проекта: 1 месяц.
Характер контактов: взаимодействие в рамках группы.
Форма работы: фронтальная, групповая.
Сказка учит добро понимать
О поступках людей рассуждать
Коль плохой, то его осудить
Ну, а слабый, его защитить
Дети учатся думать, мечтать
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
Создание данного проекта вызвано потребностью детей дошкольного образовательного учреждения, их родителей и воспитателя.
в изучении наследия В.А.Сухомлинского;
в расширении познания детского патриотического мировоззрения через сказку;
в развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства; развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально- отзывчивой, социально- компетентной и развивающейся личности
в создании единого развивающего пространства включая детей, педагогов и родителей
Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землей заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких
десятилетий, так педагог должен заботиться о
воспитании у своих детей чувства бесконечной
любви к Родине».
В. А. Сухомлинский
Актуальность:
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Сказки В.А.Сухомлинского - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
С помощью сказки мы воспитываем у детей :
Волю — сложное и многогранное качество личности.
Веру в себя — умение противостоять неудачам.
Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
Обязательность — умение держать слово.
Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.
Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.
Доброту и честность.
Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
С помощью сказки мы развиваем у ребенка:
умение слушать;
умение познавать;
умение сравнивать, сопоставлять;
умение мыслить словами;
связную речь;
интерес к учебе;
мышление;
внимание;
память;
воображение;
мимику лица и жесты;
эстетические чувства;
чувство юмора.
Цель проекта:
Раскрыть сущность патриотического воспитания через литературное наследие В.А.Сухомлинского;
Создать условия, способствующие формированию нравственных качеств: доброта, гуманность, патриотизм, готовность помогать близким и нуждающимся в помощи.
Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
Развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально- отзывчивой, социально- компетентной и развивающейся личности;
Достижение поставленной цели нравственно-патриотического воспитания детей через литературное наследие В.А.Сухомлинского осуществляется при решении следующих задач, а именно:
Задачи проекта:
Обучающие:
сказка позволяет формировать гражданские чувства, чувства любви к Родине, родному краю
сказка позволяет формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;
помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;
с помощью сказки мы расширяем представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;
Развивающие:
сказка содействует развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;
содействует развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;
сказка развивает способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
развивает у детей социальные умения и навыки поведения;
содействует развитию творческих способностей в продуктивной деятельности;
сказка позволяет создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;
Воспитывающие:
сказка воспитывает послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
сказка способствует формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;
воспитывает трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
развитие духовно-богатой, патриотической личности ребенка, как активного участника проекта;
положительный коммуникативный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
умение детей вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт на примере сказочных героев;
высокий уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей;
коррекция отрицательных черт характера.
стойкий интерес детей к произведениям В.А.Сухомлинского
повышение активизации работы с родителями воспитанников.
Этапы проекта
I этап- теоретический:
определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
определение целей и задач проекта;
составление плана проекта;
II этап- подготовительный:
разработка проекта;
подбор методической литературы, произведений В.А.Сухомлинского,
иллюстрированного материала;
подбор материала, пособий, атрибутов для дидактической, игровой, -театрализованной деятельности, для коррекционной работы;
подбор музыкальных произведений;
составление перспективного плана мероприятий;
проведение предварительной работы с родителями;
подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
III этап- основной:
познакомить детей с произведениями В.А.Сухомлинского;
формировать умения понимать главную идею произведения, оценивать поступки героев;
обогащать и активизировать словарный запас;
развивать связную речь;
развивать интерес к сказкам В.А.Сухомлинского;
развивать творческие способности детей;
развивать психические процессы (внимание, память, мышление, представление)
воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;
воспитывать активность и самостоятельность;
создать развивающую среду по данной теме.
IV этап- заключительный:
презентация проекта ;
создание совместно с детьми «Дерева добрых дел»;
подведение итогов реализации проекта;
анализ ожидаемого результата.
V этап – определение задач для новых проектов:
Продолжать воспитывать добрые, дружеские отношения среди детей группы.
Создание альбома совместно с детьми и их родителями «Наши добрые дела».
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
Формы и методы работы с детьми
Беседы.
Чтение художественных произведений В.А.Сухомлинского.
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Дидактические игры.
Подвижные игры.
Логические игры.
Физкультминутки.
Загадки.
Творческие работы : рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Создание выставок.
Работа с родителями.
Презентация.
Формы и методы работы с родителями
Консультации
Родительские собрания
Конкурсы
Организация фото и видеосъёмок
Целевые прогулки к достопримечательностям города
Организационные формы работы с детьми
Тема: «Вместе дружная семья»
№п/п
Чтение худ. произведения
Основная мысль произведения
Формы работы с детьми
1
«Колыбель»
Каждый должен знать и помнить свою колыбель, свое место рождения.
Беседа «Колыбельная песня»
Прослушивание колыбельной Тиличеевой
с/игра «Покачаем Мишку»
пальчиковая игра «Дрема»
конструирование «Кроватка для мишки»
заучивание колыбельной
Драматизация песни «Спи, мой мишка»
2
Что значит слово «Поздравляем»
1. Большое счастье- рождение ребенка.
2. Понятие про семью
Беседа «Дети и родители»
Дидактическая игра «Кто кому кем приходится»
Чтение пословиц о семье, о маме. Стихи, посвященные матери
1. Все мамы очень любят своих детей и готовы жизнь свою отдать ради их –счастливого детства.
2. Бережное отношение к матери
Беседы: «Моя мама – лучше всех»
Сюжетно – ролевая игра «семья. День рождения»
Анкетирование детей «Что я знаю о семье»
5
«Чернобрывци»
Род, семья, продолжение рода- вот главная мысль произведения «философия жизни»
Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи;
Викторина:«В какой сказке встречаются семьи».
Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».
Физкультминутка «Семья».
П/И «Волшебные мамины руки»
Тема: «Родной дом»
1
«О чем теперь щебечут ласточки?
Все помнят родной дом и скучают о нем.
Психогимнастика «Я-птичка»
Беседа «Перелетные и зимующие птицы»
Физкультминутка «Птички на веточках»
П/И «Птички в домиках»
Д/И «Что за птица»
2
«Безродный дятел»
Род человеческий состоит из поколений. .
Память поколений -это и есть живая история народа.
Беседа. «У каждого есть дом»
Физкультминутка «Мой дом»
Конструирование из лего – конструктора «Мой дом».
3
«Коростель и крот»
Родной дом всегда зовет птиц и людей к себе. Родина частичка нашей души
Беседа: «На чем можно путешествовать?»
Д\И «назови отличия (птицы, животные)»
Рассматривание иллюстраций
Пальчиковая гимнастика «Десять птичек стайка»
Творческая работа (рисование) «Край родной»
4
«Красные маки за домом»
мир для каждого начинается с отчего дома, родительского порога
Пальчиковая игра «Дом с воротами»
Д/И «Родной дом»
Творческая работа (аппликация)
«Дом»
5
«Гнездо иволги»
птички из теплых краев возвращаются на родную землю - так и человек всегда возвращается в свой родной дом хотя бы мысленно
Беседа о перелетных птицах.
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
П/И «Мы-птички»
Д/И «Как поют птицы»
Лепка. «Птичка»
Тема: «Профессии взрослых»
1
«Каждый человек должен»
человек любит трудиться (прилагать усилия), чтобы проверить себя, свои силы; испытать радость от полученного результата.
Беседа «Все профессии нужны — все профессии важны»
Д/И Кто где работает?»
П/И «Едет, едет поезд»
2
«Пахарь и крот»
Землю красит солнце, а человека труд.
Знакомство с профессией
Загадывание загадок
Д/И «Кто это делает?»
Дидактическая игра « Какие машины помогают выращивать хлеб».
Физминутка «Пшеничный колосок»
Д/И «Что сначала, что потом»
Д/И«От зернышка до булочки»
Творческая работа (лепка) «Пряники»
3
«Хочется сказать что-то нежное-нежное»
Разнообразие профессий, важность в жизни человека.
«Знакомство с профессией врача (медицинской сестры)» (экскурсия в медицинский кабинет)
Загадывание загадок
Д/И «Кто это знает и умеет?»
Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Кукла Катя заболела»
Лепка «Витаминки»
4
«Пекарь и портной»
Все профессии важны- все профессии нужны
Д/И «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Д/И «Кому что нужно для работы?»
Д/И «Мы портные»
Творческая работа (рисование) «Выстираем платочки и полотенца»
5
«Тракторист и стекольщик»
На родной земле человек чувствует себя сильным и способным преодолеть все невзгоды . На чужбине тяжело
Беседа “Труд в жизни человека”.
Игра с мячом: «Кто чем занимается».
презентация профессий: “Мастер своего дела” Сюжетно-ролевая игра «Ферма»
Д/ Игра «Доскажи словечко»
Тема: «Природа родного края»
1
«Пусть будут Соловей и жук»
1.Все, что создала природа,- нужное и необходимое
2. Все имеет право на жизнь
Беседа «Птицы и насекомые»
Рассматривание иллюстраций
Слушание пения соловья
Д/И «Летает, плавает, жужжит»
Физминутка «Заглянули утром в сад»
Драматизация сказки
2
«Цыплята»
Какой же большой и прекрасный мир!
Беседа «на птичьем дворе»
Д/И «Птицы и их детеныши».
Д/И «Природа и человек»
Творческая работа (аппликация) «Цыпленок»
3
«Не забывай про родник»
Богатства матушки-природы нужно беречь, заботиться о сохранении и приумножении
Беседа «Живая неживая природа»
Д/И «Помоги цветам»
Логическая игра «Добавь слово»
Физкультминутка «Река»
П/И «Перенеси воду ложкой»
Творческая работа (рисование) «Плывут рыбки по воде»
4
«Если бы я стала невидимой»
1. В природе существует много чудес.
2. Нужно замечать чудеса природы, присматриваться, любоваться ими
Беседа «Удивительный лес»
Д/И «Правила поведения в лесу»
Д/И «Что растет в лесу?»
Д/И «Кто живет в лесу?»
П/И «Зайка серенький сидит»
На прогулке «Любование природой»
5
«Стыдно перед соловушкой»
Красота природы пробуждает сердце и вдохновляет людей на хорошие поступки. Забота об окружающей среде для сохранения красоты на земле
Загадывание загадок о лесе –
Д/И «Назовите лес ласково».
Зрительная гимнастика «Однажды в лесу»
Игра «Сказочные объявления» Физкультминутка «Мы идём во лесок, будь внимателен дружок»
Д/И «Составьте правила поведения в лесу.
Творческая работа «Письмо в рисунках»
Работа с родителями
1
Анкетирование родителей
Формирование у детей патриотического воспитания.
2
Консультация для родителей
Как воспитать «патриота»
Заключение
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Поэтому трудно переоценить в этой связи систематическую целенаправленную работу, которая проводится в нашем дошкольном учреждении по формированию у детей нравственных зачатков самосознания истинных Патриотов своей Родины.