kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность "Путешествие по сказкам В.А.Сухомлинского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение наследия В.А.Сухомлинского ; расширение познания детского патриотического мировоззрения через сказку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность "Путешествие по сказкам В.А.Сухомлинского"»


Дьяченко Л.А. воспитатель

МБДОУ «Шахтёрский я/с №8»



Проект : «Путешествие по сказкам В.А.Сухомлинского»


  • Участники проекта: дети младше - средней группы, воспитатель группы, родители.


Срок реализации проекта: 1 месяц.


Характер контактов: взаимодействие в рамках группы.


Форма работы: фронтальная, групповая.


Сказка учит добро понимать

О поступках людей рассуждать

Коль плохой, то его осудить

Ну, а слабый, его защитить

Дети учатся думать, мечтать

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают!


Создание данного проекта вызвано потребностью детей дошкольного образовательного учреждения, их родителей и воспитателя.


  • в изучении наследия В.А.Сухомлинского;

  • в расширении познания детского патриотического мировоззрения через сказку;

  • в развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства; развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально- отзывчивой, социально- компетентной и развивающейся личности

  • в создании единого развивающего пространства включая детей, педагогов и родителей

Как у маленького деревца, еле поднявшегося

над землей заботливый садовник укрепляет

корень, от мощности которого зависит жизнь

растения на протяжении нескольких

десятилетий, так педагог должен заботиться о

воспитании у своих детей чувства бесконечной

любви к Родине».

В. А. Сухомлинский



Актуальность:

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Сказки В.А.Сухомлинского - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.


С помощью сказки мы воспитываем у детей :

  • Волю — сложное и многогранное качество личности.

  • Веру в себя — умение противостоять неудачам.

  • Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

  • Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

  • Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.

  • Обязательность — умение держать слово.

  • Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.

  • Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.

  • Доброту и честность.


Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки мы развиваем у ребенка:

  • умение слушать;

  • умение познавать;

  • умение сравнивать, сопоставлять;

  • умение мыслить словами;

  • связную речь;

  • интерес к учебе;

  • мышление;

  • внимание;

  • память;

  • воображение;

  • мимику лица и жесты;

  • эстетические чувства;

  • чувство юмора.


Цель проекта:

    • Раскрыть сущность патриотического воспитания через литературное наследие В.А.Сухомлинского;

    • Создать условия, способствующие формированию нравственных качеств: доброта, гуманность, патриотизм, готовность помогать близким и нуждающимся в помощи.

    • Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;

    • Развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально- отзывчивой, социально- компетентной и развивающейся личности;


 Достижение поставленной цели нравственно-патриотического воспитания детей через литературное наследие В.А.Сухомлинского осуществляется при решении следующих задач, а именно: 


Задачи проекта:

Обучающие:

  • сказка позволяет формировать  гражданские чувства, чувства любви к Родине, родному краю

  • сказка позволяет формировать  нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;

  • помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;

  • с помощью сказки мы расширяем представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;


Развивающие:

  • сказка содействует развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;

  • содействует развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;

  • сказка развивает способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

  • развивает у детей социальные умения и навыки поведения;

  • сказка содействует развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;

  • содействует развитию творческих способностей в продуктивной деятельности;

  • сказка позволяет создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

  • развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;


Воспитывающие:

  • сказка воспитывает послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

  • сказка способствует формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;

  • воспитывает трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.


Предполагаемые итоги реализации проекта:


  • развитие духовно-богатой, патриотической личности ребенка, как активного участника проекта;

  • положительный коммуникативный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

  • умение детей вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт на примере сказочных героев;

  • высокий уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей;

  • коррекция отрицательных черт характера.

  • стойкий интерес детей к произведениям В.А.Сухомлинского

  • повышение активизации работы с родителями воспитанников.


Этапы проекта


I этап- теоретический:

  • определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

  • определение целей и задач проекта;

  • составление плана проекта;


II этап- подготовительный:

  • разработка проекта;

  • подбор методической литературы, произведений В.А.Сухомлинского,

иллюстрированного материала;

  • подбор материала, пособий, атрибутов для дидактической, игровой, -театрализованной деятельности, для коррекционной работы;

  • подбор музыкальных произведений;

  • составление перспективного плана мероприятий;

  • проведение предварительной работы с родителями;

  • подведение итогов, анализ ожидаемого результата.


III этап- основной:

  • познакомить детей с произведениями В.А.Сухомлинского;

  • формировать умения понимать главную идею произведения, оценивать поступки героев;

  • обогащать и активизировать словарный запас;

  • развивать связную речь;

  • развивать интерес к сказкам В.А.Сухомлинского;

  • развивать творческие способности детей;

  • развивать психические процессы (внимание, память, мышление, представление)

  • воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;

  • воспитывать активность и самостоятельность;

  • создать развивающую среду по данной теме.


IV этап- заключительный:

  • презентация проекта ;

  • создание совместно с детьми «Дерева добрых дел»;

  • подведение итогов реализации проекта;

  • анализ ожидаемого результата.


V этап – определение задач для новых проектов:

Продолжать воспитывать добрые, дружеские отношения среди детей группы.

Создание альбома совместно с детьми и их родителями «Наши добрые дела».



РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

Формы и методы работы с детьми

  • Беседы.

  • Чтение художественных произведений В.А.Сухомлинского.

  • Рассматривание иллюстраций к сказкам.

  • Дидактические игры.

  • Подвижные игры.

  • Логические игры.

  • Физкультминутки.

  • Загадки.

  • Творческие работы : рисование, лепка, аппликация, конструирование.

  • Создание выставок.

  • Работа с родителями.

  • Презентация.


Формы и методы работы с родителями

  • Консультации

  • Родительские собрания

  • Конкурсы

  • Организация фото и видеосъёмок

  • Целевые прогулки к достопримечательностям города


Организационные формы работы с детьми


Тема: «Вместе дружная семья»


№п/п

Чтение худ. произведения

Основная мысль произведения

Формы работы с детьми

1

«Колыбель»

Каждый должен знать и помнить свою колыбель, свое место рождения.

Беседа «Колыбельная песня»

Прослушивание колыбельной Тиличеевой

с/игра «Покачаем Мишку»

пальчиковая игра «Дрема»

конструирование «Кроватка для мишки»

заучивание колыбельной

Драматизация песни «Спи, мой мишка»

2

Что значит слово «Поздравляем»

1. Большое счастье- рождение ребенка.

2. Понятие про семью

Беседа «Дети и родители»

Дидактическая игра «Кто кому кем приходится»

Чтение пословиц о семье, о маме. Стихи, посвященные матери

Сюжетно – ролевая игра «Семья.

Изготовление подарка мамам «Праздничная открытка»,

3

«Как наказали зайца»

1. семья должна быть дружной.

2. за воспитанием детей отвечают все члены семьи

Загадки. Беседа о членах семьи

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Подвижная игра «Помирились»

Аппликация «Красивый дом».


4.

«Сказка о гусыне»

1. Все мамы очень любят своих детей и готовы жизнь свою отдать ради их –счастливого детства.

2. Бережное отношение к матери

Беседы: «Моя мама – лучше всех»

Сюжетно – ролевая игра «семья. День рождения»


Анкетирование детей «Что я знаю о семье»


5


«Чернобрывци»


Род, семья, продолжение рода- вот главная мысль произведения «философия жизни»


Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи;

Викторина:«В какой сказке встречаются семьи».

Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».

Физкультминутка «Семья».

П/И «Волшебные мамины руки»

Тема: «Родной дом»


1

«О чем теперь щебечут ласточки?

Все помнят родной дом и скучают о нем.

Психогимнастика «Я-птичка»

Беседа «Перелетные и зимующие птицы»

Физкультминутка «Птички на веточках»

П/И «Птички в домиках»

Д/И «Что за птица»

2

«Безродный дятел»

Род человеческий состоит из поколений. .

Память поколений -это и есть живая история народа.


Беседа. «У каждого есть дом»

Физкультминутка «Мой дом»

Конструирование из лего – конструктора «Мой дом».

3

«Коростель и крот»

Родной дом всегда зовет птиц и людей к себе. Родина частичка нашей души

Беседа: «На чем можно путешествовать?»

Д\И «назови отличия (птицы, животные)»

Рассматривание иллюстраций

Пальчиковая гимнастика «Десять птичек стайка»

Творческая работа (рисование) «Край родной»

4

«Красные маки за домом»

мир для каждого начинается с отчего дома, родительского порога

Пальчиковая игра «Дом с воротами»

Д/И «Родной дом»

Творческая работа (аппликация)

«Дом»

5

«Гнездо иволги»

птички из теплых краев возвращаются на родную землю - так и человек всегда возвращается в свой родной дом хотя бы мысленно

Беседа о перелетных птицах.

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

П/И «Мы-птички»

Д/И «Как поют птицы»

Лепка. «Птичка»


Тема: «Профессии взрослых»



1

«Каждый человек должен»

человек любит трудиться (прилагать усилия), чтобы проверить себя, свои силы; испытать радость от полученного результата.


Беседа «Все профессии нужны — все профессии важны»    

Д/И        Кто где работает?»

П/И «Едет, едет поезд»

2

«Пахарь и крот»

Землю красит солнце, а человека труд.

Знакомство с профессией

Загадывание загадок

Д/И «Кто это делает?»

Дидактическая игра « Какие машины помогают выращивать хлеб».

Физминутка «Пшеничный колосок»

Д/И «Что сначала, что потом»

Д/И«От зернышка до булочки»

Творческая работа (лепка) «Пряники»

3

«Хочется сказать что-то нежное-нежное»

Разнообразие профессий, важность в жизни человека.

«Знакомство с профессией врача (медицинской сестры)» (экскурсия в медицинский кабинет)

Загадывание загадок

Д/И «Кто это знает и умеет?»

Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Кукла Катя заболела»

Лепка «Витаминки»

4

«Пекарь и портной»

Все профессии важны- все профессии нужны

Д/И «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»

Д/И «Кому что нужно для работы?»

Д/И «Мы портные»

Творческая работа (рисование) «Выстираем платочки и полотенца»


5

«Тракторист и стекольщик»

На родной земле человек чувствует себя сильным и способным преодолеть все невзгоды . На чужбине тяжело

Беседа “Труд в жизни человека”.

Игра с мячом: «Кто чем занимается».

презентация профессий: “Мастер своего дела”
Сюжетно-ролевая игра «Ферма»

Д/ Игра «Доскажи словечко»



Тема: «Природа родного края»


1

«Пусть будут Соловей и жук»

1.Все, что создала природа,- нужное и необходимое

2. Все имеет право на жизнь

Беседа «Птицы и насекомые»

Рассматривание иллюстраций

Слушание пения соловья

Д/И «Летает, плавает, жужжит»

Физминутка «Заглянули утром в сад»

Драматизация сказки




2

«Цыплята»

Какой же большой и прекрасный мир!

Беседа «на птичьем дворе»

Д/И «Птицы и их детеныши».

Д/И «Природа и человек»

Творческая работа (аппликация) «Цыпленок»


3

«Не забывай про родник»

Богатства матушки-природы нужно беречь, заботиться о сохранении и приумножении

Беседа «Живая неживая природа»

Д/И «Помоги цветам»

Логическая игра «Добавь слово»

Физкультминутка «Река»

П/И «Перенеси воду ложкой»

Творческая работа (рисование) «Плывут рыбки по воде»

4

«Если бы я стала невидимой»

1. В природе существует много чудес.

2. Нужно замечать чудеса природы, присматриваться, любоваться ими

Беседа «Удивительный лес»

Д/И «Правила поведения в лесу»

Д/И «Что растет в лесу?»

Д/И «Кто живет в лесу?»

П/И «Зайка серенький сидит»

На прогулке «Любование природой»

5

«Стыдно перед соловушкой»

Красота природы пробуждает сердце и вдохновляет людей на хорошие поступки. Забота об окружающей среде для сохранения красоты на земле

Загадывание загадок о лесе –

Д/И «Назовите лес ласково».

Зрительная гимнастика «Однажды в лесу»

Игра  «Сказочные объявления»
Физкультминутка
«Мы идём во лесок, будь внимателен дружок»

Д/И «Составьте правила поведения в лесу.

Творческая работа «Письмо в рисунках»


Работа с родителями

1

Анкетирование родителей


Формирование у детей патриотического воспитания.

2

Консультация для родителей

Как воспитать «патриота»





Заключение

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Поэтому трудно переоценить в этой связи систематическую целенаправленную работу, которая проводится в нашем дошкольном учреждении по формированию у детей нравственных зачатков самосознания истинных Патриотов своей Родины.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектная деятельность "Путешествие по сказкам В.А.Сухомлинского"

Автор: Любовь Анатольевна Дьяченко

Дата: 26.07.2024

Номер свидетельства: 654477


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства