Проект «Знакомство с традициями, культурой, искусством Индии как средство формирования толерантности старших дошкольников»
Проект «Знакомство с традициями, культурой, искусством Индии как средство формирования толерантности старших дошкольников»
Воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям других национальностей через организацию совместной творческо-познавательной деятельности педагогов, детей и родителей по ознакомлению с традициями, национальными особенностями и культурой индийского народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Знакомство с традициями, культурой, искусством Индии как средство формирования толерантности старших дошкольников»»
Магомедалиева Ирина Акимовна
МБДОУ «ЦРР-Детский сад № 24 «Ромашка»
г.Каспийск, Республика Дагестан
Проект
«Знакомство с традициями, культурой, искусством Индии как средство формирования толерантности старших дошкольников»
Актуальность
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.
Сейчас такое время, когда всем нам очень не хватает толерантности, общественная атмосфера наэлектризована, поэтому происходят конфликты на межнациональной почве от недостатка информации друг о друге.
Современного культурного человека отличает не только уровень образованности и самоуважения, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть. Задачей детского сада является то, чтобы из стен детского сада выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности.
Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в это время важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.
Исторически так сложилось, что Дагестан - огромный полиэтничный край. Издавна заселенный представителями разных национальностей: это аварцы, кумыки, даргинцы, лезгины, лакцы, табасаранцы, русские, дети от смешанных браков, которые впитали культуру нескольких народов и др.
В настоящее время остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Это позволяет назвать наши учреждения многонациональными. Поэтому для нашего педагогического коллектива важно не только формирование у школьников чувства гордости за свое национальное «Я», но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Мы хотим видеть детей доброжелательными, понимающими и принимающими другого человека как ценность, как источник знаний о культуре других народов, стран и городов. Если ребенок с малых лет научится видеть в другом ребенке человека интересного для него, то, встав взрослым, ему будет легче взаимодействовать с людьми, находить общий язык в решении проблем сохранения мира на Земле.
В ходе проекта я буду уделять внимание совместной работе с родителями, т.к. именно семья и педагоги детского сада имеют решающее значение, как в передаче этнокультурной информации, так и в становлении этнотолерантных установок у дошкольников.
Цель: Воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям других национальностей через организацию совместной творческо-познавательной деятельности педагогов, детей и родителей по ознакомлению с традициями, национальными особенностями и культурой индийского народа.
Задачи:
1. Расширить представление дошкольников о жизни людей в других странах
2. Воспитывать интерес и уважение к людям разных национальностей к их традициям, и культуре
3. Использовать возможности разных видов искусства и художественной литературы в воспитании толерантности у детей.
4. Формировать у дошкольников коммуникативные навыки в ходе творческого взаимодействия с взрослыми и сверстниками
5. Поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательно- исследовательской деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов
6. Развивать у дошкольников память, внимание, самоконтроль, речь и логическое мышление
Вид проекта: познавательно-творческий.
Длительность проекта: краткосрочный /3 недели/.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музруководитель, родители воспитанников.
Планируемые результаты.
Педагоги смогут:
Расширить представления детей о жизни людей на земном шаре в рамках формирования гражданских позиций.
Содержательно обогатить предметно развивающую среду для организации работы с дошкольниками по приобщению детей к социальной действительности.
Привлечь внимание родителей и повысить уровень их компетентности в вопросах воспитание у дошкольников основ толерантности в условиях современного мегаполиса.
В ходе реализации проекта дети смогут:
Расширить представления о окружающем мире (о планете Земля, о жизни людей населяющих нашу планете).
Получат начальные представления о толерантности (умении принимать, понимать и уважать людей разных национальностей), о правилах общения с окружающими.
Получат возможность стать участниками партнёрской познавательной деятельности взрослых и детей и реализовать такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, коммуникативность, упорство в достижении поставленной цели.
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап:
- Подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, альбомы, букеты, коллекция кукол в национальных костюмах; презентации и видеоматериалы по теме проекта.
- Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы и оборудование для изготовления альбомов «Музыкальные инструменты», «Национальная одежда», «Животный и растительный мир», «Архитектура»; бросовый материал для выполнения творческих работ.
- Подбор информационного и наглядного материалов по Индии;
2.Основной этап: исследовательский (на основе интеграции образовательных областей)
- Посещение интерактивного выставочного проекта «Загадочная Индия».
- Беседа педагога «Индия на карте мира»
- Презентации «Знакомство с праздниками индийского народа», «Индийский народный костюм», «Животный и растительный мир Индии», «Символика Индии».
3.Заключительный этап
Открытие выставки «Удивительная Индия», проведение экскурсий для взрослых и детей из старших и подготовительных групп ДОУ.
Показ спектакля по мотивам индийской народной сказки «Принцесса Мак».
План мероприятий
Образовательные области
Мероприятия
Познавательное развитие
Рассматривание иллюстраций С.Н.Рериха:«Весна в Кулу», «Девушка из племени», «Дом гончара», «Дары земли».
Рассматривание: одежды и украшений Индии.
Беседы:
«Знакомство с индийским праздником «Холи — праздник весны»;
«Знакомство с пряностями»;
«История букета (Индия)».
Занятия:
«Здравствуй Индия»,
«Животный мир Индии».
«Растительный мир Индии».
«Горные пейзажи в творчестве С. Рериха»,
«Путешествие в Индию»,
«Расскажем индийским детям о Дагестане».
Речевое развитие
Пересказ индийских народных сказок, прочитанных в семейном кругу;
Речевые игры:
«Назови, кого не стало»,
«Один - много»,
«Мама и детеныши»,
«Скажи наоборот»,
«Подбери словечко».
Знакомство с художественной литературой:
Б. Житков «Про слона»,
Р. Киплинг «Сказки».
Индийские сказки:
«Золотая рыбка»,
«Братец Амбе и братец Рамбе»,
«Три царевича»,
«Мак».
Стихи:
«Про Индию» С.Руденко,
«Гималаи» Н.Соболевский.
Мифы и легенды древней Индии.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Маугли», «Древний город Агра», «Индийские женщины и мужчины», «Шествие слонов», «Танцовщица».
Лепка: «Слоненок», «Корзинка заклинателя змей».
Аппликация: «Государственные флаги России, Дагестана и Индии», «Символ Индии – павлин».
Конструирование из бросового материала: «Пальмовая роща», «Стадо слонов», «Тадж-махал».
«Слушаем музыку Индии»
Песни: «Что такое Родина?» муз.Ш.Шамхалова в обр.Р.Фаталиева.,
«Дагестан» муз.М.Касумова.
Танцы: «Лезгинка» (мелодии народов Дагестана).
«Танец дружбы» муз.Г.Гасанова.
Социально-коммуникативное развитие
Просмотр мультфильмов:
«Маугли»,
«Рики-тики-тави»,
«Золотая антилопа».
Просмотр видеофильма: «Столица Индии – Дели».
Настольно-печатные игры:
«Шахматы», «Белые и черные»,
«Волшебный сундучок», «Крестики-нолики», «Морской бой» и другие игры на шахматной доске, игры на бумаге из сборника С.Федина,
Ю. Болотина «Игры нашего детства».
Изготовление декораций и атрибутов к спектаклю «Принцесса Мак»
Дидактические игры:
«Растительный и животный мир Индии»,
«Угадай, чей костюм»,
«Флаг России, Дагестана и Индии»,
«Собери картинку».
Физическое развитие
Упражнение для пальцев и рук «Мудры».
Элементы йоги: поза «Лотос», «Плуг» и другие из сборника «Йога для детей».
Подвижные игры:
«Волшебный остров»,
«Хвост дракона»,
«Статуя»,
«Факиры».
Работа с родителями
Подбор информационного и наглядного материалов по Индии.
Знакомство с индийскими народными сказками в семейном кругу.
Помощь в оформление выставки «Удивительная Индия».
Помощь в изготовление декораций, афиши, костюмов и атрибутов к спектаклю «Принцесса Мак».
Заключение
После завершения проекта у дошкольников:
Появляются начальные представления о жизни людей в разных странах, интерес к культуре других народов.
Закладываются основы толерантного отношения к людям других национальностей.
Формируются представления о последовательности процесса познавательно – исследовательской деятельности: постановка проблемных вопросов; определение источников получение необходимой информации; анализ и обобщение полученных знаний, применение их для получения конечного продукта.
Я хочу, чтобы в сердцах наших воспитанников всегда было место для добрых поступков, дружелюбного и терпимого отношения друг другу и надеюсь, что выпускники нашего детского сада станут современными и терпимыми людьми.