Просмотр содержимого документа
«Проект "Виртуальная экскурсия, как инновационная форма работы с группами компенсирующей направленности в ДОУ с детьми с ЗПР"»
Проект
«Использование новейших
современных образовательных программ и технологий»
Сроки реализации: 2025-2026 учебный год
Тема: Виртуальная экскурсия, как инновационная форма работы
с группами компенсирующей направленности в ДОУ с детьми с ЗПР
Учитель-дефектолог Денисова Н.В.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к образованию детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования. Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей. Создается единое информационное образовательное пространство ДОО, активно используются в образовательном процессе детского сада интернет-ресурсы, информационные технологии, проектная деятельность. Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение в условиях современного динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий.
Информационные технологии в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста совершенствуют способы и средства организации детской деятельности, обеспечивают всестороннее развитие личности ребёнка-дошкольника, а также готовят его к жизни в информационном обществе. Поэтому использование интерактивных технологий является эффективным средством обучения, воспитания и развития современных дошкольников. Эффективной формой использования информационных технологий в детском саду является виртуальная экскурсия.
Виртуальная экскурсия – понятие новое, в методическом плане инновационная форма обучения. В педагогической литературе экскурсия рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие.
Виртуальная экскурсия – это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Ее преимуществами является следующее:
– погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме;
– не покидая здания ДОО, можно познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны;
– разработка и проведение виртуальных экскурсий в группе способствует овладению педагогами методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера;
– автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов;
- активная деятельность участников виртуальной экскурсии (наблюдение, изучение, анализ, синтез, исследование объектов);
– доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий
Создавая виртуальную экскурсию по той или иной теме, педагоги углубляют знания, полученные в процессе самообразования, совершенствуют навыки поиска необходимой информации, используя при этом все возможные пути – как традиционно из книг, так и с помощью интернет-сайтов.
Таким образом, систематическое и целенаправленное, методически и психологически грамотное использование виртуальных экскурсий в образовательном процессе ДОО позволяет не просто сформировать у детей дошкольного возраста представления об окружающем мире, объектах и явлениях, недоступных для непосредственного изучения в силу разных причин (удаленности, финансовых возможностей семьи и др.), но и преодолеть интеллектуальную пассивность детей и значительно повысить их интерес к образовательной деятельности, развить познавательные способности, обогатить социальный опыт. Виртуальные экскурсии при организации разнообразных форм работы обеспечивают развитие детей дошкольного возраста в рамках всех образовательных областей ФГОС ДО. В свою очередь, воспитатель существенно повышает уровень своей методической и информационно‐коммуникационной компетентности.
Каким должен быть современный детский сад?
Детский сад должен быть вывернутым на изнанку, ближе к тому социуму, который его окружает. Детям необходима возможность исследовать все, что находится вокруг, – почта, пожарная часть, полицейский участок, ресторан, магазин, театр, музей, зоопарк…
Все любят путешествовать! Но можем ли мы попасть в любую точку мира как только этого захотим? Ещё сложнее оказаться на дне океана, например, или в космосе. Опасно гулять по пустыне или по болотам, рассматривать вблизи кобру или крокодила! Но как же интересно узнать обо всём об этом! Как хочется увидеть всё своими глазами!
Образовательное пространство – это набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказать влияние на образование ребенка. Одним из ресурсов расширения образовательного пространства является информатизация. С развитием компьютерных технологий и глобальных сетей у нас появилась возможность проведения виртуальных экскурсий не покидая стены д/с.
Что такое «виртуальная экскурсия»?
Виртуальная экскурсия — это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.
В Виртуальных Экскурсиях ребенок является активным участником событий, а самое главное все они позволяют моделировать сам творческий процесс и создают особую атмосферу, в которой появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. У них нет границ, и им не мешают погодные условия. В ходе путешествия можно приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, обойти весь музей изнутри и осмотреть его снаружи. или не покидая стен детского сада. Так же В.Э. даёт возможность познакомиться детям с тем, что в обычной экскурсии невозможно, например, с действиями пожарных на пожаре.
По форме и содержанию проводятся экскурсии 2х видов:
– фотопутешествие. Составляющими данной экскурсии –это фотографии, репродукции картин, звуковые файлы, анимация. Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;
– видеоэкскурсия. Составляющими данной экскурсии –это видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети Интернет. Пример одной из видеоэкскурсий на шоколадную фабрику (нажав на значок «плей», размещенный на картинке шоколадной фабрики, воспроизведется видео).
Так же, это и видеозаписи семейного путешествия.
фото с родителями. Родители с удовольствием делятся своими фото и видеоматериалами, и с большим интересом включаются в процесс создания В.Э., и мы совместно с ними создаем проект. Здесь экскурсоводом выступают родители.
Создание виртуальных экскурсий может осуществляться как вгрупповой, так и в индивидуальной работе. Возможны различные формы виртуальных экскурсий: «Музей», «Путешествие», «Приключение», «Поход», «План-схема» (так, виртуальная экскурсия «Как я провел лето» может выступать в роли схемы для составления описательного рассказа).
Занятия планируется проводить 1 раз в 2 недели.
В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий добиться успешного результата. Создание В.Э. разделяю на 3 этапа.
На подготовительном этапе.
− выбираем тему;
— определяем цели и задач экскурсии;
— выбираем экскурсовода;
На 2-ом этапе проводим:
− отбор литературы, фото и видеоматериала;
− отбор и изучение экскурсионных объектов;
− составляем маршрут экскурсии;
− создаём презентацию;
На 3-ем этапе проводим показ экскурсии. В итоговой беседе, вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями. Предлагаю воспитанникам различные виды творчества: конструирование, аппликация, лепка, рисование фрагмента или объекта из увиденного, который больше всего понравился или запомнился. Обсуждаем готовые работы. Создаём портфель экскурсовода.
Использование мультимедийных технологий позволяют делать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Использование виртуальной экскурсии при формировании у детей целостной картины мира.
Замкнутое пространство детского сада создает у воспитанников лишь общую картину, похожую на мозаику. Виртуальные экскурсию использую в качестве наглядности предмета изучения. Переплетение знаний и практики напрямую эффективнее укореняют знания, глубоко откладываясь в памяти.
Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных на данный момент способов представления информации, поскольку они создают у зрителя полную иллюзию присутствия дошкольников .
Чтобы просматривать виртуальную экскурсию, не нужно устанавливать дополнительное программное обеспечение – достаточно обычного интернет-браузера. Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте. И практически, в полной мере вкусить все красоты нашей планеты!
Виртуальные экскурсии как средство формирования представлений о родном городе и крае
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Овладение представлениями о родном городе и крае, является основой патриотического воспитания дошкольников.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. А у детей отсутствует система знаний об истории родного города, знания носят эпизодический, разрозненный характер, и родители имеют недостаточно знаний о своем городе,малоактивны в жизни города и не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной.
Во время виртуальной прогулки можно рассказать, что находится на той или иной улице, поговорить о значении каждого объекта. Дать представление о работе общественных учреждений: почты, магазина и т. д., поговорить о том, что для того чтобы улица была красивой необходимо принимать участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Виртуальные экскурсии как средство эстетического воспитания дошкольников
В дошкольном возрасте закладывается фундамент творческого потенциала личности, её ценностные и эстетические установки. Развитие способности к эстетическому восприятию искусства, равно как и природы, способно дать тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который направляет личностное развитие по сбалансированному пути. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память.
А если дети не имеют возможности (из-за разных причин) посетить и познакомиться с настоящими музеями. Как же говорить с ребенком о прекрасном, как поддержать естественную для ребенка потребность в новых открытиях и сформировать в нем потребность в прекрасном, в творчестве, как через постепенное, грамотное вхождение в пространство культуры и искусства показать ценность взаимоуважения, любви к окружающему миру – такие непростые вопросы ставит современная действительность.
Нам помогут виртуальные музеи.
Виртуальные музеи являются одним из многочисленных ресурсов сети «Интернет» – это новый динамично развивающийся феномен культуры. Виртуальные музеи осуществляют бесплатный доступ посетителей к культурному наследию и мировым художественным достижениям.
Виртуальная экскурсия как средство речевого развития старших дошкольников
Проводя работу по использованию виртуальных экскурсий в развитии речи детей, я пришла к следующим заключениям. Использование виртуальных экскурсий для речевого развития детей помогает:
развитию связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитию фонематического слуха;
в уточнении и обогащении активного словаря детей;
владение речью как средством общения и культуры
(дети становятся более открытыми в общении, не стесняются задавать вопросы);
в расширении представлений об окружающем мире;
в развитии любознательности и наблюдательности.
Виртуальная экскурсия как средство расширения границ образовательного пространства для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Социальная значимость виртуальных экскурсий заключается в доступности информации для всех воспитанников, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Далеко не каждый ребенок может посетить тот или иной объект в реальной жизни, а благодаря виртуальным экскурсиям это становится возможным.
Заключение:
Виртуальная экскурсия как одну из эффективных форм организации всего учебного процесса. Так как ВЭ позволяют не просто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, но и значительно повысить интерес детей к занятиям, развить познавательные способности, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, снизилась стеснительность, зажатость, напряженность у малоактивных детей, они могут выступать в роли экскурсовода. Так же обогащают социальный опыт, дает возможность использовать полученные знания в практической деятельности. Возможность использования данных программ сделает образовательную деятельность более живой и интересной.
Виртуальная экскурсия – это прекрасная возможность познания окружающего мира для дошкольников. Для них это увлекательная игра.
Литература:
Белая К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ // Современное дошкольное образование.
Интерактивная развивающая среда детского сада / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева // М. УЦ Перспектива: 2011.
«Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие» / Под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2012.
Библиографическое описание: Силина Е. Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 213-214.
Силина Е. Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 213-214.
Хрулева Наталья Владимировна. Статья: «Использование виртуальной экскурсии при формировании у детей целостной картины мира». Занятия по ИКТ с детьми.