|   1.ФИО участника   |    Заркуа Алёна Владимировна, Петецкая Надежда Петровна   |  
  |   2.Территория   |    Г.Абакан   |  
  |   3.Место работы   |    МБДОУ «Жаворонок»   |  
  |   4.Должность   |    воспитатели   |  
  |   5.Название проекта   |    «Почему желтеют листья?»   |  
  |   6.Тема проекта   |    Деревья. Листья   |  
  |   7.Тип проекта   |    Познавательно - творческий групповой проект   |  
  |   8.Сроки реализации   |    5 дней (26.09.2022-30.09.2022)   |  
  |   9.Возраст   |    Средний дошкольный возраст   |  
  |   10.Цель проекта       |    Создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей через участие в детском проекте   |  
  |   11.Цель проекта (детская)   |    Узнать почему, с приходом осени, зеленые листья желтеют и опадают.   |  
  |   12.Задачи проекта           |     1.      Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.   2.      Показать способы экспериментирования через исследовательскую деятельность.   3.      Упражнять в составлении описательных рассказов о деревьях и умении определять по описанию название дерева.   4.      Развивать умения делать выводы о том, почему с наступлением осени желтеют листья на деревьях; представления о начале осени, о зависимости окраски яркости листьев от погоды.   5.      Воспитывать любовь к неживой природе.   |  
  |   13. Задачи (детские)   |     1. Расширятся знания об осени, ее признаках, дарах.   1. Узнать почему листья желтеют и опадают.   3. Пополнить словарный запас.   2. Научиться вести наблюдение за неживой природой, устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями.  4. Сделать выводы: почему желтеют листья?    |  
  |       14.Проблемное поле с точки зрения детей.   |    Изменение окраски листьев — одна из первых примет осени. Много ярких красок в территории детского сада! Однажды, когда мы ходили на прогулку, кто-то из ребят спросил, почему на ветке одного дерева разные по цвету листики: желтые и зеленые. И они опадают. И мы решили раскрыть эту тайну.   |  
  |   15. Этапы проекта   |    Подготовительный-определение целей, задач, составление плана действий, привлечение родителей к проекту (оказание помощи в создании поделок из листьев, сборе листьев. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми, чтение и изучение литературы по данной теме. Разучивание стихотворений об осени. Рисование на тему «Осенние листья».   Основной- беседа «Осень», «Листопад». Игра «Приметы осени». Наблюдение «Откуда берется желтая краска?»  Завершающий- Оформление выставки работ из листьев. Оформление мини-музея: «Такие разные осенние листья».   |  
  |   16.Итоги проекта   |     Результат: Проведя исследовательскую работу, мы узнали:   почему осенью листья изменяют свой цвет;   что влияет на окраску листа; почему происходит листопад.   Оказывается, кроме известного нам хлорофилла, в листьях растений присутствуют в разных долях и другие пигменты — желтые каротиноиды, оранжевые ксантофиллы, лилово-красные антоцианы. Вместе с хлорофиллом они поглощают световую энергию. Но с приходом осени хлорофилл разрушается быстрее, чем вырабатывается, и красно-желтые пигменты затмевают зеленую окраску. С листьями деревья избавляются от вредных продуктов обмена веществ. В результате наблюдения мы заметили, что не все деревья и кустарники, одновременно меняют раскраску своих листьев. Различен и характер листопада. Совершенно не изменяют свой цвет, например, листья сирени, акации.   Продукт:     - Выставка детских работ из листьев и плодов.  - Оформление мини-музея: «Такие разные осенние листья».   |  
  |   17.Рефлексивный анализ   |     Рефлексивный анализ был дан детьми после завершения проекта.       |  
 
       |   №   |    Этап   |    Содержание деятельности детей   |    Деятельность воспитателя   |  
  |   1   |    Подготовительный (первый день)       |    1 день  Выбрали и утвердили тему проекта. Почему желтеют листья?  Что хотели бы узнать в ходе проекта: Почему зеленые листья желтеют, краснеют и падают?  Что нужно для этого сделать? - узнать, почему листья желтеют, в ходе наблюдения, рассматривания листьев, изучения литературы, просмотра презентации.  Составили план деятельности на неделю:  Познакомиться с разными деревьями, их строением, листьями.   |    1 день-первый  Обсудить и направить деятельность детей, используя модель трех вопросов.  Обсудить с родителями детский план проекта, чтобы родители поддержали детей, дома почитали литературу об осени, деревьях, рассмотрели опавшие листья.     |  
  |   2   |    Основной этап  (1-5 день)   |    1 день  План деятельности, распечатали на листах, чтобы детям было удобно ориентироваться в проекте.   (худ-эстетическое развитие, речевое развитие)  1.Рассматривание деревьев и кустарников.  2. Рисование «Листья»  3. Составление описательных рассказов «Осень. Деревья»           |    1 день-знакомство с объектом исследования –листья. Беседа об осени, изменениях, происходящих в природе. Рассматривание и сравнение листьев. Составление описательного рассказа об осенних листьях. Обновление предметно-развивающей среды группы, создание условий для рисования.   |  
  |   2 день  (познавательное развитие, физическое развитие)  1. «Чудеса под микроскопом».    2. Просмотр презентации «Деревья осенью»  2. Д/и «Угадай, чей листок». Д/и «С какой ветки детки».  3. Подвижные игры. «Добеги до дерева»; «Лети-лети листок».   |    Опытно – экспериментальная деятельность, рассматривание листьев через лупу.  Подготовка оборудования, для просмотра презентации.  Подготовка для физического развития детей.     |  
  |    3 день    1. Творческие игры. «Осенние листья – фанты», «Раз, два, три, лист бери».  2. Чтение худ. Произведений. И.Бунин «Листопад», И.Токмакова «Деревья».  3. Аппликация: «Дорожка из листьев» - закреплять умение изготавливать композицию из природного материала (листьев). Развивать художественный вкус, развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции.   |    Формировать умение слушать произведения и отвечать на вопросы воспитателя.  Создать условия для творчества детей.   |  
  |   4 день   1. С/р игра «Путешествие в лес».  2. Лепка «Отпечатки листьев» - учить детей приемам лепки, передавать особенности строения листьев. Развивать моторику, фантазию.   |    Организация познавательной деятельности.  Создание условий для игровой и творческой деятельности детей, развития детской инициативности.   |  
  |   3   |    Завершающий этап  5 день   |    5 день    Слушание музыкальных произведений: Шопен «Осенний вальс», П. И. Чайковский (отрывок из альбома «Четыре времени года»  Работа с родителями:  Консультация: «Как провести с ребёнком осенний день»; организация домашнего чтения по теме проекта; совместная деятельность родителей с детьми по сбору листьев, совместная деятельность родителей с детьми по изготовлению поделок из природного материала.  Итоги проекта:    Оформление выставки поделок  Оформление мини-музея: «Такие разные осенние листья».   |    Создание условий для прослушивания произведений.   |  
  |   17   |    Организационные формы работы над проектом: Организованная образовательная деятельность;    Игровая деятельность Исследовательская деятельность  Продуктивная деятельность Коммуникативная деятельность Двигательная деятельность  Взаимодействие с родителями: чтение художественной литературы, изготовление поделок и аппликаций, изготовление наглядного материала.   |