1.ФИО участника | Заркуа Алёна Владимировна, Петецкая Надежда Петровна |
2.Территория | Г.Абакан |
3.Место работы | МБДОУ «Жаворонок» |
4.Должность | воспитатели |
5.Название проекта | «Почему желтеют листья?» |
6.Тема проекта | Деревья. Листья |
7.Тип проекта | Познавательно - творческий групповой проект |
8.Сроки реализации | 5 дней (26.09.2022-30.09.2022) |
9.Возраст | Средний дошкольный возраст |
10.Цель проекта | Создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей через участие в детском проекте |
11.Цель проекта (детская) | Узнать почему, с приходом осени, зеленые листья желтеют и опадают. |
12.Задачи проекта | 1. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. 2. Показать способы экспериментирования через исследовательскую деятельность. 3. Упражнять в составлении описательных рассказов о деревьях и умении определять по описанию название дерева. 4. Развивать умения делать выводы о том, почему с наступлением осени желтеют листья на деревьях; представления о начале осени, о зависимости окраски яркости листьев от погоды. 5. Воспитывать любовь к неживой природе. |
13. Задачи (детские) | 1. Расширятся знания об осени, ее признаках, дарах. 1. Узнать почему листья желтеют и опадают. 3. Пополнить словарный запас. 2. Научиться вести наблюдение за неживой природой, устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями. 4. Сделать выводы: почему желтеют листья? |
14.Проблемное поле с точки зрения детей. | Изменение окраски листьев — одна из первых примет осени. Много ярких красок в территории детского сада! Однажды, когда мы ходили на прогулку, кто-то из ребят спросил, почему на ветке одного дерева разные по цвету листики: желтые и зеленые. И они опадают. И мы решили раскрыть эту тайну. |
15. Этапы проекта | Подготовительный-определение целей, задач, составление плана действий, привлечение родителей к проекту (оказание помощи в создании поделок из листьев, сборе листьев. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми, чтение и изучение литературы по данной теме. Разучивание стихотворений об осени. Рисование на тему «Осенние листья». Основной- беседа «Осень», «Листопад». Игра «Приметы осени». Наблюдение «Откуда берется желтая краска?» Завершающий- Оформление выставки работ из листьев. Оформление мини-музея: «Такие разные осенние листья». |
16.Итоги проекта | Результат: Проведя исследовательскую работу, мы узнали: почему осенью листья изменяют свой цвет; что влияет на окраску листа; почему происходит листопад. Оказывается, кроме известного нам хлорофилла, в листьях растений присутствуют в разных долях и другие пигменты — желтые каротиноиды, оранжевые ксантофиллы, лилово-красные антоцианы. Вместе с хлорофиллом они поглощают световую энергию. Но с приходом осени хлорофилл разрушается быстрее, чем вырабатывается, и красно-желтые пигменты затмевают зеленую окраску. С листьями деревья избавляются от вредных продуктов обмена веществ. В результате наблюдения мы заметили, что не все деревья и кустарники, одновременно меняют раскраску своих листьев. Различен и характер листопада. Совершенно не изменяют свой цвет, например, листья сирени, акации. Продукт: - Выставка детских работ из листьев и плодов. - Оформление мини-музея: «Такие разные осенние листья». |
17.Рефлексивный анализ | Рефлексивный анализ был дан детьми после завершения проекта. |
№ | Этап | Содержание деятельности детей | Деятельность воспитателя |
1 | Подготовительный (первый день) | 1 день Выбрали и утвердили тему проекта. Почему желтеют листья? Что хотели бы узнать в ходе проекта: Почему зеленые листья желтеют, краснеют и падают? Что нужно для этого сделать? - узнать, почему листья желтеют, в ходе наблюдения, рассматривания листьев, изучения литературы, просмотра презентации. Составили план деятельности на неделю: Познакомиться с разными деревьями, их строением, листьями. | 1 день-первый Обсудить и направить деятельность детей, используя модель трех вопросов. Обсудить с родителями детский план проекта, чтобы родители поддержали детей, дома почитали литературу об осени, деревьях, рассмотрели опавшие листья. |
2 | Основной этап (1-5 день) | 1 день План деятельности, распечатали на листах, чтобы детям было удобно ориентироваться в проекте. (худ-эстетическое развитие, речевое развитие) 1.Рассматривание деревьев и кустарников. 2. Рисование «Листья» 3. Составление описательных рассказов «Осень. Деревья» | 1 день-знакомство с объектом исследования –листья. Беседа об осени, изменениях, происходящих в природе. Рассматривание и сравнение листьев. Составление описательного рассказа об осенних листьях. Обновление предметно-развивающей среды группы, создание условий для рисования. |
2 день (познавательное развитие, физическое развитие) 1. «Чудеса под микроскопом». 2. Просмотр презентации «Деревья осенью» 2. Д/и «Угадай, чей листок». Д/и «С какой ветки детки». 3. Подвижные игры. «Добеги до дерева»; «Лети-лети листок». | Опытно – экспериментальная деятельность, рассматривание листьев через лупу. Подготовка оборудования, для просмотра презентации. Подготовка для физического развития детей. |
3 день 1. Творческие игры. «Осенние листья – фанты», «Раз, два, три, лист бери». 2. Чтение худ. Произведений. И.Бунин «Листопад», И.Токмакова «Деревья». 3. Аппликация: «Дорожка из листьев» - закреплять умение изготавливать композицию из природного материала (листьев). Развивать художественный вкус, развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции. | Формировать умение слушать произведения и отвечать на вопросы воспитателя. Создать условия для творчества детей. |
4 день 1. С/р игра «Путешествие в лес». 2. Лепка «Отпечатки листьев» - учить детей приемам лепки, передавать особенности строения листьев. Развивать моторику, фантазию. | Организация познавательной деятельности. Создание условий для игровой и творческой деятельности детей, развития детской инициативности. |
3 | Завершающий этап 5 день | 5 день Слушание музыкальных произведений: Шопен «Осенний вальс», П. И. Чайковский (отрывок из альбома «Четыре времени года» Работа с родителями: Консультация: «Как провести с ребёнком осенний день»; организация домашнего чтения по теме проекта; совместная деятельность родителей с детьми по сбору листьев, совместная деятельность родителей с детьми по изготовлению поделок из природного материала. Итоги проекта: Оформление выставки поделок Оформление мини-музея: «Такие разные осенние листья». | Создание условий для прослушивания произведений. |
17 | Организационные формы работы над проектом: Организованная образовательная деятельность; Игровая деятельность Исследовательская деятельность Продуктивная деятельность Коммуникативная деятельность Двигательная деятельность Взаимодействие с родителями: чтение художественной литературы, изготовление поделок и аппликаций, изготовление наглядного материала. |