Просмотр содержимого документа
«Проект в подготовительной к школе группе «Экологический калейдоскоп»»
Проект в подготовительной к школе группе
«Экологический калейдоскоп»
Цель: привить любовь ребенка к природе родного края через знакомство с растениями.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Дети по своей природе исследователи, они с радостью и с удовольствием открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. А поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности — задача всех взрослых людей. Дело в том, что саму природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Каждый цветок, каждая птица, каждая бабочка — это страницы Книги природы.
Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё. А если рядом взрослые, которые удивляются вместе с ним, учат видеть, дети захотят узнать ещё больше. Восприятие природы помогает развивать у детей жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Достичь этого можно только в том случае, если знакомить детей с её тайнами, показывать интересное в жизни растений.
Природа способствует умственному развитию, логическому мышлению и речи, развивает художественный вкус. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется. Дети должны знать, что человек преобразует природу с целью ее охраны и улучшения.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение — это создание уголка «научных исследований в природе», где дети могли бы ухаживать за растениями; это организация системных наблюдений за природными явлениями и объектами; а также приобщение детей к регулярному труду в природе. Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветки хвойных деревьев, грибы, ягоды. Необходимо воспитывать у детей желание любоваться несорванными цветами, иметь потребность не только брать от природы, сколько ей отдавать. Экологическая культура людей, их взаимоотношение с природой зависит от общей культуры. Корни этического поведения в природе закладываются не только в детском саду, но и в семье. Ребёнок с детства должен знать «в лицо» мяту, медуницу, и другие окружающие его растения, что от природы можно брать в ограниченном количестве, а что вообще нельзя трогать.
Экологическое воспитание дошкольников складывается из знакомства с видовым составом растений местного края. Взаимосвязь с окружающей средой достигается путём чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений, небольших экспериментов с растениями в разных условиях (дома, на даче и так далее). Дети — маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть, так предметом их интереса становятся окружающие растения. Используя каждый свободный час, желательно идти с детьми в поле, лес, на берег пруда, к реке и т.д. И чем чаще, тем лучше. Самый неприметный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если только сам взрослый человек умеет видеть их и раскрыть глаза на них ребёнку.
Во время прогулок необходимо научить ребёнка отличать ель от сосны и лиственницы, можно показать дуб, вяз, тополь, берёзу, липу. Деревья узнаются по листьям, почкам, коре, особенностям хвои. Чтобы дети быстрее запоминали названия, растения надо «очеловечивать». Интересно сравнить хвою сосны и лиственницы по цвету, величине иголок и жёсткости, шишек у этих растений. Такое сравнение очень помогает детям в дальнейшем запоминании названий деревьев и легко их узнавать. Они хорошо понимают, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, что испорченное дерево или кустарник плохо растут.
Пусть на каждой прогулке ребёнок узнаёт какое-нибудь новое растение. Однако при этом дети должны быть строго предупреждены, что в сквере, парке, лесу ничего рвать нельзя. Разумеется, экологическое развитие детей в детском саду будет эффективней, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Поэтому педагоги должны побуждать родителей к созданию благоприятных условий для эколого-развивающей среды в домашних условиях.
Многие родители экологически неграмотны, они не могут дать детям элементарных знаний о природе, а возлагают ответственность за образование и воспитание на образовательные учреждения. В общении с ними необходимо довести мысль о том, что формирование культуры природолюбия необходимо начинать с себя. Важно быть для ребенка авторитетом и образом для подражания.
Часто в весеннем лесу можно наблюдать семьи, занимающиеся сбором раннецветущих растений. Массовый сбор их происходит и в первую половину лета. Законом об охране природы и специальными решениями запрещён массовый сбор первоцветов, как хохлатки, медуницы, первоцвета весеннего, прострела (сон-трава), а также ландыша и купальницы, колокольчика персиколистного и др. редких растений. Они занесены в Красную книгу. Стоит сообщить родителям, что массовый сбор цветов в букеты является браконьерством.
Взрослые должны прививать детям привычку бережного отношения к природе в целом, к лесу, водоёму. И важно быть примером, образцом поведения в природе. С древних времён люди многое брали у неё. При этом они нередко не возвращали ей необходимое, не заботились о ней. В результате случилось немало бед: пропали многие растения, замолкли навсегда сотни птичьих и звериных голосов. Исчезнувшие растения и животных теперь можно увидеть только на рисунках, иногда на фотографиях. Немало потеряла природа, а значит, потеряли и мы. Поэтому защита родной природы — обязанность всех и отдельно каждого. (Беседина, А. Ф. Учите детей любить природу )
Задачи:
Развивать познавательный интерес детей к растениям и их разнообразию
Учить сравнивать растения, самостоятельно делать выводы
Формировать положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе
Формировать навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней
Формировать умение отражать полученные знания в дневнике в виде рисунков, схем, символов.
Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира
Формы реализации проекта:
занятия;
игры: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические;
беседы;
отгадывание загадок;
просмотр познавательных видеороликов и мультфильмов о растениях;
чтение художественной литературы;
развлечения;
наблюдения и исследования;
художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (аппликации, изготовление книги о растениях);
трудовая деятельность (работа в уголке природы – уход за растениями);
работа с родителями;
Создание гербариев;
фотоотчет.
Месяц Сентябрь
План реализации проекта
1-я неделя
Растения в жизни человека
Беседа «Что вы знаете о растениях?»
Занятие «Какие группы растений существуют?» (деревья, кустарники, травы)
Презентация «Значение растений в жизни человека» (дают полезные вещи, лечат, кормят и одевают человека)
Исследовательская деятельность: «Что потом?» (цель:систематизировать знания о циклах развития всех растений).
Наблюдения: «Деревья нашего участка», «Кустарники на участке»
Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
Рисование в технике «кляксография»: «Осеннее дерево»
Сбор листьев разных деревьев и кустарников для гербария
2-я неделя
Дикорастущие растения
Занятие «Кто их посадил-вырастил?» (дикорастущие растения)
Исследовательская деятельность: «Как дышат растения» (цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании)
Беседа «Луговые (полевые) цветы»
Чтение худ. лит-ры: «Каменный цветок» П.Бажов, «Сказки о цветах и деревьях: книга для занятий по духовному воспитанию» Лопатина, А., Скребцова, М.
Наблюдения: «Дикорастущие цветы на нашем участке»
Пластилинография «Луговые цветы» (на выбор)
Создание гербария дикорастущих растений
3-я неделя
Культурные растения. Зерновые, овощные и плодовые растения.
Презентация «Как появились культурные растения»
Игра-тест «Где не растут культурные растения?»
Игры «Кто больше назовет хлебных изделий», «Третий лишний» (цель: закреплять знания о многообразии растений), «Что сажают в огороде» (цель: учить классифицировать предметы по определённым признакам (по месту произрастания, по способу их применения), «Что сначала, что потом» (цель: учить детей выстраивать последовательность развития пшеницы и ржи и хозяйственной деятельности людей по производству хлеба)
Занятие «Эксперименты с мукой» (цель: расширить знания детей о хлебных зерновых культурах).
Исследовательская деятельность: «Нужен ли корням воздух?» (цель: выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми органами). «Как растет стебель? (цель: наблюдение за ростом стебля гороха)
Наблюдение за ростом корневой системы лука
Загадки на тему: «Фрукты и овощи»
Беседа «Чем похожи/отличаются помидор и ромашка»
Конструирование «Колосок»
Чтение худ. лит-ры: «Хлеб растет» Э.Ю.Шим
Создание коллекции семян и зерен культурных растений
4-я неделя
Культурные растения. Декоративные растения. Комнатные и садовые растения
Презентация «Комнатные и садовые растения»
Исследовательская деятельность: «Бережливые растения» (цель: найти растения, которые могут расти в пустыне, саванне).
Беседы «Как ухаживать за комнатными растениями», «Что такое сорняки?»
Игры «Цветы» (цель. закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения), «Найдите, что опишу» (цель: учить детей находить растение по описанию), «Назови ласково», «Назови части цветка», «Забывчивый покупатель», «Посади цветы»
Рисование с использованием нетрадиционной техники «набрызг» (рисование зубной щеткой): «Цветы в вазе»
Развитие речи: «Расскажи о комнатном растении»
Месяц Октябрь
План реализации проекта
1-я неделя
Лекарственные растения
Просмотр видеофильма «Лекарственные растения»
Игры «Собери лекарственное растение из частей», «Доктор Айболит»
Исследовательская деятельность: «Настой из лекарственных трав», «Почему цветы осенью вянут» (цель: установить зависимость роста растений от температуры, количества влаги). «Почему меньше?» (цель: Установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев).
Чтение худ. лит-ры: «Сказка о лекарственных растениях» П.И. Синявский
Лэпбук «Зеленая аптека»
2-я неделя
Ядовитые растения
Презентация «Осторожно, ядовитые растения!»
Игра «Собери пазл», интерактивная игра «Ядовитое и безопасное растение», «В лес по ягоды пойдем»
Координация речи с движением «Мы идём в осенний лес»
Чтение худ. лит-ры: Безопасная сказка «Советы лесной мышки» (с презентацией)
Памятка «Признаки ядовитых растений»
3-я неделя
Красная книга
Презентация «Растения Красной книги Югры»
Посещение «Культурно-исторического центра» г. Урай (библиотека)
Памятка для родителей «Сбережем природу родного края»
Игра «Путешествие по Красной книге»
4-я неделя
Выпуск газеты «Берегите растения!» с результатами совместной работы по проекту
В течение всей проектной деятельности ведутся записи в дневнике наблюдений: «Наблюдение за деревьями (береза)», «Наблюдение за комнатными (цветущими) растениями», «Наблюдение за ростом корневой системы лука»
№ п/п
«Наблюдение за березой»
1
2
3
4
Начало наблюдений, дата
Начало изменения окраски листьев
Половина листьев изменили цвет.начало «Золотой осени»
Ветви полностью освободились от листьев
Инструкция
1.Наблюдение за началом раскраски листьев
Начало осеннего расцвечивания отмечается тем днем, когда в кронах нескольких деревьев или кустарников данной породы появятся листья, изменившие свою летнюю окраску; в это время в кроне заметны отдельные окрашенные пятна.
2. Отметьте дату – начало «Золотой осени».
Пожелтевших и зеленых листьев будет на деревьях поровну.
3. Отметьтеявление листопада.
За начало листопада принимается тот день, когда листья довольно заметно начинают опадать; при этом характерно, что они осыпаются даже в тихое время, независимо от ветра. Убедиться в том, начался листопад или нет, можно, тряхнув слегка ветку. Если при этом осыпается 3-5 листьев, то можно считать листопад начавшимся. Конец листопада отмечается в то время, когда данное растение окончило осыпать листья и стоит или совсем голым, или на его ветвях имеется всего несколько случайно задержавшихся листьев.
Полное оголение отмечается в тот момент, когда абсолютно все деревья и кустарники всех листопадных видов и форм на описываемой местности сбросили всю листву и стоят совершенно голыми.
№ п/п
Наблюдение за цветущими комнатными растениями
1
2
3
4
Начало наблюдений, дата
Развитие цветка
Распускание цветка
Увядание цветка
Предполагаемый результат проекта
Итогом проекта «Экологический калейдоскоп» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, растениях родного края. Также воспитанники расширили знания о строении растений: корень, (стебель) ствол, ветки, листья, цветы, плоды; их разнообразии, классификации. Развивающая среда группы пополнилась литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, загадками о растениях. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека. Родители приняли активное участие в реализации проекта. Совместными усилиями педагога, воспитанников и их семей создан гербарий.