Проект «Удивительный мир насекомых» (подготовительная группа «Почемучки»).
Проект «Удивительный мир насекомых» (подготовительная группа «Почемучки»).
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Детям всегда интересно наблюдать за насекомыми. Насекомые – самая многочисленная группа. Но, к сожалению, в саду можно часто увидеть, как ребенок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, возникла проблема
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Удивительный мир насекомых» (подготовительная группа «Почемучки»).»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад «Сказка»
Проект «Удивительный мир насекомых»
(подготовительная группа «Почемучки»).
Составила воспитатель: Герасина С.И
2022г.
«Встретил радостно лужок
Лето золотое!
Ветерок, его дружок,
Заиграл листвою.
Мухи, бабочки, жуки
Копошатся в травке,
Где друзья, а где враги
Знают и малявки!»
Л. Золотопут
Вид проекта: познавательно-исследовательскийкраткосрочный (1 неделя)
Актуальность проекта:
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Детям всегда интересно наблюдать за насекомыми. Насекомые – самая многочисленная группа. Но, к сожалению, в саду можно часто увидеть, как ребенок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, возникла проблема
«Нужны ли насекомые?». Пользу или вред они приносят? Зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка? Проект поможет узнать детям больше о насекомых и научить правильному отношению к ним. Поможет формировать познавательный интерес и бережное отношение к насекомым.
Цель: формировать познавательный интерес и бережное отношение к насекомым.
Задачи:
1. Уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые»
2. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, имеющих разные местах обитания, характерных особенностях: бабочках, муравьях, червяках;
3. Уточнить особенности внешнего вида насекомых;
4. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно- следственные связи между объектами живой природы;
5. Закрепить знания о цикле развития насекомых, способе питания, образе жизни, краске в соответствии с местом обитаний, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы;
6. Заложить основы экологического воспитания. Воспитание бережного отношения к природе. Вызвать удовольствие от общения с природой.
Ресурсное обеспечение:
• детские энциклопедии,
• картинки с изображением насекомых,
• схемы этапов развития насекомых,
• игрушки насекомые,
• аудиозаписи (звуки природы),
• шапочки для обыгрывания образов насекомых,
• художественная литература,
• настольные игры,
• трафареты (насекомые).
Презентации: «Удивительные насекомые»
Участники проекта:
• воспитатель
• дети подготовительной группы
• родители воспитанников
Ожидаемые результаты:
Систематизируются представления о многообразии насекомых; расширится словарный запас; дети научатся различать насекомых по внешнему виду; воспитается бережное отношение к насекомым. У детей сформируется познавательный интерес к экспериментальной деятельности.
Работа с родителями:
Консультации: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
Беседа «Если ребенок боится насекомых».
Домашняя беседа родителей с детьми «Чем вредны мухи».
4. Дидактические игра, сюжетно- ролевые игры, пальчиковые игры, подвижные игры, экологические игры, игры -перевоплощения;
5. Продуктивная деятельность
6. Инсценирование;
7.Подведение итогов (викторина).
Оборудование: детские энциклопедии, картинки с изображением насекомых, схемы этапов развития насекомых, игрушки насекомые, емкости для временного помещения туда насекомых, аудиозаписи (звуки природы), шапочки для обыгрывания образов насекомых, художественная литература, настольные игры, трафареты (насекомые).
• Презентация: «Удивительные насекомые».
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
• Изучение литературы по заданной теме.
• Определение целей и задач, планирование по теме.
• Подбор наглядных материалов – дидактических пособий, тематических картин и иллюстраций о насекомых.
• Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительное чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта.
• Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно
– исследовательской деятельности.
• Подготовка материалов декораций (шапочки – маски насекомых).
2 этап – познавательно – исследовательский
•Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг по теме проекта.
• Рассматривание схем «строение насекомого».
• Наблюдения в природе.
• Прослушивание аудиозаписи звуков насекомых.
• Чтение и обсуждение произведений: В. Драгунского «Он живой и светится», басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» и др.
• Просмотр мультфильмов: «Лунтик», «Муха – Цокотуха» и др.
• Проведение дидактических игр, сюжетно – ролевых игр, игры – превращения, пальчиковые игры, имитационные гимнастики.
• Разучивание с детьми стихов, загадок.
3 этап - заключительный
Спектакль по мотивам басни И.А. Крылова «Муравей и стрекоза»
Викторина «Что мы знаем о насекомых».
Выставки детских работ о насекомых.
Перспективно-тематическое планирование экологического проекта
Дидактические игры
1 «Собери насекомое» из частей;
2 «Четвёртый лишний»
3 «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)
Цель: Обогатить знания детей о насекомых, закрепить их названия;
Беседы: «В чем польза насекомых?», «От чего зависит окраска насекомых?», «Что произойдет с природой, если исчезнут насекомые?».
Физкультминутки:
«Бабочка», «Кузнечики».
Конструирование из бросового материала «Паучок на паутинке»
Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и т.д.
Чтение и обсуждение произведений: Н.Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К.Чуковского «Муха-Цокотуха»; В.Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И.А.Крылова
«Стрекоза и муравей»; В.Драгунского «Он живой и светится» и.т.д.
Просмотр мультфильмов:
«Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей».
Рисование:
«Дорисуй насекомое по образцу»;
Рисование на тему «Стрекоза и муравей»
Лепка:
«Мое любимое насекомое»
Результаты проекта
В результате нашей работы, дети узнали:
1. Насекомых называют «насекомыми», так как на их теле есть насечки
2. Насекомые опыляют растения.
3. Насекомые служат пищей для птиц, зверей.
4. Был сделан вывод из опыта про божью коровку, что это насекомое – хищник. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос,
почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Выводы
В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе.
По итогам работы было отмечено, что:
• Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской
деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их особенности, потребности.
• На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопросы, что нужно каждому насекомому, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Список литературы
1. Детская энциклопедия «Насекомые».
2. Герасимов В.Н. «О бабочках и жуках».
3. Пособие Плешакова А.А. «Зеленые страницы».
4. Лучич М.В. «детям о природе».
5. С. Н. Николаева «Юный эколог».
6. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. Воронеж: ТЦ
«Учитель», 2002.
7. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
8. Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду //Современное дошкольное образование. 2008. № 5.
9. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» – современная технология экологического образования дошкольников //Дошкольная педагогика. 2006. № 3. 10.Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. М.:
Просвещение, 2008.
11. Рыжова Н.О. программах экологического образования дошкольников // Дошкольное образование. 2004. № 11.
12. Рыжова Н. Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста
//Дошкольное образование. 2008.
13. Рыжова Н. Блок «Я и природа» //Дошкольное воспитание. 2004. № 12. 14.Экологические игры Натальи Рыжовой //Дошкольное образование 2008. № 19.
Приложение
Викторина «Что вы знаете о насекомых».
Форма брейн - ринга: дети поделены на команды, сидят за столами, задается вопрос, команды обсуждают ответ, кто быстрее ударит в бубен в центре стола, та команда и отвечает первой.
Цели и задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей о насекомых;
Развивать память, внимание;
Воспитывать взаимопомощь.
Ход:
Примерные вопросы для викторины:
1.К какому отряду насекомых относятся светлячки, божьи коровки? (жуков)
2.Самка какого насекомого в нашей стране имеет второе название «иванов червячок»? (светлячка)
3.Какое насекомое индейцы привязывали во время ночных путешествий по джунглям к пальцам ног и зачем? (светлячков, чтобы они освещали им путь и отпугивали ядовитых змей и насекомых)
4. К какому отряду насекомых относятся мухи? (двукрылым)
5.Почему у человека негативное отношение к мухам? (они разносчики болезней)
6. Чем полезны мухи? (они опыляют некоторые виды растений).
7. У каких насекомых глаза состоят из тысяч линз? (у мух)
8.К какому отряду насекомых относятся кузнечики, сверчки, саранча и медведки? (прямокрылых)
9. Как издают звуки самцы кузнечиков и сверчков? ( На правом надкрылье у них есть перепонка, а на правом крыле - зубчики, когда зубчики задевают перепонку, раздаётся стрекочущий звук)
10. К какому отряду насекомых относятся бабочки? (чешуйчатокрылых)
11. какие насекомые по легенде – это души людей, попавших в рай? (бабочки)
12. У каких насекомых крылья состоят из разноцветных чешуек, уложенных как черепица на крыше? (у бабочек)
14.Какое насекомое в момент опасности выделяет из сгибов ножек жёлтую пахучую отпугивающую жидкость? (божьи коровки)
15. К какому отряду насекомых относятся пчелы, муравьи и шмели? (к перепончатокрылым)
16. Какое количество пчёл и какое время нужно пчёлам для сбора одной ложки мёда? (двести, целый день)
17. Каких насекомых называют «земляными пчелами»? (шмелей)
18. Какое второе название у майского жука? (хрущ)
19. Чем вредны майские жуки? (они поедают молодые побеги, почки и листочки)
20. От каких насекомых произошли муравьи? (от ос)
21. У каких насекомых уши находятся в голени передних лапок? (у сверчков)
22. Какое насекомое приносит по поверью счастье в дом? (сверчки)
23. Чем полезны стрекозы? (они поедают вредных насекомых)
24. Какие насекомые размножаются в водоёмах и питаются мальками рыб, мелкими водными животными и головастиками? (стрекозы).
За правильные ответы команды получают фишки, побеждает та команда, которая больше наберёт фишек, т.е. даст больше правильных ответов.
Игры с героями насекомыми
«Поймай сверчка». При помощи считалочки выбирается водящий и «сверчок». Игроки становятся в круг. Водящему завязываются глаза. «Сверчок берет в руки трещотку (бубен или погремушку). Все игроки разбегаются, «сверчок поет». Водящий должен сориентироваться по звуку и поймать «сверчка». Если водящий ошибается и ловит вместо «сверчка» другого игрока, то он должен спеть песенку или рассказать стихотворение.
«Бабочки». Выбирается водящий. Остальные игроки – «Бабочки». На полу раскладывают обручи – «Цветы для бабочек». Их на один меньше, чем «бабочек». По сигналу «Бабочки летают!» дети двигаются, по сигналу «Бабочки цветы опыляют!» дети занимают обручи. Водящий ловит «бабочку», оставшуюся без «цветка». В этой погоне «бабочка» может залететь на «чужой цветок», тогда «хозяйка» выходит из обруча, и водящий ловит её. Пойманная «бабочка» становится водящим.
«Кузнечики». Дети выстраиваются на старте. До финиша они должны допрыгать, сделав при этом как можно меньше прыжков. Выигрывает тот «кузнечик», которому для прохождения дистанции понадобилось меньшее количество прыжков.
«Мухи». На площадке прочертить две параллельные длинные и прямые линии - «нейтральная полоса». Детей разделить на две команды (не более 4-5 человек в команде) и раздать «мух» - мячи. Количество «мух» должно равняться количеству игроков в команде плюс две – четыре «ничейные мухи». По команде ведущего команды в течение минуты начинают выбрасывать «мух» со своей территории на территорию соперников. Потом подсчитывает количество «мух». Выигрывает команда, у которой «мух» будет меньше.
«Стрекозы». При помощи считалки про стрекоз выбираются 3-5 «стрекозы». Они садятся на корточки, выстроившись в одну линию на старте. Руки «стрекозы» ставят на пояс. По команде ведущего «стрекозы» начинают прыжками перемещаться к финишу. Выигрывает «стрекоза», которая придёт к финишу первой.
«Божьи коровки» - математическая игра. Цель: закрепление «состава числа», понятий «больше - меньше», сложение в пределах 10. Приготовить карточки с цифрами и с божьими коровками, на спинках которых будет нарисовано разное количество пятен. Воспитатель показывает божью коровку, а дети должны сосчитать точки на ней и показать карточку с соответствующей цифрой.
«Дрессированный жук». Цель: развитие внимания, навыков счёта, умений ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Лист бумаги расчертить на 16-20 клеток. Взять игрушечного жука (можно заменить пуговицей). Посадить жука на любую клетку игрового поля. Один из игроков говорит, на сколько клеточек и в каком направлении должен переместиться жук, а второй игрок передвигает жука на нужную клетку. Затем игроки могут поменяться ролями.
«Светлячки». Вырезать из картона фонарики или круги жёлтого цвета. Все игроки – «светлячки». Ведущий произносит фразы, среди которых есть ошибочные утверждения. Услышав ошибочное утверждение (например: Светлячки живут только в тропических странах. Стрекозы живут в ульях.), «светлячки» должны поднять свои фонарики. Побеждает «светлячок», который не разу не ошибся.
Загадки о насекомых
Жу-жу-жу! Жу-жу-жу! Над цветами я жужжу! Потружусь я над цветком – вас порадую медком (пчела).
Над столом жужжит, летает, очень всем надоедает (муха).
Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет (бабочка).
С ветки на тропинку, с тропинки на травинку прыгает пружинка – зеленая спинка (кузнечик).
Чёрен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног, да все без копыт (жук).
Кто зелёный огонёк ночью под сосной зажёг? Он мерцает тихим светом. Подскажите, кто же это? (светлячок).
Голубой аэропланчик сел на жёлтый одуванчик (стрекоза).
У этого Ивашки красная рубашка. На спине сорочки – чёрненькие точки (божья коровка).
Погасили в доме свет, но покоя нет, как нет. Кто-то песни всё поёт, спать домашним не даёт (сверчок).
В лесу у пня суетня, беготня: народ рабочий целый день хлопочет (муравьи).
Пословицы и поговорки о насекомых
Всяк сверчок знай свой шесток.
В новый дом сверчки перебираются раньше хозяина.
Если муравьи объединяются, они сдерут кожу с разъярённого льва.
Муравью и роса – ливень.
На муравейнике долго не усидишь.
Подле пчёлки – медок, подле жука – навоз.
Вырос жук с медведя.
Всякая муха жужжит, да - не чета пчеле.
Не летит пчела от мёда, а летит от дыма.
На красный цветок и пчела не летит.
Как бабочки к огню.
Порхать как бабочка.
Скачет, как кузнечик в хорошую погоду.
Сто светлячков не заменят факел.
Где светлячку с солнцем тягаться.
За каждой мухой с обухом не нагоняешься.
Осенняя муха больнее кусает.
Орёл не ловит мух.
Надоедливая муха.
Не верится, чтобы стрекоза орлиные яйца несла.
Беззаботная, как стрекоза.
Художественная литература о насекомых
«Тайна запечённого сверчка» Г. Цыферова; «Сверчок» Саша Чёрный; «Сверчок» А.Усачёв; «Приключения Пиноккио» К.Каллоди; «Сказка о золотом ключике или приключения Буратино» А. Толстой; «Муравей» С.Козлов; «Стрекоза и муравей» И Крылов; «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки; «Жук на ниточке» Э Шим; «Про пчёл» Саша Чёрный; «Божья коровка» А. Усачёв; «Пора спать» Д. Мамин-Сибиряк; «Дневник кузнечика Кузи» М. Пляцковский; «Маленький кузнечик» С. Козлов; «Фонарик» А.Барто; «Светлячок» В Берестов; «Он живой и светится В. Драгунский; «Песенка мухи» Саша Чёрный; «Муха-Цокотуха» К Чуковский; «Хвосты» В. Бианки; «Храбрый утёнок» Б.Житков; «Голубая стрекоза» М. Пришвин, «Лесные хоромы» М.Михайлов.
Считалочки
Трынцы-брынцы, молодцы! Муравьишки-удальцы!
Строят домик под сосной пребольшущий-пребольшой!
Трынцы-брынцы, молодцы! Муравьишки- удальцы!
Дружно строят новый дом…Тот, кто водит, - выйди вон!
Божья коровка, полети на небо, принеси мне хлеба. Чёрного и белого, только не горелого.
Удивил козёл козу – подарил ей стрекозу. Говорит козлу коза: - «А зачем мне стрекоза?»
Зу-зу-зу – пол внизу…Зу-зу-зу, ах как чешется в глазу.
Жу-жу! Жу-жу-жу! Я лечу и жужжу!
Жук, жук! Не жужжи! Где ты прячешься, скажи.
Жаба ждёт, раздув живот, - Жук летит ей прямо в рот.
Приметы
Если муравьи строят большие муравейники, то зима будет суровой.
Если муравьи суетятся больше обычного, то будет ненастье.
Если на личинке майского жука фиолетовая полоска доходит до головы, то сеять хлеб рано. Если синяя полоска подходит к концу, то пора!
Пчёлы не вылетают из улья – к дождю.
Пчёлы сидят кучками на стенах ульев к сильной жаре.
Перед грозой кузнечики перестают стрекотать.
Без умолку стрекочут кузнечики – верный признак устойчивой жаркой погоды.
Если ночью светлячки светятся особенно ярко, на следующий день будет хорошая ясная погода.
Мухи льнут к людям, больно кусают – к дождю, ненастью.
Если в воздухе много стрекоз, то будет засуха.
Примерная информация для выступления детей
Светлячок. Насекомое отряда жуков. Все светлячки обладают способностью испускать в темноте мягкий фосфоресцирующий свет. Для этого у этих насекомых есть специальный орган. Светлячки умеют регулировать интенсивность света, могут испускать прерывистый свет. Светятся самцы, самки и даже личинки, куколки и яички светлячков. В Бразилии раньше свет светлячков использовали вместо свечей, освещая им свои дома. Индейцы во время ночных путешествий по джунглям привязывали светлячков к пальцам на ногах. Светящиеся жучки помогали им видеть дорогу и отпугивали ядовитых насекомых и змей. У нас в народе самок светлячков называют «иванов червячок», за длинное тело без крыльев. Самцы светлячков – маленькие жучки с крыльями. Самцы светятся слабо.
Муха. Насекомое отряда двукрылых. Мухи являются переносчиками болезней. Мухи приносят пользу, опыляя некоторые растения. Из яйца вырастает личинка, затем куколка, потом взрослая особь. Глаза мух состоят из тысяч линз, чувствительных к движению. Мухи видят всё вокруг себя, благодаря трёхмерному зрению.
Кузнечик. Насекомое отряда прямокрылых. Они любят места с высокой, густой травой. В хорошую погоду самцы «поют». На правом надкрылье есть перепонка, а на правом крыле – зубчики. Зубчики задевают перепонку и раздаётся стрекочущий звук. У самки есть «сабля» - длинный, прочный, острый и тонкий отросток. Кузнечики – хищники. Питаются другими насекомыми, гусеницами, небольшими бабочками, иногда поедают и других кузнечиков. Могут есть и растения: листья винограда, почки и цветы деревьев и кустарников, злаковые. Чаще всего они имеют зелёную окраску, поэтому незаметны в траве, кузнечиками питаются многие птицы, пресмыкающиеся и земноводные.
Бабочка. Насекомое отряда чешуйчатокрылых. На крыльях яркие чешуйки уложены, как черепица на крыше домов, образуя пятна, линии, полоски, разводы. У всех бабочек одного вида одинаковый рисунок крыльев. Одним бабочкам окраска помогает маскироваться под окружающую среду, а другим при помощи ярких пятен отпугивать врагов. Питаются бабочки нектаром и соком растений, который они высасывают с помощью хоботка. Из яйца вырастает личинка, затем куколка и потом бабочка. Личинка называется «гусеницей», которые очень прожорливы, они питаются листьями, древесиной, корнями, семенами растений, шерстью животных. Есть перелётные бабочки, которые улетают в холодное время на юг. Бабочки приносят пользу, опыляя растения. Существует легенда, что бабочки – это души умерших людей, попавших в рай.
Божья коровка. Насекомое семейства жуков. Живут они группами на растениях, поражённых тлёй. Тля – основная пища божьих коровок, едят ещё паутинных клещей и белокрылок. Врагов у божьих коровок почти нет, всех отпугивает их яркая окраска. В природе существуют красные, жёлтые, чёрные, синие и голубые божьи коровки. Могут быть на спинке точки, полоски или узоры. По размеру они тоже разные до сантиметра. Могут выделять пахучую жёлтую жидкость из сгибов ножек, в минуты опасности. Могут притворяться мёртвыми. Самка откладывает яйца на листья растений до трёхсот. Через неделю из них появляются личинки, которые поедают тлю. Личинки превращаются в куколок, куколки в божьих коровок без рисунка, потом появляется рисунок. Зимой они собираются группами и под корой деревьев впадают в спячку. Живут чуть больше года.
Майский жук. Или хрущ, подсемейство хрущей. Живут в сосновых лесах. Самки откладывают яйца в землю. Затем яйца превращаются в личинок, которые питаются корешками трав и кустарников. На зиму личинки зарываются в землю, весной поднимаются вверх к корням сосновых деревьев, питаются ими и растут, осенью опять уходят в глубь земли. Так проходит три год. Затем личинка превращается в куколку. Затем куколки выходят на поверхность земли и превращаются в жуков и летят к берёзам и дубам, издавая гул. Майские жуки едят молодые листочки, побеги и почки деревьев и кустарников, чем приносят вред.
Пчела. Насекомое отряда перепончатокрылых. Пчёлы совместно ищут пищу, воду, место для жительства, вместе защищаются от врагов. В улье каждая пчела выполняет свою работу: молодые кормят малышей, постарше строят жильё из воска, который выделяют их железы, в среднем возрасте они выполняют роль санитаров, «престарелые» - вентиляторщики, старики добывают мёд. Для получения ложки мёда двести пчёл собирают нектар целый день.
Шмель. Насекомое отряда перепончатокрылых. «Родственники» пчёл, их ещё называют «земляные пчёлы». Они более толстые и лохматые, чем пчёлы. Весной самки выбираются из дёрна, где они зимовали, и ищут место для гнезда. В гнездо самки сносят пыльцу, у входа сооружают ёмкость из воска, которую заполняют мёдом. В конце лета шмелиная семья перестаёт существовать: рабочие шмели умирают, а молодые самки зарываются в землю на зимовку.
Муравей. Отряд перепончатокрылых. Произошли от ос, Живут семьями, до нескольких миллионов. Семьи состоят из расплода (яйца, личинки, куколки), взрослых особей (самок и самцов) и многочисленных рабочих особей. Самки называются царицами или королевами, которые живут максимально для мира насекомых 12-20 лет. У них существует чёткое распределение обязанностей. Самые молодые рабочие особи - няньки, ухаживают за приплодом и самкой. Потом они становятся строителями, позднее – добывают пропитание. Старые занимаются охраной продовольственных запасов.
Сверчок. Отряд прямокрылых. Последняя пара ног у них увеличена. Чтобы прыгать. Есть у них крылья и надкрылья – ими они «поют». Уши в голенях передних лапок. Есть домовые сверчки. Они серовато-жёлтого цвета, 3 см, с коричневыми пятнышками. Они любят тепло, прячутся поэтому в трещинах между камнями и половицами около печи или камина. Полевые сверчки чёрные, делают углубления в земле – «домики». Есть древесные сверчки. Существует поверье, что сверчки приносят в дом счастье.
Стрекоза. Хищные, летающие насекомые. Длинное тело, 3см, большая подвижная голова с огромными синими, зелёными или красными глазами. Крылья узкие, длинные, прозрачные с красивыми прожилками сеточкой. Ноги короткие и цепкие. Это дневные насекомые. Они любят тёплое летнее солнышко. Ночью прячутся среди растений. Взрослые особи питаются другими насекомыми и ловят их на лету. Они могут нападать на головастиков и мальков рыб. Личинки развиваются в стоячих водоёмах. Они тоже хищники. Питаются насекомыми и мелкими водными животными. Польза от поедания ими насекомых: мошек и комаров.
Художественная деятельность. Лепка.
Мое любимое насекомое (лепка по замыслу детей)
Цель: Продолжать воспитывать у детей интерес к лепке. Задачи:
Обучающая – учить создавать образ насекомого из отдельных деталей, используя навыки работы с пластилином – отщепление маленьких кусочков, скатывание, расплющивание.
Воспитательная - воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям. Материал: пластилин разноцветный «Луч» или «Гамма», стеки, доски для лепки,
грецкие орехи целые, половинки грецких орехов. салфетка для рук; доска для лепки Демонстрационный материал: «насекомые» И.А. Лыковой.
Ход занятия.
1.Организационный момент: Давайте вспомним, каких насекомых мы знаем Отгадывание загадки.
• Красненькие крылышки, черные горошки. Кто это гуляет по моей ладошке? Божья коровка.
• Следующая чудо-букашка самая большая из всех трудяжка, иногда кусается и муравьем называется.
• Ранним утром ей не спится — очень хочется трудиться. Вот и меду принесла работящая... пчела.
• Как жужжу я в летний день, знает Твое ушко. Залетаю в каждый дом, зовут меня... мушка.
• В тёмном уголке живёт, шёлковую нить плетёт, он тайком сюда забрался, строить новый дом собрался. Это же паук. Часто его ошибочно считают насекомым, однако он принадлежит к ряду членистоногих животных из класса паукообразные.
Развитие мелкой моторики
«Пчела»
Прилетела к нам вчера Машут ладошками.
Полосатая пчела. На каждое название насекомого загибают пальчик А за нею шмель - шмелёк
И веселый мотылек, Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам. Пожужжали, полетали,
От усталости упали. Роняют ладони на стол.
Воспитатель: Теперь давайте приступим к ответственному делу: слепим наших пчёлок.
3. Практическая деятельность детей.
Воспитатель предлагает ребятам выбрать понравившееся насекомое.
-Ребята, если вы будите лепить божью коровку или какого-нибудь жука, вам потребуется половинка кожуру грецкого ореха, для тела, если вы выбрали пчелу или шмеля, вам понадобится целый орех. А если вы выбрали стрекозу, бабочку, муха нужны ли орехи или скорлупки? Ответы детей: нет.
Воспитатель рассказывает как подготовить скорлупу и орех к выбранному образу (обмазать пластилином скорлупку такого цвета, как насекомое, которое вы выбрали).
Воспитатель спрашивает: как сделаем крылья? Как сделаем лапки? Если дети затрудняются, воспитатель начинает фразу и дает детям возможность закончить ее.
По словесной инструкции воспитателя и демонстрационного материала И.А. Лыковой дети приступают к самостоятельной работе.
По мере готовности размещаем насекомых на чудо-полянке.
Рисование по мотивам басни «Стрекоза и муравей»
(подготовительная к школе группа)
Программное содержание.
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества, умений художественного отображения красоты и гармонии Божиего мира.
Помогать детям, соотносить базовые понятия духовно-нравственной культуры с их отражением в повседневной жизни людей.
Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе;
Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующим закрашиванием цветными карандашами;
Развивать воображение, творчество;
Воспитывать художественный вкус.
Методика проведения занятия.
Вспомнить с детьми содержание басни. Рассмотреть иллюстрации художников, обращая внимание на особенности изображения героев басни. Предложить создать рисунки на тему «Стрекоза и муравей», передать свои впечатления. Напомнить моменты произведения, которые можно отобразить в рисунках. Предложить обдумать композицию.
В процессе занятия побуждать детей к более полному отражению выбранного эпизода, предлагая вспомнить некоторые детали. Следить за техникой выполнения рисунка.
После выполнения задания, надо будет рассказать, кто, что изобразил.
В конце занятия рассмотреть все рисунки, выразительное решение образов, отметить их разнообразие. Оформить выставку детских работ.
Материалы: Книги с баснями, иллюстрированные разными художниками, карандаш простой графический, цветные карандаши, белая бумага.
Воспитатель: Ребята, мы с вами читали много стихов и рассказов, познакомились с жанром русской литературы, который называется… басни.
-Послушайте внимательно отрывок из стихотворения и назовите, из какой он басни? Кто автор басни?
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет,
На желудок петь голодный!
(ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, это басня называется «Стрекоза и муравей», автор басни И. А. Крылов.
2. Беседа
Воспитатель:
- Дети, давайте вспомним, что такое басни?
Ответы детей (это небольшой рассказ в стихах или в прозе, т.е. написанный простыми предложениями, в баснях всегда есть мораль, басни короткие, их легко читать).
- О ком рассказывается в басни?
- Какой муравей? (трудолюбивый)
- Какая стрекоза? (ленивая)
- Чему учит басня?
- Дети, о чем говорит нам мораль басни? (ответы детей)
Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
- Чему может человек поучиться у муравья? (трудолюбию).
Послушайте пословицу:
«Муравей не велик, а горы копает».
- Почему маленький муравей может преодолеть самую трудную работу, даже в большой горе проложить норки-туннели? (он трудолюбивый, не ленивый).
Воспитатель: - Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, ассоциируется с легкомыслием.
Мораль басни проста: не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом.
- Молодцы, порадовали меня своими ответами!
Воспитатель: - А теперь отгадайте загадки.
1. Не хочу читать, писать,
Папе с мамой помогать…
Поработай моя тень
Самому мне что то….(лень).
2. Кому не скучно никогда?
Работа, труд его боится.
Он мастер дел и всеми любимый
Человек ….(трудолюбивый).
Физминутка «Муравьи и стрекозы».
Цель: снять напряжение; побуждать детей выражать свое эмоциональное состояние по отношению к литературным героям с помощью мимики, движений, жестов.
Дети переходят на ковер. По команде воспитателя дети выполняют действия:
«Стрекоза летала, летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела. Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел, и трудиться захотел».
Практическая часть.
- А сейчас, мы с вами будем рисовать героев басни «Стрекоза и муравей».
Дети выполняют задание.
Рефлексия.
- Что нового вы узнали?
- Что вам понравилось большего всего?
Практическое использование работы.
Выставка детских рисунков.
Анализ детских работ
Коллективный просмотр всех работ в конце занятия: дети внимательно рассматривали рисунки своих товарищей, справедливо и доброжелательно оценивали работы, радовались не только своей, но и общей удаче.
Дети испытывали удовлетворение от того, что их работа понравилась, что товарищи выразили своё одобрение, отметили её.
Воспитатель дает положительную оценку за хорошее качество выполненной работы, выразительность, красоту.
Задача педагога - воспитание у детей стремления выполнить работу лучше, сделать её красивее, чтобы доставить радость.
Физкультминутки:
«Бабочка»
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
(первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)
«Кузнечики»
Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок. Стоп! Сели. Травушку покушали. Тишину послушали. Выше, выше, высоко Прыгай на носках легко!
Обучение рисованию насекомых «Учимся рисовать насекомых»
(Г.И.Шалаева - Учимся рисовать)
Бабочка
Сколько красивых насекомых живут летом в садах, полях и лесах, радуя нас своим порханием! Это разноцветные бабочки. Рисуя бабочку, обратим внимание на то, что её правая часть рисуется так же, как левая, как будто отражение в зеркале.
Мотылёк
А это лёгкий мотылёк, он очень похож на маленькую бабочку, поэтому его можно рисовать при помощи приёма симметрии (то есть когда одна часть рисунка похожа на другую, как отражение в зеркале). Обратим внимание на крылышки мотылька. Они такие же, как у бабочки, или нет?
Стрекоза
Посмотрим внимательно на стрекозу. Правда, она похожа на маленький вертолёт? Рисовать её не сложно: головка, состоящая из двух кружочков, туловище, похожее на вытянутую ложечку, и две пары крыльев. Крылья у стрекоз очень красивые, они прозрачные и переливаются разными цветами.
Божья коровка
Это божья коровка. Туловище у неё в виде кружочка, разделённого на две равные половинки. У божьей коровки, как и у всех насекомых, 6 крохотных лапок-палочек, по 3 с каждой стороны, усики, глазки и узор на спинке в виде точек или крохотных кружочков.
Жук
Тело у жука состоит из трёх кружочков, соединённых друг с другом. На верхнем кружочке находятся усики. Лапки находятся на двух других кружочках.