В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
При проведении наблюдения на прогулке за зимующими птицами на кормушке дети задали вопрос "А зачем мы их кормим?"
Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц) . Мы сделали вывод, что у детей недостаточно информации о зимующих птицах и недостаточно сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Продолжительность: краткосрочный, с 01 по 14 февраля.
Возраст: 4-5 лет.
Участники: педагог, дети и родители средней группы.
Актуальность:
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
При проведении наблюдения на прогулке за зимующими птицами на кормушке дети задали вопрос "А зачем мы их кормим?"
Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц) . Мы сделали вывод , что у детей недостаточно информации о зимующих птицах и недостаточно сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Цель: Создание социальной ситуации для расширения и обогащения знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Способствовать закреплению знаний детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Пополнить развивающую среду по теме проекта.
3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
4. Привлечь родителей к участию в проекте, путём совместной деятельности
Ожидаемый результат:
- у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;
- созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
- у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.
I этап - Подготовительный
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- Подбор необходимой литературы по данной теме.
- Перспективное планирование проекта.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап - Основной (практический)
Сотрудничество с родителями
Домашние задание родителям: рекомендации на совместные прогулки по наблюдению за зимующими птицами нашего края, пополнению птичьих столовых. Заучивание стихотворений о зимующих птицах. Отгадывание загадок про зимующих птиц. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
Предложить участие в конкурсе «Птичий дом». Памятка для родителей «Покормите птиц зимой». Консультация «Зимующие птицы»
Совместная деятельность с детьми.
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию"
«Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка»
Познавательная деятельность:
Тема: «Зимующие птицы»
Цели: Создание условий для формирования представлений о зимующих птицах, о видах питания зимующих птиц.
ФЭМП Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»
Презентация о зимующих птицах и их голосах
Социально-коммуникативное развитие
Беседы:
«Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».
Коммуникация: Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки". Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, презентаций.
-Художественное творчество - «Снегири» и «Синички» (раскрашивание) – формировать умение передавать внешний вид снегирей. Конструирование из геометрических фигур «Птичка». Конструирование из счетных палоче «Кормушка». Рисование следов птиц на прогулке
Ежедневное наблюдение на прогулках
– наблюдение за погодой, как состояние погоды влияет на жизнь птиц.
- наблюдение за кормушками детского сада - кто еще подкармливает птиц кроме нас.
- наблюдение – за поведением птиц на кормушке, узнавать, называть, различать птиц(повадки).
-наблюдение – кого мы не увидим на кормушке?
В ходе проекта, у детей возникли вопросы:
Почему ласточки не прилетают на кормушки?
Для кого мы принесли этот корм? (сало, пшено, хлеб, сухая рябина, семечки)
Почему необходимы кормушки разного размера?
Также с детьми проводились ситуативные беседы:
где уточнялось, какими знаниями они овладели:
каких зимующих птиц они узнают?
Зачем их кормят?
Кто их подкармливает?
Почему они сами себе не могут добыть пищу?
III этап - заключительный
Оформление результата проекта в виде презентации. Организация конкурса «Птичий дом». Награждение и благодарность родителям и детям за участие в проекте.
Результаты реализации проекта. Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Повысилась любознательность, наблюдательность, желание помогать птицам в трудное для них время. Между участниками проекта было активное сотрудничество, появились теплые доверительные отношения. Дети и родители с большим желанием, активно участвовали в проекте. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях
Рефлексивный анализ: В проекте приняли участие: дети средней группы, На участке ДОУ были развешены кормушки, изготовленные родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок. В период проведения проекта ежедневно угощали птиц кормом, который был принесен родителями, наблюдали за их поведением, использовали разный корм. В результате проведенной работы, дети узнали: какие птицы остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму, как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают птицы (например: голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало). Дети вместе с родителями принимали участие в сборе корма для птиц и изготовили кормушки, благодаря чему узнали и увидели, каких видов бывают кормушки. Укрепились детско-родительские отношения. Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.
Перспективыпроекта:
В дальнейшем разработать весенний проект«Перелётные птицы».