kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект Тема: «Использование технологиипроект «рефлексивный круг» для развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста».

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать у ребенка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.развивать у ребенка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.развивать у ребенка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект Тема: «Использование технологиипроект «рефлексивный круг» для развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста».»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №232» города Саратова


Проект

Тема: «Использование технологии «рефлексивный круг» для развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста».



Филимоновой Ирины Владимировны

Воспитателя 1-ой квалификационной категории










Пояснительная записка: Современные дети живут в сложных социокультурных условиях – чрезвычайная занятость родителей, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье. Социальные психологи утверждают, что в современном обществе ребенку принадлежит самостоятельное определение стратегии поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Следовательно, эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям социума – одно из главных условий жизни ребенка в обществе, а также личной готовности ребенка к школе.

ДОО - единственное место, где дети могут без опасения проявлять свою самостоятельность и инициативу, взаимодействовать с разновозрастным детским коллективом в различных видах деятельности, предложить которые семья не в состоянии.

Цель: развивать у ребенка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

Задачи:

  • Развитие самостоятельности и активности  — важная задача воспитания  детей дошкольного возраста . Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках  активно  и настойчиво проявляет стремление к  самостоятельности . Исследования, проведенные в последнее время,  свидетельствуют о том , что детям свойственен инфантилизм и синдром беспомощности, так как взрослые не предоставляют детям свободу выбора и не создают условия для  развития самостоятельности . Промедление в  развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих.

  • Вместе с тем,  развитая самостоятельность и активность  обеспечивает формирование эмоционально-положительного настроя ребенка в коллективе, уравновешенность его поведения,  активность  во взаимоотношениях со сверстниками. Своевременное  развитие самостоятельности у дошкольников  является необходимой предпосылкой для проявления ими  активной взаимопомощи , заботы об окружающих, бережного отношения к вещам.

  • сплочение детского коллектива;

  • формирование умения слушать и понимать друг друга;

  • формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;

  • обсуждение планов на день, неделю, месяц;

  • развитие умения выражать свои чувства и переживания публично;

  • привлечение родителей к жизни детей в ДОО.


Условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей

1. Развивающая предметно-пространственная среда разнообразна по своему содержанию.

2. Содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы.

3.  В группе преобладает демократический стиль общения воспитателей с детьми.

4. Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.

5. Родители в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д.



Эффективные формы поддержки детской инициативы

1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.

2. Проектная деятельность.

3. Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование.

4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования рукотворного мира и живой природы.

5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов.

6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.

Способы поддержки детской инициативы в освоении образовательной программы

Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду.

  • Создать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться»),

  • Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пения и движений под популярную музыку

  • Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, строить «дома», укрытия для игр.

  • Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у группы.

  • Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязы­вать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.

  • Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглаша­ются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также опре­деляется детьми.

  • Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения.

  • Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.

  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день.

Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий : Рефлексивный круг

Основные идеи технологии

«Рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в нашей 2 младшей группе занимает от 5 до 10 минут.

Если требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП, то «Рефлексивный круг» проводится еще раз, сразу после происшествия. Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: желательно одна и та же мелодия на определенный период времени. Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, например мячик, во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через 2-3 месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя.

Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга», можно распределить на несколько тем. Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Что делать, если хочется подраться?», «Почему не удается соблюдать правила?», «Как вы думаете, кого можно назвать добрым?» и многие другие на усмотрение воспитателя. Вопросы по «Ситуации месяца» «Мой дом – детский сад» могут быть следующими:

  • Где находится мой детский сад?

  • Кто в нем работает? Что они делают?

  • Как я могу им помочь и как отблагодарить?

  • Кого можно считать своим другом?

  • Есть ли у тебя друзья?

  • Как можно утешить друга?

  • Как можно помириться, если поссорился?

  • Какие у нас правила в группе? Какие правила ты готов выполнять, а какие нет, почему?

  • Как поступить с теми, кто правила нарушает?

  • Зачем людям нужны правила?

  • Какие правила ты знаешь?


Результативность технологии

Инновационная технология «рефлексивный круг» позволяет на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми.


Проблемы и перспективы в работе

Основная проблема, с которой приходится сталкиваться на первых порах – высокий эмоциональный накал детей, а также их мнение о том, что они правы в любой ситуации.

В перспективе я планирую продолжать работать в системе, что крайне важно для данной технологии. Ведь «рефлексивный круг» - это такая форма работы с детьми, которая помогает им понимать себя и других, жить в мире с собой и другими. Участие в «рефлексивном круге» развивает у ребят умение строить Я-высказывания, выражать свои личные мысли и чувства, учиться строить полные, развернутые высказывания. Наряду с этим, учиться понимать и чувствовать свою значимость для других людей и значимость других для себя. Таким образом, «рефлексивный круг» служит верным средством развития индивидуальности детей, так как учит их слушать и слышать друг друга.

Представление системы

Перед проведением «Круга» прежде всего, ставится цель. Например, «Круги» на тему «Мои добрые поступки»,  «Что такое хорошо, что такое плохо?» направлены на развитие у детей понимания о добре и зле; о правилах поведения и общения друг с другом; воспитание таких качеств личности, как честность, справедливость, щедрость, чувство взаимопомощи. В результате в нашей группе появился сундучок «Мои поступки», в который дети в течение дня складывают карточки своих хороших и плохих поступков, в конце дня подсчитывают количество тех или иных поступков и делают вывод о том, как провели день в детском саду.

При проведении «Рефлексивного круга» на тему «Я люблю свою семью за …» целью было воспитание в детях любви, ласкового и чуткого отношения к самым близким людям, чувства семейной сплоченности. Задав вопрос «Что такое семья?», дети не давали определения, а начали перечислять членов семьи. Подведя итог на вопрос «За что вы любите свою семью?», получилось, что они любят родителей за то, что они их балуют, покупают им все, что они хотят, кормят их, гуляют с ними. После был задан вопрос «Как думаете, почему родители вам всё это делают?» дети пришли к выводу, потому что они их любят. Задав повторно вопрос «За что вы любите свою семью» дети уже отвечали: за их любовь, заботу.

В группе часто задаются вопросы на тему «Дружба», которые призваны формировать у детей понятия «друг»«дружба», умение видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

Также в группе появилась шкатулка «Моё настроение», куда дети кладут смайликов со своим эмоциональным настроением. Цель данной шкатулки - совершенствовать умение детей понимать собственное настроение, контролировать свои эмоции.

В результате проделанной работы в группе появились свои правила;  «Стульчик для размышления» воспитанников, нарушающих правила поведения; совместно с родителями изготовлен «коврик примирения», на котором дети решают конфликты и мирятся.

Основные приемы работы состоят в следующем:

  • создание трансформируемой развивающей предметной среды;

  • трансляция всеми участниками образовательного процесса значимых образцов социального поведения;

  • регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения детей;

  • создание эффективной технологии включения родителей в совместную с детьми социально значимую деятельность.

Проведение имитационного круга

Для участия в мастер-классе я приглашаю желающих в количестве 4 человек. Сейчас мы проведем рефлексивный круг «Передай тепло».

Я предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга доброй, открытой улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскованности.

Пусть наша добрая улыбка,

Согреет всех своим теплом,

Напомнит нам, как важно в жизни,

Делиться счастьем и добром!

Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению.

- Сегодня день солнечный, тёплый, давайте подышим этим теплом, наполнимся энергией солнца (участники берутся за руки, руки поднимают к солнцу, делают вдох, руки направляют в центр круга – выдох).

- Молодцы! Вы почувствовали это тепло. Каждый из нас сейчас чувствует волнение, и мне хотелось бы, чтобы у всех было хорошее настроение, гармония, а для этого нужно подарить комплимент друг другу.

- Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг?

- Как много интересных ответов. Правильно, уважаемые коллеги, круг сближает, объединяет людей.

Рефлексия – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

На сегодняшний день педагогами начальной школы накоплен богатый опыт по развитию рефлексивных навыков у учащихся начальных классов. В нашей дошкольной образовательной организации проведена работа по оценке, отбору и адаптации методов и приёмов рефлексии к особенностям развития детей дошкольного возраста.

Опыт работы показывает, что начинать развитие навыков рефлексивной деятельности, можно уже со II младшей группы с детьми четвёртого года жизни.

В теоретической литературе выделяется несколько классификаций рефлексии:

  • физическую (успел – не успел)

  • сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно)

  • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)

  • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Второй вид классификации, на наш взгляд, наиболее приемлем для использования в практике дошкольного образования:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния

  • рефлексия деятельности

  • рефлексия содержания учебного материала.

С детьми младшего дошкольного возраста мы используем только рефлексию настроения и эмоционального состояния. Учитывая специфику возраста, используем разнообразный наглядный материал (маркеры настроения): смайлики настроений (двух видов), звёздочки (цветочки, флажки) двух разных цветов.

Предлагаем оценить своё настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается), обязательно просим обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер.

Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется. К старшему дошкольному возраста таких маркеров может быть уже четыре или пять:

  • радостный,

  • улыбающийся,

  • задумчивый/грустный,

  • слезливый,

  • сердитый.

Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:

  • сегодня меня порадовало…

  • сегодня меня огорчило…

Рефлексию деятельности мы начинаем применять со среднего дошкольного возраста.

  • Сегодня на занятии было самое интересное….

  • Мне особенно понравилась…

  • Я не очень понял…

  • Мне еще хотелось бы заняться …

  • Сегодня я узнал…

  • У меня получилось…

  • Было трудно…

  • Меня удивило…

  • Было интересно…

  • Теперь я умею…

Дети сигналят карточками:

  • Зелёной – побольше таких дел, поучительно;

  • Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно;

  • Красной – дело не понравилось, скучно.

Дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

  • Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

  • Цветок – довольно неплохо;

  • Зелёный листик – не совсем удовлетворён;

  • Жёлтый листик – неудовлетворённость.

Детям предлагается разместить свой маркер (фотографию) на лестнице успеха, в зависимости от того, как он оценивает свои знания:


  • Уверен в своих знаниях…

  • В основном уверен…

  • Нужно ещё повторить…

  • Нуждаюсь в помощи…

Стоит отметить, что использование личностно-ориентированного подхода (например, именного маркера, фотографии ребёнка) повышает ответственность ребёнка за собственный выбор во время рефлексивной деятельности.

Ещё одним удачным рефлексивным приёмом, на наш взгляд, является использование карты-маршрута, например, во время игры-путешествия, когда дети во время самооценки отмечают фишками то место на карте, где им было интресно/скучно, трудно/легко или они узнали/научились чему-то новому.

Рефлексивные экраны и приёмы рефлексии используются педагогами нашей ДОО не только в конце образовательных ситуаций, но и при подведении итогов работы по тематическому блоку, просто в конце дня или по завершению проекта.

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

Для того чтобы развить у ребёнка навыки самоконтроля и самооценки педагогу необходимо:

1) использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т.д.);
2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия), организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;
3) учитывать индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы;
4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.


Таким образом, систематическая и грамотная организация воспитателем рефлексивной деятельности с детьми разного дошкольного возраста – это подготовка к сознательной внутренней рефлексии как очень важному качеству современной личности, в конечном итоге способствующей формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

Характеристика цветов Макса Люшера

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение.

Красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия.

Синий – грустное настроение, пассивность, усталость.

Зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность).

Жёлтый – приятное, спокойное настроение.

Фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию.

Серый – замкнутость, огорчение.

Чёрный – унылое настроение, отрицание, протест.

Коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Моё настроение похоже на:

  • солнышко,

  • солнышко с тучкой,

  • тучку,

  • тучку с дождиком,

  • тучку с молнией.

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

  • свою деятельность

  • деятельность другого ребенка (детей).

Детям предлагается с помощью пантомимы показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.


Задержка психического развития накладывает специфические особенности на развитие процесса познания, ориентировку ребенка – дошкольника в социальной жизни, для детей характерны трудности, связанные с установлением коммуникативных контактов и осуществлением сотрудничества со сверстниками, и окружающими.

С позиции педагога, работающего в группе компенсирующей направленности мне, стало очевидно, что традиционные занятия и формы работы с детьми данной категории не интересны и малоэффективны. Возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения, а также создание обстановки доверия, комфорта для каждого ребенка, умение вступить с ним в контакт.

Педагогический процесс направляю на создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, они развивают познавательный интерес к различным областям знаний, является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми, формирует коммуникативные навыки.

Утром традиционно в группе проходит утренний круг - обсуждение планов на день. Мы с детьми становимся в круг взявшись за руки, психологическая обстановка играет большую роль, а тактильный контакт очень значим и важен особенным детям. Даже если ребенок не смотрит в глаза, а это свойственно детям с РАС он с удовольствием дает руку взрослому, которому доверяет.

Круг - способствует совершенствованию речи как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений. Круг стал определённым ритуалом способствующий постепенному включению детей в процесс обучения.

Во вторую половину дня, перед ужинном все вместе собираемся на рефлексивный круг. С целью создания определённого психологического настроя, и чтобы обсуждение прошло эффективно , сбор проходит на ковре в основном в одном и том же месте, вокруг обруча, на который прикреплен какой-то предмет с разным наполнением и текстурой, это позволяют снять внутреннее напряжение, помогает расслабится.


- активизировать зрительное восприятие (узнавание и запоминание);

- укреплять понимание событийной последовательности, логики событий;

-учитывать интересы детей;

- развивать внимание и внимательность;

- визуализировать индивидуальный подход и индивидуализацию работы с детьми.

Целью рефлексивного куга является формирование умения слушать и понимать друг друга; развитие умения выражать свои чувства и переживания публично; подведение итогов дня, использую для этого метод тех вопросов. Данный прием создает мотивацию для общения, ситуацию успеха, в которой постоянное поощрение, стимулирование, т. к. усвоение знаний у детей с особыми образовательными потребностями тесно взаимосвязано с личной заинтересованностью.


Литература

1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. – Псков: ПГПИ им. С.М.Кирова, 2004. – 216с.

2. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1995.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. т. – 4. – М., 1994.

4.  Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 31.

5. Кулюткин Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии. – СПб.: СПбАППО, 2002.

6. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. – М.:Педагогика. – 1990, стр.73

7. Материалы проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления». – ИОО «Фонд Содействия», 1997.

8. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1994.

 9. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — С. 21-22.

10. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества рефлексии // Наука о человеке. – М., 1989.

11. Сухобская Г.С. Понятие "зрелость социально-психологического развития человека" в контексте андрагогики // Новые знания. – 2002. – № 4.

12. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-ое изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер. – 2002.

13. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы. – М., 1975.

14. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 320 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Филимонова Ирина Владимировна

Дата: 16.05.2023

Номер свидетельства: 631640


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства