Проект "Табасаранские ковры" для подготовительной группы
Проект "Табасаранские ковры" для подготовительной группы
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с Табасаранским искусством уовроделия. Поэтому необходиа практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей на основе регионального компонента.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Табасаранские ковры" для подготовительной группы»
Проект «Табасаранские ковры» в подготовительной группе
Получить в детстве начало
эстетического воспитания –
значит на всю жизнь приобрести
чувство прекрасного, умение
понимать и ценить произведения
искусства, приобщаться
к художественному творчеству.
Н. А. Ветлугина.
Вид проекта: познавательно-творческий
Срок реализации: среднесрочный (01.03.2022 г. – 22.04.2022 г.)
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Актуальность проекта
Необходимость приобщения подрастающего поколения к художественным и эстетическим ценностям, воспитание детей средствами народного искусства нашей республики обусловлена современными условиями совершенствования системы образования, где дошкольное воспитание является начальной ступенью развития личности. Основная роль в этом процессе принадлежит эстетическому воспитанию.
Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Как известно из истории, на протяжении многих веков в Дагестане развивались различные виды традиционных художественных промыслов: ковроткачество, художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное искусство и др. Многие из традиционных видов народных художественных промыслов дошли до наших дней, продолжают развиваться и сегодня.
Приобщение детей к народному искусству способствует раскрытию перед ними богатства культуры народа, знакомит с обычаями, развивает чувства красоты и гармонии с природой, речь, образность мышления, приобщает к труду.
Заканчивая работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному декоративно искусству, можно обратиться к Табасаранскому ковроткачеству. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с Табасаранским искусством ковроделия. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей на основе регионального компонента.
Проблема:
У детей слабые знания о Табасаранском искусстве, особенностях узоров табасаранского ковроткачества, об инструментах для ковроткачества.
Цели:
Развивать у детей познавательный интерес к ДПИ Дагестана.
Раскрыть некоторые особенности ковроткачества (материалы, специфика орнамента, цвет, композиция)
Углублять и обобщать знания детей о Табасаранском искусстве ковроткачества
Воспитывать интерес к народному искусству, труду мастериц
Задачи:
Образовательные:
• Вызвать интерес у детей к Табасаранскому ковроткачеству.
• Углублять знания детей о народных промыслах через ДПИ
• Учить детей оригинально составлять узоры из предложенных элементов
• Закрепить умение ориентироваться в различных видах ДПИ Дагестана
• Учить видеть красоту и своеобразие ДПИ Дагестана
Воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь к ДПИ Дагестана
• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Дети будут лучше ориентироваться в видах декоративно-прикладного искусства Дагестана
Этапы реализации проекта
1этап. Подготовительный, 1.03.22 г-11.03.22 г
Деятельность педагога
Деятельность детей
Ввести в игровую ситуацию.
Вживаются в игровую ситуацию.
Сформулировать проблему.
Осознают проблему.
Определить задачи.
Принимают задачи проекта.
Определить продукт проекта
Объединение в рабочие группы
Помогает в решение задач.
Помогает спланировать деятельность.
Организует деятельность.
Подготовка к открытому занятию
Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Виды декоративно-прикладного искусства Дагестана».
Консультация и помощь родителям по сбору информации и оформление книжек – образцов.
2 этап. Практическая деятельность. 14.03.22 г-15.04.22 г
Деятельность педагога
Деятельность детей
Практическая помощь.
Используют иллюстрации.
Направляет и контролирует осуществление проекта.
Работа над страницами книжки.
Работа над изготовлением карты (с указанием городов, районов, центров ДПИ)
Оснащение музей «Дагестанская сакля» предметами ДПИ и быта.
В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.
Выставка альбомов по ДПИ Дагестана: Балхарское искусство, Кубачинское искусство, Унцукульское искусство, Табасаранское искусство. (приложение 5)
Открытое занятие «Табасаранские ковры»
Подарок младшей группе – ковры в Дагестанский уголок
Открытое занятие для родителей
Заключение
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа. Ознакомление с табасаранским ковроткачеством оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к ковровым изделиям, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.
Очень точно об этом сказал В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарование детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
Литература:
Дагестанский народный орнамент. М. М. Байрамбеков, изд. НИИ педагогики, Махачкала-2001 г
Добрый мир игры. А. В. Гришина. Махачкала, 2014 г
Музыкальное воспитание дошкольников (программа) С. С. Агабекова
Примерное перспективное планирование. Региональный компонент. А. В. Гришина, Махачкала, 2014 г
Проектная деятельность в детском саду (методические рекомендации) Л. Ф. Гусарова
Родничок (программа), Дагучпедгиз, Махачкала,1992 г
Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана. М. м. Байрамбеков, Дагучпедгиз, Махачкала,1996 г
Фольклор и литература Дагестана. Дагучпедгиз, Махачкала,1998 г.