Проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-театрализованной деятельности»
Проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-театрализованной деятельности»
Целью данного проекта является создание условий для развития творческих способностей дошкольников посредством музыкально-театрализованной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-театрализованной деятельности»»
Проект
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-театрализованной деятельности»
Автор:
Попова Т.А., музыкальный руководитель МБУ д\с №54 «Аленка»
Проблема
Музыкально-театрализованная деятельность редко возникает по инициативе ребёнка, а если и удаётся ее наблюдать, то с выразительной стороны она выглядит довольно неприглядно. Понимание практической значимости использования музыкально-театрализованной деятельности как средства развития творческих способностей с одной стороны и отсутствие системы планомерной работы с другой стороны выдвигают проблему формирования творческих способностей средствами театрального искусства.
Тема
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-театрализованной деятельности.
Актуальность.
Одной из задач ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Поэтому развитие творческих способностей детей является одним из перспективных направлений на современном этапе.
Педагоги и психологи единодушны во мнении, что самый короткий путь к развитию творческих способностей детей - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-театрализованная деятельность, так как именно в ней особенно проявляются разные стороны творческого развития детей.
Объект проектирования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет проектирования: педагогические условия, способствующиеразвитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Понятийный аппарат.
Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.
Театрализованная деятельность представляет собой средство познания окружающей действительности через образное отражение ее в форме драматического действия. Театрализованная деятельность предполагает разыгрывание в лицах литературных произведений.
Музыкально - театрализованная деятельность - специально организованный вид деятельности, включающий в себя общие элементы как музыкальной, так и театрализованной деятельности, направленный на развитие общих и специальных способностей.
Анализ ресурсов.
Информационные ресурсы: методическая и познавательная литература, периодические издания, интернет- ресурсы по теме проекта.
Кадровые ресурсы: музыкальный руководитель, учитель-логопед, родители, педагоги.
Материально-технические ресурсы: музыкальный центр, компьютер, CD-диски, репродукции картин, иллюстрации, картотека этюдов и упражнений, различные виды театров (кукольный, пальчиковый, теневой, перчаточный), музыкальный зал, элементы декораций, театральные костюмы.
Цель.
Создание условий для развития творческих способностей старших дошкольников посредством музыкально-театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу и проанализировать педагогический опыт по проблеме проекта.
2. Отобрать пакет диагностических методик для оценки уровня развития творческих способностей старших дошкольников.
4. Разработать систему мероприятий, направленную на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности.
5. Совершенствовать импровизационные возможности детей в музыкально-театрализованной деятельности.
6. Повысить активность родителей как непосредственных участников процесса развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность.
7. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития творческих способностей дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности.
8. Внедрить освоенный материал в практику ДОУ и определить его эффективность.
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста МБУ д\с №54 «Аленка» г.о. Тольятти.
Сроки реализации проекта: с мая 2018г. по май 2020г.
Этапы реализации проекта:
Организационно-подготовительный этап (май - август 2018г).
Анализ существующей практики, передового опыта по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность.
Оценка условий, необходимых для проведения работы.
Изучение уровня педагогической компетентности педагогов и родителей в музыкально-театрализованной деятельности.
Выявление уровня развития творческих способностей старших дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности.
Разработка системы мероприятий, направленной на повышение уровня развития творческих способностей старших дошкольников посредством музыкально-театрализованной деятельности.
Создание учебно-методической базы (перспективное планирование).
Основной этап ( август 2018г- апрель 2020г) .
Создание развивающей предметно-пространственной среды: уголок театра, музыкальный уголок, комната сказок, театральная гостиная.
Слушание музыкальных произведений для создания спектаклей.
Музыкально-театральные вечера с участием родителей.
Устный опрос родителей (на начало и конец проекта) «Играете ли вы с ребенком в театр».
Организация тематических консультаций, выставок и совместных спектаклей детей и родителей (подготовка наглядной информации: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов; памятки «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Вечерние игры с детьми», «Домашний театр устраиваем дома», консультации «Развитие детей в театрализованной деятельности», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности», организация фотовыставки «Театральные новости», выставка - презентация разных видов театра «Поиграйте с нами».)
Организация родительского собрания по теме проекта «Театр - наш друг и помощник».
Организация образовательной деятельности, использование всех видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игры, инсценирование, игра на музыкальных инструментах), а также этюдов, упражнений.
Обогащение РППС (силами педагогов и родителей пополнение театральных уголков для самостоятельной деятельности детей различными видами театров, элементами костюмов, простыми декорациями, а также наглядно-дидактическими пособиями, включающими в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой).
Организация и проведение педагогических тренингов и семинаров-практикумов с педагогами.
Заключительный этап (апрель - май 2020г).
Подведение итогов реализации проекта.
Сравнительный анализ развития творческих способностей средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Обобщение опыта по модели развития творческих способностей детей через музыкально-театрализованную деятельность и подготовка методических рекомендаций по данному направлению.
Основные направления реализации проекта
Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду организована в утренние и вечерние часы. В нерегламентированное время она органично включена в другие образовательные области, а так же специально запланирована в сетке организованной образовательной деятельности старших дошкольников 1 раз в неделю по 25 минут. В течение учебного года запланировано 36 встреч в театральной гостиной.
Перспективный план работы (приложение).
Все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Причем каждый раз подгруппы формировались по-разному, в зависимости от содержания деятельности, интересов и особенностей дошкольников.
Успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через музыкально - театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример - важнейшее условие обеспечения успешности организуемой работы. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей вопросах воспитания собственных детей.
Механизмы, средства и способы реализации проекта
Для развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности необходимо использовать разнообразные формы работы.
В работе с дошкольниками используются как общие традиционные методы, так и специализированные, которые применимы для развития творчества в музыкально-театрализованной деятельности.
Одно из основных условий полноценного развития у дошкольников
творчества музыкально-театрализованной деятельности является методическое и дидактическое обеспечение.
Методическое:
Перспективный план по теме «Развитие творчества старших дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности»;
Картотека конспектов ООД, развлечений;
Картотека дидактических игр, этюдов, упражнений;
Библиография (журналов, методической литературы).
Дидактическое:
Картины, иллюстрации, альбомы, плакаты;
Портреты композиторов;
Фонотека;
Картотека пиктограмм.
Ожидаемые результаты проекта:
Обогащение предметно-пространственной среды по музыкально- театрализованной деятельности;
Повышение уровня сформированости творческой самостоятельность у детей старшего дошкольного возраста в создании художественного образа, использование для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации;
Повышение уровня развития творческих способностей детей через музыкально-театрализованную деятельность, выявление одаренности;
Повышение профессионального мастерства, творческого потенциала педагогов;
Повышение уровня заинтересованности родителей, их активности как непосредственных участников процесса развития творческих способностей дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность.
Способы предоставления результатов:
Система мероприятий, направленных на развитие творческих способностей старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность;
Тренинги для педагогов;
Стендовые фотоотчеты;
Конспекты музыкальных спектаклей, организованной образовательной деятельности, театрализованных праздников и развлечений;
Рекомендации для родителей по развитию творческих способностей детей средствами музыкально-театрализованной деятельности;
Методические рекомендации для педагогов;
Показ музыкального спектакля «Незнайка».
Список использованных источников и литературы
1. Александрова О. Разыгрываем русские народные сказки// Дошкольное воспитание, 2001, №1.- стр. 21