kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект Развитие математических способностей посредством развивающих математических игр у детей 5-6 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование элементарных  математических способностей  у детей дошкольного возраста посредством использования развивающих математических игр в различных видах деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект Развитие математических способностей посредством развивающих математических игр у детей 5-6 лет»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 31 «СНЕГИРЁК»





ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Развитие математических способностей посредством развивающих математических игр»


Исполнитель проекта: Смоленцева Евгения Владимировна

2019г.





Содержание:

1. Паспорт проекта

2. Основная часть

2.1. Введение

2.2. Цель и задачи проекта

2.3. Материально- техническое обеспечение

2.4. Принципы реализации проекта

2.5. Этапы проведения проекта

2.6. Перспективный план

3. Заключение

4. Список литературы

Приложение



























1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Развитие математических способностей посредством развивающих математических игр у детей 5-6 лет»

Автор проекта

Смоленцева Евгения Владимировна

Команда проекта

Педагоги, родители, воспитанники МБДОУ №31 «Снегирек», г.Сургут

Обоснование актуальности проекта

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют интерес к математическим категориям: количество, форма, цвет, величина, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда усваивается и запоминается ребенком. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, заинтересовать их внимание, отвечающее современным требованиям федерального государственного стандарта.

Цель и задачи проекта

Формирование элементарных математических способностей у детей 5-6 лет посредством использования развивающих математических игр в различных видах деятельности.

Задачи:

- формировать представление детей о свойствах и отношениях объектов через занимательные математические игры;

- способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, стремлению к развитию игры и поиску результата оригинальными действиями;

- создать условия для формирования осознанного интереса к математике у детей;

- использовать развивающие математические игры для формирования математических способностей у детей дошкольного возраста.

Краткое содержание проекта

Формирование математических способностей вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому формирование математических способностей будет более эффективным, если использовать в различных видах деятельности дошкольников развивающие математические игры.

Целевая аудитория

Педагоги, родители, воспитанники МБДОУ №31 «Снегирек», г.Сургут

Кадровое обеспечение проекта

Зам.заведующей по УВР Чернякова Н.А.

Воспитатели: Смоленцева Е.В., ТерещенкоА.В.

Ресурсное обеспечение

Ноутбук, проектор, проекционный экран, сеть Интернет, интерактивная доска, счетный и раздаточный материал, дидактические игры, атрибуты и приспособления для игр.

География проекта

Информационно- ориентированный

Сроки реализации проекта

2019-2020 учебный год

























ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время с внедрением федерального государственного стандарта дошкольного образования одной из методических проблем дошкольной педагогики является проблема формирования и развития математических способностей. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей.

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют интерес к математическим категориям: количество, форма, цвет, величина, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, дети просто заучивают весь материал. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, заинтересовать их внимание, отвечающее современным требованиям.

Математические способности относятся к группе специальных способностей (как музыкальные, изобразительные и т. д.). Для их проявления и дальнейшего развития требуются усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе и умение, применять имеющиеся знания в мыслительной деятельности. Базой для развития математических способностей является «математическое мышление», что в большей мере, обусловлена особой спецификой, так называемых познавательных и интеллектуальных способностей.

При всей разнородности мнений о сути и содержании понятия «математические способности» исследователи отмечают такие специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребенка; как гибкость мышления, т.е. не шаблонность, а неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода от одного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного способа деятельности и умение находить новые способы решения проблемы при измененных условиях.

Новизна: формирование математических способностей вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому формирование математических способностей будет более эффективным, если использовать в различных видах деятельности дошкольников развивающие математические игры.

Исследуя особенности математических способностей детей дошкольного возраста, я выявила отсутствие интереса к выполнению математических заданий, не целенаправленность действий, низкий уровень самостоятельности, недостаточную критичность по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий.

Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития дошкольников в процессе формирования математических способностей являются математические игры (развивающей и логической направленности).

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью структурного развития математического мышления и отсутствием эффектного средства, позволяющего осуществить это на практике.

Использование математических игр в различных видах деятельности определяется их значимостью в более прочном и осмысленном усвоении математических знаний детьми, формировании переноса этих знаний в повседневную деятельность.

Цель проекта: формирование элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста посредством использования развивающих математических игр в различных видах деятельности.

Задачи:

  • формировать представления детей о свойствах и отношениях объектов через занимательные математические игры;

  • способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, стремлению к развитию игры и поиску результата оригинальными действиями;

  • создать условия для формирования осознанного интереса к математике у детей;

  • использовать развивающие математические игры и интерактивное оборудование для формирования математических способностей у детей дошкольного возраста.

Объект исследования – образовательный процесс ДОУ.

Предмет исследования – развитие математических способностей дошкольников.                                                                                                  Тип проекта:– информационно-ориентированный;

По виду: групповой и индивидуальный;

Состав участников: дети, родители, педагоги ДОУ.

Продолжительность проекта: 2019-2020 учебный год




Реализация проекта построена на следующих принципах:

  • наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования математических способностей;

  • учет возрастных особенностей детей в процессе формирования математических способностей;

  • систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;

  • вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;

  • гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников;

  • индивидуальный подход в процессе формирования математических способностей;

  • преемственность взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

В процессе работы над проектом использовались:

Следующие методы исследования:

  • изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

  • наблюдение за детьми в ходе занятий;

  • диагностика учебной деятельности;

  • количественный и качественный анализ полученных результатов.

Разнообразные методы обучения:

  • практические;

  • наглядные;

  • словесные.

Приоритетное место отводится практическим методам :

  • игра , в том числе интерактивная;

  • упражнение;

  • моделирование;

  • игра - ситуация;

  • элементарные опыты.

Основные формы и методы работы с педагогами и родителями:

  • информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье;

  • участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении (математические праздники, конкурсы, КВН, изготовление вместе с детьми дидактических игр);

  • создание обогащенной развивающей среды в группе;

  • проведение бесед и консультаций;

  • создание игровых ситуаций;

  • проведение интеллектуальных игр;

  • проведение праздников, развлечений, конкурсов, КВН;

  • выступление на педагогических советах;

  • родительское собрание.

Всё это опирается на развивающую среду, которую можно построить следующим образом:

Развивающая среда:

  • Обучающие настольно-печатные игры по математике.

  • Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов.

  • Геометрические мозаики и головоломки.

  • Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.

  • Счетный материал.

  • Набор цифр.

  • Набор геометрических фигур.

Уголок по математике:

  • Игры на плоскостное моделирование

  • Игры головоломки

  • Задачи-шутки

  • Сказки, пословицы, поговорки, загадки в форме картотек

  • Ребусы

  • Развивающие игры.

Уголок сенсорики:

  • Пирамиды

  • Вкладыши

  • Лабиринты

  • Модули

  • Развивающие игры.

Основные формы работы с педагогами и родителями:

  • Информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье;

  • Участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении (математические праздники, конкурсы, КВН);

  • Создание обогащенной развивающей среды в группе;

  • Проведение бесед и консультаций;

  • Создание игровых ситуаций;

  • Проведение интеллектуальных игр;

  • Проведение праздников, развлечений, конкурсов, КВН;

  • Выступление на педагогических советах;

  • Родительское собрание.

Практическая значимость проекта определена в трёх аспектах:

1.Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.

2.Представлен систематизированный материал по развитию математических способностей, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.

3.Предлагается система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые педагоги могли бы использовать в индивидуальной работе с детьми.

4. Разработка и внедрение рабочей программы совместной деятельности педагога с детьми по формированию элементарных математических представлений «Развивающие игры», которую педагоги могли бы использовать в индивидуальной работе с детьми

Условия инновационной работы:

1.Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов обучающего процесса.

2.Новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

3.Большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка.

4.У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора. 5.Процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.




Материально – технические ресурсы: ноутбук, проектор, МФУ, проекционный экран, сеть Интернет, интерактивная доска, оборудование, полученное в рамках ФГОС ДО, методические рекомендации к «Примерной образовательной программе дошкольного образования», материал для изготовления математических игр (фетр, ножницы, иголки, нитки, краска «Гуашь», кисточки, фанера, лак, губка) раскраски, кубики деревянные, игры Воскобовича, палочки Х.Кюизенера, логические блоки Дьенеша.


Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня развития математических способностей детей;

  • у детей проявится интерес к самому процессу познания математики;

  • научатся самостоятельно находить способы решения познавательных задач, достигать поставленных целей;

  • развитие логического мышления;

  • готовность ребенка к обучению в школе.























Этапы реализации проекта

Этап работы над проектом

Продолжительность

Содержание работы

Выход этапа

Организационно-подготовительный

Сентябрь-

октябрь

Изучение специальной литературы.


Проведение первичного диагностического исследования с целью выявления сформированности игровой деятельности и формирования элементарных математических представлений.

Теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми


Выявление уровня развития игровой деятельности и уровня сформированности математических представлений у детей группы на начало реализации проекта

Основной














В течение года

Ознакомление детей с математическими играми, правилами.


Использование развивающих математических игр на занятиях по ФЭМП, в игровой деятельности.



Разработка картотеки занимательных математических игр


Создание математического уголка


Создание совместно с детьми математических игр


Работа с родителями












Работа педагогами

Познакомили детей с различными развивающими играми математического содержания

Использовали занимательные математические игры в игровой деятельности, на занятиях по ФЭМП.


Разработали и активно используем в работе картотеку математических игр


Оборудовали математический уголок

Изготовление математических игр


Анкетирование родителей,

Родительское собрание: «Играем в сенсорику»


Проведены открытые занятия по ФЭМП, с использованием математических игр


Мастер- класс «Изготовление математических игр своими руками»


Консультация для воспитателей

Заключительный

Май

Проведение контрольного диагностического исследования

Получение объективной динамики формирования игровой деятельности и формирования элементарных математических представлений у детей группы



Перспективный план реализации проекта

Задачи

Способы реализации

Срок

Работа с детьми

Определить уровень математических способностей детей (диагностирование)

1.Выявление трудностей у детей.


сентябрь

Конкретизировать представление детей об использовании математики в разных сферах жизни.

Беседы об истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна;

сентябрь

Закрепить знание цифр от 1 до 5;Учить соотносить количество предметов с цифрой. Закреплять названия геометрических фигур; составлять из геометрических фигур разные предметы. Раскладывая их в порядковом возрастании; упражнять в ориентировке на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине, умение выражать словами местонахождение предмета); различать части суток: утро – вечер, день – ночь; учить правильно пользоваться порядковыми числительными, соотносить числительное с каждым из предметов

Интеллектуальные игры – конструктор продвинутый уровень, «Кликс -400»

март

Учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры, группировать предметы по форме, величине, месту расположения;

Развивать мышления детей путем классификации предметов по разным признакам.

Развивать гибкость и оригинальность мышления.

Учить решать интеллектуальные задачи на поиск следующей или пропущенной фигур.

Интеллектуальные игры: «Четвертый лишний», «Веселые соседи», «Исключи лишнее и назови оставшиеся одним словом», «Нарисуй следующую фигуру», «Нарисуй пропущенную фигуру», «Разноцветные фигуры», Задача «Найди закономерность», «Рассмотри и продолжи»

В течение года

Расширение и закрепление знаний и умений детей

Фронтальные занятия:

Коллективные занятия, где ребята свободно участвуют в нем

В течение года

Расширение и закрепление знаний и умений детей

Использование интеллектуальных игр во всех видах детской деятельности: игра, труд, самостоятельная деятельность

В течение года

Стимулировать активность детей

Использование игр с математическим содержанием на всех других занятиях: лепка, рисование, ознакомление с окружающим миром, музыка, физкультура

В течение всего года

Работа с родителями

1. Выявить запросы родителей  по организации учебно-воспитательной работы с детьми

1. Анкетирование  родителей по организации работы по развитию математических способностей детей

Сентябрь

1. Обогащать родительский опыт новыми интеллектуальными играми

Консультации:

 «Дома играем - математику изучаем»,«Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики»

октябрь

3. Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя   умения организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей.

 Родительское собрание на тему: «Играем в сенсорику»

ноябрь

 Проявлять находчивость, сообразительность и смекалку. Уметь работать в одной команде

Математический КВН

Деловая игра


февраль

Показать достижения детей в области  математики

День открытых дверей.

март

Обогащать родительский  опыт по использованию педагогически эффективных методов математического развития дошкольников. Повышать педагогическую культуру родителей.

 Консультации и беседы с родителями на тему: «Интеллектуальные игры в жизни детей»,«Развитие математических способностей детей»

апрель

Дать информацию по использованию интеллектуальных игр в летний период.

Беседа на тему: «Какие интеллектуальные игры вы используете дома».

май

Работа с педагогами

Психолого-педагогическое просвещение

Консультация: «Развивающие игры в детском саду и их роль в умственном развитии ребенка»

ноябрь


КВН среди педагогов

март


Выступление  на тему: «Развитие математических способностей детей посредством интеллектуальных игр»

апрель



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проводя работу по развитию математических способностей детей, я пришла к следующему выводу: проведение математических игр способствует развитию математических способностей детей. У детей к концу года сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут ему в будущем легко освоить новое. Развились такие свойство как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений. Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Сформировались умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять свои действия. Дети легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации. Благодаря использованию эффективных методов и приёмов, таких как: моделирование, проектирование, опыты и экспериментирование, весёлые игровые упражнения, а также современные интеллектуальные игры, заметно повышается результативность образовательного процесса. Анализ диагностических карт детей показывает увеличение диагностируемых знаний, умений, навыков в среднем на 30%, по сравнению с началом учебного года. Таким образом, использование новых методов, приёмов и форм организации, позволяют детям приобретать глубокие знания, совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительных задач; развитие пространственного и логического мышления; формирование общих приемов и подходов к решению арифметических, логических задач.

Я считаю, что правильно организованная педагогическая работа, грамотный воспитательно-образовательный процесс, комплексный подход к всестороннему развитию воспитанников, позволил ребятам проявить свои возможности. Несомненно, полученный в детском саду опыт пригодится в будущем.

Проведенная работа не исчерпывает данной проблемы и требует дальнейшей работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста.





Список использованной литературы:

Основная образовательная программа "От рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

И.А.Помораева, В.А. Позина "Формирование элементарных математических представлений: старшая группа. - М:.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015, 80 с.

Рабочие тетради:

- Математика для дошкольников. Рабочая тетрадь. Старшая группа. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А, Васильевой.

- «Я считаю до десяти» Е. В. Колесникова.

«Математика для детей 5-6 лет» методическое пособие к рабочей тетради, Е.В.Колесникова.

Художественная литература.

«Три поросенка». М.В. Михалков.

«Три орешка для золушки.» Б. Немцов
«Три медведя.». Р.н.с
«Три толстяка». Ю. Олеша
«Три богатыря.». Р.н.с.
«Семеро козлят и серый волк.» Р.н.с.
«Белоснежка и семь гномов.» братья Гримм.
12 месяцев «С.Я. Маршак.

«Спящая царица и 7 богатырей». А.С. Пушкин.

«Козленок, который умел считать до 10».

«Цветик - семицветик». В. Катаев.

«Сказки про геометрические фигуры». О Емельянова.

«Семеро храбрецов»                                                        

«Дикие лебеди». Г. Андерсон.                                                                                     «Два мороза» Р.н.с.                                                                                                       «Три сына» Осеева.











1.Конспекты занятий

2.Игры

3. Рекомендации для родителей

5.Сказки, стихи

6.Консультация для воспитателей

7. Анкеты для родителей

8. Консультации для родителей





Консультация для воспитателей

«Развивающие игры в детском саду и их роль в умственном развитии ребенка».

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современном образовании немаловажная роль принадлежит развивающим играм.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Ребенок, приобретая опыт, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учится и сталкивается с затруднениями. Развивающие игры позволяют перенести полученные знания в свою личную деятельность, в которой он сам мыслит, раскрепощается, творит. Развивающие игры открывают широкие возможности для развития познавательных способностей: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи.

В своей работе с детьми я активно использую развивающие игры в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности.

И ставлю перед собой следующие задачи:

- Развивать восприятие и мышление детей, внимание и память;

- Развивать воображение и творческие способности детей;

- Активизировать познавательную деятельность детей, научить их мыслить нестандартно;

- Развить у них упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения;

- Закрепить полученные знания и умения, упражнять в применении их к другим видам деятельности, новой обстановке;

- Развивать такие качества, как самостоятельность и инициативность.

Свою работу по теме «Развивающие игры, роль в умственном развитии для детей дошкольного возраста» провожу с детьми старшего дошкольного возраста.

Изучив методическую литературу по данной теме, я отобрала игры и упражнения для проведения организованной образовательной деятельности, в свободной игровой деятельности, и в индивидуальной работе с детьми. В группе выбрала удобное место для размещения игр. Из всего многообразия развивающих игр я включила в свою работу с детьми:

1. Развивающие игры Никитиных (« Сложи узор», « Уголки», «Кубики для всех», «Уникуб», «Внимание», «Сложи Квадрат», «Внимание угадай –ка», «Кубики для всех» и др.)

2. Геометрические конструкторы на воссоздание силуэтов фигур, разработанные З.А.Михайловой ( «Танграм», «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Листик», «Гексамино» и др.);

3. Игры В.В.Воскобовича («Геоконт», «Чудо-крестики», «Прозрачный квадрат» и др.);

4. Игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.

5. Разнообразный природный материал, коллекции семян, камней, песок.

6. Материал для проектной деятельности.

7. Конструкторы различных форм и конфигураций.

При всем своем разнообразии развивающие игры объединены одним названием, поскольку исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, деталей конструктора и т.д.

2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип «от простого к сложному».

4. В игровые задания входят задачи разной сложности: от доступных малышу до непосильных для иного взрослого, поэтому игры могут быть интересны в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, иначе, если ему все объясняется, у ребенка формируются только исполнительские качества.

6. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач, нельзя подсказывать ему. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится брать все необходимое из окружающей действительности самостоятельно.

7. Не надо требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать какое-то время.

8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме числа или слова, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверить точность выполнения задачи.

9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.

10. Развивающие игры позволяют каждому ребенку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяя их пределы.

В развивающих играх удается объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать все самостоятельно. Эти игры развивают у детей следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. При этом главное, на что обращается внимание, - творчество: ребенок, проходя через систему заданий, делает множество открытий и приучается к самостоятельному творческому активному мышлению. Развивающие игры интересны детям разного возраста и даже взрослым.


















Консультация для родителей

«Дома играем - математику изучаем»

Цель: показать родителям, как на основе игр закрепить знания, умения, навыки по математике, играя дома с ребенком.

Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – величайшая часть их общей подготовке ребёнка к школе.

Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, воспитывается привычка к точности, аккуратности, умение контролировать свои действия.

В средней группе занятия по математике проводятся еженедельно, продолжительностью 20 минут. Работа ведется по нескольким разделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка во времени».

На занятиях по математике я забочусь и о прочном усвоении детьми знаний предусмотренных программой, и, что особенно важно, о развитии у них интереса к математическим занятиям, самостоятельности, гибкости мышления, смекалки, сообразительности, умение делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений. Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться правильными грамматическими оборотами речи.

Дети с общим недоразвитием речи имеют неустойчивое внимание, поэтому их необходимо заинтересовать, проводя занятия в игровой форме. Играя, ребенок приобретает новые знания, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.

Закреплением пройденного материала происходит в совместной и самостоятельной деятельности, но, как показала практика, этого недостаточно, необходимо родителям принимать активное участие, в изучении математики играя всей семьей.

Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, п проведенные вместе приятные минуты помогут Вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.

Приходя вечером домой, вы часто слышите от своих детей просьбу «Поиграй со мной», но у родителей много домашних дел, например: приготовить ужин. Так давайте приготовим его, играя с ребенком!

1. Моторика - «Золушка»

Попросить ребенка перебрать в отдельные емкости горох и фасоль для второго блюда.

2. Форма - «Испечем печенье»

Пока мама замешивает тесто, ребенок на столе где рассыпана мука, пальчиком рисует формы будущего печенья: круглые, овальные, квадратные, треугольные, прямоугольные – закрепляя тем самым геометрические фигуры.

3. Количество и счет - «Накроем на стол»

Предложить ребенку посчитать, сколько человек будут ужинать и в соответствии с этим поставить соответствующее количество предметов (чашки, вилки, тарелки, блюдца, ложечки). При этом, закрепляя умение считать и согласовывать существительные с числительными.

4. Игра «Карусель»

Учить считать в пределах 5.

В эти игры можно играть не только с мамой на кухне, но и с папой в гараже, с бабушкой в саду, в парке, по дороге из детского сада домой.





Анкета для родителей

«Игровое окружение ребенка в семье»


1. Занимаетесь ли вы с ребёнком дома?

А – 2-3 раза в неделю

Б – по выходным

В – нет времени


2. Кто из членов семьи больше других играет с ребенком?

А – мама, папа

Б – брат или сестра

В – няня

Г – у кого есть время


3. Какие игры вы используете для развития и обучения вашего ребёнка в домашних условиях?

А – обучение грамоте (знание и письмо букв, звукопроизношение)

Б – математика (знание и письмо цифр, счёт в пределах 10/20, геометрические фигуры, сравнение чисел, ориентирование в пространстве (право/лево), временная последовательность)

В – художественная литература (стихи, сказки, рассказы, песни, вопросы)

Г – окружающий мир (виды транспорта, профессии, одежда, посуда, дикие и дом. животные, птицы, насекомые, рыбы, растения, мебель, бытовые приборы, Ф.И.О., домашний адрес, название посёлка, некоторых городов, страны, родственные связи, качества человека, явления природы, здоровье человека, правила дорожного движения

Д – ИЗО, конструирование и ручной труд

Е – физкультура (мяч, скакалка, обруч, лыжи; зарядка, режим дня, измерение роста, веса, закаливание, кувырки, отжимание, подтягивание, бег, прыжки)


4. Имеются ли дома настольные игры? Какие?

А – имеются конструктор, пазлы, лото и другие

Б – инвентарь для спортивных игр

В – компьютерные

Г - не имеются


5. Есть ли у вас необходимость познакомиться с различными обучающими и развивающими играми?

А – есть необходимость

Б – нет необходимости (у моего ребенка есть все необходимое для его развития)

В - нет необходимости (в детском саду всему научат)

Спасибо за участие!










Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений

(с использованием занимательных математических игр)


Тема занятия: Решаем задачи.

Закрепляем счет в пределах 10, учимся оставлять фигуру-силуэт зайца, используя игру «Танграм»


Задачи:

1. Образовательные

- закреплять умение детей соотносить количества предметов с цифрой;

- упражнять в составлении и решении задач, в умении решать задачу на нахождение суммы, правильно называть компоненты задачи, давать развёрнутый ответ;

- учить устанавливать равенство или неравенство количества предметов, с использованием терминов» "больше", «меньше»;

- повторить дни недели.

- вспомнить геометрические фигуры;

- учить составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец;

2. Коррекционные

- развивать восприятие, привлекая внимание детей к различным признакам и свойствам предметов (величина, количество);

- развивать ориентирование в пространстве.

- развивать мыслительные операции: систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.

3. Воспитательные

- воспитывать аккуратность и самостоятельность;

- воспитывать организованность и дисциплинированность;

- прививать интерес к занятиям;

- воспитывать умение действовать в соответствии с указаниями взрослого;


Оборудование: таблички, индивидуальные карточки для составления и  решения задач, цифровые карточки от 1-10, карточки с цифрами от 1 до 7 и с надписью дня недели, компьютер, стимулирующий оценочный материал «медали», бубен, набор фигур к игре "Танграм", образец.






Примерный ход занятия

Этапы занятия

Содержание занятия

Примечания


1. организация начала занятия







  1. основная часть:

















































































3. Окончание занятия



- Поздоровайтесь

+ привет, тёти

- сядьте

Далее перекличка по именам

- Что будем делать?

+ Будем заниматься

+ Будем считать, думать, говорить, писать, играть.

- Сначала будем считать прямо. Считай, Рома.

+ Матвей(1,2,3)

+Коля(4,5,6,7)

+Маша(8,9,10)

- Молодцы, верно считали.


-Будем играть. Вспомним дни недели.

- Возьмите по одной карточке и выстройтесь по порядку.
Задание: «вторник» - топни ногой три раза;
Четвертый день недели назови своих «соседей»;
Понедельник хлопни один раз;
Третий день недели сделай шаг вперед;
Пятница два шага назад.
Шестой день недели назови своих соседей;
Седьмой день недели назови дни недели по порядку.

- Теперь посмотрите на экран компьютера. Посмотрите, что нарисовано. Считайте. Думайте.

- Сравните количество предметов. Вставьте нужные знаки (больше, меньше, равно) и цифры в пустые клеточки.

+ Дети выполняют работу.

Затем по одному дают отчет.

- Сейчас будем решать задачу

– Придумай по картинке в компьютере задачу. Реши её и запиши решение. Дети работают самостоятельно.

+Матвей : я решил задачу.

- Молодец.

-Маша, скажи своё решение.

-мы решали задачи. Молодцы, думали хорошо.

- Сейчас будем играть. Игра называется «Найди пару».


Правила игры. По сигналу (звук бубна), играющие берут с подноса карточки с цифрами, проходят вдоль стола, находят «свою пару», то есть  отыскивают числовые карточки и картинки, соответствующие цифре на своей карточке, и направляются в «домик» (место, отмеченное скакалками)

+ у меня цифра 8- я взял картинку - восемь машинок

+ у меня цифра 4 – на картинке тоже четыре яблока и т.д.

Молодецы!

- Мы играли, было весело.


-А теперь посмотрите на фигуры, которые лежат перед вами. Что это за фигуры?

+ Это треугольники, квадрат и ромб (отвечают дети)

- А сейчас мы рассмотрим образец (силуэт зайца)

Далее дети самостоятельно составляют силуэт зайца, следуя образцу.

_ отчет детей о проделанной работе

– Посчитайте сколько медалей у каждого?
– А сколько все вместе заработали? Молодцы!
Мы занимались. Мы считали, думали, играли. Занимались хорошо. Идите в группу.



у/д +

Таблички













На столе лежат карточки с цифрами и названиями дней недели.






















компьютер












компьютер
















На подносе изображением вниз лежат карточки с цифрами от 1 до 10.

На столе изображением вверх лежат числовые карточки и с изображением разного количества однородных предметов.

На столе перед детьми наборы геометрических фигур и картинки – образцы с изображением силуэта зайца. (игра «Танграм»



Самостоятельная работа









Информация для родителей


ИГРА «ТАНГРАМ».


«Танграм» - одна из несложных головоломок, названная так по имени ученого, придумавшего эту игру. Это квадрат из семи частей ( 2 больших, 1 среднего и 2 маленьких треугольников, квадрата и параллелограмма. )


Правила: используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, составить различные изображения по образцам и по собственному замыслу.

Цель подобных упражнений — способствовать совершенствованию практической ориентировки детей в геометрических фигурах (уметь называть их, вычленять стороны, их пропорциональное соотношение; уметь соединять фигуры с целью получения новой, располагать их в пространстве, предвидеть видоизменение фигур в связи с изменением расположения составляющих частей; развивать воображение, пространственные представления, сообразительность, инициативу).


Как самим сделать «Танграм»:

Игра очень проста в изготовлении. Квадрат 8х8 см из картона, пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.


Фигуры животных, рекомендуемые для составления из геометрических фигур дома.


















Дидактическое пособие «Математические домики»

Работая в средней группе, мы даем дошкольникам представления о числах и цифрах, закрепляем геометрические фигуры. Вот такие веселые фигуры помогают малышам определять свойства геометрических фигур (наличие и количество углов, сторон, цвет каждой фигуры).






ЗАГАДКИ, СТИХИ, СЧИТАЛКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Количество и счёт

Ножек четыре,

Шляпка одна.

Нужен, коль станет

Обедать семья.

(Стол)

Есть спина,

А не лежит никогда.

Есть четыре ноги,

А не ходят и три.

Сам всегда стоит,

А всем сидеть велит.

(Стул)


Пять братцев –

Всем одно имя.

(Пальцы)


Пять мешочков шерстяных –

Греются братишки в них.

(Перчатки)

На самом перекрёстке

Висит колдун трёхглазый,

Но никогда не смотрит

Двумя глазами сразу.

(Светофор)


Две новые кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги.

(Лыжи)

Проживают в трудной книжке

Остроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете.

(Цифры)


Гребешок на голове,

Две ноги и шпоры две.

Он в один и тот же час

Рано утром будит нас.

(Петух)


А ну-ка, ребятки,

Кто угадает:

На десятерых братцев

Двух шуб хватает?

(Варежки)


У него четыре лапки,

Лапки – цап - царапки.

Пара чутких ушей.

Он гроза для мышей.

(Кот)
















Число 1. Стоит Антошка на одной ножке,

Его ищут, а он не откликается.

(Гриб)


Число 2. Одна дана нам голова,

А глаза два, и уха два,

И два виска, и две щеки,

И две ноги, и две руки.


Число 3. У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня.

(Светофор)


Три цвета есть у светофора,

Они понятны для шофёра:

Красный свет – проезда нет.

Жёлтый – будь готов к пути,

А зелёный свет – кати!

С. Маршак

Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки:

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)


Число 4. Дали туфельку слону,

Взял он туфельку одну

И сказал: «Нужны пошире,

И не две, а все четыре!»


Четыре в комнате угла,

Четыре ножки у стола,

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

Число 5. Хороши у нас котята.

Раз, два, три, четыре, пять.

Приходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

Пальчики уснули,

В кулачок свернулись.

Один!

Два!

Три!

Четыре!

Пять!

Захотели поиграть!


Считалки

Один, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.


Один, два, три, четыре, пять,

Вышел тигр погулять.

Запереть его забыли,

Один, два, три, четыре, пять.


Один, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать, как нам быть?

Надо заиньку ловить!

Снова будем мы считать:

Один, два, три, четыре, пять.


Математик

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Можно всё пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить.

Сколько пальцев на руках,

Сколько пальцев на ногах,

Сколько в комнате дверей,

В переулке фонарей,

Сколько лодок на реке,

Крупных ёлок на горе,

Сколько ног у двух коней,


Сколько во дворе детей:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Можно всё пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить:


Сколько литров молока,

Сколько метров полотна,

Сколько хлеба на весах

И времени на часах.

Пословицы

Все за одного и один за всех.

Два медведя в одной берлоге не уживаются.

Два сапога – пара.

Для друга и семь вёрст не околица.

Конь о четырёх ногах, и тот спотыкается.

На гору десятеро тянут, а под гору и один столкнёт.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один в поле не воин.

Первый блин всегда комом.

Семь дел в одни руки не берут.

Семеро одного не ждут.

Я считаю

Всё, что вижу во дворе я,

Всё, что вижу на пути,

Я умею, я умею

Сосчитать до десяти.

Еду с мамой в зоосад

И считаю всех подряд.

Пробегает динозавр,

Это – раз,

Чистит пёрышки сова,

Это – два.

Третьей стала росомаха,

А четвёртой – черепаха.

Серый волк улёгся спать,

Это – пять.

Попугай в листве густой,

Он шестой.

Вот лосёнок рядом с лосем,

Это будет семь и восемь.

Девять – это бегемот.

Рот, как бабушкин комод.

В клетке ходит лев косматый,

Он последний, он десятый.

Дальше мне не сосчитать –

Надо снова начинать!

Мы по лесенке бежим

И считаем этажи:

Один этаж, два этажа,

Три, четыре – Мы в квартире.



Величина


Что за зверь лесной –

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы –

Уши больше головы?

(Заяц)


Как столкнутся – стук да стук,

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьёт –

Тонкий что-нибудь прибьёт.

(Молоток и гвоздик)


Белый столб стоит на крыше

И растёт все выше, выше.

Вот дорос он до небес

И исчез.

(Дым)


Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрёшки)


Не широка в ширину,

Но зато длинна в длину.

Где вода и глубина,

Там деревянная она.

(Дорога)




К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдёт,

Если крот откроет рот.

(Экскаватор)



Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

(Нитка с иголкой)


Дом зелёный тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

(Горох)


Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло.

(Лёд)


Он большой, как мяч футбольный.

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что же это за…

(Арбуз)









Геометрические фигуры,

форма предметов

Три вершинки,

Три угла,

Три сторонки –

Вот и я!

(Треугольник)



Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня.

(Круг)

Четыре мне угла даны,

И все стороны равны.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня…

(Квадрат)


Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня…

(Квадрат)



Похож на прямоугольник,

Но всем даю сигнал:

Углов я не имею.

Что это?

(Овал)


Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его…

(Квадрат)


Мы треугольники – два друга.

Кладите нас друг против друга,

Получится наш третий друг.

Кто это?

(Прямоугольник)


От всех я отличаюсь –

Всегда везде качаюсь.

Я ваш знакомый, друг,

Известен всем вокруг.

(Круг)


Ты на меня, ты на него, на всех нас посмотри,

У нас всего, у нас всего, у нас всего по три.

Три стороны, и три угла, и столько же вершин.

И трижды трудные дела мы трижды совершим.

(треугольник)


Что похоже на открытку,

На конверт и на альбом?

Что сравнить, ребята, можно

С одеялом и ковром?

Вы подумайте, скажите,

Только помнить вы должны:

Стороны фигуры этой

Противоположные равны.

(Прямоугольник)


Ориентировка во времени



Мы день не спим,

Мы ночь не спим.

И день, и ночь

Стучим, стучим.

(Часы)


Семь братьев:

Ростом одинаковые,

Именами разные.

(Дни недели)


Двенадцать братьев:

Разно называются,

Разными делами занимаются.

(12 месяцев)


Братьев этих ровно семь.

Вам они известны все.

Каждую неделю ходят

Братья друг за другом.

А прощается последний –

Появляется передний.

(Дни недели)




В году у дедушки

Четыре имени.

Какие?

(Весна, лето, осень, зима)



Сам дней не знает,

А другим называет.

(Календарь)

Двенадцать братьев

Друг за другом ходят,

Друг друга не находят.

(Месяцы)


Без ног оно,

И без крыльев оно,

Не видно его,

И не слышно его.

Быстро лети –

Не догонишь его.

(Время)





Две сестры:

Одна светлая,

Другая тёмная.

(День и ночь)





Что за птицы пролетают

По семёрке в каждой стае?

Вереницею летят,

Не воротятся назад.

(Дни недели)










Когда это бывает? (части суток)



Доброе утро – птицы запели,

Добрые люди, вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам,

Солнце встаёт и идёт по делам!

(утром)

Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Солнцу, речке, ветерку.

И летит на всю округу:

«Добрый день! Ку-ка-ре-ку!»

(днём)



Говорит Зайчиха-мать:

- Ну-ка, дети, все в кровать!

Спать пора давным-давно,

На дворе уже темно!

(вечером)


Спят медведи и слоны,

И лиса, и ёжик.

Все в округе спать должны,

Наши дети тоже.

(ночью)

Звёзды на небе зажглись,

Спать ребята улеглись.

Вечер, день умчались прочь.

Им пришла на смену… (ночь)


Когда петушок раньше всех встаёт,

Голосисто поёт, солнышко встречать зовёт?

(утром)


Солнце в небе ярко светит,

На прогулку вышли дети.

Когда это бывает? (днём)


Стало за окном темнеть,

Птицы стали тише петь.

Убирать игрушки нужно,

Мама всех зовёт на ужин.

Когда это бывает? (вечером)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Смоленцева Евгения Владимировна

Дата: 03.06.2020

Номер свидетельства: 552406

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "программа кружка "Матема" "
    ["seo_title"] => string(26) "proghramma-kruzhka-matiema"
    ["file_id"] => string(6) "118949"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413298112"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства