Анализ детских игрушек позволил сделать вывод, что набор игрушек, предлагаемый для педагогов и родителей, не всегда имеет развивающий потенциал. Игрушки должны быть подобраны таким образом, чтобы вызывать у детей эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать их музыкальному развитию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Раскрасавица Матрёшка"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №24 «Золотая рыбка»
Творческий проект
Автор: музыкальный руководитель Ивлева Н. И.
воспитатель Ягафарова С. Н.
Проект «Раскрасавица матрешка»
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитанники ДОУ (младшая группы), воспитатели, родители.
Вид проекта: творческо-информационный, групповой.
Продолжительность проекта: 2 недели
Направление развития: художественно-эстетическое, образовательная область «Музыка».
Области интеграции: художественное творчество, коммуникация, социализация, здоровье, труд, познание, чтение художественной литературы.
Актуальность
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шефнер, 1970
Анализ детских игрушек позволил сделать вывод, что набор игрушек, предлагаемый для педагогов и родителей, не всегда имеет развивающий потенциал. Игрушки должны быть подобраны таким образом, чтобы вызывать у детей эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать их музыкальному развитию. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития младшего дошкоьного возраста в настоящее время является актуальной.
Одной из таких игрушек по праву можно считать МАТРЁШКУ.
Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Цель проекта:
Знакомство детей с народной игрушкой (матрешкой) через интеграцию познавательно-речевого общения и продуктивной деятельности.
Задачи проекта:
- приобщать детей к народному декоративно- прикладному искусству;
- знакомить с народной игрушкой (матрешкой);
- формировать интерес и любовь к народному творчеству, умение внимательно рассматривать и обыгрывать народную игрушку;
- привлекать внимание к некоторым средствам выразительности (цвет, цветовой ритм, форма);
- способствовать развитию всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности;
- обогащать словарь детей за счет расширения знаний о народной игрушке, действия с ней, ярко выраженных свойствах и качествах;
- осваивать и применять познавательные и речевые умения по выявлению свойств и отношений, речевых высказываний в жизненных ситуациях и в процессе НОД;
- воспитывать любовь к своей стране, своему народу и его традициям;
- развивать продуктивную деятельность и творческие способности;
- обогащать эмоциональную сферу.
Предполагаемый результат:
-заинтересованность детей и родителей темой русская народная игрушка
любознательность, активность;
-занятие продуктивной деятельностью в свободное время в уголке творчества;
-способность находить различные варианты создания образных фигурок, обогащение впечатлений через предметы народного творчества (на примере матрешки);
-проявление интереса к народному художественно-литературному фольклору, соответствующему тематике проекта.
Материалы и оборудование: изобразительные материалы;
видеопрезентации «Матрешка – душа России», «Раскрасавица матрешка», «Матрешки народов России», оборудование для показа презентаций; музыкальный центр, развивающие игры по теме, набор матрешек
Музыкальные произведения: «Матрешка»(муз. Т. Варовиной, сл. В. Семернина); «Русская матрешка» (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой); «Во саду ли, в огороде» (рус. нар. мелодия); «Пляска с платочком» (муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской).
Стихотворения: И. Ломова «Матрешка», М. Фомина «Мы – матрешки», С. Маршак «Восемь кукол деревянных», К. Липатова «Наша матрешка», И. Корниенко «Матрешка».
Формы организации детей:
- продуктивная деятельность;
- музыкальное занятие;
- занятие по познавательному развитию;
- занятия по физической культуре;
- работа в уголке творчества;
- посещение мини –музея «Асамат кепере»;
- беседы, чтение русских народных потешек, стихотворений о матрешке;
- прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен, частушек;
- просмотр видеопрезентаций о матрешках;
- прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен, потешек;
- выставка детского рисунка.
Методы и приемы организованной образовательной деятельности:
-игра как основной вид деятельности;
- объяснительно –иллюстративный метод;
- метод эстетического убеждения и эстетического выбора («убеждения красотой», направленный на формирование эстетического вкуса;
- словесные; подражание, диалог, беседы по картинкам, отгадывание загадок, чтение художественных произведений;
- дидактические игры и упражнения, игровые ситуации;
- общение и совместная деятельность взрослых и детей;
- оформление выставок детского творчества;
метод двигательной активности (подвижные игры,физкультминутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы);
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта информация для родителей о проведении недели «Красавица матрешка»
Подбор литературы, иллюстраций
Сбор информации из разных источников (энциклопедии, художественная литература, интернет источники);
Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта.
2. Основной этап
1. Чтение стихов и загадок о Матрёшке.
2. Организация дидактических игр: «Разложи и собери матрешек вместе», «Разрезные картинки», «Залатай платочек», «Подбери сарафанчик», «Угадай на ощупь».
4. Занятие по познавательному развитию «Две Матрены, три Матрешечки и еще Матрешечка».
5. Разучивание танца «Мы матрешки, вот такие крошки».
6. Музыкальное занятие «Мы – матрешечки…»
7. Занятие по развитию математических представлений «Мы матрешек посчитаем».
8. Занятие по продуктивной деятельности «Знакомство с народной культурой и традициями. Матрешка» (декоративная аппликация, «Раскрасавица матрешка» (интегрированное).
9. Занятие по физической культуре (интегрированное) «Поиграем с матрешкой».
10. Консультация для родителей «Роль матрёшки в развитии ребёнка».
3. Заключительный этап
Выставка «Красивая матрёшка»
Праздник «Матрёшка в гостях у ребят»
Результат по реализации проекта
1.В результате работы над проектом выявлено проявление познавательной активности у детей, развитие мелкой моторики, активизация словарного запаса по данной теме.
2. Дети и родители были заинтересованы темой «Красавица матрёшка», совместная работа над проектом более сблизила детей и родителей.
3. Взаимодействие педагогов с родителями при работе над реализацией проекта, активизировало позиции родителей, как участников педагогического процесса воспитания детей в детском саду
Цель: приобщение детей к народному декоративно –прикладному искусству, традициям.
Задачи:
- познакомить детей с народной деревянной игрушкой – матрешкой;
- формировать интерес и любовь к народному творчеству;
- создавать эмоционально положительный настрой;
- знакомить с малыми фольклорными формами;
- прививать эстетический вкус;
- закреплять навыки работы с красками;
- воспитывать усидчивость, дисциплинированность, активность в ходе занятий.
Ход занятия
1. Организационная часть.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришла игрушка, но она спряталась. Если вы отгадаете про нее загадку, то она появится.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …. (матрешка).
Правильно, это матрешка.
2. Беседа педагога. Введение в тему.
Воспитатель (показывает матрешку). Эта игрушка называется матрешка. Ее создали русские мастера. Назвали игрушку матрешкой, потому что раньше на Руси именем Матрена называли многих девочек. А ласково называли Матреша, Матрешечка. Так появилось имя у этой славной игрушки. Давайте рассмотрим нашу гостью, матрешку. Одета матрешка в яркий сарафан с передничком, на голове повязан яркий платочек. И на сарафане и на платочке у нашей куколки красивые цветочки нарисованы. А какие красивые у нее глазки, румяные щечки. Ходит матрешечка не одна, она всегда своих сестер берет с собой. А где же они? (Воспитатель раскладывает матрешку).
Ребята, кто хочет рассказать о матрешке? (2-3 ребенка рассказывают о матрешке).
Молодцы!
Воспитатель: Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки, невелички.
Как пойдем плясать и петь
Вам за нами не успеть.
Матрешки и вас приглашают поплясать.
Танец «Мы матрешки….».
Мы матрешки, вот такие крошки\2раза
А у нас, а у нас чистые ладошки\2раза
Мы матрешки, вот такие крошки\2раза
А у нас, а у нас новые сапожки\2 раза
Мы матрешки, вот такие крошки\2 раза
А у нас, а у нас красные платочки\2 раза
Мы матрешки, вот такие крошки\2 раза
Побежали, побежали, все мы по дорожке\2 раза
Воспитатель: Ребята, к нам пришли еще гости. Посмотрите, кто это? (воспитатель показывает картинки с изображением матрешек). Но они почему- то очень грустные. Почему же они грустные, кто догадался? (у матрешек не украшены фартуки). Что же делать, как помочь? (дети предлагают украсить фартуки). Ребята рассаживайтесь за столы (дети фломастером рисуют узоры на фартуках матрешек).
Воспитатель: Молодцы! Какие красивые у матрешек фартуки получились. Матрешки мне шепнули на ушко, что они очень довольны и рады и говорят вам большое спасибо.
Итог (рефлексия):
Воспитатель: А сейчас, ребята скажите с кем вы сегодня познакомились? Правильно, с игрушкой матрешкой. Мы с вами узнали, почему у нее такое имя, составили рассказ о ней. Ребята, матрешкам стало весело, им очень понравились фартучки. У каждого получился свой узор. Матрешкам очень понравилось у нас в гостях.
А сейчас, мы с вами отправимся в группу. Поедем мы с вами на лошадках. Крепко взялись за поводья.
Еду, еду на лошадке
На лошадке, в красной шапке.
По кочкам, по кочкам
Скок, скок
На одной ножке
Цок, цок, цок
И поехали.
Занятие «Матрешка»(декоративная аппликация)
Задачи:
- закреплять знания детей о матрешке, ее свойствах и элементах декора;
- продолжать учить украшать плоскостную заготовку матрешки кругами разных цветов;
- воспитывать любовь к своей стране, родному народу, его традициям;
- обогащать речь детей словами: русский народный костюм, сарафан, платок.
Ход занятия:
1. Вводное слово педагога. Организационный момент.
Педагог. Сегодня я приглашаю вас в гости, а вот к кому – сами догадайтесь.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка! (Матрешка)
Правильно, это матрешка. А вот и она сама!
2. Беседа педагога.
Педагог обращается к матрешке и беседует с детьми от ее имени.
Педагог. Здравствуй, матрешка!
Матрешка.
Я- матрешка!
Я – кругляшка!
Улыбаюсь я всегда,
И ребята мне – друзья!
Деревянной родилась
И на славу удалась!
Щечки пухленькие,
Сама кругленькая,
А на голове платок,
Словно солнечный цветок (К. Липатова)
Педагог. Матрешка родилась давным давно в России. Мы с вами тоже живем в России. В России живет много мастеров. Они то и сделали матрешку. Матрешка изготовлена из дерева. Посмотрите, как красиво матрешку украсили мастера. Они надели ее в сарафан и платок.
Педагог. Во что одета матрешка? (сарафан). А что на голове у матрешки? (платок). Молодцы! Правильно!
Педагог. Где же твои подружки, матрешка? Я никого не вижу. А вы ребята, не знаете, где спрятались подружки матрешки? (В матрешке). Точно. Нужно матрешку открыть и подружек достать.
(Педагог раскрывает матрешку и ставит на стол матрешек поменьше).
Педагог. Как много у тебя подружек! Как все матрешки похожи будто сестры. Посмотрите, ребята, все они одеты в сарафаны. Все сарафаны украшены цветочками, листочками. Очень красивая игрушка. Ребята, давайте станцуем для матрешек. Встанем в круг, руки на пояс. (Дети танцуют под муз. Ю. Солонова «Мы веселые матрешки»).
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки,
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки,
В сарафанах ходим пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки
Молодцы, ребята! А хотите стать мастерами -умельцами, украсить матрешку, а потом подарить своей маме? Тогда подходите к столам, там вас ждут заготовки матрешек.
Практическая часть.
Педагог. У каждого из вас есть матрешка. У меня на доске тоже есть матрешка. Мы с вами видели, что у всех матрешек сарафаны украшены цветочками и листочками. Мы тоже сейчас украсим сарафаны наших матрешек. Посмотрите, у каждого из вас в коробочке лежат кружочки разного размера и разных цветов.
- Я беру самый большой кружок и кладу его на нижнюю часть сарафана о середине.
- Теперь я беру маленький кружок и кладу на большой
- У меня осталось еще два кружка. Посмотрите, я кладу их по бокам от большого кружка.
- Теперь надо приклеить наши кружки.
Чтобы вам не было скучно, я включу музыку. Если у кого -то не получается я помогу. Кто уже закончил работу, я раздам еще кружочки; можете сделать матрешке бусы и сережки.
Педагог. Итак, наши матрешки готовы. Давайте сначала уберем свои рабочие места.
Итог (рефлексия)
Педагог. Теперь каждый из вас берет матрешку и подходит ко мне. Мы поставим их в большой хоровод. Какой замечательный хоровод получился! Какие все матрешки нарядные! Как красиво все ребята украсили сарафаны у матрешек. Давайте и сами теперь встанем в хоровод.
Танцуют под «Веселый хоровод»(муз. С. Железнова и Е. Железновой).
Педагог читает стихотворение К. Липатовой.
Ах, матрешечка – матрешка,
Аленький платочек,
Сарафан в цветочек!
Мы тебя украсили,
Мы тебя раскрасили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Педагог. Вы настоящие мастера. Все матрешки очень красивы. Вы сделали замечательные подарки для своих мам!
Педагог раздает детям тканевые мешочки, предлагает внимательно рассмотреть и потрогать их руками.
Педагог. Ребята перед вами чудесные мешочки. Всем очень хочется узнать, с чем сейчас начнем играть.
2. Дидактические игры и упражнения.
Задание на счет
Педагог. Ребята, развяжите мешочки и посмотрите, что же в нутрии. (Матрешка). Какие они? (Красивые). Посчитайте, сколько матрешек в мешочке. (Много матрешек).
Любят матрешки хороводы водить. Поставьте матрешек в ряд друг за другом.
Дети выполняют задание.
Педагог. А теперь постройте матрешек парами. Пара – это сколько? (Это две). Верно, пара – это значит два. В нашем случае – две матрешки. Все матрешки стали парами? (ответы детей). Сколько осталось без пары (Одна).Сколько пар получилось (Две).
Задание на закрепление знаний о геометрических фигурах.
Педагог. Положите перед собой круг и расставьте матрешки по краям круга.
Дети расставляют матрешек по краям круга.
Педагог. Теперь возьмите в руки квадрат, положите его перед собой и расставьте матрешек по углам квадрата: по одной матрешке в каждый угол.
Дети выполняют задание.
Педагог. Сколько матрешек заняли места в углах квадрата (Четыре матрешки). Сколько углов у квадрата? Уберите квадрат и положите перед собой треугольник.
Дети выполняют задание.
Педагог. Расставьте матрешки по углам треугольника.
Дети выполняют задание.
Педагог. Сколько всего матрешек вместили углы треугольника? Сколько углов у треугольника?
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Педагог. Были у наших матрешек фотографии их подружек, да порвались. Помогите собрать целую картину из частей.
Дети составляют картинки с изображением матрешек из 3-4 частей.
Физкультминутка, зрительная гимнастика на различение цветов (по мотивам стихотворения Э. Медведевой «Матрешка»). Выполняется в положении стоя.
У меня матрешка есть,
Новая игрушка,
В желтом сарафанчике
Славная толстушка.
Найдите глазами эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан у этой матрешки. Поднимите платочек вверх и помашите матрешке.
У меня матрешка есть
Новая игрушка,
В синем сарафанчике
Славная толстушка
Найдите глазами эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан у этой матрешки.
У меня матрешка есть
Новая игрушка
В красном сарафанчике
Славная толстушка.
Найдите глазами эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан у этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх.
Дидактическая игра «Путешествие матрешки»(счет, сравнение, ориентировка в пространстве).
Педагог. Положите перед собой листы картона. Что изображено на них? (река, мост, цветы, лодка, елочка, куст с ягодами). Вот сюда- то и отправятся наши матрешки. Сначала вышла в путь одна матрешка. Она решила пойти вперед и рассмотреть как следует. Возьмите матрешку и поставьте ее перед мостом.
Дети выполняют задание.
Педагог. Дальше матрешки решили перейти на другой берег. Поставьте матрешку на мост.
Дети ставят матрешку на мост.
Педагог. Вот перешла матрешка по мостику и остановилась за ним. Поставьте матрешку за мостиком.
Дети ставят матрешку за мост.
Педагог. Подошла матрешка к елочке и решила отдохнуть в ее тени. Поставьте матрешку под елочку.
Дети ставят матрешку под елочку.
Педагог. Рядом с елочкой что растет? (Куст с ягодами). Посмотрела матрешка на елочку, потом на кустик и решила их сравнить. Какая елочка, а какой кустик? (Елочка высокая, кустик низкий). А вокруг красота! Сколько елочек? (Одна). А сколько цветов? (Много). Сколько кустов? (Один). А сколько ягод на кустике? (много). Пора звать подружек. Матрешки – сестрички, идите все сюда. Поставьте матрешек на травку.
Педагог. Решили матрешки сесть на лодочки и поплыть по реке. Посадите матрешек на лодочки.
Все матрешки поместились? Сколько всего матрешек село на лодочку? (Пять). Вот и закончилось путешествие матрешек. Вернулись все они домой. Поставьте все на свои места.
3. Практическая часть.
Педагог. А сейчас мы украсим платочки матрешек с помощью ватных палочек.
Показывает способы рисования ватными палочками. Дети рисуют ватными палочками горошины на платках матрешек.
Итог (Рефлексия).
Педагог. Молодцы ребята! Красивые у вас платочки для матрешек получились, нарядные! Каким материалом вы рисовали? (ватной палочкой). Чем мы сегодня еще занимались? (Играли с матрешками, считали их и путешествовали с ними).