Проект: Работа над формированием теплых, построенных на любви и заботе отношений.
Проект: Работа над формированием теплых, построенных на любви и заботе отношений.
Любовь, может принимать самые разные формы: эмоциональная близость, стабильная и безопасная атмосфера в семье, внимание к потребностям, искренний интерес к жизни и интересам ребенка, одобрение и признание успехов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект: Работа над формированием теплых, построенных на любви и заботе отношений.»
Работа над формированием теплых, построенных на любви и заботе отношений
Зачем? Дети могут познать и осознать вещи типа заботы и уважения только на собственном примере. Когда дети чувствуют, что их любят, они сами начинают проявлять любовь и прислушиваться к ценностям и советам родителей.
Как? Любовь может принимать самые разные формы: эмоциональная близость, стабильная и безопасная атмосфера в семье, внимание к потребностям, искренний интерес к жизни и интересам ребенка, одобрение и признание успехов.
Практические подсказки:
Проводите больше времени вместе. Можно придумать семейную традицию, которая будет интересной для детей и родителей. Некоторые родители, например, обязательно читают детям перед сном, не потому, что это необходимость, а потому, что это проявление близости между членами семьи. Другая распространенная практика – совместные графики планов на неделю, обсуждение расписания друг друга и уважительное к нему отношение. Например, можно каждую вторую субботу месяца отводить под совместные поездки за город или выстраивать недельный график так, чтобы запланировать поход в кино;
Разговаривайте содержательно. Каждый раз, когда у родителей и ребенка есть время, его можно с пользой потратить на содержательных и интересных диалог, из которого можно узнать много подробностей о состоянии ребенка. Не стесняйтесь задавать действительно интересные вопросы, например «Что было самой приятной частью дня? А что самой трудной?», «Было ли что-то, что тебя порадовало сегодня?», «Что полезного и интересного сегодня удалось почерпнуть в школе?».
Создание образца для подражания
Зачем? Дети познают окружающий мир через поведение взрослых и перенимают ту модель поведения, которая кажется им наиболее удобной, простой и постоянно доступной. При этом ребенок перенимает ее у взрослого, которого уважает, чаще всего это — родители.
Как?Родителям нужно очень пристально обращать внимание на свое поведение: достаточно ли они честны и справедливы в отношении других, как они решают сложные конфликтные ситуации, что происходит, когда негативные эмоции преобладают и т.д. Никто не идеален постоянно, вот почему важно признавать ошибки, извинятся и говорить об этом с детьми, показывая пример ответственности и понимания. Дети будут хотеть становиться похожими на своих родителей и в точности копировать поведение, привычное в маленьком семейном социуме, поэтому образец уважения и понимания очень важен.
Практические подсказки:
Участвуйте вместе с ребенком в общественной работе или других волонтерских проектах, способных показать важность и способы помощи обществу;
Будьте честны и объективны: совершая ошибку, признайтесь в этом себе и ребенку, объясните, почему так произошло, расскажите, что в дальнейшем попытаетесь приложить усилия чтобы подобная ситуация не повторялась;
Общайтесь с другими: иногда появляются сложности с формированием каких-то идей или моделей важных этических примеров. В таких ситуациях всегда можно поговорить с кем-то, кому вы доверяете и кого уважаете;
Заботьтесь о себе независимо от обстоятельств. Отправляясь на прогулку, на занятие или домой после работы, позаботьтесь о том, чтобы найти минутку избавиться от стресса. Ваше поведение влияет на близких, в том числе и на семью, поэтому забота о себе – это еще и забота об окружающих, как ни парадоксально.
Забота о других – приоритетная цель
Зачем? Для детей очень важно слышать от родителей, какие вещи являются более значимыми, и понимать почему. В данном случае забота о других более ценна, чем забота о личностном благополучии и дети должны осознавать это. Вопреки тому, что многие родители утверждают, будто забота имеет более высокий приоритет, чем благополучие, многие дети просто не слышат этого посыла.
Как? Большая часть вещей, связанных с заботой о других, требует от детей высоких этических качеств, которые порой трудно даются ребенку. Поэтому необходимо объяснить важность этих моральных принципов, которые стоит выполнять, несмотря на сложности и отсутствие примеров среди сверстников.
Практические подсказки:
Ежедневные повторения каких-то важных идей помогут ребенку не сбиваться с пути. Например, вместо того чтобы говорить «самое важно – чтобы ты был счастлив», попробуйте говорить ребенку «самое важное – чтобы ты был добрым и хорошим человеком»;
Узнайте у людей, контактирующих с детьми вне дома, как они себя чувствуют, как ведут со сверстниками, какие поведенческие особенности бросаются в глаза. Это могут быть учителя, тренеры, репетиторы и другие взрослые, которые проводят время с ребенком;
Поощряйте и развивайте в детях чувство ответственности, обсуждая решения и последствия, которые могут повлечь за собой те или иные решения ребенка.
Обеспечение детям условий для практического применения «навык заботы»
Зачем? Дети нуждаются в практическом проявлении благодарности и заботы о других – для них это способ выразить признательность многим людям за вклад в их жизни. Согласно исследованиям, люди, которые привыкли выражать благодарность, с большей долей вероятности проявляют щедрость, сострадание, легче прощают и чувствуют себя более счастливыми и здоровыми.
Как? Изучение благодарности и заботы в некотором роде похоже на обучение игре на музыкальном инструменте. Ежедневное повторение, будь то помощь другу в уроках, помощь в классе или другие попытки помочь тому, кого ребенок ценит. Хорошая практика – проводить семейные встречи, которые дают детям возможность помочь решить семейные проблемы, такие, как ссоры между братьями и сестрами, конфликты между родителями и ребенком и т.д. Вовлечение детей в принятие решений по улучшению семейной жизни учит перспективным и полезным навыкам решения проблем, и способствует максимальной откровенности, ведь ребенок принимает участие в создании семейной атмосферы.
Практические подсказки:
Поговорите с детьми о заботе и справедливости, о ситуациях, с которыми они сталкивались в школе и которые огорчили ребенка своей несправедливостью и нечестностью. Попросите объяснить, чем именно вызвана негативная реакция ребенка и как, по его мнению, следует вести себя в ситуациях, связанных с нечестностью;
Благодарите детей и учите детей благодарить тех, кто сделал что-то для них или для семьи. В вопросах благодарности работает тот же принцип личного примера, поэтому поощряйте благодарность другим членам семьи, учителям, друзьям и другим людям, которые вносят вклад в жизнь детей.
Расширение круга людей, о которых заботится ребенок
Зачем? Практически все дети сопереживают и заботятся о маленьком круге семьи и друзей. Задача заключается в том, чтобы помочь детям научиться испытывать сопереживание и заботиться о ком-то за пределами этого круга, например о новом однокласснике, соседском ребенке, который испытывает какие-то трудности или просто о ком-то на другом конце земного шара.
Как? Важно, чтобы дети учились увеличивать и уменьшать масштаб, в рамках которого ребенок может повлиять на жизнь других. Дети также должны рассмотреть вопрос о влиянии их решений на окружающих. Например, нарушая школьные правила, ребенок показывает, как просто это делать и подталкивает других к подобному.
Практические подсказки:
Дети сталкиваются со сложными ситуациями. Поощряйте детей в их внимании к чувствам других детей, дайте несколько советов, как можно было бы помочь другому ребенку, над которым смеются в школе;
Используйте случаи из масс-медиа как примеры несправедливых и справедливых ситуаций и повод, чтобы поговорить о трудностях.
Объясняйте ребенку, как важно умение слушать и обдумывать услышанную информацию без поспешных выводов.
Помощь в самоконтроле и управлении эмоциями
Зачем? Часто способность заботиться о других подавляется гневом, чувством стыда, зависти, или другими негативными эмоциями.
Как? Можно рассказать детям, что все чувства в нормальны, но некоторые из них являются деструктивными. Дети нуждаются в помощи взрослых в обучении контролю эмоциями.
Практические подсказки:
Рассказывайте детям об их негативных чувствах, о разочаровании, печали, гневе и объясняйте, почему стоит говорить о них и делиться, откуда они возникли;
Обучите ребенка трем простым шагам для контроля эмоций: остановится, сделать глубокий вдох и сосчитать до пяти. Попробуйте этот способ, когда ребенок спокоен, а в ситуациях, когда он испытывает негатив, напомните об этом способе и повторите его вместе с ребенком;
Рассматривайте вместе с ребенком конфликты и думайте, какие есть пути их решения, учитывая чувства друг друга;
Используйте родительский авторитет мудро, чтобы установить рамки и объяснить их необходимость. Ребенку будет гораздо легче принять ограничения, зная, что они продиктованы заботой и любовью, а не абстрактными причинами родительского подавления.