Данный педагогический проект буден полезен педагогам в работе с детьми младшего дошкольного возраста, а также родителям, т.к. в проекте указаны основные направления и способы работы для формирования и развития сенсорных эталонов. Также материал будет полезен и интересен педагогам, ищущим различные формы взаимодействия с родителями
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Путешествие в страну Сенсорику"»
Педагогический проект: «Путешествие в страну Сенсорику"
Авторы: Глебова С.В., Тетерина Н.Л.
Описание: Данный педагогический проект буден полезен педагогам в работе с детьми младшего дошкольного возраста, а также родителям, т.к. в проекте указаны основные направления и способы работы для формирования и развития сенсорных эталонов. Также материал будет полезен и интересен педагогам, ищущим различные формы взаимодействия с родителями.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения в школе, связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия. В результате, возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Таким образом, сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Поэтому задача сенсорного развития детей в младшем дошкольном возрасте, является одной из наиболее актуальных.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Отсюда вытекает проблема – какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр, как средства формирования представлений о сенсорных эталонах.
Предварительная работа с детьми данной возрастной группы, выявила недостаточный уровень представлений и знаний детей о форме, цвете, величине, положении в пространстве, времени и т. п., а также недостаточные представления родителей воспитанников о значении сенсорного развития. Так и появилась идея разработки и реализации проекта, который поможет развить сенсорно – математические представления у детей, и позволит расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Решение данной проблемы формирует цель данного проекта: формирование и развитие сенсорно – математических эталонов у воспитанников раннего возраста.
В соответствии с выявленной проблемой и поставленной целью, были сформулированы следующие задачи проекта:
• Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития детей раннего возраста;
• Содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей посредством игровых технологий;
• Формировать у детей зрительные способы обследования предметов, цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам.
• Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста;
• Разработать систему игр, обеспечивающих последовательное развитие сенсорных навыков в условиях игровой деятельности;
• Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению с данной темой.
• Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
• Учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел;
• Обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
• Развитие познавательных процессов, мелкой моторики, памяти, внимания и воображения у детей.
Новизной проекта станет использование информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности сенсорного воспитания, а также использование подручных материалов для формирования сенсорно - математических представлений у детей. Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Сроки реализации: среднесрочный: апрель– май 2015г.
Тип проекта: познавательно - игровой.
Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, родители, воспитатель Глебова С.В., Тетерина Н.Л.
По количеству участников: коллективный.
Форма организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Необходимое оборудование и материалы:
компьютер, книги, иллюстрационный материал, аудиозаписи, атрибуты для сюжетно – ролевых игр, цветная и белая бумага, карандаши, краски, пластилин.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная, познавательная, музыкально-художественная.
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта:
Создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.
Основные принципы реализации проекта:
- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);
- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
- Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
- Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.
Предполагаемый результат:
• Положительная динамика мониторинга формирования сенсорно - математических эталонов у детей младшего дошкольного возраста;
• Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр.
• Совместная работа с родителями по изготовлению и апробации методического материала и дидактических игр;
• Рекомендации для родителей по созданию благоприятных условий для проведения игр, а также консультации по их приобретению и самостоятельному изготовлению.
• Выставка дидактических игр и пособий «Интересная математика».
• Выставка совместного творчества ребят и родителей «Картины из фигур».
• Создание «Библиотеки дидактических игр», совместно с родителями.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный.
На данном этапе были осуществлены следующие мероприятия:
1. Изучение уровня знаний по теме. Диагностика детей, направленная на выявление уровня развития сенсорно – математических представлений;
2. Мониторинг диагностики детей;
3. Составление плана работы по реализации проекта «Формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста»;
4. Создание предметно - развивающей среды по теме проекта;
5. Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов, аудио и видеозаписей по данной теме;
6. Подготовка консультаций, сообщений и методических пособий для родителей;
7. Взаимодействие с родителями:
• Совместное изготовление дидактических игр «Найди заплатку к зонтику», «Корабли», «Матрешки», «Открой коробочку» и др.;
• Создание родителями карт - схем к настольно- печатным играм «Головоломка», «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает» и т.д.
• Помощь в создании и оформлении выставки
8. Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме;
9. Изучение опыта других образовательных учреждений.
Для того чтобы определить у воспитанников уровень представлений и знаний детей о форме, цвете, величине, положении в пространстве, времени и т.п. я использовала целевые ориентиры, прописанные в ФГОС, определяющие уровень освоения сенсорно - математических эталонов в этом возрасте.
Материалы, используемые для диагностики детей, а также бланки для проведения индивидуального анализа умений и навыков детей 2 – 3 лет,
представлены в Приложении 1 и 2.
2. Основной. На данном этапе провелась вся практическая работа, с целью получения качественного результата данного проекта. А именно:
Беседы с детьми, отгадывание загадок;
Рассматривание иллюстраций, открыток, книг на данную тему;
Чтение художественной литературы и заучивание считалок;
Чтение детьми стихотворений;
Проведение дидактических, сюжетно – ролевых игр, подвижных, беговых и пальчиковых игр;
Театрализованная деятельность, в т.ч. совместно с детьми;
Выставки «Картины из фигур» и «Интересная математика».
Инсценировка «Как фигуры подружились»;
Консультации для родителей на тему: «Значение сенсорного развития в раннем дошкольном возрасте» и «Комплекс игр для развития сенсорно- математических эталонов.
Творческо-продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация (совместная работа детей с родителями), самостоятельная деятельность детей;
Просмотр развивающего м\ф про рыбку Малыша из серии «Геометрические фигуры. Квадрат. Треугольник».
Прослушивание и разучивание музыкальных произведений.
Деловая игра с родителями: «Как познать мир математики?». Проведение родительского собрания, разработка рекомендаций и пособий для родителей.
3. Заключительный. На этом этапе представлено портфолио проекта, оценена результативность проделанной работы, представлен продукт проекта.
Содержание проекта по образовательным областям ФГОС ДО
Познавательное развитие:
1. Беседа с детьми «На какую фигуру похож предмет».
2.Чтение математических сказок - рассказов.
3. Дидактические игры «Геометрическое лото» «Открой коробочку», «Что внутри?», «Волшебный сундучок», «Один - много», «Подбери по размеру».
4. Рассматривание иллюстраций в книге А. Тимофеевского «Геометрия для самых маленьких»,
К. Крот «Большой не маленький».
5. Просмотр мультфильма про рыбку Малыша из серии «Геометрические фигуры. Квадрат. Треугольник».
6. Рассматривание тематических альбомов, книг и иллюстраций.
2. Аппликация «Составь фигуру», «Домик для зайчика» и др.
3. Лепка «Нанижи бусы на ниточку», «Ягодка для Анечки», « Грибок для ёжика», «Разноцветные мячи».
4. Продуктивная деятельность-аппликация «Овощи на тарелке».
5. Экспериментирования деятельность: «Оттиски»
6.Театрализованные представления «Теремок», «Колобок».
7.Прослушивание и заучивание «Часики», «Мышки», «Тучка».
8. Настольный театр «Три медведя»
Речевое развитие:
1. Отгадывание загадок на тему: «Геометрические фигуры», «Загадки на цвета».
2. Чтение художественной литературы А. Барто «Мяч», «Бычок» и др., С.Я. Маршак «Сборник произвеюдений», Г.Скребицкий «Белка», «Заяц»; К. Эрик «Резиновые утята», И. Токмакова «Ходит солнышко по кругу», «Поиграем?», М. Пляцковский «Стрекоза»и др., Г. Сташевская «Цвет, величина, форма»., Громова О., Павлова Л. "Еще про зайку" и др.
5. Физкультминутка «А часы идут - идут», «Бабочка», «Будем прыгать и скакать».
6. Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Кошки - мышки», «Кто где?», «Пальчики - мальчики» и др.
Данный проект «Путешествие в страну Сенсорику» был успешно осуществлен в период с октября 2014 года по май 2015 года, и работа в направлении данной темы продолжается по настоящее время.
В конце учебного года была проведена повторная диагностика, по которой стало возможно определить эффективность проделанной работы.
Исходя из результатов повторной диагностики, можно утверждать, что данный способ формирования сенсорно - математических представлений эффективен.
Проект поспособствовал развитию сенсорно – математических представлений, уточнить и закрепить представления о геометрических формах, времени, основных цветах и положении в пространстве. Разнообразные ситуации, применяемые в данном проекте, у воспитанников пробуждают интерес, любознательность, формируют внимание.
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы новые игры. Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр, поскольку с помощью игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!
Реализуя данный проект, я постаралась помочь каждому ребенку расширить свой кругозор на базе ближайшего окружения, а также создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Данный проект предоставил каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. Постепенно, проект из познавательно - игрового, превращался в социально – личностный: дети стремились поделиться полученной информацией. В свою очередь, у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Список используемой литературы:
1. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Бабаевой Т.И., А.Г. Гогоберидзе – М.: Издательство «Детство – пресс», 2014.
2. ФГОС ДО: практика реализации. – М.: Издательство «Учитель», 2014.
3. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2007;
4. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 2005;
5. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. – М.: «Цветной мир», 2012.
7. Михалевская И. А., Мастеркова Е. А. Большая хрестоматия для дошкольников. – М.: Мой мир, 2008.
8. Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.
9. Петрова И.В. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. – М.: «Сфера», 2012.
10. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
11. Сборник русских народных сказок. Под ред. Р. Кобзарева. – М.: Издательство «Алтей»,2012.
12. Соболева А. В., Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000