Проект по трудовому воспитанию "Посеешь привычку-пожнешь характер"
Проект по трудовому воспитанию "Посеешь привычку-пожнешь характер"
Огромную роль в формировании личности играет трудовое воспитание детей дошкольного возраста.Любое приобретение в жизни это результат сформировавшейся привычки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект по трудовому воспитанию "Посеешь привычку-пожнешь характер"»
УТВЕРЖДАЮ:
(куратор)
Старший воспитатель
МБДОУ детский сад №70
«Центр развития ребенка «Светлячок»
__________________Л.Н. Иванчик
«_____» ___________ 2018 г.
.
Паспорт проекта
«Посеешь привычку-пожнешь характер»
Идентификационный номер ______________________________
ПРИНЯТО К ИСПОЛНЕНИЮ:
(руководитель проекта)
воспитатели
МБДОУ детский сад №70
«Центр развития ребенка «Светлячок»
_______________________Гушт Р.З,
«_____» ___________ 2018 г.
Общие сведения о документе
Основание для составления документа:
постановление Правительства Белгородской области от 31 мая 2010 года №202-пп «Об утверждении Положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области», в целях создания благоприятных условий для воспитательно-образовательной работы с детьми, повышение творческой активности воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации. Для определения эффективности педагогического воздействия в поддержания интереса к трудовой деятельности используя методы проблемного обучения, игровые и образовательные ситуации, в ходе трудового процесса
Назначение документа:
регламентация взаимодействия между основными участниками проекта, закрепление полномочий и ответственности каждой из сторон в связи с реализацией проекта.
Трудовое воспитание (в соответствии с ФГОС ДО ) - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности, в повседневном общении на основе интеграции образовательных областей «Социально-комуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом дошкольного образования и предусматривающий активное участие каждого дошкольника в различных видах деятельности совместно со взрослыми.
Количество экземпляров и место хранения:
выпускается в 2-х экземплярах, которые хранятся у руководителя проекта, куратора проекта.
Содержание:
Группа управления проектом
Основание для открытия проекта
Цель и результат проекта
Ограничения проекта
Критерии оценки и характеристика проекта
Группа управления проектом
Название организации
ФИО,
должность, контактные данные представителя
Наименование и реквизиты документа, подтверждающего
участие представителя в проекте
Координирующий орган:
Общее собрание коллектива МБДОУ детский сад №70 «Центр развития ребёнка «Светлячок»
Формальное основание для открытия проекта: Направление Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №70 "Центр развития ребенка «Светлячок" на 2010 -2015 годы
Цель и результат проекта
Измеримая цель проекта:
Цель проекта:
Формирование положительного отношения к труду, осознанной потребности трудиться. Создание благоприятных условий для экологического, нравственного, трудового воспитания дошкольников через совместную деятельность детей, родителей и педагогов при реализации проекта трудового воспитания «Посеешь привычку-пожнешь характер!»
Задачи проекта:
- формирование положительного отношения к труду, трудовых навыков, положительного взаимоотношения ребенка с взрослым и сверстниками, воспитание уважения к труду и людям труда, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
- приобщение дошкольников к сфере человеческого труда через раскрытие ребенку смысла труда – той пользы и радости, которую сделанные вещи, выполненная работа доставляют другим и самому ребенку;
- Воспитание устойчивого положительного отношения к труду;
- вооружение воспитанников разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Способ достижения цели:
Изучение метод литературы по теме: «Трудовое воспитание дошкольников». Разработать воспитательно-образовательную деятельность дошкольников, направленную на формирования позитивных установок к различным видам труда, смоделировать образовательный процесс в соответствии с новым стандартом, сохранив при этом положительные моменты теории и практики дошкольного образования. Анкетирование родителей на тему: «Трудовые обязанности дошкольников в семье». Изготовление памятки для родителей «О важном в трудовом воспитании»
В п.3.1 ФГОС ДО описаны требования к условиям реализации основной образовательной программы. «Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие детей во всех основных образовательных областях…». Умение планировать трудовую деятельность, определяемую педагогом, определение логической последовательности трудовых действий. Для обучения детей трудовым действиям организована пополняемая предметно-развивающая среда: центр дежурства по столовой, по занятиям, центр дежурства по экологии, необходимый инвентарь хозяйственно-бытового труда, ручного труда. Формирование предпосылок трудовой деятельности в процессе занятий с детьми разнообразными продуктивными видами деятельности. Использование современных педагогических технологий, позволяющие оптимизировать процесс обучения детей трудовым навыкам и умениям:
модели последовательности выполнения трудовых действий (умывания, закаливания, дежурства, одевания на прогулку),
модели последовательности работы в уголке природы (полив растений, перевалка или пересадка растений, уход за животными уголка природы),
модели по организации хозяйственно-бытового труда,
схемы и алгоритмы трудовых действий (на огороде, на участке),
модель трудового процесса (цель, оборудование, действия, результат),
• Схемы и алгоритмы трудовых действий на огороде, на участке (схема подготовки земли к перекопке, схема последовательности посадочных работ, схема ухода за огородные растения) (на каждую грядку с растением – своя схема).
• Общая модель трудового процесса (цель, оборудование, планирование, действия, результат).
• Кроссворды по знакомым растениям и правилам ухода за ними.
• Развивающие пособия по организации разных видов труда.
Результат проекта:
Результат:
Вид подтверждения:
- Получают и закрепляют необходимые умения и навыки в различных видах труда.
-Охотно выполняют трудовые поручения.
-Участвуют в совместной трудовой деятельности.
-Развивают познавательный интерес по теме проекта.
Педагоги продолжают освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми дома, педагогами детского сада, соц. партнёрами.
Подготавливают материал для реализации проекта. За счет участия в проекте приобретают и обогащают знания по теме проекта.
Приложение фото презентации
Задачи приобщения детей к трудовой деятельности представлены в разделах «Мир, в котором мы живем», «Природа и ребенок», «Культура быта» и др. Ручной труд-«Цветные ладошки» И.А.Лыкова.
Отчет администратора проекта
Требования к результату проекта:
Требование:
Вид подтверждения:
Определение (формулирование) актуальной для дошкольников проблемы. Постановка целей, задач, прогнозирование результатов.
Составление плана реализации проекта.
Изучение проблемы по данному вопросу через методическую литературу. Подготовка консультаций, рекомендаций для родителей.
Изготовление картотеки игр, подбор художественной литературы по данной теме, дидактических и сюжетно-ролевых игр в соответствии с возрастом детей.
Копия плана
Материально-технические ресурсы: предметно-развивающая среда в группе, игровая площадка, цветник, огород.
Копии
Деятельность детей, взаимодействие с родителями.
Организационный: Подборка материала, пособий, литературы по теме. Изготовление дидактических игр, разработка конспектов. Проявление инициативы и желания участвовать в познавательной деятельности. Помощь в подборке материала.
Отчет администратора проекта
Чтение художественной литературы, проведение бесед по теме проекта, пополнение развивающей среды. Подбор загадок, стихотворений, пословиц, поговорок. Сюжетно-ролевые игры:
Ручной труд: «Починим одежду для кукол». Изготовление макетов по плану
Оформление наглядного материала для детей: схемы «Мытье рук», «Дежурство по столовой», «Как правильно одеваться».
Трудовая деятельность:
- «Трудовой десант» - помощь в уборке участка;
- мытье игрушек в группе;
- дежурство по столовой, занятиям и в уголке природы.
Копии сценариев
Пользователи результатом проекта:
Обучающиеся дошкольных образовательных организаций старшего дошкольного возраста, педагогические работники: воспитатели, родители (законные представители) обучающихся.
Ограничения проекта
БЮДЖЕТ ПРОЕКТА (тыс. руб.):
Целевое бюджетное финансирование:
федеральный бюджет:
областной бюджет:
местный бюджет:
0
Внебюджетные источники финансирования:
средства хозяйствующего субъекта:
заемные средства:
прочие (указать):
Общий бюджет проекта:
0
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (чч.мм.гг.)
Дата начала проекта (план):
20.10.2017 года
Дата завершения проекта (план):
20.11.2017 года
Критерии оценки и характеристика проекта
КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ ПРОЕКТА
Наименование критерия
Показатель
Отклонение по бюджету (п.4)
Превышение на не более 0 руб. относительно базового бюджета проекта соответствует 15% успешности проекта
Отклонение по срокам
(п. 4):
Превышение на не более 30 дней относительно установленного срока окончания проекта соответствует 15% успешности проекта
Достижение результата проекта (п. 3.3.):
Наличие результата проекта соответствует 55% успешности проекта
Соблюдение требований к результату проекта (п. 3.4.):
Выполнение всех требований к результату проекта соответствует 15% успешности проекта
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
Территория реализации проекта
МБДОУ д/с №70
Уровень сложности проекта
Институциональный уровень (уровень образовательной организации)
Тип проекта
коллективный, практический, краткосрочный
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №70 «Центр развития ребенка «Светлячок»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
в подготовительной группе
«Посеешь привычку-пожнешь характер»
Два волка
Притча о труде для детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста основана на сюжетах о животных, сказочных героях
В каждом человеке соединяются два волка: добро и зло, трудолюбие и лень. Каждый день эти волки борются между собой, позволяя человеку работать или отдыхать, помогать или вредить.
Но кто из волков в конечном итоге побеждает? Всегда побеждает лишь тот волк, которого каждый человек кормит и лелеет
«Труд» – целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
Трудовое воспитание – привлечение детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснение его значения в жизни людей.
Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.
Гельвеций
Трудовые привычки являются устойчивой формой поведения человека и накладывают определенный отпечаток на все его действия. Кстати, слово отпечаток в переводе с греческого означает характер. Стало быть, совокупность привычек совместно с другими психическими свойствами и чертами личности и составляют характер. Недаром же говорят: «Посеешь поступок, пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер»
Актуальность проекта.
Трудовому воспитанию принадлежит важная роль в развитии личности ребенка.
К сожалению, сегодня, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания. Труд детей в детском саду становится все более эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. Важно чтобы такая работа была постоянной. И решать эту проблему сможет интегрированный метод обучения, который направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных способностей, формирование осознанного отношения к труду взрослых. В частности, метод проектов, который актуален, очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать синтезировать и применять полученные знания на практике. Метод проектов позволяет развивать у воспитанников умение действовать совместно с другими детьми, быть занятыми общим делом, реализовать субъективную позицию ребёнка в труде. Основы воспитания всех привычек и навыков закладываются в семье. Одна из основных привычек – желание и умение трудиться – не исключение. Но в современных семьях о необходимости трудового воспитания часто не воспринимаются всерьез. Родители хотят, чтобы детям жилось лучше, чем им, и освобождают от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, либо «быстрее и качественнее сделаю сам». Также выражение «подрастет — научится» часто можно услышать от молодых родителей. Ничего хорошего не получится и тогда, когда родители не помогают детям «из принципа» или, когда к труду приучают силой. Может быть, именно поэтому в последнее время часто приходится слышать жалобы родителей на то, что их сын или дочь ничего не хотят делать по дому, а также замечания педагогов о том, что многим детям не привиты элементарные трудовые навыки. Данная тенденция не только неправомерна, но и таит в себе опасность, связанную с задержкой в развитии личности ребенка. В современных условиях невозможно представить трудовое воспитание лишь в семье. Очень важно, чтобы было взаимодействие семьи и образовательных учреждений. Трудовое воспитание есть процесс вовлечения ребенка в разнообразные организованные виды домашнего и общественно-полезного труда с целью передачи ему минимума трудовых умений и навыков, развития у него творческого и практического мышления, трудолюбия и сознания человека, готового к трудовой деятельности
В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в жизни ребенка, о методике трудового воспитания, придавая особое значение словам основателя научной школы, создателя НИИ дошкольного воспитания АПН СССР А. В. Запорожца: «Центральным звеном всей этой системы (имеется в виду система всестороннего воспитания дошкольников. – Примеч. Р. Буре.), как бы связывающим в единый узел всю образовательно‑воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно‑трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности».
Поэтому необходимо:
- формирование у воспитанников общественных мотивов трудовой деятельности как наиболее ценных и значимых, устойчивых убеждений в необходимости труда на пользу обществу;
- формирование у подрастающего поколения культуры труда, навыков и умений индивидуального и коллективного труда. Трудиться на пользу обществу каждый человек может лишь тогда, когда он овладел культурой труда: умеет определить цель труда, спланировать наиболее рациональный путь ее достижения, чтобы получить результат;
- формирование уважения к труду, бережного отношения к его результатам общественной и личной собственности, воспитание уважения к людям, создающим материальные и духовные ценности;
Новизна проекта:
Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт - критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте.
Вид проекта: коллективный, практический, краткосрочный. Участники проекта: обучающиеся МБДОУ д/с №70, воспитатели, родители.
Цель проекта:
Формирование положительного отношения к труду, осознанной потребности трудиться. Создание благоприятных условий для экологического, нравственного, трудового воспитания дошкольников через совместную деятельность детей, родителей и педагогов при реализации проекта трудового воспитания «Посеешь привычку-пожнешь характер!»
Задачи проекта:
- формирование положительного отношения к труду, трудовых навыков, положительного взаимоотношения ребенка с взрослым и сверстниками, воспитание уважения к труду и людям труда, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
- приобщение дошкольников к сфере человеческого труда через раскрытие ребенку смысла труда – той пользы и радости, которую сделанные вещи, выполненная работа доставляют другим и самому ребенку;
- Воспитание устойчивого положительного отношения к труду;
- вооружение воспитанников разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный (накопление знаний).
1.Определение цели и задач проекта;
2.Разработка плана реализации проекта;
3.Подбор методической литературы для реализации проекта;
4.Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, иллюстраций; организация развивающей среды в группе и на участке.
5.Разработка конспектов мероприятий непосредственно образовательной деятельности, перспективного плана по реализации проекта.
6.Прогнозирование результата.
II этап – основной (совместная работа с детьми, родителями).
Проект «Посеешь привычку-пожнешь характер»-одна из форм приобщения обучающихся к труду, желания самому творить и раскрывать свой трудовой потенциал.
1. Систематическое приобщение к труду каждого ребенка.
2. Учет нагрузки на ребенка
3. Трудовая деятельность учитывается ими как необходимая. Только понимание важности будущего результата формирует нравственно-ценностные мотивы, побуждающие дошкольников к качественному выполнению заданий и преодолению трудностей.
4. Трудовая деятельность сопровождается процессом действий, будущим результатом, игровыми моментами.
5. Обучение приемам работы, и воспитание отношения к ней, нравственно-волевых качеств.
6. При организации труда учитывалось воспитание коллективизма.
Труд организовывается в трех основных формах: в форме поручений, индивидуальных и коллективных, дежурств и коллективной трудовой деятельности,
Научить воспитанников некоторым трудовым приемам еще не означает, что мы добились каких - то результатов, необходимо выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений систематически.
Важной задачей в организации трудовых обязательств в старшем дошкольном возрасте является формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде. Дети регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы.
Акции проводимые при участии родителей:
- акция «Чистый город» - воспитанники собирают мусор вокруг детского сада и учатся сортировать его;
- акция «Мы содержим в порядке наши книги и игрушки» - воспитанники выполняют ремонт книг, ремонт кукольной одежды, чинят машинки.
-уход за растениями в центре экологии;
- акция «Помоги птицам зимой»: в рамках данной акции обучающие совместно с родителями делают кормушки для птиц из подручных средств;
- конкурс «Новогодние чудеса» - в рамках данного конкурса будут рассматриваться новогодние поделки.
Заключительный этап:
- Дети овладели умениями, позволяющими ему выполнять содержание трудовой деятельности, которого мы
придерживались в работе по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, в уходе за растениями и
животными.
-В процессе деятельности у детей сформировались навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов.
-В процессе работы дети научились проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя.
-У детей сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу. У детей воспитан интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности.
-В процессе коллективной трудовой деятельности дети научились согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.
В подготовительной к школе группе дети продолжат развивать навыки посильной трудовой деятельности и пронесут через свою жизнь те качества, которые у них были развиты ранее при непосредственном участии педагогов.
Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.
Перспективный план реализации проекта.
Тематическое планирование по проектной деятельности
№ п/п
Содержание работы
Форма предоставления результатов
1.
Изучение метод литературы по теме: «Трудовое воспитание дошкольников»
2.
Альбомы «Семейные традиции и их роль в формировании трудовых навыков».
выставка
3
Анкетирование родителей на тему: «Трудовые обязанности дошкольников в семье».
Анализ анкет
4.
Ручной труд «Организация выставки подделок совместного творчества детей и родителей»
Выставка
5.
Организация коллективных форм труда хозяйственно – бытового значения в помещении группы: стирка белья для кукол, мытьё игрушек и др
Фото материал
6.
Организация коллективных форм труда хозяйственно – бытового значения на участке группы
Ежедневно на прогулке
7.
Организация коллективных форм труда по ручному труду: починка книг, изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм.
По плану
8.
Организация дежурства в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дошкольникам (в том числе, дежурство в уголке Природы).
По плану
9.
Совместное изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Магазин»: деньги, чеки, сумки, продукты.
Развитие предметной среды
10.
Консультация для родителей воспитанников « Домашние обязанности без напоминания и с удовольствием»