kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОЕКТ по созданию в дошкольном учреждении по речевому развитию «Расширение социокультурного простраства ДОУ на основе взаимодействия с детской библиотекой».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодейчтвие детского сада с библиотекой  проект разработан в дошкольном учреждении 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ по созданию в дошкольном учреждении по речевому развитию «Расширение социокультурного простраства ДОУ на основе взаимодействия с детской библиотекой».»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Березка»













ПРОЕКТ

по созданию в дошкольном учреждении

по речевому развитию

«Расширение социокультурного простраства ДОУ на основе

взаимодействия с детской библиотекой».















Руководитель проекта:

воспитатель Грязнова И.С.



2019 г.



Введение

«Читать — это еще ничего

не значит; что читать и

как понимать читаемое —

вот в чем главное дело».

К. Д. Ушинский

Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим культурным традициям страны и базовым жизненным ценностям народа, а также способствует развитию и становлению всесторонне развитой личности, формированию у подрастающего поколения духовного и нравственного начал. Ощутимую помощь в этом может оказать взаимодействие детского сада и учреждений культуры: библиотек, музеев, театральных студий, домов творчества и так далее.

Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Защита чтения детей, поддержка интереса к нему встала в ряд задач государственной важности. А также повышенное внимание педагогов дошкольных учреждений к проблемам социализации и развития общей культуры воспитанников продиктовано изменением социально – экономических условий. В ситуации острого дефицита общения, снижения востребованности высокохудожественных книг, фильмов, невысокого уровня культурных ценностных запросов многих семей педагоги и родители испытывают затруднения в воспитании детей культурными и социально – активными.

Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества.

Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он научился вполне успешно складывать из букв слова, из слов - предложения. И нам необходимо помочь ребенку полюбить книгу, в которой открывается новый замечательный, чудесный мир.

Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка стало взаимодействие с библиотекой.

Особая роль библиотеки раскрывается в непосредственном участии в жизни детского сада, предоставлении разнообразной информации о всех аспектах его жизнедеятельности; в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию местных культурных традиций, приобщению членов местного сообщества к культурному наследию; в обеспечении возможностей для их творческого развития, реализации жизненных планов и интересов. Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

Актуальность

Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге. Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу. Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит детской библиотеке. Именно детская библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям — дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести в действие.

Совместно с сотрудниками библиотеки мы обсуждали цели и задачи предстоящей работы. Разрабатывали план совместной деятельности, уточняли особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе детской библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников.

Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

Проект позволит интегрировать сведения из различных областей знаний, связан с речевой деятельностью, кроме того, открывает большие возможности в организации совместной творческой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Проблема

В настоящее время одной из самых наболевших проблем современного общества является проблема не читающей молодежи. Каждый человек должен понимать, чего он лишается, не читая книг. По сравнению с предыдущими поколениями, нынешняя молодежь имеет совершенно иные нравственные ориентиры и культурные ценности, а желание познавать жизнь через увлекательный мир литературы разных народов, вытесняется другими интересами.

Во-первых, последствия этой проблемы могут оказаться плачевными не только для самого человека, но и для общества и страны в целом.

Во-вторых, отсутствие грамотности, отсутствие духовного развития и воображения - не менее печальные последствия, приводящие к деградации.

Однако, не читающие люди лишены всего этого. Если наши современники еще в состояние изменить ситуацию в лучшую сторону, то поколение наших детей не сможет этого сделать, так как будет равняться на своих родителей. Утрата ценности чтения - это колоссальнейшая потеря, которую никакое другое занятие восполнить не сможет. Допущение ее может привести также к утрате национального самосознания, сделав из народа настоящих животных.

«Программа воспитания в детском саду» ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Детское дошкольное учреждение как раз знакомит детей с лучшими произведениями и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Конечно, это очень сложная задача – донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо.

Новизна проекта:

Установление взаимодействия детей, родителей, сотрудников библиотеки и педагогов в решении проблемы воспитания интереса к чтению у старших дошкольников.

Цель проекта:

Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с детской библиотекой

Задачи реализации проекта:

1.Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.

2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».

3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.

4. Развивать познавательный интерес у детей к объектам и явлениям окружающего мира, формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления.

5.Формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг, развивать литературную речь, художественное восприятие и эстетический вкус, расширять кругозор детей.

Вид проекта: (образовательный и социально - просветительский)

Участники проекта: педагоги группы № 22, родители, воспитанники группы № 22 МАДОУ «Березка», сотрудники детской библиотеки.

Формы осуществления преемственности:

экскурсии в библиотеку;

знакомство и взаимодействие с библиотекой;

посещение мини-музея библиотеки;

выставки рисунков и поделок;

участие в театрализованной деятельности

совместные праздники;

участие в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности.

Этапы проекта

Подготовительный этап:

Цель: определение целей и форм взаимодействия с детской библиотекой;

анализ объектов социума для определения целесообразности;

установления социального партнерства;

установление контактов с организацией;

определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.

Практический этап:

Цель: реализация сотрудничества с детской библиотекой;

составление договоров о творческом сотрудничестве между детским

садом и детской библиотекой.

Завершающий этап:

Цель: оформление результатов проекта презентаций, представление

презентации проекта детям, родителям, педагогам.

подведение итогов социального партнерства.

определение эффективности, целесообразности, перспектив

дальнейшего сотрудничества с детской библиотекой.



Основные принципы и подходы

к формированию речевого и познавательного развития.

Принцип личностно-ориентированного общения системности, последовательности и непрерывности (мероприятия с детьми проводятся систематически, с обязательным закреплением полученных знаний в совместной деятельности) сотрудничество (тесное взаимодействие с семьей, сотрудниками детской библиотекой, педагогами).

Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных, речевых, художественно – эстетических интересов.

Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к окружающему миру: воспринимать, подражать, комбинировать, рисовать, инсценировать, драматизировать, слушать, рассматривать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с окружающим миром, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, художественно – эстетического развития, речевого и познавательного развития, наглядно – образный принцип (всегда присутствует оформленная выставка книг, книжные уголки в группе ДОУ).

Срок реализации проекта: (Сентябрь – Август 2019 – 2020 г.)

Предполагаемые результаты:

1. Пробудить у детей интерес к общению с книгой.

2. Научить детей (с опорой на прочитанное произведение) различать доступные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

3.Расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека.

1. Приобретение педагогами нового опыта по развитию интереса к художественной литературе дошкольника.

2. Пополнить развивающую среду в группе детского сада.

3.Сформировать банк методических материалов по теме проекта.

4. Повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

5.Установление тесного сотрудничества между социальными партнерами: педагогом, родителями и библиотекой, в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.

6. Привлечение к пополнению предметно-развивающей среды по художественной литературе в группе.

7. Участие в совместных мероприятиях по художественной литературе

Условия реализации проекта:

Главное, считаем мы, помочь сформировать эмоционально положительное отношение детей к окружающему миру, мотивировать к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.

Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Привить ребенку любовь к чтению – в этом видят свою основную цель педагоги дошкольного образовательного учреждения и сотрудники детской библиотеки. Книги сопровождают человека с первых лет жизни. Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие современного ребенка. Часы, проведенные в библиотеке, хорошее подспорье для родителей и детей.





Материально-техническая база:

Предметно-пространственная среда отвечает современным требованиям и содержит:

- книжный уголок в группе;

- уголок театрализации;

- уголок ряженья;

- наглядный и демонстрационный материал: альбомы, презентации,

- иллюстрации, фотографии, картины писателей и поэтов;

- библиотека книг художественной и познавательной литературы;

- ИКТ.

Методическое:

- теоретическая и методическая литература;

- периодическая печать;

- материалы по передовому педагогическому опыту.

Информационное обслуживание проекта:

- фотоотчёты;

- публикации в СМИ.

Основные формы и режим занятий:

Реализация данного проекта будет осуществляться в рамках посещения детской библиотеки. Состав посещения не ограничивается какими-либо рамками и требованиями к участникам. В него практически могут входить все желающие. Наша задача – заинтересовать посещением детской библиотекой всех. Посещения проводятся в соответствии с перспективным планом.







Составление плана совместных мероприятий на учебный год:

Сентябрь

«Дом книги» (экскурсии в библиотеку, знакомство с профессией библиотекаря).

Октябрь

Праздник осени. «Осенний листопад».

Рисуем осень под музыку.

Ноябрь

«В гости к дедушке Корнею» (викторина по произведениям К.И.Чуковского).

Декабрь

«День рождения Деда Мороза».

Январь

«Как- то в тихий вечерок девушки гадали…».

Февраль

К дню Защитника Отечества.

Март

«Нет на свете никого мамочки милее».

Апрель

«Книжкина больничка» -ремонт книг.

Май

«Праздник со слезами на глазах» (выставка рисунков детей, посвященных Дню Победы.).

«Вспомним правила дорожного движения» (викторина ).

Июнь, июль

«Сказка- ложь, да в ней намёк…».







Содержание деятельности

Работа с детьми:

Базовой основой для формирования у детей дошкольного возраста культуры речи выбрано приоритетное направление – знакомство дошкольника с художественным словом.

Художественное слово помогает ребёнку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.

Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, формирует нравственные начала.

Произведения художественной литературы раскрывают перед дошкольниками мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети постепенно начинают замечать настроение близких и окружающих людей. И у дошкольников начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости и т.д.

Художественное слово, в котором заключена глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает ребёнку понять красоту звучащей родной речи и одновременно формирует его эстетические представления.

Работа с родителями:

Выделение художественной литературы как средства всестороннего воспитания детей актуализируется современной ситуацией становления новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию ФГОС. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях ДОУ.

Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями.

С целью установления контактов с семьёй для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе разработана система сотрудничества педагогов и родителей.

Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.

Разные формы сотрудничества с родителями воспитанников включает 3 этапа:

1. Просвещение родителей, формирование мотива сотрудничества.

2. Реализация системы сотрудничества с родителями по развитию навыков чтения старших дошкольников, установление с ними партнёрских отношений.

3. Анализ эффективности мероприятий, которые будут проводиться в летний период.

Ожидаемые результаты:

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа всех участников проекта — детей, родителей педагога и детской библиотеки по формированию социальной компетентности у детей старшего возраста мы сможем повысить уровень усвоения социальной информации, а именно знание традиций праздников своей семьи, о добре и зле, дружбе, элементарных основ ЗОЖ, о труде взрослых и разных профессиях, этические качества.

Читать книги полезно потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения порой люди начинают меняться в лучшую сторону.

У детей сформировать интерес к книге, потребность в чтении (слушании) книг, улучшить восприятие, память, речь;

повысить интерес родителей к данной форме обучения и развития дошкольников: записать своих детей в библиотеку;

тесному контакту всех субъектов педагогического процесса, формированию детско-взрослого сообщества, позитивные взаимоотношения с окружающими людьми.

Сотрудничество с детской библиотекой, по нашему мнению, это эффективный способ оказания помощи семье и ребенку в социализации с ориентацией на основные ценности отечественной культуры.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Продолжать слушать литературные произведение формировать у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.

Всё это необходимо делать для того, чтобы

- формировать интерес и потребность в чтении (восприятии ) книг;

- развивать литературную речь, художественное восприятие и

эстетический вкус, расширять кругозор воспитанников;

- формирование у детей ценностных ориентиров путем знакомства

скультурой и традициями родной страны, осознание дошкольниками

семейной, гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств.

В заключении хотелось бы сказать, перефразировав известную поговорку – «Чтение свет, а не чтение тьма!»

Тесный контакт библиотеки с детскими садами и родителями, несомненно, активизирует в дошкольнике будущего читателя. Нас радует положительная динамика роста численности читателей, повышение их спроса на книжную продукцию и периодику.

Заключение

Реализация социального проекта по взаимодействию ДОУ с детской библиотекой позволит:

- расширить детскую и взрослую аудиторию библиотеку (в том числе руководителей детского чтения – родителей, воспитателей, ДОУ);

- укрепить имидж детской библиотеки как открытого и доступного центра развития творческого потенциала ребёнка;

- внедрить новые формы работы;

- укрепить связи ДОУ с детской библиотекой, родителями, направленными на всестороннее развитие детей и семейных чтений;

- формировать модели взаимодействия внутри ДОУ - РЕБЁНОК - РОДИТЕЛЬ - ДЕТСКИЙ САД - ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА.

Информационные ресурсы:

1.Боголюбская М.К., Шевченко В.В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». М., 1966г.

2.Васильева М.А. Программа воспитания и обучения детей в детском саду.

« От рождения до школы» М., 2010 г.

3.Гербова В.В «Приобщение детей к художественной литературе», М, 2005г.

4.Гербова В.В. «Учусь говорить». М., 2003г.

5.Гербова В.В. Книга для чтения дома и в детском саду. М., 2006г.

6.Гербова В.В., Комарова Т.С. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения детей в детском саду». М., 2006г.

7.Горбушина Л.А. «Выразительное чтение и рассказывание». М., 1983г.

8.Гриценко З.А. «Положи твоё сердце у чтения», М., 2004г

9.Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…»,М.,2004г.

10.Гурович Л.М. «Ребёнок и книга», СПб., 1999г.

11.Елисеева М.Б. «Книга в восприятии ребёнка от рождения до 7 лет», М., 2008г.

12.Жуковская Р.И. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста». М., 1972г.

13.Иванова О.А «Учимся читать художественную литературу» М., 2005г.

14.Ильчук Н.П. «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет». М., 1997г.

15.Панков В.И. «Ваши помощники книги». М., 1978г.

16.Сахипова З.Г. «Читаем детям». Ленинград «Просвещение», 1987г

17.Стрельцова Л.Е «Литература и фантазия». М.,1997г.

18.Тимофеева И.Н «Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением», СПб., 2000г.

19.Ушакова О.С. «Развитие речи», М., 2000г.

20.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой», М., 1998г.
































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Грязнова Ирина Сергеевна

Дата: 19.01.2022

Номер свидетельства: 598227


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства