ПРОЕКТ по созданию в дошкольном учреждении по речевому развитию «Расширение социокультурного простраства ДОУ на основе взаимодействия с детской библиотекой».
ПРОЕКТ по созданию в дошкольном учреждении по речевому развитию «Расширение социокультурного простраства ДОУ на основе взаимодействия с детской библиотекой».
Взаимодейчтвие детского сада с библиотекой проект разработан в дошкольном учреждении
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ по созданию в дошкольном учреждении по речевому развитию «Расширение социокультурного простраства ДОУ на основе взаимодействия с детской библиотекой».»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Березка»
ПРОЕКТ
по созданию в дошкольном учреждении
по речевому развитию
«Расширение социокультурного простраства ДОУ на основе
взаимодействия с детской библиотекой».
Руководитель проекта:
воспитатель Грязнова И.С.
2019 г.
Введение
«Читать — это еще ничего
не значит; что читать и
как понимать читаемое —
вот в чем главное дело».
К. Д. Ушинский
Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим культурным традициям страны и базовым жизненным ценностям народа, а также способствует развитию и становлению всесторонне развитой личности, формированию у подрастающего поколения духовного и нравственного начал. Ощутимую помощь в этом может оказать взаимодействие детского сада и учреждений культуры: библиотек, музеев, театральных студий, домов творчества и так далее.
Современные дети предпочитают проводить свободное время за просмотром телепередач и компьютерными играми в ущерб чтению книг. В век информационных технологий, стремительного развития всемирной информационной сети ни в коей мере не должно умаляться значение книги, ее глубокого и вдумчивого чтения. Защита чтения детей, поддержка интереса к нему встала в ряд задач государственной важности. А также повышенное внимание педагогов дошкольных учреждений к проблемам социализации и развития общей культуры воспитанников продиктовано изменением социально – экономических условий. В ситуации острого дефицита общения, снижения востребованности высокохудожественных книг, фильмов, невысокого уровня культурных ценностных запросов многих семей педагоги и родители испытывают затруднения в воспитании детей культурными и социально – активными.
Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества.
Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он научился вполне успешно складывать из букв слова, из слов - предложения. И нам необходимо помочь ребенку полюбить книгу, в которой открывается новый замечательный, чудесный мир.
Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка стало взаимодействие с библиотекой.
Особая роль библиотеки раскрывается в непосредственном участии в жизни детского сада, предоставлении разнообразной информации о всех аспектах его жизнедеятельности; в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию местных культурных традиций, приобщению членов местного сообщества к культурному наследию; в обеспечении возможностей для их творческого развития, реализации жизненных планов и интересов. Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Актуальность
Проблема детского чтения очень актуальна. У многих современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге. Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей с дошкольного возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать, начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность творчески воспринимать литературу. Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит детской библиотеке. Именно детская библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям — дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести в действие.
Совместно с сотрудниками библиотеки мы обсуждали цели и задачи предстоящей работы. Разрабатывали план совместной деятельности, уточняли особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов, как в детском саду, так и на базе детской библиотеки, возможность использования книжного фонда библиотеки для занятий с дошкольниками в ДОУ и в семьях воспитанников.
Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Проект позволит интегрировать сведения из различных областей знаний, связан с речевой деятельностью, кроме того, открывает большие возможности в организации совместной творческой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Проблема
В настоящее время одной из самых наболевших проблем современного общества является проблема не читающей молодежи. Каждый человек должен понимать, чего он лишается, не читая книг. По сравнению с предыдущими поколениями, нынешняя молодежь имеет совершенно иные нравственные ориентиры и культурные ценности, а желание познавать жизнь через увлекательный мир литературы разных народов, вытесняется другими интересами.
Во-первых, последствия этой проблемы могут оказаться плачевными не только для самого человека, но и для общества и страны в целом.
Во-вторых, отсутствие грамотности, отсутствие духовного развития и воображения - не менее печальные последствия, приводящие к деградации.
Однако, не читающие люди лишены всего этого. Если наши современники еще в состояние изменить ситуацию в лучшую сторону, то поколение наших детей не сможет этого сделать, так как будет равняться на своих родителей. Утрата ценности чтения - это колоссальнейшая потеря, которую никакое другое занятие восполнить не сможет. Допущение ее может привести также к утрате национального самосознания, сделав из народа настоящих животных.
«Программа воспитания в детском саду» ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.
Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Детское дошкольное учреждение как раз знакомит детей с лучшими произведениями и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Конечно, это очень сложная задача – донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо.
Новизна проекта:
Установление взаимодействия детей, родителей, сотрудников библиотеки и педагогов в решении проблемы воспитания интереса к чтению у старших дошкольников.
Цель проекта:
Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с детской библиотекой
Задачи реализации проекта:
1.Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».
3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.
4. Развивать познавательный интерес у детей к объектам и явлениям окружающего мира, формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления.
5.Формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг, развивать литературную речь, художественное восприятие и эстетический вкус, расширять кругозор детей.
Вид проекта: (образовательный и социально - просветительский)
Участники проекта: педагоги группы № 22, родители, воспитанники группы № 22 МАДОУ «Березка», сотрудники детской библиотеки.
Формы осуществления преемственности:
экскурсии в библиотеку;
знакомство и взаимодействие с библиотекой;
посещение мини-музея библиотеки;
выставки рисунков и поделок;
участие в театрализованной деятельности
совместные праздники;
участие в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности.
Этапы проекта
Подготовительный этап:
Цель: определение целей и форм взаимодействия с детской библиотекой;
анализ объектов социума для определения целесообразности;
установления социального партнерства;
установление контактов с организацией;
определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.
Практический этап:
Цель: реализация сотрудничества с детской библиотекой;
составление договоров о творческом сотрудничестве между детским
садом и детской библиотекой.
Завершающий этап:
Цель: оформление результатов проекта презентаций, представление
презентации проекта детям, родителям, педагогам.
подведение итогов социального партнерства.
определение эффективности, целесообразности, перспектив
дальнейшего сотрудничества с детской библиотекой.
Основные принципы и подходы
к формированию речевого и познавательного развития.
Принцип личностно-ориентированного общения системности, последовательности и непрерывности (мероприятия с детьми проводятся систематически, с обязательным закреплением полученных знаний в совместной деятельности) сотрудничество (тесное взаимодействие с семьей, сотрудниками детской библиотекой, педагогами).
Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных, речевых, художественно – эстетических интересов.
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к окружающему миру: воспринимать, подражать, комбинировать, рисовать, инсценировать, драматизировать, слушать, рассматривать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с окружающим миром, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, художественно – эстетического развития, речевого и познавательного развития, наглядно – образный принцип (всегда присутствует оформленная выставка книг, книжные уголки в группе ДОУ).
Срок реализации проекта: (Сентябрь – Август 2019 – 2020 г.)
Предполагаемые результаты:
1. Пробудить у детей интерес к общению с книгой.
2. Научить детей (с опорой на прочитанное произведение) различать доступные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.
3.Расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека.
1. Приобретение педагогами нового опыта по развитию интереса к художественной литературе дошкольника.
2. Пополнить развивающую среду в группе детского сада.
3.Сформировать банк методических материалов по теме проекта.
4. Повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
5.Установление тесного сотрудничества между социальными партнерами: педагогом, родителями и библиотекой, в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.
6. Привлечение к пополнению предметно-развивающей среды по художественной литературе в группе.
7. Участие в совместных мероприятиях по художественной литературе
Условия реализации проекта:
Главное, считаем мы, помочь сформировать эмоционально положительное отношение детей к окружающему миру, мотивировать к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.
Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Привить ребенку любовь к чтению – в этом видят свою основную цель педагоги дошкольного образовательного учреждения и сотрудники детской библиотеки. Книги сопровождают человека с первых лет жизни. Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие современного ребенка. Часы, проведенные в библиотеке, хорошее подспорье для родителей и детей.
Материально-техническая база:
Предметно-пространственная среда отвечает современным требованиям и содержит:
- книжный уголок в группе;
- уголок театрализации;
- уголок ряженья;
- наглядный и демонстрационный материал: альбомы, презентации,
- иллюстрации, фотографии, картины писателей и поэтов;
- библиотека книг художественной и познавательной литературы;
- ИКТ.
Методическое:
- теоретическая и методическая литература;
- периодическая печать;
- материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта:
- фотоотчёты;
- публикации в СМИ.
Основные формы и режим занятий:
Реализация данного проекта будет осуществляться в рамках посещения детской библиотеки. Состав посещения не ограничивается какими-либо рамками и требованиями к участникам. В него практически могут входить все желающие. Наша задача – заинтересовать посещением детской библиотекой всех. Посещения проводятся в соответствии с перспективным планом.
Составление плана совместных мероприятий на учебный год:
Сентябрь
«Дом книги» (экскурсии в библиотеку, знакомство с профессией библиотекаря).
Октябрь
Праздник осени. «Осенний листопад».
Рисуем осень под музыку.
Ноябрь
«В гости к дедушке Корнею» (викторина по произведениям К.И.Чуковского).
Декабрь
«День рождения Деда Мороза».
Январь
«Как- то в тихий вечерок девушки гадали…».
Февраль
К дню Защитника Отечества.
Март
«Нет на свете никого мамочки милее».
Апрель
«Книжкина больничка» -ремонт книг.
Май
«Праздник со слезами на глазах» (выставка рисунков детей, посвященных Дню Победы.).
«Вспомним правила дорожного движения» (викторина ).
Июнь, июль
«Сказка- ложь, да в ней намёк…».
Содержание деятельности
Работа с детьми:
Базовой основой для формирования у детей дошкольного возраста культуры речи выбрано приоритетное направление – знакомство дошкольника с художественным словом.
Художественное слово помогает ребёнку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.
Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, формирует нравственные начала.
Произведения художественной литературы раскрывают перед дошкольниками мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети постепенно начинают замечать настроение близких и окружающих людей. И у дошкольников начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости и т.д.
Художественное слово, в котором заключена глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает ребёнку понять красоту звучащей родной речи и одновременно формирует его эстетические представления.
Работа с родителями:
Выделение художественной литературы как средства всестороннего воспитания детей актуализируется современной ситуацией становления новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию ФГОС. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях ДОУ.
Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями.
С целью установления контактов с семьёй для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе разработана система сотрудничества педагогов и родителей.
Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами в реализации данного проекта.
Разные формы сотрудничества с родителями воспитанников включает 3 этапа:
1. Просвещение родителей, формирование мотива сотрудничества.
2. Реализация системы сотрудничества с родителями по развитию навыков чтения старших дошкольников, установление с ними партнёрских отношений.
3. Анализ эффективности мероприятий, которые будут проводиться в летний период.
Ожидаемые результаты:
Таким образом, целенаправленная и систематическая работа всех участников проекта — детей, родителей педагога и детской библиотеки по формированию социальной компетентности у детей старшего возраста мы сможем повысить уровень усвоения социальной информации, а именно знание традиций праздников своей семьи, о добре и зле, дружбе, элементарных основ ЗОЖ, о труде взрослых и разных профессиях, этические качества.
Читать книги полезно потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения порой люди начинают меняться в лучшую сторону.
У детей сформировать интерес к книге, потребность в чтении (слушании) книг, улучшить восприятие, память, речь;
повысить интерес родителей к данной форме обучения и развития дошкольников: записать своих детей в библиотеку;
тесному контакту всех субъектов педагогического процесса, формированию детско-взрослого сообщества, позитивные взаимоотношения с окружающими людьми.
Сотрудничество с детской библиотекой, по нашему мнению, это эффективный способ оказания помощи семье и ребенку в социализации с ориентацией на основные ценности отечественной культуры.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Продолжать слушать литературные произведение формировать у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.
Всё это необходимо делать для того, чтобы
- формировать интерес и потребность в чтении (восприятии ) книг;
- развивать литературную речь, художественное восприятие и
- формирование у детей ценностных ориентиров путем знакомства
скультурой и традициями родной страны, осознание дошкольниками
семейной, гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств.
В заключении хотелось бы сказать, перефразировав известную поговорку – «Чтение свет, а не чтение тьма!»
Тесный контакт библиотеки с детскими садами и родителями, несомненно, активизирует в дошкольнике будущего читателя. Нас радует положительная динамика роста численности читателей, повышение их спроса на книжную продукцию и периодику.
Заключение
Реализация социального проекта по взаимодействию ДОУ с детской библиотекой позволит:
- расширить детскую и взрослую аудиторию библиотеку (в том числе руководителей детского чтения – родителей, воспитателей, ДОУ);
- укрепить имидж детской библиотеки как открытого и доступного центра развития творческого потенциала ребёнка;
- внедрить новые формы работы;
- укрепить связи ДОУ с детской библиотекой, родителями, направленными на всестороннее развитие детей и семейных чтений;
- формировать модели взаимодействия внутри ДОУ - РЕБЁНОК - РОДИТЕЛЬ - ДЕТСКИЙ САД - ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА.
Информационные ресурсы:
1.Боголюбская М.К., Шевченко В.В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». М., 1966г.
2.Васильева М.А. Программа воспитания и обучения детей в детском саду.
« От рождения до школы» М., 2010 г.
3.Гербова В.В «Приобщение детей к художественной литературе», М, 2005г.
4.Гербова В.В. «Учусь говорить». М., 2003г.
5.Гербова В.В. Книга для чтения дома и в детском саду. М., 2006г.
6.Гербова В.В., Комарова Т.С. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения детей в детском саду». М., 2006г.
7.Горбушина Л.А. «Выразительное чтение и рассказывание». М., 1983г.
8.Гриценко З.А. «Положи твоё сердце у чтения», М., 2004г
9.Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…»,М.,2004г.
10.Гурович Л.М. «Ребёнок и книга», СПб., 1999г.
11.Елисеева М.Б. «Книга в восприятии ребёнка от рождения до 7 лет», М., 2008г.
12.Жуковская Р.И. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста». М., 1972г.
13.Иванова О.А «Учимся читать художественную литературу» М., 2005г.
14.Ильчук Н.П. «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет». М., 1997г.
15.Панков В.И. «Ваши помощники книги». М., 1978г.
16.Сахипова З.Г. «Читаем детям». Ленинград «Просвещение», 1987г
17.Стрельцова Л.Е «Литература и фантазия». М.,1997г.
18.Тимофеева И.Н «Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением», СПб., 2000г.
19.Ушакова О.С. «Развитие речи», М., 2000г.
20.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой», М., 1998г.