Сегодня сельское хозяйство возрождается и остро нуждается в специалистах. И поэтому в данное время профессии агротехнологической направленности очень востребованы. Возможно, в будущем наши воспитанники заинтересуются этими профессиями, и им захочется посвятить себя сельскому хозяйству
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект по ранней профориентации "Юный агроном"»
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Чекрушанский детский сад»
Тарского муниципального района Омской области
Проект по ранней профориентации
«Юный агроном»
воспитатель: Тулинова М.В.
Чекрушево 2025
Пояснительная записка.
Проект составлен с учётом регионального компонента и возрастных особенностей детей. Данный проект среднесрочный, разработан на 3 месяца обучения (март-апрель-май).
В программе прослеживается интеграция образовательных областей:
• «Социально-коммуникативное развитие»;
• «Речевое развитие»;
• «Художественно-эстетическое развитие»;
• «Физическое развитие»;
• «Познавательное развитие».
Проектом предусмотрено тесное сотрудничество с социальными партнё рами через различные формы: библиотеку, социальные группы, активное участие воспитанников и родителей в подготовке и проведении мероприятий, выставок, поделок, развлечений и другое.
Проект предусматривает теоретический и практический модули.
Теоретический модуль направлен на введение детейв изучаемый материал по теме «Юный агроном».
Практическая работа на учебно-опытном участке, бесспорно, помогает детям установить связь теории и практики. Дети занимаются выращиванием различных культур, изучают и применяют простейшие агротехническиеспособы выращивания растений, учатся управлять ростом растений, наблюдать за их развитием, анализируют влияние различных факторов на рост и урожайность растений, проводят учебно-опытную работу.
Дошкольное образование – это начальное звено в системе непрерывного образования, главными направлениями развития которого являются: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Актуальность.
Для того, чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количествомпрофессий, начиная с ближнего окружения, с профессеийродителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребёнка, приобретённого им в каких-либо видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путём поддержки их начинаний, будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретёт ребёнок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.
Сегодня сельское хозяйство возрождается и остро нуждается в специалистах. И поэтому в данное время профессии агротехнологической направленности очень востребованы. Возможно, в будущем наши воспитанники заинтересуются этими профессиями, и им захочется посвятить себя сельскому хозяйству.
Воспитанники детского сада ещё далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения, учащихся в начальной школе и старших классах.
Профориентационнаяработа в этот период заключается, в основном, в проведении профессионального просвещения детей и пробуждения у них интереса к различным видам трудовой деятельности. Обучающихся необходимо постепенно вводить в огромный мир профессий, учить их ориентироваться в этом мире.
Таким образом, для того чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессийи систематизировать профессиональную ориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан проект «Юный агроном».
Проект разработан с учётом возрастных особенностей дошкольников, опираясь на приоритетные направления развития. Также, проектдаёт возможность продолжить агротехническоеобразование и в начальной школе, в последующем – в средней школе, с возможностью поступления на целевые места.
Новизна проекта.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, и опираясь на задачи ОП в соответствии с ФГОС, в программе представлены разнообразные методы работы с детьми, которые дают возможность сделать процесс ознакомления с профессией «агроном» интересным и доступным для детей.
Цель проекта: создание условий для развития у детейстаршего дошкольного возраста представлений о профессии «агроном».
Задачи проекта :
Дать детям целостное представление о профессии «агроном», и его профессиональной деятельности.
Изучить многообразие сельскохозяйственных растений и их значение в жизни человека.
Расширять у детейпредставления о растениеводстве.
Углублять знания и представления о различных группах профессии «агроном»(овощевод, садовод, цветовод и другие).
Воспитывать экологическую культуру и патриотизм, потребность в природоохранной деятельности.
Воспитывать сознательное отношение к труду сельскохозяйственных профессий, трудолюбию.
Привлекать семьи воспитанников в совместную деятельность, через разные формы работы.
Повышать педагогическую компетентность родителей по данной теме.
Методы и приёмы.
Непосредственные наблюдения в природе, экскурсии.
Трудовая и экспериментальная деятельность в уголке «Эко-лаборатория», «Огород на подоконнике» и трудовая деятельность на опытном участке – огороде на территории детского сада.
Беседы, чтение художественной литературы.
Совместная деятельность детей и взрослых.
Сюжетно – ролевые игры.
Дидактические, настольно-печатные игры.
Виртуальные экскурсии.
Презентации.
Ожидаемые результаты.
Воспитанники детского сада будут иметь представление о профессии «агроном», специфике данного вида профессиональной деятельности; о многообразие сельскохозяйственных растений и их значение в жизни человека; представления о различных группах профессии «агроном»(овощевод, садовод, цветовод и другие).
Смогут распознавать овощные, цветочные, плодовые, полевые культуры по внешнему виду; ухаживать за растениями, вести наблюдения за сельскохозяйственными растениями.
Бережно относиться к труду сельскохозяйственных профессий и трудувзрослого.
Повысится заинтересованность родителей в совместной деятельности детей.
Формы предоставления результатов:
1) Создание видео банка (познавательные презентации и виртуальные экскурсии по ознакомлению профессии «агроном»).
2) Пополнение предметно пространственной развивающей среды атрибутами для сюжетно – ролевых игр по группе профессии агроном.
3) Создание тематической зоны по компетенции «агроном».
4) Создание гербариев, коллекций образцов семян и почв.
Содержание проекта
Тема: «Овощной магазин»
«В магазине овощном фрукты, овощи кругом. Они полезны и важны, для здоровья все нужны!»
Теория.
Знакомство с профессией агроном, овощевод. Виды овощей. Игра в овощной магазин.
Тема: Викторина
«Хочешь свежих помидоров – загляни на огород: с недостатком витаминов справится овощевод».
Теория.
Закрепление знаний о профессии агроном. Знакомство с профессией овощевод. Загадки об овощах.
Практика.
Работа с муляжами овощей. Дидактические игры «Угадай по запаху», «Чудесный мешочек».
Тема: «У каждого овоща своё семечко»
Теория.
Демонстрация муляжей растений и их семян.
Практика.
Самостоятельное определение принадлежности семени к овощу
Тема: Части растения. Выполнение аппликации
Теория.
Знакомство с частями растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод.
Практика.
Выполнение аппликации на части растения.
Тема: Посадка лука на окне
Теория.
Луковичные растения. Чем отличаются луковичные растения от других. Каким образом можно выращивать лук.
Практика.
Посадка лука на окне. Посадка луковиц тюльпанов и чеснока на опытном участке на территории ДОУ.
Тема: Какие красивые полевые цветы
Теория.
Виды полевых цветов.
Практика.
Работа с гербарием, рассматривание частей растения. Зарисовка цветов.
Тема: Какие красивые цветы на клумбе
Теория.
Виды цветов для клумб. Отличие домашних цветов от полевых. Работа с карточками.
Практика.
Уход за комнатными растениями. Выращивание рассады для клумбы.
Тема: Из чего состоит цветок. Как ухаживать за цветами.
Теория.
Части цветка, уход за цветами на клумбе, какие клумбы бывают.
Практика.
Посадка рассады на клумбу.
Тема: «Макет клумбы»
Теория.
Части цветка, уход за цветами на клумбе, какие клумбы бывают, материалы для клумб
Практика.
Выполнение макета клумбы из цветной бумаги и других подручных материалов.
Тема: Работа с посевным материалом
Теория.
Подготовка семян к посадке. Сроки посева семян.
Практика.
Подготовка семян к посадке, дезинфекция и замачивание семян.
Тема: Лаборатория по исследованию воды и почвы
Теория.
Что такое почва. Какая почва пригодна для посадок.
Знакомство с лабораторной посудой и реактивами (колба, пробирка, лакмусовая бумага, марганцовка, мерный цилиндр, стеклянная палочка и др.)
Практика.
Работа с образцами почвы и воды, исследование состава методом «жгутика», определение качества воды.
Очистка и подготовка почвы к посадке.
Посадка фасоли в разные типы почв, наблюдение за её ростом.
Тема: Огородные вредители
Теория.
Виды вредителей, насекомые, сорняки.
Практика.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Тема: Охранник огорода.
Теория.
Чучело. Зачем нужен такой охранник, и от каких вредителей он спасет огород.
Практика.
Выполнение чучела из подручных материалов.
Тема: Инструменты агронома
Теория.
Инструменты и инвентарь для работы в огороде
Практика.
Обучение работы с лопатой, лейкой, граблями, и др. Техника безопасности.
Работа с мини-инструментами в «Эко-лаборатории» и «Огороде на окне».
Тема: Работа с почвой
Практика.
Рыхление почвы, очистка почвы от прошлогодней листвы, обработка земли, добавление золы и песка.
Тема: Весенние посадки, цветы
Практика.
Подготовка к высадке рассады, посадка семенного материала на клумбе, работа с дополнительным реквизитом на клумбе.
Тема: Весенние посадки, овощи
Практика.
Подготовка к высадке рассады, посадка семенного материала на грядки, посадка лука, гороха, моркови, свеклы, редиса, зелени.
Тема: Уход за растениями, полив, прополка, рыхление земли
Практика.
Полив растений, прополка, рыхление земли. Тонкости ухода за растениями.
Тема: Семечко – росток – цветок – плод.
Теория.
Систематизация знаний о развитии и росте растений.
Практика.
Изучение отличий всходов и цветоносов различных культур.
Планирование совместной деятельности с родителями.
Опрос «Что знают дети о профессиях своих родителей».
Помощь в оборудовании уголка «Юный агроном».
Совместное чтение художественной литературы с детьми дома по данной теме.
Помощь в приобретение атрибутов для сюжетно – ролевых игр (муляжи овощей, фруктов, хлебобулочных изделий, халатов, средств индивидуальной защиты и другое).
Буклет «Родителям о профессии «агроном» детям»
Сопровождение детей в библиотеку.
Совместная посадка семян цветов, овощей дома с детьми.
Рекомендации по наблюдению и фиксированием роста растений.
Помощь на опытном участке на территории ДОУ: копка грядок.
Участие в выставке осенних фантазий.
Приобретение в магазине семян, земли, удобрения, контейнеров, торфяных стаканчиков для посадки.
Результаты проекта
Личностные
сформированность у детейоснов экологического воспитания;
проявление осознанного отношения к особенностям народных традиций родного края;
развитие навыков самопознания, представлений о ценности другого человека и самого себя.
Метапредметные
выработанные коммуникативные способности и навыки эффективного общения;
проявление творческих способностей детей, навыков исследовательской деятельности;
сформированные представления о профессии «агроном», специфике данного вида профессиональной деятельности; о многообразие сельскохозяйственных растений и их значение в жизни человека; представления о различных группах профессии «агроном»(овощевод, садовод, цветовод и другие).
бережное отношение к труду сельскохозяйственных профессий и труду взрослого;
умение распознавать овощные, цветочные, плодовые, полевые культуры по внешнему виду; ухаживать за растениями, вести наблюдения за сельскохозяйственными растениями.
Материально-техническая база
Проект реализуется на базе детского сада и опытном участке-огороде на территории ДОУ. В группе детского сада оборудована лаборатория, с возможностями исследования почвы, воды, семян и растений.
Коллекции:
• почвы;
• основные вредители сельскохозяйственных растений;