Просмотр содержимого документа
«Проект по ранней профориентации детей дошкольного возраста «ребята - поварята»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 «Теремок»
Муниципального образования город-курорт Анапа
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«РЕБЯТА - ПОВАРЯТА»
(совместный с ГБПОУ КК АКСУ)
Авторы проекта:
Куледина Е.В., старший воспитатель, Шалдыбина Е.В., воспитатель
МБДОУ д/с №13 «Теремок»
МО город – курорт Анапа
Город - курорт Анапа, 2017-2018 учебный год
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Анапский колледж сферы услуг»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 «Теремок» муниципального образования
город-курорт Анапа
Актуальность исследования
Значительные социально-экономические и культурно-исторические изменения, происходящие в современной России, определили формирование новых макроусловий для развития общества. Обновления затронули все сферы жизнедеятельности, в том числе и образовательное пространство.
Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.
К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме. Причина этому, отсутствие в программах ДОО направления работы попрофориентации детей. Поэтому основная масса детей не имеет даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить, кем работать после окончания техникума или института, профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок может не найти себя в нужной ему профессии в будущем.
Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии, учитывая условия рынка труда региона.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования, которые определяют содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей. Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличие у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение – удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет и т.п.). Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями.
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, а также условиями рынка труда региона. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Необходимо готовить детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:
- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.
- Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.
- Нет преемственности в работе детского сада и учебных заведений в данном направлении.
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми, родителями и социумом, самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.
Вышесказанное позволяет считать проблему создания условий для профориентации дошкольников значимой и актуальнойактуальной.
Характеристика детей дошкольного возраста
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве. Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.
Цели, задачи и основные идеи инновации
Цель исследования: создание в общеобразовательном пространстве детского сада системы ранней профориентационной деятельности для всестороннего развития ребенка в условиях сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников и социальными партнерами (на примере ГБПОУ КК АКСУ).
Задачи инновационного проекта:
создание комплекса условий, необходимых для организации ранней профориентационной деятельности в условиях детского сада;
создание благоприятных психолого-педагогических условий для всестороннего развития детей на основе индивидуального подхода к каждому ребенку (с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, возможностей, интересов и потребностей каждого ребенка, пожеланий его родителей) с целью обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников, а также обеспечения оптимальной адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения, подготовки к дальнейшему выбору профессии;
реализация и гибкое сочетание индивидуального и дифференцированного подходов в процессе воспитательно-образовательной деятельности в условиях дошкольного образования;
организация сотрудничества с семьями воспитанников с целью повышения педагогической культуры родителей в вопросах развития, воспитания, образования, социализации;
ознакомление родителей и детей и педагогов с современными направлениями кулинарного искусства, а также их эффективного использования при организации взаимодействия студентов, педагогов, детей и их родителей;
Кроме того, идея инновационного проекта состоит в том, что профориентационная система ориентирована на своевременную помощь детям, на раскрытие оптимальных возможностей и неповторимой индивидуальности каждого ребенка с учетом психологических, неврологических, психофизиологических особенностей, на развитие эмоциональной сферы детей, их социализацию. Решение проблемы достигается интеграцией деятельности семьи, педагоговДОО и ГБПОУ КК АКСУ, студентов колледжа.
Мы полагаем, что эффективность работы детского сада по развитию детей дошкольного возраста во многом определяется тем, как поддержат и продолжат эту деятельность в семье, что, в свою очередь, будет зависеть от тех подходов к взаимодействию, которые найдут специалисты дошкольного учреждения. Поэтому особое внимание мы планируем уделять работе с семьей, в процессе взаимодействия с которой предусмотрены разнообразные формы сотрудничества с родителями (или лицами, их заменяющими): родительские собрания соответствующей тематики; лекторий для родителей; открытые показы воспитательно-образовательного процесса; вечера вопросов и ответов; проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, семинары-собеседования, тематические семинары с использованием современных технических средств); анкетирование и интервьюирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса воспитания и развития ребенка в семье; работа творческой мастерской; индивидуальные и подгрупповые консультации; оформление информационных стендов, подготовка раздаточного материала; выставки детских работ, возможно, выполненных совместно с родителями; выпуск газеты, информационных бюллетеней, вестников; организация библиотеки и видеотеки для семьи; экскурсии; совместные досуги, развлечения и праздники; работа почтового ящика; организация и проведение благотворительных акций.
Использование таких разнообразных форм на позициях сотрудничества позволит привлечь родителей к проблемам воспитания детей, активизировать их в направлении сохранения и укрепления здоровья и благополучия (собственного и своих детей); убедить в том, что только совместными усилиями детского сада и семьи можно получить желаемые положительные результаты в процессе воспитания.
Все это в совокупности позволяет предположить, что использование нашего опыта работы на практике будет способствовать эффективному педагогическому взаимодействию детского сада, семьи и будущих специалистов, в результате которого будет реализована задача гармоничного и всестороннего развития детей.
В системе работы выделены следующие принципы: последовательности, доступности, наглядности, содержательности материала, активности, креативности (поощрения и стимулирования творческой деятельности ребенка), непрерывности (воспитательно-образовательная и оздоровительная работа не заканчивается в регламентированной деятельности, а продолжается в группе в игровой деятельности и в условиях семейного воспитания).
Кроме того, привлечение к участию в этом процессе родителей как субъектов воспитательно-образовательного процесса позволяет значительно повысить его результаты, обеспечит их качество, активизирует родителей в направлении воспитания собственных детей.
Предметисследования: процесс взаимодействия семьи, дошкольного образовательного учреждения и ГБПОУ КК АКСУ в направлении ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства детского сада.
Объект исследования: система педагогических условий, способствующая процессу социализации и ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Субъектомисследования являются участники воспитательно-образовательного процесса: дети дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги, студенты.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что предложенная система профориентационной деятельности, обеспечит комплексное всестороннее развитие детей.
Этапы, содержание и методы инновационной деятельности
№ п/п
Содержание и методы
Сроки
Исполнители
Диагностический этап
1
Анализ затруднений педагогов, анализ воспитательно-образовательного процесса, выявление и формулировка противоречий, которые можно разрешить с помощью нововведения. Анализ научно-методических источников, ознакомление с имеющимся опытом по данной проблематике. Выявление проблемы и обоснование ее актуальности.
Социологические опросы, интервьюирование родителей на предмет их заинтересованности обозначенной проблемой, выяснение показателя востребованности предлагаемого вида услуг; социальный скрининг семьи (знакомство с условиями жизни и индивидуальными особенностями развития каждого ребенка; использование диагностических методик «Первичная анкета для родителей», «Социальный паспорт воспитанника»).
2017- учебный год
Директор, педагоги ГБПОУ КК АКСУ.
Заведующий, старший воспитатель, воспитатели МБДОУ д/с № 13.
Прогностический этап
2
Постановка целей и задач, формулирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также негативных последствий. Разработка программы эксперимента.
2017 учебный год
Директор, педагоги ГБПОУ КК АКСУ.
Заведующий, старший воспитатель, воспитатели ДОО.
Организационно-подготовительный этап
3
Создание всех необходимых условий для обеспечения разработки и освоения новшеств:
материальных (помещение, ТСО, оборудование пед.процесса и др.);
кадровых;
научно-методических (определение методик исследования, программ, технологий, методов, обеспечение дидактическим материалом);
финансовых;
мотивационных (морально-психологический климат педагогов- экспериментаторов);
организационных (новые структуры, научные руководители).
2017 –учебный год
Директор, педагоги ГБПОУ КК АКСУ.
Заведующий, старший воспитатель, воспитатели ДОО.
Практический этап
4
Констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, мониторинг хода педагогического процесса и анализ его предварительных результатов.
2017-2018 учебный год
Директор, педагоги, студенты ГБПОУ КК АКСУ.
Заведующий, старший воспитатель, воспитатели ДОО.
Дети и их родители.
Обобщающий (заключительный) этап
5
Обработка полученных данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, корректировка гипотезы, оформление результатов эксперимента, разработка практических рекомендаций.
2018 учебный год
Директор, педагоги ГБПОУ КК АКСУ.
Заведующий, старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог ДОО.
Содержание и методы реализации проектаопределяются ФГОС ДО.
Методы: социологические (опросы, анкетирование, интервьюирование), математические (статистическая и математическая обработка данных), психологические (метод тестов, сочинений, метод совместной деятельности, метод анализа продуктов детской деятельности).
Прогнозируемые результаты и формы
их представления по каждому этапу
Согласно плану исследовательской деятельности, результатами диагностического, прогностического и организационно-подготовительного этапов будет анализ результатов диагностического инструментария, составление индивидуальных карт на каждого ребенка, анализ анкет и составление социальных паспортов воспитанников, а также разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ воспитания дошкольников, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, студентами по вопросам организации, содержания профориентационной деятельности при сотрудничестве ДОУ, семьи и ГБПОУ КК АКСУ.
Результатом практического и обобщающего (заключительного) этапабудет реализация проекта через организацию образовательной среды с учетом особенностей контингента воспитанников и реализацию содержания деятельности по профориентационной деятельности детей дошкольного возраста,а также разработка, апробация и издание авторских методик и программ на заявленную тему.
Предложения по возможному распространению и внедрению результатов инновационного проекта в практику
Результатами реализации проекта станет программа ранней профориентации детей, индивидуальные образовательные маршруты для детей дошкольного возраста в условиях ДОО; научно-методические пособия (в том числе и электронные), содержанием которых являются теоретические основы организации образовательного процесса в рамках профориентационной деятельности и методические рекомендации по организации и реализации процесса с учетом специфики контингента воспитанников в условиях сотрудничества ДО, семьи и ГБПОУ КК АКСУ.
Полученные результаты могут быть распространены и внедрены в практику дошкольного образования муниципального образования г.-к. Анапы и Краснодарского края, могут быть полезны в процессе профессиональной подготовки специалистов для системы дошкольного образования в условиях ссузови вузов, а также использоваться при повышении профессиональной квалификации педагогов-практиков, совершенствовании педагогического мастерства работников системы образования.
Другие возможные формы распространения и внедрения результатов инновационной деятельности:
- обобщение опыта по проблеме и включение его в городской и краевой банк данных передового педагогического опыта;
- проведение тематических семинаров и совещаний, а также научно-практических конференций по проблеме исследования;
- проведение индивидуальных консультаций для заинтересованных специалистов, родителей;
- организация и проведение родительских собраний с привлечением родительской общественности г.-к. Анапы и Краснодарского края, представителей общественных организаций, образовательных, медицинских и оздоровительных учреждений и др.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТИ – ПЕДАГОГИ – СТУДЕНТЫ - РОДИТЕЛИ
№ п/п
Название мероприятия
Цель мероприятия
Участники, место проведения
Общее родительское собрание «Вопросы социализации и ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Просвещение родительской общественности в области организации работы по ранней профориентации