Проект по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Растим патриотов»
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Растим патриотов»
В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим, стала архиважной проблема воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста.
Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Воспитание любви к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Растим патриотов»»
Бикташева Динара Рифовна,
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 56 «Северяночка»,
г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Проект
по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников
«Растим патриотов»
Пояснительная записка
В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим, стала архиважной проблема воспитания основ патриотизма у детей дошкольного возраста.
Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Воспитание любви к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Проблема: недостаточная осведомленность родителей в вопросах гражданско – патриотического воспитания дошкольников.
Тип проекта: долгосрочный, информационный, ролево-игровой.
Сроки реализации: октябрь 2022 – май 2023
Участники проекта: воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста с 6 до 8 лет, родители (законные представители) воспитанников, воспитатели группы, представители Сбербанка России.
Гипотеза:
Реализация проекта «Растим патриотов» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для себя, умение осознать себя членом своей семьи, умения ощутить любовь к своему родному краю и государству, гордо осознавая свою гражданственность.
Цель проекта: содействие познанию старшими дошкольниками нравственных ценностей через организацию целенаправленной совместной деятельности педагога и родителей.
Задачи:
Стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию других народов.
Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный; срок реализации – октябрь 2022
Цель: определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
2 этап – основной; срок реализации - ноябрь 2022 – апрель 2023
Цель: реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
3 этап – заключительный; срок реализации – май 2023
Цель: подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.
Риски:
- трудность вовлечения родителей (законных представителей) к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей;
- участие одних и тех же семей в мероприятиях в рамках проекта.
Условия реализации данного проекта:
- Заинтересованность родителей (законных представителей), регулярность и систематичность работы по формированию у детей основ гражданственности и патриотизма.
- Непрерывная связь с родителями (законными представителями) посредством коллективной, индивидуальной, информационной и наглядной форм работы.
Первый этап: подготовительный
Содержание сотрудничества воспитателя с родителями (законными представителями): - психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- создание атмосферы взаимопомощи.
Второй этап: основной
Средства реализации проекта
Информационное сотрудничество:
1. Беседы.
2. Консультации.
3. Анкетирование родителей.
4. Участие в различных конкурсах.
5. Создание памяток и газет «Моя семья», «Генеалогическое древо».
6. Папки - передвижки, папки – ширмы.
7. Информационные материалы на стенде в группе «Для вас, родители!» и на информационных стендах в холле ДОУ.
8. Размещение информационных материалов о проведенных мероприятиях по привитию дошкольникам основ гражданственности на портале системы образования города Нижневартовска, на официальном сайте ДОУ.
9. Приобщение родителей (законных представителей) к участию в жизни группы и детского сада через личный веб-сайт, электронную почту, посредством социальных мессенджеров WhatsApp, Viber,Telegram.
Совместная деятельность:
1. Беседы.
2. Консультации.
3. Семинары-практикумы.
4. Круглый стол.
5. Государственные и православные праздники и развлечения «Рождество - семейный праздник», «Колядки», «Идет солдат по городу», «Покров Пресвятой Богородицы», «День военно-воздушных шариков», «Этот День Победы», «Масленица», «Праздник русской березки».
6. Создание картотеки музыкально-дидактических игр по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников.
9. Интерактивные игры-занятия с применением программно-аппаратного комплекса «Колибри».
10. Встречи с интересными людьми «Застава-86», «Воины-интернационалисты», «Кинолог».
11. Конкурсы и выставки рисунков и творческих работ.
12. Создание музыкальной коллекции «Растим маленького патриота».
13. Аудиоколлекция произведений для слушания.
Механизм работы над циклом мероприятий с участием родителей
Организация и проведение работы с родителями (законными представителями) по привитию воспитанникам основ гражданственности и патриотизма:
- проведение опроса (анкетирование);
- подборка литературы по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников;
- библиотека выходного дня;
- оформление папок-передвижек;
- проведение родительских собраний, совместных праздников и мероприятий ««День военно-воздушных шариков»;
- привлечение к участию в творческих конкурсах и выставках;
- размещение информационных материалов в уголках «Для вас, родители»;
- размещение информации на персональном сайте педагога, на официальном сайте ДОУ (консультации, памятки, рекомендации по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников);
- проведение встреч за круглым столом;
- индивидуальные консультации;
- использование ИКТ и IТ-технологий;
- создание видеороликов по материалам мероприятий проекта;
- выпуск фотогазеты;
- разучивание песен и танцев патриотической направленности;
- просмотр презентаций.
Принципы:
- принцип индивидуальности (учитывать желание и интересы каждого ребенка);
- принцип цикличности и систематичности (постепенное усвоение материала);
- принцип взаимосвязи с семьей (соблюдение единых требований ДОУ и семьи);
- принцип доступности (соответствие уровню социального, психического и физического развития ребенка, его возможностями и способностям);
- принцип социализации ребенка (дошкольник постоянно вовлечен в групповую двигательную деятельность, способствующую обогащению эмоционально-волевой сферы и формированию межличностных отношений и организационных умений).
Ожидаемый результат:
- вовлечение родительской общественности в реализацию одного из приоритетных направлений ДОУ - гражданско – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста;
- посильное участие родителей в гражданском просвещении дошкольников;
- повышение мотивации и интереса дошкольников, педагогов ДОУ и родителей к занятиям по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников;
- эмоциональное сближение детей и родителей;
- повышение компетенции педагогов и родителей в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста позволяет полностью обеспечить целостность образовательного процесса и гарантирует формирование патриотических чувств до уровня, соответствующего требованиям современного общества, обеспечивая тем самым патриотизм всех детей;
- активное взаимодействие родителей (законных представителей) и педагогов;
- обогащение педагогического опыта родителей;
- формирование у родителей осознанных потребностей к гражданско – патриотическому воспитанию ребенка в семье;
- обогащение методической базы и предметно-пространственной развивающей среды в МБДОУ;
- приобретение опыта взаимодействия с социальными партнерами.
Пути реализации работы над проектом
1. Специально организованная деятельность:
- непосредственно образовательная деятельность (образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно эстетическое развитие. Музыка»);
- пальчиковая гимнастика;
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические и музыкально-дидактические игры;
- вечер загадок;
- слушание музыки;
- разучивание песен и речевок патриотической направленности;
- игра-квест «Мы - патриоты»;
- знакомство с геральдикой;
- презентации «История Нижневартовска в картинках», «История о государстве Российском», «Широка страна моя родная»;
- раскраска «Костюмы народов мира»;
- разучивание пословиц и поговорок;
- игры-драматизации (по сюжетам сказок);
- проведение праздничных и досуговых мероприятий;
- показ концертных номеров младшим дошкольникам;
- участие в фестивале-конкурсе «Две звезды», «Валенки на завалинке», «Нам дороги эти позабыть нельзя»;
- Дни национальных культур (славянской, кавказской, народов Севера);
- Декада Памяти;
- участие воспитанников в конкурсах рисунков и творческих работ «Россия –родина моя»; «Моя Малая Родина»; «Пока мы едины - мы непобедимы».
2. Взаимодействие с семьей по оптимизации работы по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников:
- совместная досуговая деятельность: «Мамочка, ты лучшая на свете», «Игра-квест»»
- «Вечер народных загадок»;
- наглядная агитация по вопросам патриотического воспитания старших дошкольников (стенды, памятки, газеты, выставки);
- оформление памяток и рекомендаций для родителей по «Совместное творчество сближает!»;
- выставка методической и познавательной литературы по патриотическому воспитанию дошкольников;
- участие в фестивале-конкурсе «Две звезды», «Валенки на завалинке»;
- выставка ко Дню матери «Моя мама-рукодельница»;
- Участие в конкурсе «Джалиловские чтения», проводимом МАУДО г. Нижневартовска «ЦДиЮТТ «Патриот»;
- библиотека выходного дня;
- пополнение музея «Уголок боевой славы» фотографиями «Наши ветераны»;
- выполнение домашнего задания: подборка пословиц и поговорок народов мира о Родине.
3. Взаимодействие со специалистами ДОУ:
- консультации, памятки, буклеты;
- спортивные праздники и развлечения;
- подборка методической литературы;
- круглый стол «Ребенок и книга»;
- проведение «Недели патриотизма в ДОУ»;
- изготовление открыток для ветеранов;
- конкурсы чтецов «Природе края строки посвящаем…», «Город мой, любимейший на свете»
Третий этап: результативный
Анализ результатов проекта, корректировка содержания, обобщение опыта работы, планирование перспектив развития
Перспективный план работы со всеми участниками образовательного процесса по реализации проекта «Растим патриотов»
(октябрь 2022 г. – апрель 2023 г.)
Октябрь 2022
1
Работа с
детьми
1. Беседы о профессиях родителей
2. Диагностика знаний детей по гражданско-патриотическому воспитанию (начало года)
3. НОД «Семья»
4. Конкурс чтецов «Природе края строки посвящаем…»
5. Участие в фестивале-конкурсе «Валенки на завалинке»
2
Работа с
педагогами
1. Консультации «Нормативно-правовая база по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников» 2.Рекомендация: «Организация работы гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в разных возрастных группах ДОУ»
3
Работа с
родителями
1. Анкетирование родителей
2.Выступление на родительском собрании на тему: «Дошкольники - маленькие патриоты»
3.Консультация "Семья и семейные ценности"
4. Развлечение «Покров Пресвятой Богородицы»
5. Дни национальных культур (славянской, кавказской, народов Севера).
Ноябрь 2022
1
Работа с
детьми
1. Беседа «День толерантности», музыкально-дидактические игры о дружбе.
2. Разучивание пальчиковой гимнастики «Моя семья»
3. Презентация «Генеалогическое древо»
4. НОД «Мой дом – моя крепость»
5. Интерактивные игры-занятия: «Что сначала, что потом? Часть 1. 5+», «Члены моей семьи. 5+», «Профессии родителей» 6+»
6.Раскраска «Костюмы народов мира»;
2
Работа с
педагогами
1. Консультации «Как научить ребенка обращаться с детьми другой национальности» 2. Презентация «Широка страна моя родная»
3. Просмотры НОД потеме "Все дороги ведут к дому"
3
Работа с
родителями
1. Совместная досуговая деятельность: «Мамочка, ты лучшая на свете»
1. Методические рекомендации «Роль музыкально-дидактических игр в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников» 2. Семинар-практикум «Современные подходы к организации гражданско-патриотического воспитания дошкольников»
3
Работа с
родителями
1. Консультация «Как вести себя на утренниках»
2. Открытое занятие с участием воспитанников «Широка страна моя родная» (с использование IT – технологий и программно-аппаратного комплекса «Колибри»)
3. Домашнее задание: Кто и как встречает Новый год в мире
Январь 2023
1
Работа с
детьми
1. Беседа «Обряды и традиции русского народа»
2. Развлечение «Коляда пришла – отворяй ворота»
3. Развлечение «Рождество – семейный праздник»
4. Музыкально-дидактические игры «Угадай, кто в домике живет?»
7. Развлечение на улице «Праздник русской березки».
Работа с
педагогами
1. Обсуждение сценариев развлечений ко Дню Победы. 2. Диагностика знаний детей по гражданско-патриотическому воспитанию (итоговая).
3. Презентация итогов проекта на педсовете № 4
Работа с
родителями
1. Домашнее задание: Подборка пословиц и поговорок о мире.
2. Привлечение к пополнению мини-музея «Уголок боевой славы» фотографиями «Наши ветераны»
3. Участие в фестивале-конкурсе «Нам дороги эти позабыть нельзя»;
Результаты проведения мероприятий с участием родителей (законных представителей) по реализации проекта «Растим патриотов»:
Для детей:
- повышение уровня знаний детей в вопросах гражданско-патриотического воспитания;
- повышение интереса детей к основам гражданственности;
- ранняя профориентация;
- воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, округу, стране;
- привитие основ толерантности.
Для педагогов:
- привлечение родительской общественности к реализации одного из приоритетных направлений деятельности ДОУ – формирование основ гражданственности и патриотизма у старших дошкольников;
- повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ в воспитании у дошкольников основ гражданственности и патриотизма;
- создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников;
- углубление знаний о патриотическом воспитании и основах гражданственности у дошкольников.
Для родителей (законных представителей) воспитанников:
- информированность о гражданско-патриотическом воспитании дошкольников;
- проявление интереса к занятиям по основам гражданственности совместно с детьми;
- активное участие родителей в мероприятиях ДОУ;
- вовлечение родителей к созданию герба семьи и генеалогического дерева
- соблюдение единства требований воспитателей и родителей в воспитании подрастающего поколения.
Родители из «зрителей» и «наблюдателей» будут активными участниками и помощниками педагога в работе по гражданско-патриотическому воспитанию детей. Как показывает опыт работы, родители, которые приняли участие в открытых мероприятий ДОУ, становятся активными участниками и в школе (становятся членами родительского комитета, Совета родителей, участвуют в различных проектах, конкурсах).
Благодаря взаимодействию с ДОУ, родители (законные представители) понимают, что их вовлечение в педагогическую работу МБДОУ, активное участие в воспитательно–образовательном процессе важно не только для педагога, но и для развития их собственного ребенка.