Просмотр содержимого документа
«Проект по формированию КГН у детей младшего школьного возраста "Чистота-залог здоровья!"»
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы «Чистота-залог здоровья!»
Актуальность: Все больше детей младшего дошкольного возраста приходя в детский сад из дома, не имеют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем, отсутствует так же умение ходить на горшок, а уж одеться, это, кажется вообще непосильный труд для нынешних детей.
Малышам необходимо объяснить и показать, как засучить рукава, как намочить и намылить руки, как правильно вытираться полотенцем именно своим, а не чужим, как снимать и одевать штанишки или колготки. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Цель: - формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Побуждать детей мыть руки и лицо по мере загрязнения и перед едой, вытирать их полотенцем.
2. Развивать у детей умение правильно вести себя за столом во время еды, кушать аккуратно, не проливая пищи на стол, благодарить, выходя из-за стола.
6. Развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы умывания, одевания, приёма пищи).
7. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей К.Г.Н
Длительность: декабрь2021г. – май 2022г.
Участники: дети 2-3 лет, родители воспитанников
Подготовительный этап:
Подготовить иллюстраций, книг с изображениями культурно-гигиенических навыков людей, сюжетных картинок по теме.
Разработать схемы-алгоритма последовательности одевания, а также мытья рук.
Собрать потешки, песенки, стихи для разных режимных моментов.
Подготовить оборудование для обыгрывания ситуаций по формированию к.г.н. на темы: «Домик для моей одежды», «Надо, надо умываться!», «У меня в шкафу порядок», «Катя моет руки», «Помоем куклу Катю» и другие.
Подготовить художественную литературу (стихов, сказок) по воспитанию культурного поведения за столом.
Разработать дидактические игр по данной теме.
Разработать рекомендации и советы для родителей по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
Разработать систему индивидуальной работы по закреплению культурно-гигиенических навыков у детей.
Подготовить сюжетно-ролевые игры «Покормим Катю обедом», «Приходите в гости», «Научим Катю одеваться» и другие. Игры на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, расстегивании, шнуровании.
Основной этап:
План работы
Содержание
Срок
Ситуативная беседа «Почему опасно не мыть руки с мылом».
Цель: привитие аккуратности, КГН, развивать мышление, логику, учить делать выводы из
Цель: продолжать учить детей аккуратно мыть руки, насухо вытирать их, развивать речь и
мышление
2 неделя
Д/У. "Моем чисто руки и лицо"
Цель: Закрепить последовательность умывания.
Чтение К. Чуковский " Мойдодыр"
3 неделя
С/р.игра " В гости кукла к нам пришла"
Цель: учить детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены .Активизировать речь детей. Помогать детям налаживать взаимодействие в игре
4 неделя
Мультфильм «Смешарики.Личная гигиена».
Разыгрывание стихотворения А Барто «Девочка чумазая» Цель: учить понимать и делать выводы из прочитанных произведений
Январь 2 неделя
И/ситуация "Купание куклы" Цель: учить детей пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены.
Разучивание потешки " Водичка - водичка"
3 неделя
Д/у. "Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол" Цель: Учить правильно ставить посуду на стол (последовательность)
Ежедневно
Чтение стихов о культуре гигиенических навыков.
Наблюдение за трудом няни (моет посуду, протирает пыль, пылесосит ковер, моет полы) и т.д.
4 неделя
Рассматривание картины " Мама купает Катю" Цель: Учить детей правильно называть предметы личной гигиены. Активизировать речь детей
Февраль 1 неделя
Ситуативная беседа "Вот это стол, за ним сидят…" Цель: Формирование столового этикета.
2 неделя
Д/И. "Подбери предметы личной гигиены" Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя.
Ежедневно
Ситуативная беседа " Как правильно вести себя за столом" - ОБЖ
3 неделя
И/У. " Накормим куклу Катю". Цель: Закрепить назначение посуды , последовательность действий. Приучать к аккуратности.
Рассматривание сюжетной картины " За обедом"
Еженедельно
Беседа с детьми " Кто опрятен тот приятен". Цель: Закрепить культурно гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными.
Создание рисунков по теме проекта
4 неделя
Беседа с детьми " Как вести себя за столом"
Чтение стихотворения М. Дружининой " Кто знает волшебное слово"
Март 1 неделя
Чтение сказки " Три медведя". Цель :Закрепить название посуды и правила поведения за столом.
2 неделя
И/У. " Делаем причёску" Цель: учить пользоваться расчёской как индивидуальным предметом. Развивать предпосылки к сюжетно ролевой игре.
3 неделя
Чтение стихотворения К. Чуковского " Мойдодыр" Разукрашивание капельки. Цель: Закрепить с детьми навыки личной гигиены. Учить раскрашивать рисунки не вылезая за контур
4 неделя
Рассматривание и обсуждение семейных фотографий. Цель: Создание комфортных условий при формировании К.Г.Н.
Апрель 1 неделя
Д/У. " Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол". Цель : Закрепить последовательность действий.
Д/И. " Назови действие" Цель: Определять действия по показу.
2 неделя
Чтение Н. Карпова «Разболелся зуб у Волка!»;
Гурина Е. «Сказка про больные зубки»,
Л. Генералова «Молочный зуб»
Д/И чистим зубки правильно
3 неделя
Артикуляционная гимнастика «Знакомство с язычком и его домиком». Просмотр мультфильм «Синий трактор – Зубки»
4неделя
Развлечение " Приключения в стране чистоты ". Цель: Закрепить представления о правилах личной гигиены.
Май 2неделя
Оформление фото стенда " Чистота залог здоровья"
3 неделя
План взаимодействия с родителями:
Консультации:
"Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников"
"Как правильно одевать ребёнка в сад"
"Как научить ребенка одеваться"
"Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности"
Родительское собрание: " Формирование культурно гигиенических навыков у детей 2 - 3 лет"
Интеграция образовательных областей:
№
Образовательные области
Содержание
1
Познание
Беседа " Кто опрятен тот приятен", "Как вести себя за столом". Рассматривание сюжетных картин и семейных фотографий. Наблюдение за умыванием детей средней группы.
2
Коммуникация
Рассматривание сюж. картин, рассматривание принадлежностей личной гигиены, игры ситуации, Дидактические упражнения.
3
Чтение художественной литературы
К. Чуковский " Мойдодыр", чтение потешек о культуре гигиенических навыков.
4
Социализация
Дид. упражнения " Делаем причёску", " Моем чисто руки и лицо", Сюжетно ролевые игры " В гости кукла к нам пришла", " Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол". Дид. игры" Подбери предметы личной гигиены", " Водичка - водичка"
5
Труд
Самообслуживание, умывание и др.
6
Безопасность
Ситуативная беседа " Как вести себя за столом"
7
Музыка
Прослушивание песенок о культуре гигиенических навыков
8
Художественное творчество
Создание рисунков по теме проекта
9
Здоровье
Дидактические игры, беседы по формированию культурно гигиенических навыков
Заключительный этап:
Родительское собрание: " Формирование культурно гигиенических навыков у детей 2 - 3 лет"
Оформление фото стенда «Чистота залог здоровья»
Результаты проекта:
Таким образом, в результате проведенной работы к концу года дети раннего возраста постепенно овладели культурно-гигиеническими навыками, как частью неотъемлемой культуры поведения. Они научились умываться, вытирать лицо и руки самостоятельно. Способны правильно держать ложку, стараются кушать аккуратно. Благодарить взрослых, выходя из-за стола. С помощью взрослого пользуются носовым платком, обращают внимание на опрятность в одежде. Малыши стали бережно относиться к вещам. А также способны применять полученные умения в игровой деятельности.