kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по физическому развитию детей дошкольного возраста «Я здоровье берегу - сам себе я помогу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье детей и их развитие – одна из  главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей – забота всех и надо её решать комплексно и совместно: и с родителями, и с педагогами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по физическому развитию детей дошкольного возраста «Я здоровье берегу - сам себе я помогу»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 23 ОБЩЕРАЗВИВАЮЕЩЕГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

283048, Донецкая Народная Республика. г.о.Донецк, г. Донецк, ул. Артема д. 110 а

тел.:(856) 311-35-76, (949) 755-98-62; e-mail: [email protected]









ДРУЖИ СО СПОРТОМ С МАЛЫХ ЛЕТ


Проект

по физическому развитию детей дошкольного возраста

«Я здоровье берегу - сам себе я помогу»



Подготовила:

Воспитатель Спирина Л.В.















Донецк

Проект по физическому развитию детей дошкольного возраста «Я здоровье берегу - сам себе я помогу».


Содержание:

  1. Описание проекта «Я здоровье берегу - сам себе я помогу» (проблема сохранения здоровья).

  2. Аннотация.

  3. Реализация проекта.

  4. Этапы реализации проекта.

  5. Ожидаемый результат

  6. Заключение

Описание проекта «Я здоровье берегу - сам себе я помогу»

Проблема: В наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья занимает важное место. Наша задача состоит в обеспечении формирования у детей дошкольного возраста потребности укрепления своего здоровья, навыков здорового образа жизни, полноценного физического воспитания при комплексном применении всех средств физического развития.

Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей – забота всех и надо её решать комплексно и совместно: и с родителями, и с педагогами.

Тема здоровья особенно актуальна в наше время, так как требует активных, здоровых, творческих и гармонично развитых личностей. Формируя у детей представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, учим их беречь, сохранять и укреплять своё здоровье.

Место проведения: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 23 ОБЩЕРАЗВИВАЮЕЩЕГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Сроки проведения: с 1.09.2024 г. по 29.01.2025 г.

Аннотация

«Результатом нашей работы

должна стать осознанная молодым поколением

необходимость в здоровом образе жизни,

в занятиях физической культурой и спортом.

Каждый молодой человек должен осознать,

что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех»

Владимир Путин

В последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Родители, медицинские и педагогические работники констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Это касается в первую очередь нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

Целью работы нашего детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей через организацию физкультурных занятий и оптимальную реализацию оздоровительного, воспитательного и образовательного направления физического воспитания. Учитывая индивидуальные возможности развития ребенка, использование

нетрадиционных форм физкультурных занятий и физкультурного оборудования, педагоги повышают интерес детей к физкультуре и сохранению своего здоровья.

Проект «Я здоровье берегу - сам себе я помогу» призван обеспечить правильное физическое воспитание детей, создание физкультурно-оздоровительной работы, внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий и альтернативных занятий, использование нетрадиционного спортивного оборудования, нетрадиционных технологий.

В проекте представлена система работы по формированию осознанного отношения педагогов, родителей и детей к сохранению здоровья, здорового образа жизни, совершенствования практических навыков и правильной осанки; созданию оптимальных условий для эффективного сотрудничества педагогов и родителей. Реализация данного проекта осуществлялась в период 2019– 2020 учебного года в рамках работы творческой группы. Проект успешно реализован благодаря активному участию педагогов, родителей и детей.

Цель проекта «Я здоровье берегу - сам себе я помогу»
- Формирование осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитии умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
-Выявление и создание условий для интегрированной системы по профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, которая гарантирует сохранение и укрепление здоровья детей.
- Разработать и практически реализовать мероприятия по планированию и организации индивидуальной работы с детьми, направленной на оздоровление, профилактику и коррекцию отклонений в нарушении опорно-двигательного аппарата.

Реализация целей осуществляется через постановку задач:

1. Формирование у детей ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни, о гигиене и физиологии человека, валеологии, технике выполнения различных упражнений.

2. Воспитание потребности в здоровом образе жизни;

3. Развитие физических качеств в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
4. Создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;

5. Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через спортивно-оздоровительную активность;

6. Формировать у детей навыки и привычки к сохранению здоровья, правильной осанки, обогащению двигательного опыта.

7. Содействовать изменению позиции детей, педагогов и родителей к укреплению и формированию опорно-двигательного аппарата через активное участие в образовательном процессе.

Реализация данных задач осуществлялась в системе и сочетании следующих критериев:

- наличие спортивного зала для активного движения, обогащения двигательного опыта, спортивная площадка на участке детского сада, спортивные уголки в группах, физкультурное оборудование;

- разработка плана физкультурно-оздоровительной работы с детьми (физкультурные занятия, спортивные праздники, картотеку подвижных игр, нетрадиционное физкультурное оборудование, нетрадиционные техники).

- подборка интересных физкультурных занятий;

- специально организованная методика физкультурных занятий,

включающая нетрадиционные формы проведения, содержания, методы и приёмы на развитие интереса дошкольников к физкультуре, уровня физической подготовленности и состояния здоровья, сложности содержания физкультурных занятий.

Ожидаемые результаты

Данная работа проводится по трем основным направлениям:

1. Социально-психологическое, направленное на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры.

2. Интеллектуальное, предполагающее получение комплекса теоретических и

практических знаний. Дети получают знания по валеологии в доступной форме.

3. Двигательное – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала.

Таким образом, физическое развитие и здоровье в одинаковой степени нацелены и на телесное (физическое) и на нервно-психическое состояние ребенка. Мы прослеживаем:

- Повышение интереса и ценностное отношение к занятиям физической культуры;

- Улучшение показателей основных видов движений;

- Повышение двигательной активности детей;

- Развитие опорно-двигательного аппарата, улучшение сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы детей;

- Формирование навыков самостоятельного выражения движений под музыку; проявление инициативы и трудолюбия;

- Достижение уровня развития ребенка, который соответствует его возможностям.

Реализация проекта.

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.Сухомлинский

Планирование и организация работы с детьми

осуществляется по направлениям:

- усложнение физических упражнений от возраста к возрасту с учетом индивидуальных особенностей детей, их способностей;

- взаимосвязь физкультурных занятий и праздников с другими видами деятельности;

- планирование предварительной и индивидуальной работы с детьми;

- использование игровых упражнений, подвижных игр в самостоятельной деятельности;

- диагностика физического развития и здоровья детей.

Принципы планирования:

- системность;

- последовательность;

- преемственность;

- индивидуализация;

- дифференциация;

- взаимосвязь всех субъектов образовательного процесса.

Нами были определены пути реализации проекта

Система физкультурно-оздоровительной работы строится с детьми на использовании в работе традиционных и нетрадиционных форм работы.

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Мышечная деятельность, как важный фактор саморегуляции организма приводит к весьма значительным изменениям состояния ребенка.

На основе диагностических данных нами была составлена комплексная система оздоровления детей по всем возрастным группам, куда органично вошла как оздоровительная и профилактическая, так и воспитательно-образовательная работа.

Всю работу по развитию основных движений и физической подготовленности мы строим с учетом диагностических данных, которые позволяют определить первоочередные задачи и перспективы на будущее.

Анализ обследования основных видов движений детей в начале учебного года позволяет правильно определять задачи обучения на предстоящий год.

Индивидуальный подход

Нельзя забывать о необходимости контроля за физическим состоянием детей. Поэтому на утренних гимнастиках и физкультурных занятиях, мы учитываем и осуществляем индивидуальный подход к детям, у которых двигательная нагрузка ограничена состоянием или группой здоровья; а также к детям, вновь поступившим или физически ослабленным после болезни.

Мы понимаем, что дети не способны сами контролировать свое состояние и ответственность за их здоровье лежит на педагогах, поэтому обращаем особое внимание на признаки физического неблагополучия, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или даже прекратить на время занятие.

С детьми, отстающими в физическом развитии, мы проводим индивидуальную работу: выполняем упражнения для укрепления всех групп мышц с использованием тренажеров, некоторые основные виды движений с учетом их возможностей и состояния здоровья, но не снижая требований к качеству выполнения движений.

Нетрадиционные формы

Физическая культура – это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса, основная ее форма – физкультурные занятия. Однако постоянное использование только традиционной структуры зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Выход из этой ситуации – использование вариативных и нетрадиционных физкультурных занятий в ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 23 Г.О. ДОНЕЦК»

Нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяют постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой (гендерный) принцип подбора движений. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка.

В отличие от традиционного подхода (где главная функция педагога –

непосредственная организация деятельности детей, передача им в деятельности своего взрослого опыта), личностно - ориентированная модель отводит педагогу иную роль, заключающуюся в организации такой образовательной среды, которая обеспечивает возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей и способностей к самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе.

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, которые обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею. Нетрадиционность предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, учитывая следующие критерии:

- на каждом занятии должны реализовываться задачи обучения, воспитания и

развития ребёнка;

- обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;

- содержание и методика проведения должны способствовать достижению

тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.

Нами выделены формы нетрадиционной физкультурно-оздоровительной работы с детьми:

- дыхательная гимнастика;

- самомассаж;

- фитбол-гимнастика;

- логоритмическая гимнастика

- корригирующая гимнастика;

- аэробика;

- весёлый тренинг;

- танцы на мячах;

- фольклор;

- игроритмика;

- закаливание.

При реализации проекта мы руководствовались требованиями Типовой образовательной программы «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н., Михалюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В./

Этапы реализации проекта:

1 этап – Аналитический (сентябрь 2024 г.)

1. Изучение литературы, диагностика детей, анкетирование родителей.

2. Анализ состояния здоровья детей.

2 этап – Организационный (октябрь 2024 г.- январь 2025г.)

1. Составление планов работы с детьми, родителями, педагогами.

2. Формирование у детей основ здорового образа жизни

3. Разработка спортивных праздников, спортивных мероприятий,

4. Ознакомление с теоретическими вопросами по организации физкультурно-оздоровительной работы, здоровьесберегающих технологий, нетрадиционных форм организации физкультурных занятий, нетрадиционного физкультурного оборудования.

5. Расширение тематики физкультурных уголков и предметно-развивающей среды.

6. Подбор и изготовление нестандартного физкультурного оборудования.

7. Презентация Олимпийских видов спорта.

3 этап – Практический (декабрь 2024-январь 2025 г.)

1. Внедрение в образовательно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий и альтернативных занятий.

2. Коррекция развития физических качеств детей.

3. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата.

4. Картотека подвижных игр.

5. Конкурс стенгазет на тему: «Здоровый образ жизни», конкурс детских рисунков «Я здоровье берегу - сам себе я помогу».

6. Проведение спортивного праздника: «Будущие олимпийцы нынче ходят в детский сад».

4 этап – Заключительный (январь 2025г.)

1. Неделя здоровья «Я здоровье берегу - сам себе я помогу».

2. Подведение итогов.

Таким образом, использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада нетрадиционных форм работы, закаливания, нетрадиционных техник (массаж, самомассаж) нетрадиционных приемов проведения занятий, занимательной физкультуры, акробатики, физкультурных развлечений комбинированного типа, повысили двигательную активность детей, укрепили здоровье, способствовали развитию гибкости, координации движений.

1. Анализ показателей заболеваемости дошкольников позволил отметить

тенденцию к её снижению; это связано не только с возрастом детей, но и с

оздоровительной работой.

2. Повысилась посещаемость.

3. Снизилась простудная заболеваемость.

4. Дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны.

Результаты представленного опыта позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по внедрению новых подходов, форм, методов и принципов построения воспитательно-образовательной и физкультурно – оздоровительной работы в нашем детском саду в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями.

Развитие ребенка зависит не только от хорошей биологической основы, но и от окружающей среды, в которой растет ребенок, от способа и уровня удовлетворения потребностей ребенка. От воспитания, физического и нравственного развития ребенка во многом зависит вся его последующая жизнь.

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Жан Жак Руссо

План мероприятий по реализации этапов проекта

«Я здоровье берегу - сам себе я помогу».

Внедрение в практику работы новых педагогических нетрадиционных технологий и интерактивных методик: развивающих, авторских программ

Н. Н. Ефименко, Л. Д. Глазириной, В. А. Шишкина, интеграция физических и коррегирующих заданий в разных видах деятельности с использованием звукового оформления: звуки моря, природы, вселенской гармонии; занятия по валеологии и безопасности жизнедеятельности, коррекционно – развивающие: ЛФК в системе комплексного использования.

Творческая группа воспитателей разрабатывает и внедряет в практику работы рекомендации по использованию ортопедического режима, комплекса упражнений ЛФК, упражнений для развития пальцевой моторики, речевого дыхания, мимики лица детей, коррекционно – профилактические мероприятия.

В течение учебного года постоянно знакомили родителей с уровнем физического развития, с формированием навыков правильной осанки, чтобы совместными усилиями добиваться наилучших результатов в физическом воспитании детей. Родители стали активными участниками всех мероприятий с детьми в рамках реализации проекта. Итоговое анкетирование родителей показало, что 90% родителей оценили положительно работу детского сада по профилактике нарушений осанки и сколиоза. Около 85% родителей принимали участие во всех мероприятиях. Считают, что дети улучшили состояние своего здоровья 92% родителей. Анализируя показатели диагностики следует отметить, что значительно повысился интерес детей и ценностное отношение к занятиям физической культуры. Улучшились показатели основных видов движений, повысилась двигательная активность детей, развился опорно-двигательный аппарат, улучшилась сердечнососудистая, дыхательная и нервная система детей.

У дошкольников сформировались навыки самостоятельного выражения движений под музыку, проявилась инициатива и трудолюбие. Важно, что каждый ребенок достиг уровня развития, который соответствует его возможностям, а главное появилось стремление заниматься спортом в спортивных секциях – 35% (спортивная гимнастика, каратэ, самбо, плавание, спортивные танцы).

Таким образом, можно сказать, что физкультурно-оздоровительная работа по укреплению и сохранению здоровья, развитию физических навыков и качеств, осанки в нашем детском саду проводится в системе на основе диагностики развития каждого ребёнка, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей, в тесном взаимодействии с родителями и с использованием здоровьесберегающих технологий.

Аналитический (сентябрь 2024г.)

- Изучение литературы, диагностика детей – инструктор физической культуры, педагог-психолог, старший воспитатель, воспитатели групп.

- Советы инструктора ФК (информационный стенд).

- День открытых дверей «Ребенок – главная ценность общества».

- Анкетирование, консультации для родителей.

- Анализ состояния здоровья детей (показатели здоровья детей - медсестра).

Организационный (декабрь 2024 г.- январь 2025г.)

- Составление планов работы с детьми, родителями, педагогами (проведение родительских собраний).

- Оформление групповых газет «Шаги здоровья», «Не болейка».

- Фото - выставка «Наши дела», «Наш весёлый детский сад», «Родительская почта»,

нетрадиционного физкультурного оборудования.


- Расширение тематики физкультурных уголков и предметно-развивающей среды (изготовление альбомов «Знаменитые спортсмены Донбасса»).

- Подбор и изготовление нестандартного физкультурного оборудования пополнение зоны «Бильбоке», стойки с перекладинами, тканевый тоннель, веревочное солнышко, массажные дорожки, моталочки, подбор элементов оборудования для индивидуальных занятий с детьми).

- Презентация Олимпийских видов спорта.

Практический (январь 2025 г.)

- Внедрение в образовательно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий и альтернативных занятий.

- Коррекция развития физических качеств детей (самомассаж, физ - минутки, динамические паузы, гимнастика для стоп).

- Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата (систематические физические упражнения, оптимальный двигательный режим).

- Картотека подвижных и дидактических игр (картотека игр по различной тематике «Ребенок и здоровье», «Дерево здоровья», «Часы здоровья»; тема - «Полезные продукты», «Личная гигиена», «Тело человека», «Врачи наши помощники», «Спорт»).

- Конкурс стенгазет на тему: «Здоровый образ жизни», конкурс детских рисунков «Я здоровье берегу - сам себе я помогу».




Проведение спортивного праздника: «Будущие олимпийцы нынче ходят в детский сад».







Заключение

Наш проект «Я здоровье берегу - сам себе я помогу» показатель совместной работы педагогического коллектива, родителей и детей. Новизна проекта проявляется в организации активной двигательной деятельности детей, установления эмоционально-личностного общения ребенка и взрослого, развития и коррекции двигательных качеств при совместном взаимодействии с семьей.

В ходе проекта были внедрены в воспитательно-образовательный процесс инновационные здоровьесберегающие технологи и альтернативные занятия.

Творческая группа воспитателей разрабатывает и внедряет в практику рекомендации по использованию ортопедического режима, комплекса упражнений ЛФК, упражнений для развития пальцевой моторики, речевого дыхания, мимики лица детей, коррекционно – профилактические мероприятия.

Таким образом, в ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 23 Г.О. ДОНЕЦК» созданы необходимые условия для организации систематических занятий, самостоятельной и совместной деятельности с детьми в течение дня через использование дидактических спортивных игр, упражнений дыхательной гимнастики, корригирующей гимнастики на растягивание расслабление, равновесие и снятие мышечного тонуса: «спортивное домино», «отдыхай активно», «спортмеморина», «спортивная четверка», «мой режим», «что я знаю о спорте?», «загадай-отгадай», «спортивный инвентарь», «спортивная мозаика», «здоровье и цвет», «где живет витаминка», «спортивные лабиринты», «мы - спасатели» и др.

Система физкультурно – оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы строится с детьми на использовании в работе традиционных и нетрадиционных форм работы.

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Мышечная деятельность, как важный фактор саморегуляции организма приводит к весьма значительным изменениям состояния ребенка.

На основе диагностических данных, нами была составлена комплексная система оздоровления детей по всем возрастным группам: оздоровительная, профилактическая и воспитательно-образовательная работа.

Планируемые виды деятельности по развитию основных движений и физической подготовленности мы строим с учетом диагностических данных, которые позволяют определить первоочередные задачи и перспективы на будущее.

Анализ обследования основных видов движений детей в начале учебного года позволяет правильно определять задачи обучения на предстоящий год и планировать предполагаемые методы и приемы с целью улучшения, развития и коррекции.


Формы нетрадиционной физкультурно-оздоровительной работы с детьми

«Я здоровье берегу сам себе я помогу»

↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

Ритмогимнастика

Степ-аэробика

Веселый тренинг

Игровой Стретчинг

Фитбол

Танцы на мячах

Физкультурный фольклор

Игроритмика

Закаливание


Ритмогимнастика- система музыкально-ритмического воспитания. Метод заключается в развитии чувства ритма — чувства времени, иными словами, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью ребенка, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях. Способствует развитию и упражнению внимания и памяти.

Степ-аэробика- аэробика одно из звеньев в развитии координационных способностей и функциональных сил организма влияющих на укрепление здоровья детей. Степ-аэробика – ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ платформе, она развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие. Занятия способствуют развитию чувства ритма, целенаправленно развивает умения совмещать движения с музыкой, доставляет детям большое удовольствие.

Веселый тренинг - развивает гибкость, подвижность суставов, улучшает кровообращение.

Игровой Стретчинг – это система специально подобранных упражнений на растяжку мышц, проводимая в игровой форме. Занятия вызывают у детей радость и восторг, дарят им свободу и радость движения, улучшается самочувствие и сохраняется хорошее настроение. Упражнения в сопровождении муз. произведений развивают творческую двигательную деятельность, креативность мышления, быстроту реакции, внимание.

Фитбол – это аэробика с использованием мячей, занятия фитболом развивают мышцы, гибкость и выносливость, упражнения приносят детям радость, удовольствие, превращая гимнастику в игры. Улучшается кровоснабжение позвоночника, внутренних органов и суставов, устраняется венозный застой, укрепляется мышечный корсет, создается навык правильной осанки. Развивается и совершенствуется координация движений и равновесие.

Танцы на мячах – дети выполняют различные танцевальные упражнения в сопровождении определенных музыкальных произведений.

Физкультурный фольклор – именно через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками, оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств, живой реальностью мышления (В.А. Сухомлинский).

Игроритмика – дружно, весело играем, мы здоровье прибавляем!

Дыхательная гимнастика

Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее оздоровительное значение, в нашем ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 23 Г.О. ДОНЕЦК» большое распространение имеет дыхательная гимнастика. Патологические изменения, возникающие при простудных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, что ведет к ухудшению легочной вентиляции. Воздействуя физическими методами, восстанавливаем расстроенные функции дыхания, предупреждаем развитие имеющихся изменений в бронхолегочной системе, следствием которых бывают явления кислородной недостаточности. Поэтому большое внимание мы уделяем использованию на занятиях элементов дыхательных гимнастик, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.

Регулярные занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, и тем самым повышают дыхательный объем легких. Кроме того, в упражнениях заложены дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания.

Задачи такой гимнастики состоят в следующем:

- учить детей прислушиваться к своему дыханию;

- учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения;

- учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и дыхательных путей.

Психомышечная тренировка

Почти все новые программы по физическому воспитанию дошкольников включают в физкультурно-оздоровительную работу психопрофилактические мероприятия, в том числе и обучение психорегуляции.

В основе психомышечной тренировки лежит мышечная релаксация – расслабление мышц. С помощью определенных приемов - контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и использование самовнушения- дети учатся произвольно расслаблять мышцы. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений

на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно хорошо в сочетании со стихами, или спокойной музыкой, звуками природы и т.д.

Самомассаж.

Массажные мячики и шарики-кольца Су-Джок

Использование средств физической культуры в оздоровительных целях формирует у детей жизненно важные двигательные умения и навыки, а также знания в области гигиены, медицины и физической культуры, способствующие укреплению их здоровья.

Самомассаж является важным средством физической культуры, он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови, усиливает функции желез, что положительно влияет на обмен веществ.

Хорошим помощником в развитии мелкой моторики являются шарик – массажёры с кольцами внутри Су Джок и массажные мячики. Их можно катать по пальцам, по ладошке, от подушечек пальцев до локтя. Прокатывая шарик, дети массируют мышцы рук, что активизирует мозг, способствует развитию речи, внимания, памяти и мелкой моторики рук.

В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж каждого пальца. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

В своей работе во время фронтальных и индивидуальных занятиях мы широко применяем Су-Джок и массажные мячики. Дети любят играть с колючим шариком и колечком, выполняя самомассаж с помощью шарика Су-Джок в сопровождении легко запоминающихся стихов. Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Фитбол – гимнастика

Фитбол – гимнастика – гимнастика на больших гимнастических мячах.

Упражнения с надувными мячами являются элементом аэробики. Фитбол (fit – оздоровление, ball – мяч) - швейцарский чудо мяч великолепно решает оздоровительные задачи, формирует осанку и отлично поднимает настроение. Различные упражнения выполняются лежа или сидя на пружинящем мяче. Большие, яркие мячи вызывают огромное желание заниматься, проявить усердие в выполнении упражнений.

По структуре фитбол – гимнастика напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трёхчастной формой, где есть: вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений; основная часть – освоение общеразвивающих упражнений; заключительная – подвижная игра и релаксация.

Игровой стретчинг

С помощью игрового стретчинга можно сформировать гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать у детей выразительные, плавные, точные движения. Но самый главный результат занятий по стретчингу — укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно-сосудистой систем, так как нормализуется артериальное давление,

деятельность вестибулярного аппарата.

Оптимальное время для проведения занятий — первая половина дня (при желании можно и во-второй половине). Это придает детскому организму бодрости на весь день и повышает общий тонус.

Игровой стретчинг — это не просто сочетание разнообразных движений с правильным дыханием, но и включение этих движений в сказку, а чтобы занятия проходили более интересно, важно использовать музыкальное сопровождение.


Логоритмическая гимнастика

Логоритмическая гимнастика — вид оздоровительно развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики.

Основные задачи, решаемые на занятиях по логоритмической гимнастике:

• формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений, внимания, пространственной ориентации;

• развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;

• коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика, включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног;

• улучшение психического состояния (снижение тревожности, агрессии,

эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания, воображения);

• расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия друг с другом;

• формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на заданные и произвольные темы), создающего атмосферу радости и стимулирующего развитие созидательных способностей.

Совместные физкультурные досуги и праздники родителей с детьми.

Основная цель таких занятий — помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности; родителям — установить эмоционально-двигательный контакт с детьми, способствовать развитию межличностного общения ребенка с взрослым.

Чтобы занятия были интересными и увлекательными, следует использовать сюжетные, интегрированные и игровые формы совместных физкультурных занятий. В основе сюжетных занятий лежат совместные движения детей и взрослых, органично сочетаемые с развитием сюжета. Содержание интегрированных занятий позволяет ребенку вместе с родителем преодолевать трудности, решать проблемные ситуации.

Эффективность занятий зависит не только от формы и содержания, но и от рациональной организации детей и взрослых. Большую часть времени ребенок выполняет задания вместе с взрослым; при этом каждый из них выступает для собственного ребенка в роли партнера, помощника, тренера.

Таким образом, в работе с родителями решаются следующие задачи: повышение ответственности за воспитание ребенка, заинтересованность и желание заниматься с ним, сотрудничать с детским садом.

Закаливание

При проведении закаливания детей мы сочетаем гигиенические условия, обеспечиваем чистый воздух и рациональное сочетание температуры окружающего воздуха и одежды детей. Ежедневно проводим воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями, применяем точечный массаж, игровой, антистрессовый массаж, релаксацию («Дождик», «Зарядка», «Самолет», «Жук»; массаж рук, ушей, щек, лба, носа, век).


Корригирующая гимнастика

Особую роль в физическом воспитании детей играют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных

отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.

Цель корригирующей гимнастики – формирование и укрепление сводов стоп.

Задачи корригирующей гимнастики:

- развитие основных функций стоп;

- обучение правильной постановке стоп при ходьбе;

- повышение тонуса мышц стоп;

- увеличение подвижности в суставах стоп;

- улучшение кровообращения стоп;

- улучшение координации движений.

Профилактика нарушений осанки

Физические упражнения — ведущее средство устранения нарушений осанки. Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного ап­парата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки. Упражнения должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей и постепенно усложняться с возрастом («Зебра», «Цветочная поляна», «Извилистая дорожка», «Рыбки и акулы», «Морская фигура», «Кораблики», «Катамаран», «Русалочка», «Полоса препятствий»).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Спирина Лилия Викторовна

Дата: 29.01.2025

Номер свидетельства: 664408


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства