Просмотр содержимого документа
«Проект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленькие финансисты»»
Тимофеева Ольга Владимировна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №1
«Маленькая страна» города
Новочебоксарска Чувашской Республики
Проект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
«Маленькие финансисты»
Актуальность.
Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.п.) Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.
Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Цель проекта.
Заложить основы экономического образа мышления у детей-дошкольников.
Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи проекта.
Формировать основы финансовой грамотности у детей-дошкольников.
Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
Научить правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (в магазине, в транспорте и т.д.).
Воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей.
Ожидаемые результаты.
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории. Которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет)
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата — это оплата за количество и качество труда.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи — это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы.
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
План мероприятий по финансовой грамоте детей
Понедельник
1. Демонстрация детям слайд-презентации «История появления денег».
Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара.
2. Просмотр мультфильма Уроки тетушки Совы. Серия 1. «Что такое деньги».
3. НОД «Знакомство с деньгами и правильное отношение к ним» (приложение 1).
Задачи: дать первоначальные знания о деньгах.
Материал: кошелек, бумажные купюры и монеты.
4. Игра «Что можно купить, что нельзя».
Цель: формировать у детей желание экономно относиться к природным ресурсам
1-й вариант. Дети называют те предметы, которые можно купить и те, которые купить нельзя;
2-й вариант. Дети называют объекты природного мира, как человек использует их, и предметы рукотворного мира, называя профессию людей, которые эти предметы производят.
5. Рассматривание иллюстраций сказок. Игра «Назови монету».
Цель. Расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.
Материал: Сказки «Малыш и Карлсон», «Буратино» и др. «Портреты» сказочных героев.
Содержание. Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино покупает билет в театр на четыре сольдо. Али-Баба и сорок разбойников владеют динарами и т. д.
Вторник
1. Экскурсия в банк.
2. НОД «Дом, где живут деньги» (приложение 2)
Задачи: Дать детям элементарные представления о работе банка, о сотрудниках банка. Познакомить детей с новыми словами, которые встречаются в современной жизни, объяснить их значение. Показать детям, как с помощью банковской карты, сберегательной книжки можно пользоваться виртуальными деньгами.
Материалы: банковская карточка, сберегательная книжка, оборудование банка: банкомат, банковские стойки, кабинки и т. д.
3. Отгадывание загадок про «банк», «деньги», «банкомат».
4. Дидактическая игра «Кто что делает?».
Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Материал: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир). Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)
Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.
Среда
1. Чтение художественной литературы. Произведение К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
2. НОД «Семейный бюджет». Просмотр презентации «Семейный бюджет» (приложение №3)
Задачи:
Дать представление детям о семейном бюджете;
развивать речь детей, расширять словарный запас;
развивать коммуникативные качества ребенка.
Материал: Презентация «Семейный бюджет»; мешочек с монетами, 3 корзины, 3 кошелька с монетами, «товар», ценники, чеки, кассовый аппарат для сюжетно- ролевой игры «Супермаркет».
3. Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»
4. Игра «Какие бывают доходы?»
Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).
Материал: Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др., дающих дополнительный доход.
Содержание. Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
5. Продуктивная совместная деятельность. Изготовление ценников, чеков для сюжетно-ролевой игры «Супермаркет».
6. Дидактическая игра «В какой магазин идти?».
Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов. Закрепить названия продуктов, умение использовать в речи обобщающие слова; развивать логическое мышление, умение соотносить название магазина и того, что в нем продается.
Четверг
Решение проблемной ситуации «Хочу – надо».
1. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Игровая ситуация «Семья покупает продукты».
Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость). Формировать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; о товарах первой необходимости, о потребностях и возможностях человека.
Материал: Разные игрушки, ценники, чеки, товарные знаки, игровые деньги.
2. Дидактическая игра «Кто трудится, кто играет».
Цель: Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).
Материал: Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.
Содержание: У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т.д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).
3. познакомить детей с пословицами о бережливости.
Копейка рубль бережет.
Доход не живет без хлопот.
Кто не бережет копейку, тот сам не стоит рубля.
Курочка по зернышку клюет, да сыто живет.
Пушинка к пушинке — и выйдет перинка.
4. продуктивная деятельность. Лепка «Изготовление поделок для ярмарки».
Пятница
Беседа с детьми «Хорошо – плохо» на тему «О рекламе товара».
1. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».
2 Игровая ситуация «Рекламная компания».
Дети делятся на подгруппы,выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи».
3. Экскурсия. Рассматривание рекламы на баннерах.
4. Выставка «Ярмарка поделок».
Цель. Учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара.
5. Дидактическая игра «Что быстрее купят?».
Цель. Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Материал. Карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).
Содержание. Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
Список литературы:
Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
Шатова А.Д. Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015.
Интернет ресурсы:
https://www.minfin.ru/ru/document
https://dohcolonoc.ru/
http://e.stvospitatel.ru/
Приложение 1
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с деньгами и правильное к ним отношение».
Цель: формирования навыков элементарного экономического сознания, приближающих дошкольников к реальной жизни.
Задачи:
Познавательное развитие: расширить круг представлений о мире человеческих отношений;
Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-деньги-расходы»;
Социально-коммуникативное развитие: формировать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости; воспитывать уважение к людям труда разных профессий;
Математическое и сенсорное развитие:
познакомить детей с деньгами (современными и старинными) и их предназначением;
Речевое развитие: развитие диалоговой речи и обогащение словаря новыми словами «доход» и «расход», определить их смысловое значение.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям подготовиться к занятию по математике, входит сотрудник, который принес билет на автобус и предложил рассчитаться. Воспитатель ищет свой кошелек, чтобы рассчитаться и не находит, обращается за помощью к детям.
Воспитатель: Ребята, помогите найти мой кошелек, мне необходимо расплатиться за билет.
Воспитатель вместе с детьми ищут и находят кошелек.
Воспитатель: Спасибо, ребята, скажите мне - для чего нужен кошелек? (ответы детей)
Воспитатель: Откуда берутся деньги у человека? (ответы детей)
Воспитатель: Кто из взрослых в вашей семье работает? (ответы детей)
Воспитатель: Кем они работают? (ответы детей)
Воспитатель: Что взрослые получают за свой труд? (ответы детей)
Воспитатель: Что такое деньги? (ответы детей)
Воспитатель: Какие российские деньги вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель Зачем они нужны? (ответы детей)
Воспитатель: На что расходуют деньги? (ответы детей)
Выслушав ответы детей, обсудить их. После этого предложить детям рассмотреть бумажные купюры и монеты,
Воспитатель: сравните деньги и скажите, чем они похожи и чем отличаются? (ответы детей)
(Обратить внимание детей на то, что с одной стороны денежного знака указана его стоимость, есть цифры, слова, а с другой стороны - герб нашей страны.)
Воспитатель: Деньги делают из разных материалов (бумажные, металлические, они бывают разных цветов).
Так для чего нам нужны деньги? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, деньги нужны, чтобы делать различные покупки.
Ответы детей (если дети сомневаются, сообщить о реальной цене предмета)
Воспитатель: А были времена когда деньги ещё не придумали и люди оплачивали покупки по другому, хотите узнать как это было? Ребята, предлагаю посмотреть презентацию.
Просмотр презентации на тему «История появления денег» (интернет ресурс)
Воспитатель: Ребята, в других странах тоже есть деньги, но название их иное, А вы знаете название иностранных денег? например в стране Америке – доллары и центы, в Белоруссии – зайчики, в Японии – иены. Об этом мы поговорим в следующий раз.
Воспитатель: Ребята, вспомните в какой игре нам нужны деньги?(ответы детей)
Воспитатель: Я вам сейчас хочу кое - что показать.
(Воспитатель рассказывает и показывает технологию изготовления игрушечных денег из бумаги.)
Воспитатель: А вы хотите попробовать? (дети изготавливают деньги для игры «Магазин»)
Воспитатель: Ребята, где же хранятся деньги? (ответы детей)
Воспитатель: А где же взять кошелек? (ответы детей)
Воспитатель: А позже мы сделаем кошелек из бумаги, и вам будет интересней играть.
Приложение 2 Занятие-экскурсия в старшей группе «Дом, где живут деньги».
Цель: ознакомление детей с работой банка.
Задачи:
Обучающие:
Дать детям элементарные представления о работе банка, о сотрудниках банка.
Познакомить детей с новыми словами, которые встречаются в современной жизни, объяснить их значение,
Показать детям как с помощью банковской карты, сберегательной книжки можно пользоваться виртуальными деньгами.
Развивающие:
Закрепить знания о правилах поведения в автобусе, при переходе проезжей части дороги.
Уточнить и закрепить ранее полученные знания о денежных купюрах.
Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей.
Воспитывающие:
Воспитывать ответственность, самостоятельность, умение выполнять правила поведения в общественных местах и транспорте.
Предварительная работа: Беседа «Для чего нужны деньги?», рассматривание денег российских и других государств, познавательное занятие«Знакомство с монетами», беседа «Зачем нужно хранить деньги», «Откуда приходят деньги», чтение сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха», просмотр мультфильма «Как старик корову продавал», договориться с банком о времени экскурсии.
Методы и приемы: Беседа, рассказ, объяснение, указание, вопросы к детям, наблюдение, показ наглядного материала, поощрение.
Материалы и оборудование: банковская карточка, сберегательная книжка, оборудование банка: банкомат, банковские стойки, кабинки и т. д.
Воспитатель: «Ребята, давайте с вами вспомним, для чего людям нужны деньги?»
Дети: «На деньги можно купить продукты, одежду, игрушки, оплатить за квартиру, купить билет в автобусе»
Воспитатель: «А где люди берут деньги?»
Ответы детей: «На работе работают и зарабатывают, Что–нибудь продают и за это получают деньги. А еще их можно копить» и т. д.
Воспитатель: «Сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в дом, где живут деньги. А называется этот дом – банк. Кто-нибудь с родителями был в банке? (ответы детей). Расскажите, что ваши родители там делали. (ответы детей.). Мы с вами до банка пойдем пешком. Давайте вспомним правила поведения на дороге.
Дети: «Пешеход должен идти по тротуару, а там, где нет тротуара, нужно идти по обочине дороги навстречу движущему транспорту.
Воспитатель: Вспоминаем правила перехода улицы. Подходим к зданию банка.
Основная часть:
Воспитатель: «Мы подошли с вами к зданию банка. Кто из вас когда-нибудь сюда приходил с родителями? А зачем ваши родители приходили сюда? (ответы детей). Помните, мы свами говорили о том, что деньги «рождаются» на специальном заводе – монетный двор. Такой завод в нашей стране всего один. С этого завода деньги попадают в банк, где они хранятся. Банк – это место для хранения денег. Людям, их называют вкладчики, которые хранят в банке свои деньги, банк готов вернуть деньги по любому их требованию. У этих людей есть банковские карточки(показать карточку, они небольшие по размеру, их удобно хранить). У каждого банка свои карточки. Давайте с вами зайдем в банк»
Заходим в банк, в фойе, где стоят банкоматы. Обратить внимание на банкомат.
Воспитатель: «Как вы думаете, что это такое и для чего они здесь стоят?»
Наблюдаем с детьми как люди подходят к банкоматам и снимают деньги. Дети приходят к выводу, что они нужны для того, чтобы снимать деньги.
Воспитатель: «Да правильно, эти машины называются банкоматы. С помощью вот такой банковской карточки в банкомате можно взять свои деньги. На каждой карточке есть свой пароль и свой код. И другой человек уже не сможет снять с твоего счета деньги. А еще такие банкоматы стоят в некоторых больших магазинах, на почте, в больнице – там, где людям удобно снимать деньги. Посмотрите, как с помощью банковской карточки можно снять деньги со своего счета. (Показать детям, как снимаются с карточки деньги). Я подхожу к банкомату, вставляю карточку в специальное отверстие, набираю пароль карты, набираю сумму и получаю деньги. А еще можно через банкомат оплачивать покупки в магазине, оплачивать телефон и многое другое. Теперь давайте зайдем в само здание банка».
Входим в зал банка.
Воспитатель: «В помещении банка есть несколько залов: в одном зале стоят стойки, за ними сидят работники банка(операторы, к которым подходят посетители с талончиками). Здесь принимают сберегательные книжки, Вот такие (показываю книжку). Сберегательная книжка похожа на маленькую книжечку, эту книжку нельзя вставить в банкомат, её принимают операторы. С неё тоже можно снимать деньги или оплачивать что-нибудь».
Переходим в другой зал, там, где оформляют ссуды.
Воспитатель: «Посмотрите, что вы видите здесь?»
Дети: «Здесь зал разделен на кабинки. Там стоят столы, за ними сидят работники банка. К ним подходят люди и садятся за эти столы».
Воспитатель: «Здесь работают консультанты. Когда у людей не хватает своих денег чтобы что-нибудь купить, например: квартиру, мебель, машину, они обращаются в банк, и банк дает им деньги в долг. Это называется ссуда. Консультанты помогают людям оформлять документы, чтобы получить эти деньги (ссуду). Я люди потом частями этот долг возвращают».
В процессе рассказа воспитателя дети наблюдают за работой консультанта, оператора.
Воспитатель: «Посмотрите, кроме банковских работников, в банке еще есть охранники, которые охраняют банк. А зачем нужны в банке охранники, как вы думаете?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Охранники охраняют банк, чтобы не зашли плохие люди и ничего не украли»
Заключительная часть.
Воспитатель: «Вот и подошла к концу наша экскурсия. Скажите, ребята, что вы узнали нового, что вам больше всего понравилось?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Что такоебанк и для чего он нужен?»
Дети: «Банк – это дом, где хранятся деньги. В банке можно хранить деньги, можно брать деньги в долг, если тебе нужно что-нибудь купить»
Воспитатель: «Люди, каких профессий работают вбанке?»
Ответы детей.
Воспитатель: «С помощью чего можно получить свои деньги? (банковская карта, сберегательная книжка). А если вдруг мне не хватит денег на покупку, где я могу взять их? (можно обратиться вбанк и банк даст ссуду). Молодцы вы сегодня узнали много нового о банке. Мы с вами вечером поиграем в игру «банк» А сейчас мы с вами возвращаемся в детский сад».
Возвращаемся в детский сад.
Приложение №3
Конспект НОД в старшей группе «Семейный бюджет».
Цель: Знакомство с понятием «Семейный бюджет».
Задачи:
Дать представление детям о семейном бюджете.
Развивать речь детей, расширять словарный запас.
Закрепить навыки счета в пределах 6.
Закрепить названия продуктов, умение использовать в речи обобщающие слова.
Развивать логическое мышление, умение соотносить название магазина и того, что в нем п- Развивать зрительное восприятие цифр в пределах 6.
Развивать моторику.
Воспитывать уважительное отношение к мнению товарища, развивать коммуникативные качества ребенка.
Предварительная работа: беседы и чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Оборудование: Презентация «Семейный бюджет». Мешочек с монетами, 3 корзины, 3 кошелька с монетами, «товар», ценники, кассовый аппарат для сюжетно ролевой игры «Супермаркет».
Ход занятия:
Вводная часть.
Воспитатель обращает внимание детей на лежащий на столе мешочек с монетами.
Как вы думаете, что лежит в мешочке? Встряхивает его. (ответы детей). Это деньги, монеты. Сегодня мы поговорим о деньгах. Присаживайтесь.
Основная часть.
Слайд № 2 Деньги есть в каждой семье. Они находятся в кошельке у взрослых. Для чего нам нужны деньги? (Ответы детей).
Работа по слайду – понятия: бюджет, доход и расход.
Слайд № 3. Все деньги, которые положили в кошелек – это доход. Кто получает деньги? За что платят деньги папе, маме, бабушке, студентам? (Пояснение понятий зарплата, пенсия, стипендия). Деньги, доход – это плата за труд.
Слайд № 4. Для чего нам нужны деньги? (Ответы детей). Покупать продукты, одежду, платить за квартиру, садик, проезд. Покупка лекарства, бензина, игрушек и т. д. Покупаем, берем из кошелька и отдаем деньги – это расход. Нужно хорошо подумать, куда мы будем расходовать деньги. Рубль — трудовой, потому и дорогой.
Слайд № 5. Представьте, что мы пришли в магазин. На витрине выложен товар. А что это за этикетки с цифрами? (Ответы детей). – Верно, это ценники. Они нужны, чтобы знать, сколько мы отдадим денег за этот товар. Сколько стоит хлеб? А молоко? Что больше стоит? ( Ответы детей). Значит, молоко стоит больше чем хлеб. А что самое дорогое? (Ответы детей). Верно, самое дорогое – игрушка.
Супермаркет – большой магазин, где продают различные товары.
Физкультминутка:
Мы шагали, мы шагали,
Ведь товар мы выбирали:
Здесь морковка, лук, картошка,
Там конфеты, шоколад.
Вот машинка и мячи…
Все товары хороши.
Слайды № 6, 7 и 8. Решение задач. Дать понятие – дефицит. Чтобы не получилось, что нечем платить за покупку, надо сначала подсчитать, сколько у вас денег и сколько стоит товар. Деньги счет любят.
Слайд № 9, 10, 11. Нужно хорошо подумать, что необходимо взять, а что можно заменить другим товаром, и заплатить меньше, что бы ещё остались деньги. Экономия.
Рассматривание примеров экономии (работа по картинкам, пояснение пословиц)
Слайд № 12. Вывод: Чтобы в семейном бюджете деньги были всегда, нужно хорошо зарабатывать и расходовать деньги с умом.
Не деньги богатство - бережливость да разум.
Продуктивная деятельность (до 9 минут)
Я предлагаю вам поиграть и отправиться за покупками в супермаркет. У нас будет 3 семьи. У каждой свой бюджет – деньги. Вам нужно купить 2 продукта для всей семьи и игрушку ребенку. Выберите, что вы купите, чтобы у вас хватило денег. А кассир контролер проверит.
Сюжетно ролевая игра «За покупкой в супермаркет».
Ребенок – кассир надевает униформу и садится за кассу. Дети семьи выбирают товар. Воспитатель, следя за временем, может сообщить, что магазин закрывается, и покупатели должны оплатить товар у кассира. Дети идут к кассе, выкладывают товар, рассчитываются. При необходимости, воспитатель подсказывает кассиру. Воспитатель – администратор магазина.
Итог (до 2 минут) Выясняем, какой доход был в каждой семье. Что самое дорогое купили в магазине? На что не хватило денег? Можно ли купить, если не хватает денег?
Почему говорят: «Деньги счет любят»?
Рефлексия (1 минута)
Выберите, пожалуйста, смайлик, который отражает ваше настроение. Закрепите его на доске. Сколько у нас улыбающихся лиц! Спасибо за работу.