Кукла - самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка.Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Необычность традиционной народной куклы вызывает интерес у ребенка, а ее простота в изготовлении побуждает желание создать подобную.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Куклы наших бабушек" в средней группе.»
Информационная карта проекта
Полное название проекта «Куклы наших бабушек».
Автор проекта: Глебова Светлана Владимировна.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Возраст детей 5 -6 лет.
Место проведения: МАДОУ № 38.
Город Томск, ул. Водопроводная, д. 13, тел.: 75-04-49, 75-04-47
Сроки проведения: январь - апрель 2016 г.
Вид проекта: групповой, познавательно - интегративный, творческий.
.
Актуальность
Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Необычность традиционной народной куклы вызывает интерес у ребенка, а ее простота в изготовлении побуждает желание создать подобную. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли. Через куклу девочке силой внушающего воздействия передается идеальный образ (девушки, матери, хозяйки), способный влиять на формирование собственно женского идеала и материнской сферы. Происходит становление таких качеств, как нежность, чуткость, доброта, усидчивость, заботливость, предусмотрительность, смекалка, находчивость, хозяйственность и т.п. Народная игровая кукла способна побудить ребенка к общению.
Проблема.
С одной стороны Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (общие положения п.1.6.) требует от современного дошкольного образовательного учреждения глубокой целенаправленной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию, приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, с другой стороны знания о создании традиционной русской народной куклы освещены недостаточно, родители и дети не знают о народной кукле.
Объект проекта - система работы по патриотическому воспитанию через приобщение детей к истории традиционной народной куклы.
Предмет проекта – традиционная народная кукла.
Цель: реализация положения Федерального государственного образовательного стандарта по приобщению дошкольников к социокультурным нормам и традициям; воспитание любви к народной культуре через образ традиционной народной куклы.
Задачи:
«Познавательное развитие»: формирование первичных представлений детей о разнообразии, истории возникновения, видах и назначении народных кукол
Воспитание интереса к традиционной народной кукле, предметам материальной культуры русского народа. Активизация поисково-познавательной деятельности детей через различные формы работы.
«Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками при изготовлении некоторых видов кукол; стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме; социализация ребенка, облегчение процесса коммуникации для замкнутых, стеснительных, или слабо – ориентированных на общение детей.
«Художественно-эстетическое»: восприятие русской народной музыки , художественной литературы (стихи о куклах); реализация самостоятельной творческой деятельности детей при создании традиционных народных кукол.
«Физическое развитие» обогащение двигательного опыта, сохранение и укрепление физического и психического здоровья на основе русских народных подвижных игр.
«Речевое развитие»:
развивать у детей связную монологическую и диалогическую речь, обогащать и активизировать лексику (названия кукол), способствовать умению свободно мыслить и фантазировать.
Гипотеза.
В результате целенаправленной работы по расширению знаний детей о традиционной народной кукле, ее истории осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.
Этапы реализации проекта.
Первый этап - поисковый.
Изучение методической литературы, интернет – ресурсов по тематике;
Экскурсия в библиотеку с целью поиска материала по созданию народной куклы
Создание развивающей среды,
Выбор места для мини- музея «Куклы наших бабушек»;
Анкетирование родителей с целью уточнения социального заказа по теме проекта.
Подборка художественной литературы (сказки, рассказы, загадки, стихи)и фонотеки русских народных песен.
Формирующий – деятельность в соответствии с планированием.
Виды деятельности по образовательным областям.
Виды деятельности
Цель
Физическое развитие
Пальчиковые гимнастики.
«Игрушки»
(ФР/ПР/С-КР)
Дыхательные гимнастики. (1 раз в 2 недели)
(ФР/ПР/С-КР)
Гимнастики для глаз.(1 раз в месяц)
(ФР/С-КР/ПР)
Разминочные гимнастики (Ежедневно после дневного сна, 5-10 минут. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по дорожкам с разным рельефом, легкий бег из спальни в группу с разницей в температуры в помещениях, полоскание горла после сна минеральной водой «Ессентуки № 4»)
(ФР/ С-КР)
Самомассаж (1 раз в неделю)
(ФР/С-КР)
Русские народные подвижные и хороводные игры.
(ФР/С-КР)
Цель: развитие мелкой моторики.
Цель: развитие речевого дыхания и голоса, тренировка мышц артикуляционного аппарата.
Цель: профилактика миопии.
Цель: обогащение двигательного опыта, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Цель: сохранение физического и психического здоровья, становление ценностей ЗОЖ, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.
Цель: обогащение двигательного опыта, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Познавательное развитие
НОД «История возникновения куклы на Руси»
(ПР/Х-ЭР/ФР/С-КР)
Беседа «Виды народной куклы и история её возникновения».
(ПР/Х-ЭР/ФР/С-КР)
Экскурсия по мини-музею «Куклы наших бабушек»»
(ПР/С-КР/Х-ЭР)
Самостоятельная познавательно – исследовательская деятельность детей
Рассматривание иллюстраций с изображением кукол в народных костюмах
(Х-ЭР/ПР/С-КР)
Цель: реализация самостоятельной творческой деятельности детей; вызвать интерес к созданию куклы адекватными изобразительно – выразительными средствами; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу
Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях; приобщение детей к истории русской народной культуры.
Цель: способствовать умению проводить экскурсию по мини-музею.
Цель: способствовать развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания изобразительного искусства.
Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, вызывать желание самостоятельно сочинять истории об игрушке.
Цель: продолжать знакомить детей с красотой русского устного народного творчества.
Цель: продолжать развивать связную, грамматически правильную монологическую речь, используя для этого мнемотаблицу.
Цель: способствовать умению выражать мысли и желания, построению речевого высказывания в ситуации общения.
Социально – коммуникативное развитие
Беседа «Куклы наших бабушек»
(С-КР/ПР)
Беседа «Моя любимая кукла»
(С-КР//ПР)
Сюжетно – ролевая игра «Музей» (С-КР/РР)
Цель: актуализировать и дополнить знания детей о традиционной народной кукле.
Цель: формировать у детей умение внимательно слушать текст, запоминать его содержание , развивать чувство юмора, воображение, создавать условия для сочинительства.
Музыкальные произведения «Детский альбом» П.И.Чайковского («Болезнь куклы», «Новая кукла») (Х-ЭР/ПР)
Чтение художественных произведений о народных куклах. (РР/ПР/Х-ЭР)
Разучивание колыбельных песен. (Х-ЭР/ПР)
Самостоятельная познавательно – исследовательская деятельность детей
Рисование эскизов костюмов в традиционном стиле.
Цель: способствовать рассмотрению, отдельных деталей одежды, элементов вышивки, кружев, тесьмы и прочей отделки.
Цель: развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия.; воспитывать интерес к традиционной народной кукле.
Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру; помочь реализовать самостоятельную творческую деятельность детей; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Цель: развивать чувство симметрии, развивать навык ориентировки на несколько признаков при выкладывании второй половины дома (форма фасада, величина и форма окон и дверей)
Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру;
реализация самостоятельной изобразительной творческой деятельности.
Цель: становление эстетического отношения при восприятии музыки.
Цель: восприятие художественной литературы; понимание на слух текстов различных жанров литературы.
Цель: способствовать развитию предпосылок ценностно – смыслового восприятия фольклора.
Работа с родителями
Консультация: «Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей".
Мастер-класс: изготовление куклы «День и ночь».
Консультация: «Народная лоскутная кукла как источник детского художественного творчества»
Родительское собрание «Народная кукла в играх современных детей».
Цель: развитие общения и взаимодействия с родителями.
Цель: развитие партнерских отношений с родителями.
улучшение детско – родительских отношений.
Цель: развитие партнерских отношений с родителями;
Цель: распространение педагогических знаний среди родителей
Заключительный этап.Подведение итогов проекта.
• Пополнение экспозиции мини-музея.
• Открытие мини-музея с приглашением родителей, детей группы № 6.
• Разработка и проведение экскурсий, занятий, развлечений.
• Выставка детских творческих работ, в которых отразились впечатления от посещения мини-музея «Куклы наших бабушек».
Ожидаемые результаты.
Дети владеют основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании на тему «Традиционная народная кукла».
Реализация проекта позволит повысить педагогическую, родительскую и детскую компетентность в вопросах сформированности и расширения представлений о народной кукле; сформировать интерес к изготовлению простых кукол.
Облегчение процесса коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо-ориентированных на общение детей.
Разработка НОД по данной тематике в соответствии с требованиями ФГОС.
Создание мини- музея «Куклы наших бабушек».
Презентация мини-музея «Куклы наших бабушек»
Создание интернет – экскурсии по мини-музею «Куклы наших бабушек», размещение материалов на сайте МАДОУ № 38.
Ресурсная обеспеченность проекта.
Кадровый ресурс: воспитатели, родители.
Материально – технический ресурс:
уголок патриотического воспитания;
технические средства (проектор, экран, MP3- проигрыватель);
наглядный материал,
методическая литература.
Ресурс социума:
Библиотека «Дом семьи»,
интернет,
мультимедийные пособия.
Родительский ресурс: взаимодействие с семьями воспитанников
консультации,
индивидуальные беседы,
Рекомендации
Обсуждение найденного материала с каждым ребенком ;
Фотографии.
Оценка эффективности реализации проекта.
Этапы проекта прошли через разные виды деятельности по всем образовательным областям. Проект заинтересовал взрослых и детей; было налажено взаимодействие с родителями, они вовлечены в непосредственно образовательную деятельность, вместе с детьми искали интересные материалы о куклах. Дети узнали об истории традиционной народной куклы, сказках о куклах – оберегах. Все это способствовало формированию патриотических чувств у дошкольников, интерес к теме проекта у взрослых.
Устойчивость интереса детей к проекту на протяжении всего месяца обеспечивалось личностно ориентированным подходом (участие в проектировании образовательного процесса, диалогичность на занятиях и экскурсиях); разнообразием деятельности детей (постоянная смена ролевых позиций: коллекционеры и создатели мини-экспозиции, дизайнеры, музейные зрители, экскурсанты и экскурсоводы); отражением впечатлений от экскурсий и занятий в изобразительном творчестве; синтезом искусств, а также участием родителей в проекте.
Список использованной литературы.
Журнал «Цветной мир» Народная игрушка/ под ред. И.А. Лыковой - М.: Карапуз, №1, 2009.- 66 с.
Лыкова, И. А. «Лоскутные куколки»/ И.А. Лыкова. – М.: Издательский дом Цветной мир, 2011.- 16с.
Котова И. Н. «Русские обряды и традиции. Народная кукла»/ И.А.Котова, А.С.Котова. - СПб.: Паритет, 2008.- 240 с.
Рыжова Н.А.«Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»/ Н.А.Рыжова.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 96 c.
Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла»/ Н.В.Шайдурова.- Спб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2012.- 176 с.