kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Куклы наших бабушек" в средней группе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кукла - самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка.Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Необычность традиционной народной куклы вызывает интерес у ребенка, а ее простота в изготовлении побуждает желание создать подобную.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Куклы наших бабушек" в средней группе.»

Информационная карта проекта


Полное название проекта «Куклы наших бабушек».

Автор проекта: Глебова Светлана Владимировна.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.


Возраст детей 5 -6 лет.

Место проведения: МАДОУ № 38.

Город Томск, ул. Водопроводная, д. 13, тел.: 75-04-49, 75-04-47

Сроки проведения: январь - апрель 2016 г.

Вид проекта: групповой, познавательно - интегративный, творческий.


.

Актуальность

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Необычность традиционной народной куклы вызывает интерес у ребенка, а ее простота в изготовлении побуждает желание создать подобную. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли. Через куклу девочке силой внушающего воздействия передается идеальный образ (девушки, матери, хозяйки), способный влиять на формирование собственно женского идеала и материнской сферы. Происходит становление таких качеств, как нежность, чуткость, доброта, усидчивость, заботливость, предусмотрительность, смекалка, находчивость, хозяйственность и т.п. Народная игровая кукла способна побудить ребенка к общению.


Проблема.

С одной стороны Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (общие положения п.1.6.) требует от современного дошкольного образовательного учреждения глубокой целенаправленной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию, приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, с другой стороны знания о создании традиционной русской народной куклы освещены недостаточно, родители и дети не знают о народной кукле.



Объект проекта - система работы по патриотическому воспитанию через приобщение детей к истории традиционной народной куклы.


Предмет проекта традиционная народная кукла.


Цель: реализация положения Федерального государственного образовательного стандарта по приобщению дошкольников к социокультурным нормам и традициям; воспитание любви к народной культуре через образ традиционной народной куклы.


Задачи:

«Познавательное развитие»: формирование первичных представлений детей о разнообразии, истории возникновения, видах и назначении народных кукол

Воспитание интереса к традиционной народной кукле, предметам материальной культуры русского народа. Активизация поисково-познавательной деятельности детей через различные формы работы.

«Социально-коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками при изготовлении некоторых видов кукол; стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме; социализация ребенка, облегчение процесса коммуникации для замкнутых, стеснительных, или слабо – ориентированных на общение детей.

«Художественно-эстетическое»: восприятие русской народной музыки , художественной литературы (стихи о куклах); реализация самостоятельной творческой деятельности детей при создании традиционных народных кукол.

«Физическое развитие» обогащение двигательного опыта, сохранение и укрепление физического и психического здоровья на основе русских народных подвижных игр.

«Речевое развитие»:

развивать у детей связную монологическую и диалогическую речь, обогащать и активизировать лексику (названия кукол), способствовать умению свободно мыслить и фантазировать.

Гипотеза.

В результате целенаправленной работы по расширению знаний детей о традиционной народной кукле, ее истории осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.

Этапы реализации проекта.

  1. Первый этап - поисковый.

  • Изучение методической литературы, интернет – ресурсов по тематике;

  • Экскурсия в библиотеку с целью поиска материала по созданию народной куклы

  • Создание развивающей среды,

  • Выбор места для мини- музея «Куклы наших бабушек»;

  • Анкетирование родителей с целью уточнения социального заказа по теме проекта.

  • Подборка художественной литературы (сказки, рассказы, загадки, стихи)и фонотеки русских народных песен.

  1. Формирующий – деятельность в соответствии с планированием.

Виды деятельности по образовательным областям.

Виды деятельности

Цель

Физическое развитие


Пальчиковые гимнастики.

«Игрушки»

(ФР/ПР/С-КР)


Дыхательные гимнастики. (1 раз в 2 недели)

(ФР/ПР/С-КР)




Гимнастики для глаз.(1 раз в месяц)

(ФР/С-КР/ПР)


Разминочные гимнастики (Ежедневно после дневного сна, 5-10 минут. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по дорожкам с разным рельефом, легкий бег из спальни в группу с разницей в температуры в помещениях, полоскание горла после сна минеральной водой «Ессентуки № 4»)

(ФР/ С-КР)


Самомассаж (1 раз в неделю)

(ФР/С-КР)







Русские народные подвижные и хороводные игры.

(ФР/С-КР)

Цель: развитие мелкой моторики.



Цель: развитие речевого дыхания и голоса, тренировка мышц артикуляционного аппарата.


Цель: профилактика миопии.





Цель: обогащение двигательного опыта, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.










Цель: сохранение физического и психического здоровья, становление ценностей ЗОЖ, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.


Цель: обогащение двигательного опыта, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.


Познавательное развитие

НОД «История возникновения куклы на Руси»

(ПР/Х-ЭР/ФР/С-КР)











Беседа «Виды народной куклы и история её возникновения».

(ПР/Х-ЭР/ФР/С-КР)







Экскурсия по мини-музею «Куклы наших бабушек»»

(ПР/С-КР/Х-ЭР)


Самостоятельная познавательно – исследовательская деятельность детей


Рассматривание иллюстраций с изображением кукол в народных костюмах

(Х-ЭР/ПР/С-КР)

Цель: реализация самостоятельной творческой деятельности детей; вызвать интерес к созданию куклы адекватными изобразительно – выразительными средствами; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу


Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях; приобщение детей к истории русской народной культуры.

Цель: способствовать умению проводить экскурсию по мини-музею.





Цель: способствовать развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания изобразительного искусства.

Речевое развитие

НОД «Составление творческих рассказов»

(РР/ПР/С-КР)






Разучивание уговорушек, закличек, пословиц, поговорок, потешек.

(РР/ПР/С-КР)




Беседа «Моя любимая кукла»

(РР/ПР/С-КР)






Беседа «Кукла - оберег»

(ПР/С-КР/Х-ЭР)




Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, вызывать желание самостоятельно сочинять истории об игрушке.



Цель: продолжать знакомить детей с красотой русского устного народного творчества.




Цель: продолжать развивать связную, грамматически правильную монологическую речь, используя для этого мнемотаблицу.


Цель: способствовать умению выражать мысли и желания, построению речевого высказывания в ситуации общения.

Социально – коммуникативное развитие

Беседа «Куклы наших бабушек»

(С-КР/ПР)



Беседа «Моя любимая кукла»

(С-КР//ПР)






Сюжетно – ролевая игра «Музей» (С-КР/РР)


Цель: актуализировать и дополнить знания детей о традиционной народной кукле.

Цель: формировать у детей умение внимательно слушать текст, запоминать его содержание , развивать чувство юмора, воображение, создавать условия для сочинительства.


Цель: развитие ролевого поведения.

Художественно – эстетическое развитие

Оформление альбома «Русский народный костюм».

(Х-ЭР/ПР/С-КР)



Изготовление кукол «Обереги», «Закрутки», (Х-ЭР/ПР/С-КР)




НОД «Украшение для куклы»

(Х-ЭР/ПР/ФР/С-КР)







НОД «Дом для куклы»

(Х-ЭР/ПР/ФР/С-КР)






Игровая ситуация: «Модница»

(ПР/Х-ЭР)

    




«Композиторы о      куклах».

Музыкальные произведения «Детский альбом» П.И.Чайковского («Болезнь куклы», «Новая кукла») (Х-ЭР/ПР)

Чтение художественных произведений о народных куклах. (РР/ПР/Х-ЭР)




Разучивание колыбельных песен. (Х-ЭР/ПР)



Самостоятельная познавательно – исследовательская деятельность детей


Рисование эскизов костюмов в традиционном стиле.

Цель: способствовать рассмотрению, отдельных деталей одежды, элементов вышивки, кружев, тесьмы и прочей отделки.

Цель: развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия.; воспитывать интерес к традиционной народной кукле.

Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру; помочь реализовать самостоятельную творческую деятельность детей; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Цель: развивать чувство симметрии, развивать навык ориентировки на несколько признаков при выкладывании второй половины дома (форма фасада, величина и форма окон и дверей)

Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру;

реализация самостоятельной изобразительной творческой деятельности.

Цель: становление эстетического отношения при восприятии музыки.




Цель: восприятие художественной литературы; понимание на слух текстов различных жанров литературы.


Цель: способствовать развитию предпосылок ценностно – смыслового восприятия фольклора.

Работа с родителями

Консультация: «Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей".


Мастер-класс: изготовление куклы «День и ночь».



Консультация: «Народная лоскутная кукла как источник детского художественного творчества»


Родительское собрание «Народная кукла в играх современных детей».


Цель: развитие общения и взаимодействия с родителями.


Цель: развитие партнерских отношений с родителями.

улучшение детско – родительских отношений.

Цель: развитие партнерских отношений с родителями;



Цель: распространение педагогических знаний среди родителей




  1. Заключительный этап. Подведение итогов проекта.

• Пополнение экспозиции мини-музея.

• Открытие мини-музея с приглашением родителей, детей группы № 6.

• Разработка и проведение экскурсий, занятий, развлечений.

• Выставка детских творческих работ, в которых отразились впечатления от посещения мини-музея «Куклы наших бабушек».

Ожидаемые результаты.

  • Дети владеют основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании на тему «Традиционная народная кукла».

  • Реализация проекта позволит повысить педагогическую, родительскую и детскую компетентность в вопросах сформированности и расширения представлений о народной кукле; сформировать интерес к изготовлению простых кукол.

  • Облегчение процесса коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо-ориентированных на общение детей.

  • Разработка НОД по данной тематике в соответствии с требованиями ФГОС.

  • Создание мини- музея «Куклы наших бабушек».

  • Презентация мини-музея «Куклы наших бабушек»

  • Создание интернет – экскурсии по мини-музею «Куклы наших бабушек», размещение материалов на сайте МАДОУ № 38.


Ресурсная обеспеченность проекта.

Кадровый ресурс: воспитатели, родители.

Материально – технический ресурс:

  • уголок патриотического воспитания;

  • технические средства (проектор, экран, MP3- проигрыватель);

  • наглядный материал,

  • методическая литература.

Ресурс социума:

  • Библиотека «Дом семьи»,

  • интернет,

  • мультимедийные пособия.

Родительский ресурс: взаимодействие с семьями воспитанников

  • консультации,

  • индивидуальные беседы,

  • Рекомендации

  • Обсуждение найденного материала с каждым ребенком ;

  • Фотографии.


Оценка эффективности реализации проекта.

Этапы проекта прошли через разные виды деятельности по всем образовательным областям. Проект заинтересовал взрослых и детей; было налажено взаимодействие с родителями, они вовлечены в непосредственно образовательную деятельность, вместе с детьми искали интересные материалы о куклах. Дети узнали об истории традиционной народной куклы, сказках о куклах – оберегах. Все это способствовало формированию патриотических чувств у дошкольников, интерес к теме проекта у взрослых.

Устойчивость интереса детей к проекту на протяжении всего месяца обеспечивалось личностно ориентированным  подходом (участие в проектировании образовательного процесса, диалогичность на занятиях и экскурсиях); разнообразием  деятельности детей (постоянная смена ролевых позиций: коллекционеры и создатели мини-экспозиции, дизайнеры, музейные зрители, экскурсанты и экскурсоводы); отражением впечатлений от экскурсий и занятий в изобразительном творчестве; синтезом искусств, а также участием родителей в проекте.


Список использованной литературы.

  1. Журнал «Цветной мир» Народная игрушка/ под ред. И.А. Лыковой - М.: Карапуз, №1, 2009.- 66 с.

  2. Лыкова, И. А. «Лоскутные куколки»/ И.А. Лыкова. – М.: Издательский дом Цветной мир, 2011.- 16с.

  3. Котова И. Н. «Русские обряды и традиции. Народная кукла»/ И.А.Котова, А.С.Котова. - СПб.: Паритет, 2008.- 240 с.

  4. Рыжова Н.А.«Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»/ Н.А.Рыжова.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 96 c.

  5. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла»/ Н.В.Шайдурова.- Спб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2012.- 176 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Куклы наших бабушек" в средней группе.

Автор: Глебова Светлана Владимировна

Дата: 25.03.2022

Номер свидетельства: 603285


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства