Проект "Капелька" по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада
Проект "Капелька" по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада
Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта «Капелька».
В период адаптации главным фактором является их успокаивающие и расслабляющие воздействие: дети могут пускать кораблики по воде, надувать мыльные пузыри, ловить рыбок и т.д. Игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими возможностями. Выбор игр в зависимости от эмоционального состояния ребенка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.
Цель проекта: обеспечение благоприятного процесса адаптации, развитие творческого потенциала детей в играх с водой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Капелька" по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 57 г. Калининград
Проект «Капелька»
по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Подготовила: педагог-психолог
Воспитатель первой квалификационной категории
Лобова О.И.
г. Калининград
2015 г.
Адаптации детей к условиям детского сада
в рамках проекта «Капелька».
«Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, жить нельзя нам без Воды»
В период адаптации главным фактором является их успокаивающие и расслабляющие воздействие: дети могут пускать кораблики по воде, надувать мыльные пузыри, ловить рыбок и т.д. Игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими возможностями. Выбор игр в зависимости от эмоционального состояния ребенка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.
Цель проекта: обеспечение благоприятного процесса адаптации, развитие творческого потенциала детей в играх с водой.
Задачи проекта:
преодоление стрессовых состояний у воспитанников в период адаптации к детскому саду,
регулирование их психоэмоционального состояния,
снижение импульсивности, тревоги и агрессии,
знакомство воспитанников со свойствами воды (вкусом, цветом, запахом),
формирование представления о том, для чего нужна вода в жизни человека, в природе,
развитие речи, мышления, воображения, внимания, любознательности,
воспитание культурно-гигиенических навыков,
формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей,
Участники проекта:воспитанники вторых младших групп, их родители, воспитатели, педагог-психолог Лобова О.И.
Сроки проведения проекта: август-ноябрь
В соответствии с планом реализации проекта будут проводиться: чтение художественной литературы по теме проекта, в том числе умывательные пестушки; пальчиковые игры; дидактические игры; игры с водой в ходе режимных моментов, проводиться опыты и эксперименты; физкультминутки будут проводиться в рамках проекта режимные моменты. Родителям будут предложены консультации по вопросам адаптации детей к ДОУ, будут даны рекомендации и советы по проведению игр с водой в домашних условиях, в целях адаптации к детскому саду.
Актуальность проекта «Капелька»
Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
- к отсутствию близких, родных людей;
- к соблюдению режим дня;
- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.
Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв ребенка от матери, и оставление его одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты.
С поступлением ребенка 3-х летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.
Исходя из этой проблемы, мной как педагогом-психологом был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Капелька».
Этапы реализации проекта.
1-й этап «Подготовительный»
Подбор и изучение необходимой литературы
Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период
Составление плана работы и подбор методик
Анкетирование родителей
Предоставление родителям папки-передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом по адаптации
Подготовка места для игр с водой (в группе и кабинете педагога-психолога)
2-й этап «Основной»
Реализация проекта (см. таблицу)
3-й этап «Заключительный»
Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;
Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).
Презентация проекта:
-выставка фотографий «из жизни детей в детском саду», по адаптации детей в ДОУ;
-правила поведения в ДОУ;
-формирование навыков самостоятельности и самообслуживания.
Перспективный план реализации проекта
«Капелька»
СРОКИ
ФОРМЫ РАБОТЫ
ЦЕЛИ
ОТВЕТСТВЕННЫЙ
АВГУСТ
Наблюдение за водой
«Льется из крана водичка»
Уточнение представления о том, что вода появляется, если открыть кран, вода прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло. Вода в кране бывает теплая и холодная.
Педагог-психолог,
Воспитатель
Режимные моменты
«Вымой руки»
Формировать
культурно-гигиенические навыки у ребенка
Воспитатель
Чтение художественной литературы
Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – Я. Тайц
«Послушный дождик»
Педагог - психолог,
Воспитатель
Опыты и эксперименты
«Тонет - не тонет»
Знакомство со свойствами воды. Формирование о том, что некоторые предметы тонут в воде, а некоторые плавают. Развитие любознательности и усидчивости.
Педагог-психолог
Дидактические игры:
«Вымой руки», «Водичка, водичка - умоем куклу»
Закрепление привычки к чистоте и опрятности.
Педагог-психолог,
Воспитатель
Консультации для родителей на тему:
«Игры с водой дома»
Расширение знаний родителей об использовании воды в играх с детьми дома.
Педагог-психолог
СЕНТЯБРЬ
Утро радостных встреч
«Ловля рыбок»
Создание благоприятного и радостного настроения, ловкости.
Педагог-психолог,
Воспитатель
Опыты и эксперименты «Узнай, какая вода»
Выявление свойств воды (прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества, имеет вес)
Педагог-психолог
Самостоятельная деятельность в воде
«Тонет - не тонет»
Создание благоприятной адаптации, развитие творческого потенциала детей в игре с водой
Воспитатель
Опыты и эксперименты
«Мыльные перчатки»
Знакомство со свойствами мыла при смешивании с водой
Педагог-психолог,
Воспитатель
Режимные моменты
«Будем пить»
Формирование представления о том, что вода не имеет вкуса, запаха
Воспитатель
Опыты и эксперименты
«Теплая-холодная-горячая»
Формирование представлений о том, что вода может быть теплой, холодной, горячей
Педагог-психолог,
Воспитатель
Пальчиковая гимнастика:
«Водичка и дождик», «Лодочка», «Рыбки весело резвятся»
Закрепление представлений о чистоте и опрятности.
Педагог-психолог,
Воспитатель
Опыты и эксперименты
«Прятки»
Формирование представления о том, что вода может быть прозрачной и мутной
Педагог-психолог,
Воспитатель
Подвижная игра
«Солнышко и дождик»
Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу
Педагог-психолог,
Воспитатель
Консультации для родителей по теме «Адаптация детей»
(папка для родителей)
Расширение знаний родителей об адаптационном периоде (советы, рекомендации – групповые и индивидуальные)
Педагог-психолог
Режимные моменты
«Водичка - умывалочка»
Закрепить формирование культурно-гигиенических навыков у ребенка
Воспитатель
Чтение художественной литературы
Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – В. Сутеев «Кораблик»
Педагог - психолог,
Воспитатель
ОКТЯБРЬ
Утро радостных встреч
«Игры-забавы с мыльными пузырями»
Развитие ловкости
Педагог – психолог,
Воспитатель
Режимные моменты «Помощники»
Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть
Воспитатель
Чтение художественной литературы
Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – К.Чуковский «Мойдодыр»
Педагог - психолог,
Воспитатель
Дидактическая игра:
«Водичка, водичка, умой мое личико»
Закрепление представлений о чистоте и опрятности, формирование у ребенка стремления научить умываться и мыться
Педагог-психолог,
Воспитатель
Опыты и эксперименты
«Воздух и вода»
Формирование представлений о том, что в воде нет воздуха
Педагог-психолог
Самостоятельная деятельность в воде
«Ловля рыбок»
Совершенствование умения пользования предметами по назначению
Педагог-психолог,
Воспитатель
Физкультминутка
«Тихо плещется вода»
Создание у детей хорошего, радостного настроения
Воспитатель
Опыты и эксперименты
«Вкусная водичка»
Формирование представления о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус (сахар, соль, аскорбинка)
Педагог-психолог
Дидактическая игра
«Помоем посуду»
Закрепление привычки к чистоте и опрятности, формирование у ребенка культурно-гигиенических навыков
Педагог-психолог,
Воспитатель
Подвижная игра
«Пузырь»
Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу