kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Капелька" по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптации детей к условиям детского сада в рамках проекта «Капелька».

               В период адаптации главным фактором является их успокаивающие и расслабляющие воздействие: дети могут пускать кораблики по воде, надувать мыльные пузыри, ловить рыбок и т.д. Игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими возможностями. Выбор игр в зависимости от эмоционального состояния ребенка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.

Цель проекта: обеспечение благоприятного процесса адаптации, развитие творческого потенциала детей в играх с водой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Капелька" по адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям детского сада»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 57 г. Калининград






Проект «Капелька»

по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада









Подготовила: педагог-психолог

Воспитатель первой квалификационной категории

Лобова О.И.









г. Калининград

2015 г.



Адаптации детей к условиям детского сада

в рамках проекта «Капелька».


«Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, жить нельзя нам без Воды»



В период адаптации главным фактором является их успокаивающие и расслабляющие воздействие: дети могут пускать кораблики по воде, надувать мыльные пузыри, ловить рыбок и т.д. Игры с водой действуют на детей умиротворяюще и обладают большими возможностями. Выбор игр в зависимости от эмоционального состояния ребенка позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.

Цель проекта: обеспечение благоприятного процесса адаптации, развитие творческого потенциала детей в играх с водой.

Задачи проекта:

  • преодоление стрессовых состояний у воспитанников в период адаптации к детскому саду,

  • регулирование их психоэмоционального состояния,

  • снижение импульсивности, тревоги и агрессии,

  • знакомство воспитанников со свойствами воды (вкусом, цветом, запахом),

  • формирование представления о том, для чего нужна вода в жизни человека, в природе,

  • развитие речи, мышления, воображения, внимания, любознательности,

  • воспитание культурно-гигиенических навыков,

  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей,

Участники проекта: воспитанники вторых младших групп, их родители, воспитатели, педагог-психолог Лобова О.И.

Сроки проведения проекта: август-ноябрь

В соответствии с планом реализации проекта будут проводиться: чтение художественной литературы по теме проекта, в том числе умывательные пестушки; пальчиковые игры; дидактические игры; игры с водой в ходе режимных моментов, проводиться опыты и эксперименты; физкультминутки будут проводиться в рамках проекта режимные моменты. Родителям будут предложены консультации по вопросам адаптации детей к ДОУ, будут даны рекомендации и советы по проведению игр с водой в домашних условиях, в целях адаптации к детскому саду.






Актуальность проекта «Капелька»

Адаптация – сложный процесс приспособления  организма к новым условиям, сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

- к отсутствию близких, родных людей;

- к соблюдению режим дня;

- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв ребенка от матери, и оставление его одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты.

С поступлением ребенка 3-х летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.

В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания.

Исходя из этой проблемы, мной как педагогом-психологом был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Капелька».








Этапы реализации проекта.


1-й этап «Подготовительный»

  • Подбор и изучение необходимой литературы

  • Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период

  • Составление плана работы и подбор методик

  • Анкетирование родителей

  • Предоставление родителям папки-­передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом по адаптации

  • Подготовка игротек (дидактические, пальчиковые игры)

  • Подготовка места для игр с водой (в группе и кабинете педагога-психолога)


2-й этап «Основной»

  • Реализация проекта (см. таблицу)


3-й этап «Заключительный»

  • Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;

  • Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;

  • Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).

  • Презентация проекта:

 -выставка фотографий «из жизни детей в детском саду», по адаптации детей в ДОУ;

-правила поведения в ДОУ;

-формирование навыков самостоятельности и самообслуживания.

















Перспективный план реализации проекта

«Капелька»


СРОКИ

ФОРМЫ РАБОТЫ

ЦЕЛИ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

АВГУСТ

Наблюдение за водой

«Льется из крана водичка»

Уточнение представления о том, что вода появляется, если открыть кран, вода прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло. Вода в кране бывает теплая и холодная.


Педагог-психолог,

Воспитатель

Режимные моменты

«Вымой руки»

Формировать

культурно-гигиенические навыки у ребенка


Воспитатель

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – Я. Тайц

«Послушный дождик»


Педагог - психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Тонет - не тонет»


Знакомство со свойствами воды. Формирование о том, что некоторые предметы тонут в воде, а некоторые плавают. Развитие любознательности и усидчивости.


Педагог-психолог

Дидактические игры:

«Вымой руки», «Водичка, водичка - умоем куклу»


Закрепление привычки к чистоте и опрятности.

Педагог-психолог,

Воспитатель

Консультации для родителей на тему:

«Игры с водой дома»

Расширение знаний родителей об использовании воды в играх с детьми дома.


Педагог-психолог

СЕНТЯБРЬ

Утро радостных встреч

«Ловля рыбок»


Создание благоприятного и радостного настроения, ловкости.


Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты «Узнай, какая вода»


Выявление свойств воды (прозрачная, без запаха, растворяет некоторые вещества, имеет вес)


Педагог-психолог

Самостоятельная деятельность в воде

«Тонет - не тонет»

Создание благоприятной адаптации, развитие творческого потенциала детей в игре с водой


Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Мыльные перчатки»

Знакомство со свойствами мыла при смешивании с водой


Педагог-психолог,

Воспитатель

Режимные моменты

«Будем пить»

Формирование представления о том, что вода не имеет вкуса, запаха


Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Теплая-холодная-горячая»

Формирование представлений о том, что вода может быть теплой, холодной, горячей


Педагог-психолог,

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика:

«Водичка и дождик», «Лодочка», «Рыбки весело резвятся»

Закрепление представлений о чистоте и опрятности.

Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Прятки»


Формирование представления о том, что вода может быть прозрачной и мутной


Педагог-психолог,

Воспитатель

Подвижная игра

«Солнышко и дождик»

Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу


Педагог-психолог,

Воспитатель

Консультации для родителей по теме «Адаптация детей»

(папка для родителей)

Расширение знаний родителей об адаптационном периоде (советы, рекомендации – групповые и индивидуальные)


Педагог-психолог

Режимные моменты

«Водичка - умывалочка»

Закрепить формирование культурно-гигиенических навыков у ребенка


Воспитатель


Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – В. Сутеев «Кораблик»


Педагог - психолог,

Воспитатель

ОКТЯБРЬ

Утро радостных встреч

«Игры-забавы с мыльными пузырями»


Развитие ловкости


Педагог – психолог,

Воспитатель

Режимные моменты «Помощники»

Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть

Воспитатель

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – К.Чуковский «Мойдодыр»


Педагог - психолог,

Воспитатель

Дидактическая игра:

«Водичка, водичка, умой мое личико»

Закрепление представлений о чистоте и опрятности, формирование у ребенка стремления научить умываться и мыться


Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Воздух и вода»


Формирование представлений о том, что в воде нет воздуха


Педагог-психолог

Самостоятельная деятельность в воде

«Ловля рыбок»


Совершенствование умения пользования предметами по назначению

Педагог-психолог,

Воспитатель

Физкультминутка

«Тихо плещется вода»


Создание у детей хорошего, радостного настроения

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Вкусная водичка»

Формирование представления о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус (сахар, соль, аскорбинка)


Педагог-психолог

Дидактическая игра

«Помоем посуду»

Закрепление привычки к чистоте и опрятности, формирование у ребенка культурно-гигиенических навыков


Педагог-психолог,

Воспитатель

Подвижная игра

«Пузырь»

Развитие у детей ловкости и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу


Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Экологическая сказка»


Исследование влияния на воду природного материала

Педагог-психолог,

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика: «Кораблик», «Стираем белье», «Моем посуду»

Развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование положительных эмоций


Педагог-психолог,

Воспитатель

НОЯБРЬ

Наблюдение на прогулке за тучками, дождем

Обсуждение с детьми о природных явлениях.


Воспитатель

Утро радостных встреч

«Игры-забавы с водой»

Развитие творческого потенциала у детей, создание благоприятной адаптации


Педагог – психолог,

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика:

«Куда бежишь водичка», «Моем руки», «Стираем белье»


Развитие мелкой моторики пальцев рук, кисти.

Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Экологическая сказка»


Исследование причины загрязнения воды

Педагог-психолог,

Воспитатель

Режимные моменты

«Помоем ручки»

Закрепление представлений о культурно-гигиенических навыках ребенка


Воспитатель

Чтение пестушек по теме проекта:

«Шла купаться черепаха», «Кран откройся, нос умойся», «Буль, буль, буль»


Знакомство с пестушками по теме проекта, расширение словарного запаса

Педагог-психолог,

Воспитатель

Дидактическая игра

«Капельки и тучки»

Развитие у детей внимания и быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу


Педагог-психолог,

Воспитатель

Чтение художественной литературы

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – Н. Калинкина «Как Вася ловил рыбу»


Педагог-психолог,

Воспитатель

Опыты и эксперименты

«Вода - жидкая, течет»


Знакомство со свойствами воды, почему она жидкая и течет.

Педагог-психолог,

Воспитатель

Физкультминутка:

«Тихо плещется вода», «Речка»

Создание у детей хорошего, радостного настроения

Воспитатель

Дидактическая игра

«Тучка»

Сенсорное развитие.

Развитие речи, активация словаря


Педагог-психолог,

Воспитатель

Самостоятельная деятельность

«Помощники»

Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть


Педагог-психолог,

Воспитатель



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лобова Оксана Игоревна

Дата: 12.09.2022

Номер свидетельства: 612859


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства