Проект «История возникновения новогодней игрушки».
Проект «История возникновения новогодней игрушки».
Новый год – любимый праздник всех дошкольников. Дети пишут письма Деду Морозу, украшают ёлки игрушками, ждут подарки под ёлкой, волшебные превращения. Но в ходе работ с родителями выяснилось, что многие не знают всю историю возникновения новогодней игрушки, большинство не спешат сделать новогодние игрушки и никогда не делали, а предпочитают приобрести их в магазине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Авторы проекта: Остапенко Анна Александровна, воспитатель старшей группы «Гномики» МБДОУ ЦРР – д/с «Золотой ключик» г. Зернограда
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Вид проекта: групповой.
По времени проведения: среднесрочный.
Сроки реализации: 04.12.2018 по 21.12.2018
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках одной возрастной группы.
По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата.
Участники проекта: родители и дети старшей группы
Руководители: воспитатели старшей группы
Средства реализации: помощь родителей.
Цель проекта: познакомить с историейвозникновения и видоизменения новогодних игрушек. Расширять кругозор детей; развивать творческие способности.
Проблема: Новый год – любимый праздник всех дошкольников. Дети пишут письма Деду Морозу, украшают ёлки игрушками, ждут подарки под ёлкой, волшебные превращения. Но в ходе работ с родителями выяснилось, что многие не знают всю историю возникновения новогодней игрушки, большинство не спешат сделать новогодние игрушки и никогда не делали, а предпочитают приобрести их в магазине.
Задачи проекта: Актуализировать знания детей о новогодней игрушке.
Научить детей изготавливать Новогоднюю игрушку разными способами из различного материала.
Познакомить с историей возникновения новогодней игрушки, в т.ч. с историей украшения ёлки на Руси.
Создать условия для получения детьми знаний об истории возникновения новогодней игрушки через организацию проектной деятельности.
Оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске её решения, в реализации идей, в оформлении работ, в организации выставки.
Привлекать родителей к участию в проекте, налаживать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников.
Привлечь родителей к поиску вместе с детьми познавательного материала, в организации выставки новогодних игрушек.
Формировать положительный опыт общения и совместной деятельности детей и родителей.
Актуальность проекта:
В ходе этого проекта мы познакомим дошкольников с возникновением, историей появления первой ёлочной игрушки. «Откуда берется новогодняя игрушка? Почему люди во все времена любили делать игрушки своими руками? Из чего можно сделать елочную игрушку своими руками? Что будет особенного в ней? ». Очень важно научить детей задуманные идеи отражать в практической деятельности и воспитывать у детей желание изготавливать игрушки своими руками и дарить их членам своей семьи. Разобраться в этом поможет работа, осуществляемая в ходе реализации проекта «История новогодней игрушки».
Этапы работы над проектом:
I этап. Подготовительно-информационный:
1. Подбор познавательного и иллюстрационного материала об истории новогодней игрушки.
2. Подготовить слайд-презентацию об истории новогодних игрушек.
3. Подготовить фильм «Производство ёлочных игрушек в России» для просмотра детьми.
4. Чтение стихов, загадок о новогодних украшениях (Елена Благина «О ёлке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе»)
5. Консультация для родителей «История новогодней игрушки». Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе.
6. Предложить родителям принять участие в проекте «История новогодней игрушки» (помощь в организации выставки «Елочная игрушка своими руками»)
Проект осуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
II этап. Исследовательско-творческий:
1.Совместно познавательная деятельность «Знакомство с елочной игрушкой». Знакомить детей с историей возникновения елочной игрушки, материалами из которых ее изготавливают.
2.Показ слайд-презентации об истории новогодних игрушек.
3.Показ фильма «Производство ёлочных игрушек в России» детям.
4.Самостоятельная деятельность детей «Подарки для елочки» (раскрашивание ёлочных игрушек, символ года Свинья)
5. Чтение стихов о новогодних игрушках.
6.Совместная деятельность с детьми по рисованию «Наша елочка – краса».
7.Совместно познавательная деятельность «Осторожно, елка! ». Знакомить детей с правилами пожарной безопасности и поведения на новогодних праздниках.
8.Совместная деятельность с детьми по аппликации и ручному труду «Дед Мороз на елку». Развивать моторные функции детей в процессе научно-исследовательской деятельности. Развивать чувство формы, цвета и композиции. Развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
9.Составление описательного рассказа о своей любимой елочной игрушке.
10.Оформление группы к празднику.
III этап. Заключительный.
1.Выставка детских работ.
2.Выставка «Ёлочная игрушка своими руками» (дети-родители) Повышать творческую активность родителей, вовлекать их в работу ДОУ.
3.Просмотр советских мультфильмов для детей. Сборник про новый год.
4.Награждение медалями активных родителей за участие в организации и реализации проекта.
Предполагаемый результат проекта:
- повышение интереса дошкольников к истории новогодних игрушек;
- рост уровня информированности родителей о формах совместной познавательной деятельности с детьми;
- активное участие родителей в жизни детского сада и группы;
- развитие творческих способностей детей;
- развитие моторных функций в исследовательской деятельности детей.
Вывод:
Дети узнали историю возникновения и видоизменения новогодних игрушек, о традиции украшения елки игрушками. Сформированы навыки, изготовления разными способами применяя различный материал, новогодней игрушки; творчески- эстетическое восприятие. Сформированы знания о безопасном обращении с елочными украшениями. Родители активно включились в работу по созданию ёлочных игрушек, изготовлению вместе со своим ребёнком семейной елочной игрушки, а так же оказали большую помощь в подготовке и проведению Новогоднего праздника для детей нашей группы.
Используемая литература:
1.Благина Е. « О елке, о сером волке ,о стрекозе и о бедной козе».
Интернет ресурсы.
Комарова Т. Детское художественное творчество, М, 2005.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации.
Шорыгина Т.А Беседы о подарках и открытках 2003.
Шорыгина Т.А. Красивые сказки : эстетика для малышей -Книголюб 2003
Приложения 1
Загадки: Она украсит каждый дом, Нарядная красавица, С ней веселее Новый год, Она детишкам нравится. (елка) Новый год уже в разгаре, Все танцуют, все в ударе. И взлетает с треском вверх Разноцветный... (фейерверк) Нашу елочку украсят Новогодние шары, Бусы, яркие гирлянды, Не хватает... (мишуры) Сверкают они весело Светящимися брызгами, Красивыми, чудесными И праздничными искрами. (бенгальские огни) То снежинками сверкают, А то шаром ярко-синим, Ими ёлку наряжают, Чтоб была ещё красивей. (елочные игрушки) Так блестит она и манит, Словно сотни бриллиантов, А висит она на елке, Наша яркая... (гирлянда) Маленькие мошки Падают в ладошки, Белые, пушистые, На солнце серебристые. (снежинки) Из снежков меня слепили И морковкою снабдили Во дворе стоять привык В снег и в холод… (снеговик) Этот яркий день зимы Очень сильно любим мы, Ждут салют и хоровод Нас в веселый... (новый год) Эта пара всем известна, Приезжает к нам из леса, Всем подарки раздаёт, Новый год без них не тот. (Дед Мороз и Снегурочка)
Приложение 2
Презентация новогодней игрушки.
Приложение 3
Конспект НОД «История новогодней игрушки»
Цель: Познакомить детей с историей появления елочной игрушки.
Задачи:
дать знания детям о том, чем украшали елку до появления игрушек, кто изготавливает стеклянные игрушки.
развивать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы разносторонними предложениями. Активизировать словарь (стеклодув, стеклянные, хрупкие, гирлянда, мишура, бусы).
воспитывать любознательность, интерес к игрушкам разных времен.
формировать понятие о том, что игрушки бьются, необходимо аккуратно с ними обращаться.
Материалы: елочные игрушки, костюм снеговика, презентация «История новогодней игрушки», музыкальный диск с новогодними мелодиями.
Предварительная работа:
1.Чтение стихотворений о новогодней елке и игрушках.
2.Беседа о новом годе, елке и елочной игрушке.
3.Рисование игрушек, раскрашивание.
Ход:
Дети заходят в группу под новогоднюю мелодию. Воспитатель обращает внимание на то, что в группе что-то изменилось. В группе стоит не наряженная елка.
Воспитатель: ребята, скоро ведь будет веселый праздник, как он называется?
Дети: «Новый год!»
Воспитатель: правильно, вот и елка появилась здесь не случайно, но мне кажется, что ей чего-то не хватает.
Дети: игрушек, украшений.
Воспитатель: конечно, нам нужно украсить елку к празднику.
В группу вбегает снеговик (ребенок).
Снеговик: здравствуйте ребята и взрослые.
Воспитатель: здравствуй снеговик, что-то случилось? Ты так неожиданно появился.
Снеговик: я пришел к вам за помощью. Меня слепили ребята из соседнего двора, поиграли со мной немного и побежали домой наряжать елки к празднику. У нас во дворе тоже растет елочка, но я не знаю, как ее украшать, а мне так хочется на праздник красивую елочку.
Воспитатель: не расстраивайся снеговик, мы с ребятами поможем тебе, ведь они уже большие и знают, как наряжать елку. Послушай их стихотворение.
Дети читают стихотворение Елены Благиной «О ёлке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе».
Люблю я у ёлки одна посидеть. Люблю я как следует всё разглядеть: Какие игрушки, не скучно ли им, Иль кто недоволен соседством своим. Вот рядом с Морозом висит стрекоза. А с волком зубастым, смотрите – коза. Я думаю, холодно тут стрекозе И очень уж страшно бедняге козе. Я рядом с Морозом повешу звезду, А козочку эту сюда отведу. Тут, кстати, цветочек расцвёл золотой И солнышко светит... – Ну, козочка, стой! А вот колокольчик. Фарфоровый он. К нему прикоснёшься – послышится звон. А вот балерина, а вот петушок. С ним рядом – цыплёнок, как жёлтый пушок. А это – хлопушка, а это – флажок, А это – пастух, он играет в рожок. Постойте, козу я повешу сюда. Коза и пастух – замечательно, да? Вот шар полосатенький, это медведь. Вот птичка – она собирается петь. А это – грибочек, а это луна, А это – душистого сена копна. Постойте, козу я повешу сюда. Коза у копны – замечательно, да? Но жалобно вдруг закричала коза. Гляжу – из-за сена сверкают глаза. Смеюсь до упаду: вот это дела! Козу-то я к волку опять привела! Я, стало быть, ёлку кругом обошла.
Воспитатель: ну снеговик теперь ты понял, для того, чтобы украсить елку, нужны игрушки.
Снеговик: а как выглядят эти игрушки?
Воспитатель: А давай вместе с ребятами подойдем к игрушкам, и ты все сам увидишь.
Рассматривают игрушки, дети узнают свои и рассказывают о них.
Воспитатель: а, знаете ли вы как появились елочные игрушки? Давайте мы с вами посмотрим об этом наш фильм.
Дети рассаживаются на стульчики. Показ слайдов об истории елочной игрушки.
Вот такая история у елочной игрушки.
А теперь давайте разомнемся. (Физминутка).
«Елочка» Ждут красавицу колючую – рисуют руками елочку В каждом доме в декабре – делают ладошками дом На ветвях зажгут фонарики – показывают фонарики Искры брызнут в серебре – руки над головой Сразу станет в доме празднично – пальцы оттопырены Закружится хоровод – берутся за руки в хоровод Дед мороз спешит с подарками – идут по кругу с воображением мешком за плечом Наступает Новый год! – машут руками вверху.
Снеговик: ой, как у вас тут интересно, я так много узнал об игрушках, что еще больше захотел украсить нашу елочку во дворе.
Воспитатель: ребята, а давайте поможем снеговику, и сделаем сами для него игрушки.
Дети подходят к столам. Раскрашивают в раскрасках игрушки и вырезают фигурки.
Затем делают небольшое отверстие и протягивают тесемочку, так чтобы можно было повесить игрушки на елку. Дарят свои работы снеговику.
Снеговик: большое вам спасибо, ребята. Теперь моя елка тоже будет нарядной. Ну, мне пора в свой двор, готовиться к празднику.
Воспитатель: приходи к нам в следующем году, мы с ребятами научим тебя делать и другие украшения на елочку. Прощаются со снеговиком.
Воспитатель: ну а мы с вами после сна тоже нарядим нашу елку, а сейчас пойдем гулять, и слепим себе снеговика.
Приложение 4
Стихи о новогодних игрушках
Шар (Галина Дядина)
Шар дразнился с верхней ветки, В конфетти и блестках весь: «Эй, малюсенькие детки! Не достать меня вам здесь! Не сумеете, козявки, Дотянуться до меня! Видно, кашу без добавки Ест такая мелкотня! Вам, букашкам-коротышкам, До меня – как до звезды! Я для вас красивый слишком – Весь в дождинках из слюды! Хоть на десять табуреток Заберитесь, хоть на сто, Все равно до верхних веток Не дотянется никто!» Но, услышав хвастунишку, Рассердился Дед Мороз, Превратил зазнайку в шишку Да и белочкам отнес!
Новогодние шары (Ольга Богданович)
Наряжали ёлку с сыном. Поэтапно из коробки, Убирая паутину, Доставали свечи, скобки.
«Вот смотри, на шаре заяц. И конфета из пластмассы. Вот с усами мексиканец. И ещё гирлянд запасы!»
Завершив ночной порою, Сын с волненьем восклицает: «Мама! В шаре мы с тобою! Огонёк внутри мерцает!»
… В детстве слушая пластинки, Мы впервые убедились, Что в шарах живут смешинки, Что в снежинки превратились.
Марш ёлочных игрушек авт. Владимир Львовский
Ать-два, ать-два… Направо, ать-два.
1 Мы елочные игрушки, Зайцы, белки, лягушки. Ежики, черепашки - Такие очаровашки! Нам не страшны иголки, Мы – украшенье елки. В волшебном ярком свете Мы нравимся всем детям.
Припев: Мы все разнообразные, Есть желтые, есть красные, Зеленые и синие, Стеклянные, красивые. Мы выглядим блестяще, Как в сказке настоящей, Как в сказке настоящей.
2 Зажгут огни гирлянды, И что-то вдруг случится. Ребенком станет взрослый, Он в детство возвратится. От всей души мы рады Признаться без опаски, Что взрослым тоже надо Немножко верить в сказки.
Припев.
3 Живем мы в детском мире, Потом в любой квартире. В Анапе, в Оренбурге, В Москве и Петербурге. На праздник новогодний Спешили мы сегодня, И дедушку Мороза Мы встретим без вопросов.
Припев.
Новогоднее происшествие (Валентин Берестов)
Простые игрушки сквозь щелку Однажды увидели елку: “Давайте-ка елку нарядим! Залезем на ветки и сядем!” Полезли на елку игрушки. Мартышка уже на верхушке. Под Мишкою ветка прогнулась, Под Зайчиком чуть покачнулась. Цыплята висят, как фонарики, Матрешки — как пестрые шарики… “Эй, елочные игрушки, Снегурочки, звезды, хлопушки, Стекляшки витые, литые, Серебряные, золотоые! Пока вы пылились на полке, Мы все очутились на елке! Сейчас ребетишек обрадуем! Ой, батюшки! Падаем! Падаем!”
Листик (Галина Дядина)
Облетели листья с клена, Голышом остался клен, Сквозь его худую крону Даже видно небосклон.
А на елке — лист кленовый, Весь зелененький листок, Свежий, чистенький, как новый – Даже клеится чуток!
Не беда, что он бумажный И течет гуашь с листа. Елке это ведь не важно – Ей главнее красота!
Дождик (Галина Дядина)
Белый снег блестит на клене, На рябине и сосне, На качелях и балконе, На крыльце и на окне.
Всюду выпал снег сегодня И сверкает белизной, Лишь на елке новогодней Дождь струится проливной!
Он течет весь день с макушки Всех немыслимых цветов, И попрятались игрушки, Ведь они же без зонтов!
Сосулька (Галина Дядина)
Целый день висит сосулька И не тает от тепла, Ей бы лужицу набулькать, Но она ведь из стекла!
Не умеет, как сестренки Ледяные за окном, Голоском хрустально звонким Петь капели теплым днем.
Не была ни разу в жизни Длинным носом снежных баб, Не висела на карнизе, Исполняя ноту «кап».
Но подобно хрупким льдинкам, Если вниз сорвется вдруг – Топнет об пол с громким «дзыньком», Словно Золушкин каблук.
Зайчик (Галина Дядина)
Он такой, как все зайчатки – Мягкий, теплый, шерстяной. Только сделан из перчатки Очень старенькой одной.
То, что пальчиками было Стало ушками теперь. Держит их торчком так мило Симпатичный этот зверь.
Глазки – пуговки, и носик. Ротик – розовая нить. Хоть перчаток ель не носит – Эту рада поносить!
Корзинка с цветами (Галина Дядина)
Как здорово встретить корзинку с цветами Среди новогодних блестящих шаров! В ней солнышком пахнет, цветными мечтами И свежестью легких весенних ветров!
Но там не пионы, но там не тюльпаны, Не маки и даже не россыпи роз, А ворох подснежников с теплой поляны Из леса, где вьюга и лютый мороз.
Воспитатель. Читает стихотворение И. Токмаковой «Ели».
Ели на опушке-
До небес макушки-
Слушают, молчат
Смотрят на внучат,
А внучата - ёлочки,
Тонкие иголочки-
У лесных ворот
Водят хоровод.
Воспитатель. Вспомните, какие деревья рассматривали во время прогулки. Какие деревья мы ставим на Новый Год?
Дети. Елку.
Воспитатель. Что же это за девица - не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год?
Поставить на стол ёлочку, рассмотреть. Спросить у детей, какой формы контур дерева, какие у неё ветки, иголки? Какого цвета? Какие на елке украшения?
Двигательная пауза «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок лепили. (лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показать круг, сжать ладони вместе, гладить одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий. (грозить пальчиком)
Раз – подбросим. (подбросить снежок вверх)
Два – поймаем. (присесть, поймать снежок)
Три – уроним (встать, уронить снежок)
И… сломаем. (топнуть)
Воспитатель. Предложить ребятам нарисовать елочку вместе с воспитателем. (Воспитатель рисует на доске поэтапно, согласно схеме)
Во время рисования, напоминать детям, как держать кисть, как надо раскрашивать, обмакивать кисть в баночку с водой. Помогать при затруднении.
В конце занятия все рисунки рассмотреть, предложить выбрать самые нарядные елочки, отметить разнообразие расположения игрушек на елочке и красивое сочетание цветов.
Воспитатель. Стихотворение И. Токмаковой
На свете так бывает,
Что только раз в году
На елке зажигают
Прекрасную звезду.
Звезда горит, не тает,
Блестит прекрасный лед.
И сразу наступает
Счастливый Новый год!Приложение 6
Консультация для родителей «Новогодние игрушки своими руками»
Бусы на елочку
Самые простые елочные бусы можно сделать из обычной пищевой фольги. Для этого нарежьте фольгу квадратами 20x20 см, а затем пусть малыш скатает из каждого квадрата шарик. Не беда, если сначала шарики будут получаться не идеально круглыми. Немного тренировки – и выйдет гораздо лучше. Теперь шарики нужно нанизать на прочную нитку, и серебряные бусы готовы. Перед нанизыванием можно бусы раскрасить. Для этого нужно капнуть немного краски на ладони и покатать между ними наши бусины. Предоставьте это удовольствие малышу. Затем даем им просохнуть (раскладываем на газету и оставляем на некоторое время в покое), а уж потом нанизываем. Получатся эффектные цветные бусы, на которых через краску просвечивается серебро. А вот еще один способ смастерить бусы. На этот раз из бумаги. Вам понадобится цветная оберточная бумага или яркие страницы прочитанных глянцевых журналов. Ваша задача порезать бумагу таким образом, чтобы получились полоски, широкие у основания и узкие на конце. Если свернуть такую полоску в «рулетик», начиная с широкого края, и закрепить конец капелькой клея, у нас получится замечательная яркая бусина. Наматывать бумагу можно вокруг соломинки для коктейлей (лишние концы обрезать). Тогда бусины будет легко нанизывать на нитку. Попробуйте сделать такие бусы из разных сортов бумаги
И, конечно, не забывайте о таком замечательном материале для бус, как макаронные изделия. Если покрасить коротенькие толстенькие макаронины в яркие цвета, обсыпать их блестками, покрыть лаком – получатся неповторимые бусы. А если взять макароны двух видов, их можно чередовать. Вот сколько одновременной пользы от такого незамысловатого занятия: развиваем творчество и фантазию, тренируем мелкую моторику, учимся мыслить.
Быстрые игрушки
Оригинальные елочные украшения можно делать из чего угодно, даже из тех материалов, которые обычно считаются мусором. Попробуем?
Вместе с малышом можно смастерить оригинальные елочные шары из обыкновенных стеклянных лампочек любых форм и размеров. Нужно лишь расписать их акриловыми красками и прикрепить к цоколю ленточку. Сам цоколь закрываем «юбочкой» из ткани, цветной бумагой или широкой лентой. Один из вариантов росписи: сначала затонировать все стекло одним цветом, просушить, а потом выводить сверху узоры. Вместо акриловых красок можно воспользоваться обыкновенной гуашью, смешанной с клеем ПВА. Если наши лампочки раскрасить соответствующим образом, они превратятся не только в шарики и сосульки, но и в снеговика или симпатичных зверушек. Самым юным художникам хрупкое стекло лучше в руки не давать. Держите лампочку в руках, а малыш пусть ляпает по ней кисточкой в свое удовольствие. Получится веселенькая абракадабра.
Симпатичные елочные украшения, которые могут смастерить даже малыши, получаются из обыкновенных макарон. Вырежьте из цветного картона кружочки, склейте их попарно (чтобы цветными получились обе стороны). Теперь подбираем макаронные изделия симпатичных форм (звездочки, буковки, зверушки, ракушки), смазываем их клеем и располагаем хаотично на поверхности наших картонных заготовок. Затем раскрашиваем макаронины кисточкой или сбрызгиваем краской из спрея. То же самое проделываем с другой стороной. Вдеваем ниточку – и игрушка готова. Точно так же можно сделать, например, зеленую картонную елочку и украсить ее игрушками-макаронинами.
На что похожа яичная скорлупа?
Задайте этот вопрос малышу за завтраком. Пофантазируйте вместе, какие фигурки можно было бы смастерить из скорлупы куриного яйца. А потом предложите малышу открыть настоящую мастерскую по производству хрупких елочных украшений.
Сначала подготовим скорлупу к работе. Для этого толстой иглой сделайте в сыром курином яйце два отверстия (одно напротив другого), сквозь дырочки выдуйте содержимое, затем хорошо промойте и высушите скорлупу. Во что теперь превратится скорлупа, зависит только от детской фантазии.
Во-первых, это может быть любая смешная рожица или мордочка. Нужно лишь нарисовать лицо и приклеить дополнительные аксессуары: волосы или гриву из шерстяных ниток, усы и бороду из ваты, шапочки и клоунские колпаки из цветной бумаги, бантики и галстуки из ленточек.
Во-вторых, из скорлупы можно сделать симпатичного цыпленка (покройте скорлупу желтой краской, добавьте перышки), пингвинчика (используйте черную и белую краску, приклейте черные крылышки и красные лапки из цветной бумаги) и множество других пернатых и мохнатых представителей фауны: зайку, сову, мышонка, котенка.
Такая работа прекрасно развивает не только творческие способности малыша, но и будит фантазию. Разве не чудо, когда из абсолютно одинаковых белых скорлупок получаются совершенно разные персонажи, со своими собственными характерами?
Готовую игрушку можно покрыть бесцветным лаком. Это придаст ей не только блеск, но и прочность. Для того чтобы наших яичных друзей было удобно вешать на елку, проделайте следующее. Отломите кусочек спички, привяжите к его середине прочную нитку, просуньте спичку в дырочку на «голове» игрушки (через нее мы выдували белок и желток) и опустите ее на нитке внутрь.
Наш помощник – соленое тесто
Если вы с малышом никогда не пробовали лепить из соленого теста, самое время попробовать заняться этим в один (а если понравится, то и не в один) из декабрьских вечеров. Именно из такого простого и доступного материала получаются замечательные елочные игрушки.
Рецепт теста прост. Смешайте в миске стакан муки, стакан крупной соли, столовую ложку подсолнечного масла и полстакана воды. Хорошенько вымешайте тесто, чтобы оно получилось мягким и эластичным. Теперь можно открывать фабрику по производству эксклюзивных елочных игрушек. И непременно придумайте для своей игрушечной фабрики какое-нибудь веселое название. Так ведь интереснее, правда?
Из соленого теста, как и из пластилина, можно слепить абсолютно все. Но, в отличие от пластилина, фигурки из теста можно высушить, раскрасить, покрыть лаком и хранить очень долго. Только непременно в сухом месте. От влаги поделки из соленого теста быстро портятся.
Итак, что же мы будем лепить? Самые маленькие мастера могут накатать шарики, вылепить колобка, снеговичка. Ребятишки постарше с вашей помощью налепят всевозможных зверушек, елочки, домики. Не забудьте и о символе наступающего года.
Можно раскатать тесто толщиною около 1 см и вырезать из него силуэты формочками для печенья. Получившиеся фигурки сушим в духовке на самом маленьком огне в течение 30-60 минут (это зависит от толщины игрушки). Затем расписываем их красками на свой вкус и покрываем сверху лаком.
Съедобные украшения
В старину было принято украшать елки всякими вкусностями: конфетами, орехами, пряниками. А почему бы нам не возродить эту замечательную традицию? Особенно, если кроха уже дорос до возраста сладкоежек, и у него нет аллергии на шоколад.
Купите с малышом по чуть-чуть разных конфет, привяжите к ним красивые ленточки, украсьте бантиками – вот вам и елочные игрушки. Конфеты очень симпатично смотрятся на елке. А какое это несказанное удовольствие – подобраться к зеленой красавице и тайком стащить с нее конфетку-другую. А как здорово подвести к елке своих друзей-приятелей и угостить конфеткой прямо с душистой еловой ветки.
Если вы собираетесь затеять дома детский праздник или к вам придут гости с малышами, сделайте таких сладких игрушек-угощений побольше. Для этого случая можно даже повесить на елку маленькие упаковки с печеньем, бисквитами, кексами. Пригодятся и всевозможные шоколадные зайчики и деды морозы.
А если вы все-таки против сладостей, замените их яблоками и мандаринами: вкусно, полезно, красиво и ароматно. Очень симпатично смотрятся на елке грецкие орехи, завернутые в фольгу или покрашенные серебряной и золотой красками. Вешать орехи на елку очень просто. Достаточно лишь вбить в скорлупу маленький гвоздик и прикрепить к нему нитку. В качестве дополнения – крошечный бантик. Орехи тоже потом со спокойной совестью можно съесть.
Покрашенные краской шишки – замечательные поделки. Правда, съесть их нельзя. Зато они хорошо дополнят вашу съедобную композицию.
Думаю, совет сохранить детские поделки не будет излишним. Пройдут годы, многое забудется... Но незадолго до очередного праздника вы принесете в дом душистую елку, вытащите коробку с елочными украшениями и среди стеклянных расписных шаров вдруг обнаружите игрушки, сделанные вместе с малышом год (а может, десять лет) назад. И воспоминания нахлынут с такой силой, как будто все было только вчера. И вы всей семьей будете вновь и вновь рассматривать эти бесценные семейные реликвии, вспоминать события прошлых лет и смеяться над забавными новогодними придумками. И конечно, предвкушать новые праздники и ждать Новый год, который непременно принесет новое благополучие, новую удачу, новое, еще большее счастье...
Приложение 7
Мастер-класс новогодней игрушки «Дед Мороз на елку»
До Нового года осталось совсем немножко. Сегодня мы в нашем детском саду будем устанавливать елку. И мы с ребятами решили сделать своими руками украшения на елку-дедов морозов.
Для поделки нам понадобится следующие детали:
круг из белого картона, полукруг уз красной бумаги, ватные диски ленточка, клей.
Вырезаем круг из белого картона и полукруг из красной цветной бумаги. Берем ленточку, любого цвета, складываем ее пополам. и полукругом красным, приклеиваем на белый круг сверху.
Вот такая заготовка у нас получилась.
Вырезаем маленький красный кружочек- это будет нос, и наклеиваем его посередине.
По бокам приклеиваем два маленьких черных кружочка- это глаза.
Затем берем ватные диски, разрезаем их пополам и каждую половинку надрезаем до середины. Каждую половинку приклеиваем вниз по кругу - это будет борода.
Дед Мороз почти готов. Отделим шапочку от лица голубой полоской, и вверху приклеим маленький белый кружочек -бубончик. Вот и готов наш дед Мороз. Вот и готов наш дед Мороз, можно украшать им елку.
Приложение 8
Конспект по ОБЖ «Осторожно, ёлка!»
Программное содержание:
• Формировать у детей навыки пожаробезопасного поведения в период новогодних праздников;
• Закрепить знания детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя пользоваться, украшая новогоднюю ёлку (вата, бумага, свечки, хлопушки) ;
• Побуждать детей к активному участию в беседе;
• Воспитывать отзывчивость, желание помогать сказочным героям;
Интеграция образовательных областей: безопасность, познание, коммуникация, социализация, здоровье, художественное творчество.
Оборудование: неукрашенная искусственная елка; елочные игрушки «правильные» и «неправильные» (игрушки из бумаги, ваты, других легко воспламеняющихся материалов); 3-4 красиво украшенных коробок для игрушек; кукла Бибабо Снеговик.
Ход:
Дети под музыку входят в празднично украшенную группу, где в центре находится неукрашенная новогодняя елка. Воспитатель предлагает детям расположиться вокруг нее.
Воспитатель: Ребята, все ли из вас знают какой праздник скоро к нам придет?
Воспитатель: Правильно, ребята, Новый год! Поэтому у нас в группе стоит елочка. Посмотрите, какая она красивая, стройная, пушистая. Но чего – то не хватает…
Ребята, как вы думаете, чего не хватает?
Воспитатель: Верно, ребята, не хватает елочных игрушек. Елочку надо красиво украсить, тогда она будет нарядная и веселая.
Воспитатель демонстрирует красиво украшенные коробки с новогодними игрушками.
Воспитатель: Посмотрите, как много разных елочных украшений лежит в этих коробках! Все они разные. Здесь и бумажные снежинки, и «снежки» из ваты, и стеклянные шарики, и сосульки, и свечки! Нам без помощи не справиться. Кто бы помог украсить нашу елочку?
Голос из – за ширмы: Я, я вам помогу!
Воспитатель: Ребята, кто бы это мог быть? Кто нам хочет помочь? Да это же Снеговик!
Появляется Снеговик, игрушка театра (его роль исполняет ребенок подготовительной группы). Воспитатель, Снеговик и ребята начинают украшать елку. Снеговик берет из коробки стеклянный шарик и вешает его на елку.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, почему надо аккуратно вешать на елку стеклянные шарики?
Воспитатель: Правильно, стеклянные шарики могут упасть и разбиться, а осколки стекла могут поранить руки!
Снеговик: Шарики я уже повесил. Теперь буду украшать елочку бумажными снежинками и «снежками» из ваты, а рядом с ними прикреплять свечки. Возьму спички и зажгу свечи на елке. Здорово я придумал, ребята?
Воспитатель: Незнайка, подожди! Ты, что – то делаешь не правильно.
Ребята, что Снеговик делает неправильно? Можно самим, без разрешения взрослых брать спички? Что произойдет, если зажечь свечи на елке рядом с бумажными снежинками или ватой?
Воспитатель: Снеговик, теперь ты понял, почему нельзя зажигать на елке свечи, украшать новогоднюю елочку поделками из ваты и бумаги? Искорка от одной маленькой свечки может принести большую беду! В елке очень много смолы, и поэтому она легко загорается.
Воспитатель: - В новогоднюю ночь взрослые, часто зажигают фейерверки, бенгальские огни.
Снеговик:
- Ребята, а где надо зажигать фейерверки: дома или на улице?
- Почему нельзя зажигать рядом с елкой? Что может случиться?
Воспитатель: Правильно. Фейерверки и бенгальские огни нужно зажигать подальше от елки, на улице. Запомни:
Украшать свечами елки Строго запрещается, Потому что от свечей Елка загорается! Загореться может вата, Снять игрушки эти надо: Материал огнеопасный, А ваш труд совсем напрасный! Огнестрельные хлопушки И бенгальские огни В зале, в комнате, подъезде Зажигать не будем мы!
Воспитатель:Снеговик, ты все понял?
Снеговик: Да. Я запомнил, что спички самому брать нельзя. Нельзя украшать елочку поделками из ваты и бумаги. Ими лучше украсить комнату, а елку лучше нарядить игрушками, купленными в магазине. Они сделаны из специального пожаробезопасного материала. Нельзя зажигать на елочке свечи. Хлопушки и бенгальские огни зажигать только взрослым, подальше от елки, на улице.
Воспитатель: Молодец Снеговик! А сейчас я предлагаю поиграть.
Игра «Четвертый лишний»
Плакат с изображением предметов: стеклянный шарик, бусы, флажки, свеча, бумажная снежинка.
Детям предлагается назвать предметы, которыми нельзя украшать елку.
Воспитатель: - Молодцы. Все справились с заданием.
Снеговик: - Спасибо. Теперь я знаю:
Во избежание всяких бед
Огню на елку хода нет!
- Ну, мне пора, пойду лесным друзьям все расскажу. До свидания, ребята! (Снеговик уходит за ширму)
Воспитатель: До свидания, Снеговик! Приходи к нам в гости еще!
Рефлексия.
Повторение и закрепление и информации полученной на занятии.