Просмотр содержимого документа
«Проект "Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях ДОУ"»
Проект
«Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях ДОУ»
Составитель : учитель-логопед Пигунова Н.И.
Актуальность проекта.
Дошкольное детство является важнейшим периодом для развития интеллектуальных качеств и творческого воображения. Одним из важнейших условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие ребенка, является работа по формированию речи. Взрослым (родителям и педагогам) важно не упустить наиболее благоприятный период в развитии ребенка, период, в котором закладываются основы будущей успешности ребенка.
В работе с детьми-дошкольниками учитывались изменения, происходящие в системе образования: внедрение альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий в практику массовой школы, неуклонное усложнение программы 1 класса и соответственно, повышенные требования к будущим первоклассникам. Сегодня при поступлении в школу ребенок должен обладать не только достаточно высоким уровнем восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, но и хорошо развитой ручной моторикой. Общеизвестно: формирование каллиграфически правильного письма служит важным средством воспитания эстетического вкуса, волевых, интеллектуальных качеств младших школьников.
«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы»- считал известный русский психолог Л.С.Выготский. Развитие «ручной умелости»– одна из важнейших задач дошкольного воспитания по подготовке детей к школе. Методические рекомендации по овладению грамотой дошкольниками продолжают поиск эффективных методов обучения, обеспечивающих развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.
Но, несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий обучения грамоте в дошкольных учреждениях и исходя из собственного опыта, можно говорить о трудностях формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Большую группу детей испытывающих трудности в овладении графическими умениями и навыками, составляют дошкольники с речевыми нарушениями, так как для них характерно отставание в развитии двигательной сферы. Незрелость моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук. Движения нечеткие, недостаточно координированы, что особенно заметно в выполнении бытовых манипуляций: застегивании и расстегивании пуговиц, шнуровки ботинок, завязывании бантов, в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором). Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. С течением времени уровень развития координированных движений руки оказывается недостаточным для освоения письма в школе, создает проблемы в обучении. В дошкольных учреждениях в процессе подготовки руки к письму не прослеживается система поэтапного совершенствования разнородных графических движений(умение писать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, полуовалы и овалы и т. д.), что неправильно формирует графические навыки и умения, и не создает сенсомоторную основу для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Цели и задачи проекта.
Цель:
повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи по подготовке руки к освоению письму в школе и снизить риск дезадаптации в новых социальных условиях.
Задачи:
1.Создать условия для формирования у детей устойчивой мотивации к овладению графическими навыками письма, вызывая чувство удовлетворения от работы.
2.Расширить систему педагогической работы по обучению грамоте, включив в нее упражнения по подготовке руки к освоению письма в школе.
3.Предупредить появление дисграфии, осуществляя мероприятия по коррекции психофизических возможностей детей, развивая зрительное, слуховое, тактильно-кинестетическое восприятие, внимание, память,
-формированию пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве;
- конкретизации знаний о структурных единицах языка;
- приобретению умения слушать, понимать и выполнять установки педагога.
Содержание проекта.
В данном проекте соблюдаются основные позиции проектного обучения, в частности:
-в центре внимания - ребенок;
-образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию;
-индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития;
- глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Вид проекта:
-по направленности - практико-ориентированный;
- по количеству участников - коллективный(12 человек);
-по контингенту участников - дети 5 – 6 летнего возраста;
-по продолжительности - долговременный;
Этапы проекта.
1-й этап - создание предметно-развивающей среды .
На данном этапе систематизирован материал с разнообразными пальчиковыми играми, графическими заданиями и тренингами, использование которых
способствует не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.
2-й этап- планирование.
На этом этапе составлен перспективный план работы с детьми. Он представлен двумя блоками, которые составляют содержание занятий с детьми старшего дошкольного возраста:
Блок1—комплекс игр и упражнений для детей старшей группы. Работа направлена на непосредственное овладение детьми технической стороной письма и элементарными графическими умениями.
3-й этап- осуществление проекта.
На этом этапе решение коррекционных задач требует соблюдения специальных подходов к обучению. Регулятором норм выступают следующие принципы:
-коррекционно-развивающее и воспитывающее обучение;
-активность в обучении , предусматривающая необходимость собственной деятельности детей в процессе обучения;
-систематичность, предполагающая строгую последовательность подачи учебного материала;
- практическая направленность в обучении;
-сочетание коллективного обучения с индивидуальным подходом.
Дидактические принципы дополняют друг друга и способствуют получению требуемых результатов только при условии систематической работы с детьми, с учетом их возрастных и индивидуально-психофизиологических особенностей. Учитывая, что на дошкольном этапе ведущей является игровая деятельность, все задания представлены в виде игр. Это позволит в доступной форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки. Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе. Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи, поскольку при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга.
Занятия проводятся в совместной деятельности по подгруппам 5-6 человек, продолжительность одного занятия: старшая группа—20-25 минут;
Работа детей оценивается в течение всего периода обучения. Оценивая их, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок за определенное время. Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и в конце учебного года, определяющие уровень их развития. Алгоритм поэтапного формирования графических навыков.
Первый шаг:
Учимся правильно сидеть.
Правильная поза при письме:
- сидеть прямо;
- опираться спиной на спинку стула;
- не опираться грудью на край стола;
- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
- туловище, голову, плечи держать ровно;
- обе руки лежат на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.
Сначала учим детей ставить точки, с которых начинается движение, затем учим рисовать стрелочки, которые указывают, куда движется рука. Ребенок должен научиться различать, понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях. Используется нелинованная бумага. Самое главное - зафиксировать внимание на правильном направлении движения (по стрелке) и основном требовании: линии должны быть равными.
Четвертый шаг:
Учимся рисовать прямые и наклонные параллельные линии.
Умение рисовать параллельные линии, понимание того, как это сделать, очень важный этап подготовки к письму, потому что параллельность всех штрихов придает почерку четкость, аккуратность, делает письмо более легким для восприятия и чтения. Обязательно показываем, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз, а горизонтальные линии - слева направо. Многовариантные упражнения по штриховке позволяют тренировать это умение. Важно только привлечь внимание ребенка и объяснить, какие линии считаются параллельными( можно дать самое простое объяснение- линии на одинаковом расстоянии друг от друга). Нарушение параллельности нужно наглядно показать.
Пятый шаг:
Учимся рисовать полуовалы: верхние и нижние, правые и левые с разными направлениями движений.
При выполнении полуовалов следует обратить внимание на положение руки и особенно на правильность опоры кисти (только на мизинец).
Шестой шаг:
Учимся рисовать круги и овалы.
Главное внимание следует обратить на различие овалов и кругов при их выполнении и способность ребенка мысленно вписать овал в прямоугольник. На этом этапе эффективны такие графические задания:
раскрутить спираль;
закрутить спираль.
При выполнении этих заданий нужно попросить ребенка держать карандаш свободно( на весу. без опоры на мизинец), что позволит почувствовать новые варианты свободных движений руки.
Седьмой шаг:
Учимся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку).
Выполнение задания научит ребенка свободно передвигать руку по строке, что очень важно в процессе обучения письму. Лучше, если графические элементы будут более крупными, так как основная задача – именно умение передвигать руку слева направо по линии письма. Это могут быть «волны», «облака», «дороги с горками». Сначала можно попробовать «проехать» по широкой дороге, а потом, постепенно, по узкой тропинке.
Восьмой шаг:
Учимся рисовать линии, полуовалы, овалы определенной величины
(вводим ограничительную линейку- строку).
Этот этап подготовки уже приближает ребенка к письму как таковому. Письмо букв связано с достаточно жесткими ограничениями высоты и ширины каждого графического элемента, и при обучении дети пишут на разлинованных листах. Поэтому нужно объяснить, что такое строка, как располагаются элементы, где середина строки, где верхняя линия, ограничивающая строку, и где нижняя. Рисовать и писать просто вертикальные и горизонтальные линии легче, чем расположить их на строке, соблюдая определенную высоту, протяженность(ширину). Если дети научились начинать движение в определенной точке, им нужно научиться так же точно заканчивать его. Это новая задача, поэтому надо объяснить, показать, уточнить, понял ли ребенок, что он должен делать.
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты.
Полученные результаты мониторинга в старшей группе показали гарантированное высокое качество формирования графических навыков у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. У детей отслеживается:
- умение выполнять графические задания самостоятельно, технически точно и правильно;
- сформированность внимания и контроля за собственными действиями;
- развитие пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. рука к освоению письма к школе.
Перспективы развития
В перспективе – широкое внедрение системы поэтапного формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста. В дальнейшем, в связи с переходом детей в подготовительную группу, создание рабочей тетради для детей 6-7-летнего возраста. Обобщение опыта для молодых педагогов ДОУ.
А.В.Никитина «пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей» . Санкт-Петербург, Каро. 2008.
В.В.Москаленко «Занятия со старшими дошкольниками .Формирование графических навыков и временных представлений» Волгоград, и-воУчитель
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е.С. Анищенкова.- М.: АСТ: Астрель. 2006.
Беззубцева Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет / Г.В.Беззубцева, Т.Н.Андриевская.- М.: ГНОМ и Д, 2004.
Безруких М.М. Азбука письма. Ступеньки к школе / М.М.Безруких.-М.: Дрофа, 2000.
Безруких М.М. Обучение письму: книга для учителя / М.М.Безруких.-М.: Просвещение,1997.
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры у упражнения / С.Е. Большакова.- М.: ТЦ Сфера,2005
Волина В.В. Праздник букваря / В.В.Волина.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1995.
Воробьева Т.А. 50 уроков для подготовки руки к письму / Т.А.Воробьева, Т.В. Гузенко._ Спб.: Литера, 2006.
Гаврина С.Е. Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов / С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина.- Ярославль: Академия развития, 2005.
Галкина Г.Г. Звуки, буквы я учу! Альбом упражнений №1, №2, №3 по обучению грамоте дошкольника / Г.Г.Галкина.-М.:Гном и Д, 2002.
Галкина Г.Г. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/ Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина.-М.:Гном и Д, 2006.
Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно / Г.А.Глинка. СПб: Питер Пресс, 199
Мониторинг отслеживания результатов детей старшей группы.
Цель выявить уровень овладения детьми технической стороной письма и элементарными графическими умениями.
Показатели:
Соблюдение элементарных гигиенических правил письма
правильная посадка;
положение листа;
положение кистей рук;
положение пишущего инструмента.
Написание линий, соотношение их со строкой
прямые;
наклонные;
округлые линии;
овалы.
Безотрывное и плавное обведение предметов по контуру.
Использование различных видов штриховок
горизонтальная штриховка;
вертикальная;
по диагонали.
Условные обозначения:
в- задание выполнено правильно
с- задание выполнено с незначительной помощью педагога
н- задание выполнено неверно
Результаты:
Высокий уровень- 0%-43%
Средний уровень- 52%-52%
Низкий уровень- 48%-5%
Результативность
Результатом моей работы по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста можно считать следующие показатели:
- на 35% увеличились показатели высокого уровня выполнения графических заданий самостоятельно, технически точно и правильно;
- на 42% повысилось сформированность внимания и контроля за собственными действиями;
- на 25% повысилось сформированность пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Стабильность показателей обеспечили:
Оснащение предметно-развивающей среды
- создание уголка с традиционным и нетрадиционным оборудованием;
- подбор проблемных ситуаций;
- подбор литературы для детей и родителей.
2) Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по формированию графических навыков;