Бородиной Е.А.
Ессентуки 2022 г.
1.Паспорт проекта.
2.Актуальность (проблема).
3.Анализ среды (внешней и внутренней).
4.Цели и задачи проекта.
5.Участники и их роль в реализации проекта.
6.Ресурсы (материальные, информационные, кадровые, технические).
7.Механизм реализации проекта.
8.План реализации проекта.
9.Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности.
10.Перспективы дальнейшего развития проекта.
11.Список литературы.
12.Приложение.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических и повествовательных образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах детских зарубежных авторов дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата речь народов мира юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько пускают процесс развития речи детей на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что речь детей бедная, отмечается недостаточный словарный запас, недостаточная интонационная окрашенность. Исходя из выше сказанного, мной была выбрана следующая
тема: «Роль произведений авторов детской зарубежной литературы и фольклора народов мира в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
Сформировать интерес к художественной литературе.
Расширять и активизировать словарный запас детей.
Знакомить с основными жанровыми особенностями авторских сказок, рассказов, стихотворений классиков русской литературы.
Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
Развивать творческие способности у детей.
1.Воспитанники подготовительной группы «Васильки» в количестве _____ детей(____ девочек и _____ мальчиков).
2. Родители воспитанников.
3.Воспитатели и специалисты.
4. Работники виртуальных библиотек.
Этапы | Наименование мероприятия | Сроки | Место проведения мероприятия | Ответственные |
Подготовительный | С детьми: -оформление уголков чтения в группе; -составление перспективного планирования для детей, включающее в себя занятия, беседы, игры; -разработка конспектов занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой; - оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей; С родителями: -анкетирование родителей -обсуждение плана работы по намеченной теме с семьями на Круглом столе в скайпе; -обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ по выбранной теме | Сентябрь- декабрь 2022 года | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А |
Основной | С детьми: 1.Занятие «Сундучок Жар-птицы»(знакомство с фольклором народов мира) 2.Знакомство с творчеством Дж.Родари Чтение: «Чем пахнут ремёсла» 3.Рассматривание иллюстраций к сказкам авторов зарубежной детской литературы- сказки-повести - шведской писательницыАстрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» 4. Д/и «Узнай сказку по отрывку» (венг.ск «2 жадных медвежонка», нем.ск.»Златовласка», белорус.ск «Пых» | Сентябрь 1 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А. |
| 1. Беседа «Авторские сказки зарубежных писателей» 2. Чтение «Ри́кки-Ти́кки-Та́ви» — рассказ из «Книги джунглей» анг.писателя Редьярда Киплинга, 2. Лото «Сказки о животных» | 2 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А. |
| 1.Тематическая выставка «Зарубежные поэты – детям», портрет Кена Несбита 2. Рассказ воспитателя о творчестве Кена Несбита 3. Чтение стихотворения «Мой завтрак» | 3 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А. |
| 1.Рассказ воспитателя об образах детей в творчестве зарубежных авторов 2. Рассматривание репродукций картин: дети 3. Сл.д/и «Доскажи словечко» 4.Чтение стихотворений Брюса Лански и Эдит Сницарук о детях | 4 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А. |
| 1.Знакомство с творчеством Астред Линдгрен 2. Чтение «Малыш и Карлсон» 3. Творческая мастерская- изготовление детьми персонажей сказки по выбору (рисование,лепка, аппликация и поделки из природных материалов) | Октябрь 1 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А. |
| Совместно с родителями: 1.Оформление выставки «Жемчужины зарубежного фольклора» С детьми: 1.Чтение сказок «Бабушка-метлица»(нем), , «Алиса в стране чудес»Люис Кэролл (анг) отрывок 2. Рисование по мотивам прочитанных сказов 3. Д.и «подбери иллюстрацию к произведению» | 2 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А.. |
| 1.Неделя весёлого рассказа. Чтение: Приключения Тома Сойера (1876) –американского автора Марка Твена 2. Беседа на тему: Мой любимый весёлый рассказ. 3.Перессказ понравившегося рассказа. 4.Упражнение «Скажи по-другому» | 3 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А. |
| 1.«Английские детские песенки» в пере. С.Я.Маршака Рассказ воспитателя о творчестве детского поэта С.Я. Маршака 2. Чтение «Кораблик», «3 мудреца», «Робин-Бобин» 3.Создание коллективного коллажа из персонажей зарубежных детских песенок,сказок,рассказов | 4 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А. |
| С родителями 1.В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям. 2.Консультации: -“Знакомство ребенка с детской зарубежной художественной литературой”. -“ Роль творчества писателей других стран в развитии речи детей старшего дошкольного возраста”. -“ Организация бесед по произведениям устного творчества народов мира”. -“ Значение игр – драматизаций в развитии речи детей С педагогами: консультация на тему: «Роль детской зарубежной художественной литературы в воспитании и развитии речи детей старшего дошкольного возраста». С детьми: Театрализованное представление «3 поросенка» по анг.ск | Ноябрь 1 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А. |
| С родителями: 1.Предложите ребенку выучить Ваше любимое стихотворение зарубежного детского поэта. С детьми: 1.Слушание любимых стихов родителей –рассказывают дети. 2. Творческое воплощение сюжета стихотворения 3. Д.и. «Угадай стихотворение по картинкам» | 2 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А. |
| Слушание из произведений народов мира. 1. Стихи о детях(с договариванием) 2. Сказки (с продолжением) 3. Д.п/и «Кто за кем?»- очередность эпизодов сказки | 3 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А. |
| 1.Знакомство с музыкальными сказками. 2. Слушание «»Синяя птица (отрывок мюзикла) Морис Метерлинк бельг.писат. и драм Пётр Ильич Чайковский Новогодняя сказка «Щелкунчик»(по мотивам нем.сказки Эрнста Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король»-«Вальс цветов» 3. Обыгрывание музыкальных отрывков | 4 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А. |
| 1.Вспоминаем новогодние волшебные сказки(«Ночь перед Рождеством» укр.Н.Гоголь, «Щелкунчик» нем.Эрнст Гофман, «Снежная королева» дат. Х-К.Андерсен, и рассказы-амр.»Один дома», «Госпожа Санта-Клаус» 2. Рождественские песенки и колядки разных народов: «Щедрик-ведрик»укр, «Волшебные колокольчики»амер., « -греч.колядка 3. Сравнить рус. народные рождественские песенки с песенками других народов. | Декабрь 1 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А. |
| 1.Беседа о роли природы в творчестве зарубежных детских поэтов поэтов и писателей. 2. Заучивание стихов зарубежных поэтов о природе: Жан-Пьер Беранже (франц) «Природа», Роберт Бёрнс (анг) «Зелёный луг» 3. Пословицы и поговорки народов мира | 2 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А. |
| 1.Просмор видеоролика о доме,где живут книги. 2. Экскурсия для детей средней группы: Уголок нравственного воспитания, Библиотека группы, Уголок Изо . Выставка работ детей по произведениям детской зарубежной литературы | 3 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А. |
| С детьми «Литературная викторина» 1.Беседа о жанрах произведений. 2. Д/и «Узнай сказку по отрывку». 3. Д/и «Назови сказку по иллюстрации» 4. Д/и «Закончи пословицу» 5. Д/и «Постройся по порядку» (карточки с эпизодами сказки) | 4 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А. |
2023 год |
| 1.Знакомство с творчеством писателя Антуана де Сент-Экзюпери 2. Чтение А.Экзюпери (фран) «Маленький Принц»— Сказка 3. Д/и «Сказочный марафон»- дети называют известные им сказки зарубежных писателей и народные | Январь 2 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А. |
| 1.Произведения современных зарубежных поэтов и писателей для детей: «Ванильное сердце» отрывок, Мария Парр (норвеж) 2. Рисование по мотивам произведений детских зарубежных авторов. | 3 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А. |
| 1.«Поет зима аукает…» - выставка работ детей по произведениям и фольклору народов мира. 2. Знакомство с детскими песенками стран бывшего СНГ 3. Заучивание азерб.дет.песенки «Джуджалярим»(Цыплятки). | 4 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А. |
| 1. Беседа о временах года, их отображении в творчестве зарубежных композиторов.Слушаниеи просмотр видео Антонио Вивальди - Времена Года - Зима ( Antonio Vivaldi )- Анто́нио Лучо (Лучио, Лючио) Вива́льди — итальянский композитор и скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. 2. Слушание Николо Паганини - итальянский скрипач-виртуоз, композитор ,«Времена года.Шторм»(инструментальн) 3.Рисование-фантазия –средства изображения по желанию детей Нетрадиционные методы рисования по мотивам произведений(хоз.губки,мятая бумага,трубочки для апитков,ладошки) | Февраль 1 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А. |
| 1.Беседа «Танцы народов мира» -просмотр видео 2. Индия,Греция-просмотр видео с народными танцами | 2 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А. |
| 1. Ирландия, Польша-просмотр видео с народными танцами 2. Д.п/и «Танцуй со мной»- вспоминаем танцы и музыку народов мира. | 3 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А. |
| 1. Ирландия, Польша-просмотр видео с народными танцами. 2. Д.п/и «Танцуй со мной»- вспоминаем танцы и музыку народов мира | 4 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А. |
| 1.Знакомство с фольклором народом Кавказа 2. Слушание песенки «День рождение»(арм) 3. Д/и «Какие слова мы узнали?»(перечислить слова из языка других народов) | Март 1 неделя | МБДОУ Детский сад №24 «Золотая рыбка» | Воспитатель Бородина Е.А. |
| 1.Беседа «Любой народ-сказочник» 2.Слушание отрывков сказок-зачина сказок народов мира. («Золушка», «Снежная королева», «3 поросенка», «2 жаэных медвежонка») 3. Аппликация по мотивам прочитанных сказок | 2 неделя | | |
| 1.Слушание муз.сказки «Снегурочка»Римского –Корсакова. 2. Просмотр м/ф «Снегурочка» 3. Создание народной куклы-мотанки. Мастер-класс от О.С.Кульчитской (Круглый стол) | 3 неделя | | |
| 1.Знакомство с инструментальной аранжировкой народных песен 2. Оркестр народных инструментов (ложки,трещотки, тамбурин,колокольчики) 3. Игра/опрос «Какие произведения о животных вы знаете?» | 4 неделя | | |
| 1.Беседа «Сказка в музыке русских и зарубежных композиторов» 2. Слушание А.Хачатурян «Вечерняя сказка», В.Ребиков «Фея», М.Равель «Разговоры красавицы и чудовища» 3.Сравниваем с ранее услышанными музыкальными сказками | Апрель 1 неделя | | |
| 1.Беседа «Музыка в картинах художников разных стран » 2.Путешествие в интернет-музей.Третьяковская галлерея. Картины,связанные с музыкой,музыкальными инструментами, танцами 3. Творческая мастерская-«Танец» (гуашь,картон, ткань,пайетки, клей) | 2 неделя | | |
| 1.Беседа о театре и музыкальном театре. 2. Театрализованное представление «Танцы народов мира»(Алан-кавказские, Милена-армянские, девочки-рус.хоровод) | 3 неделя | | |
| 1.Рассказы детей о картинах и музыке. 2. Чтение ранее изученных стихов или отрывков из произведений | неделя | | |
| 1.Викторина по сказкам народов мира | Май 1 неделя | | |
| 1.Изготовление костюмов для показа живых картин (сценки из сказок и стихов народов мира) | 2 неделя | | |
| 1.Театрализованное представление «Живые картины» | 3 неделя | | |
| 1.Выставка поделок,изготовленных в течение года к проекту | 4 неделя | | |