Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
«Профессии моих родителей»
Выполнили:
Морозова Т.В.
Гуськова Е.В.
Каштанова Н.И.
2024г.
Проблема – мы столкнулись с тем, что дети не все знают название профессий родителей, характерные особенности данной специальности.
Гипотеза: Планирование и проведение различных мероприятий с участниками образовательного процесса по данной теме создает условия для всестороннего развития детей
Актуальность проекта.
В дошкольном возрасте ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, он старается проявить себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям. Поэтому и возникла идея создания проекта «Профессии наших родителей».
Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.
Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Выбор профессии – ответственное дело, и от того, насколько правильно он сделан, зависит многое в жизни человека. Поэтому важно уже с младшего дошкольного возраста обращать внимание детей на то, что делают взрослые: родители, воспитатели, сотрудники детского сада и т. д. Целенаправленное знакомство дошкольников с разными профессиями взрослых людей закладывает основу выбора профессии из многочисленной сферы трудовой деятельности родителей и окружающих людей. Как же научить детей выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела?
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
Цель: Восполнить знания детей о профессиях через знакомство детей с профессиями их родителей.
Задачи:
Учить детей самостоятельно искать информацию путём общения с родителями, сверстниками, учить анализировать полученную информацию.
Сплотить детско-родительские взаимоотношения через совместную деятельность.
Воспитывать интерес к профессиям, уважение к труду взрослых, интерес к самостоятельно – поисковой деятельности.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, учитель – логопед, родители.
Время проведения проекта:
Ожидаемый результат:
Вызвать интерес к окружающему миру.
Расширить у детей знания о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей).
Поручить детям посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный.
Подобрать информацию и демонстрационный материал о разных профессиях.
Привлечь к проекту родителей, довести до сведения важность этой проблемы, вовлечь в реализацию проекта.
Закрепление с детьми знаний, полученных ранее на занятиях о профессиях.
Консультация с родителями на тему: «Расскажите ребёнку о своей профессии, её необходимости и результатах труда». «Что можно поручить выполнить ребенку дома».
II этап – основной.
Беседы, экскурсии, с/р игры: «Супермаркет», «Кафе», «Больница», «Салон красоты», «Школа», «Детский сад», дидактические и настольно-печатные игры.
Составление рассказов на темы: «Кем я буду, когда вырасту», «Профессии моих родителей».
Чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок, стихотворений о профессиях, людях труда и их результатах.
Составление альбома, выполненных совместно с родителями «Профессии наших родителей».
Оформление выставки детских работ «Кем я буду, когда вырасту».
Выставка фотографий «Мамочкины руки»
III этап – итоговый.
1. Представление созданных в ходе реализации проекта альбомов «Профессии моих родителей», альбомов иллюстраций «Мамы разные нужны, мамы всякие важны», выставки детских работ «Кем я буду, когда вырасту».
2. Проведение совместного досуга родителей и детей на тему: «Все работы хороши – выбирай на вкус».
3. Конкурс на лучший рекламный лист, созданный родителями.
4. Работа с родителями по обогащению ППС
5. НОД «Все профессии нужны, все профессии важны».
Реализация проекта:
Образовательная область
Виды детской деятельности
Цель
Социально-коммуникативное развитие
1.Д/игры «Подскажи словечко», «Угадай, кто это? »,
«Кто больше расскажет о профессии», «Что мы делаем, не, скажем», «Назови профессию», «Что кому нужно для работы», «Что расскажет предмет», «Угадай профессию»
2.Настольные игры: «Кому что нужно для работы?», разрезные картинки «Профессии»
3.Разучивание стихов, пословиц и поговорок на темы: «Профессии людей».
4.С/р игры «Кафе», «Супермаркет», «Салон красоты», «Школа», «Детский сад»
Расширять и закреплять знания детей о профессиях, орудиях труда, действиях.
Познавательное развитие
1.НОД: «Путешествие в мир профессий».
2.Беседы: «Что такое профессия?», «Как произошли профессии», «Труд мужской и женский».
3.Экскурсии: в школу, парикмахерскую, стоянка машин, шиномантаж, АЗС
4.Беседы о профессиях родителей.
5. Наблюдение за работой сотрудников детского сада.
6.Рассматривание иллюстраций на тему «Профессии»
Расширять и закреплять знания детей о профессиях, орудиях труда, действиях.
Речевое развитие
1.Составление рассказов о профессиях родителей с использованием мнемотаблиц.
2.Чтение художественной литературы: «Сказка о пропавших профессиях», «Кем быть? » В. Маяковский;
«Дядя Стёпа» С. Михалков; «Чем пахнут ремесла? » Д. Родари.
3.Беседа на тему: «Кто где работает?»
4. Обучение рассказыванию на тему:
«Женские профессии», «Мужские профессии»
5. Заучивание стихотворений по теме «Профессии».
6. Вечер загадок о профессиях.
Физическое развитие
1.П/и: «Изобрази профессию», «Самолеты», «Лётчик», «Воробушки и автомобиль», «Вкусный обед», «Иголка и нитка», «Царь-картошка», «Светофор», «Почтальон», «Пожарные на учении»; эстафеты
2. Пальчиковая гимнастика: «Профессии», «Посуда», «Помощники», «Семья», «В квартире», «Почтальон»
Способствовать развитию координации движений пальцев рук с текстом.
Художественно-эстетическое развитие
1.Рисование: «Моя дружная семья», «Кем я буду когда вырасту» и др.
2.Раскраски по теме «Профессии»
3.Пение «Профессия мамы» муз. Мартынов, Слова Деменьтьева.
3. Прослушивание песен о профессиях. Bolshoyvopros.ru
Ожидаемый результат проекта:
1. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
2. Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.
3. Активирование словарного запаса детей по данной теме.
4.Дети умеют организовать и играть в с/р игры
5. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
6.Установлены партнерские отношения с родителями.
Список литературы.
1. Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т. В. Потапова – М: Сфера, 2005. – 64с.
2. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Р. С. Буре. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 136 с.
3. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых [Текст] / Н. А. Баранова [и др.] // Молодой ученый. – 2015. – №7.
4. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 90 с.
5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий. Учебно-методическое пособие. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 52 с.
6. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Л. В. Куцакова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.
7. Маханева, М. Д., Скворцова, О. В. Учим детей трудиться [Текст] / М. Д. Маханева, О. В. Скворцова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64с.
8. Шорыгина, Т. А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.
Приложение
Консультация «Как руководить трудовой деятельностью ребенка»
Цель: рассказать родителям об основном назначении трудовой деятельности. Об основных задачах в области трудового воспитания.
Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности, люди пришли давно. С его помощью можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.
Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе и окружающих.
Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психологическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий и т. д.)
Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие.
Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:
- Приобщение к труду через самообслуживание;
- Постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
- Постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- Тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
- Организация обучения выполнению трудовых операций;
- Формирование у ребенка уверенности и важности выполнения порученной ему работы;
- Учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении поручений;
- Поощрения прилежного выполнения поручений, проявление самостоятельности и инициативы;
- Чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме.
Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим. Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру.
В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.
Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива.
В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Многое дает наглядное ознакомление родителей с постановкой трудового воспитания в детском саду.
Важно организовать труд родителей таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем.