Проблема развития мелкой моторики старших дошкольников с ОВЗ в процессе ручного художественного труда
Проблема развития мелкой моторики старших дошкольников с ОВЗ в процессе ручного художественного труда
Развитие мелкой моторикиу дошкольников с ограниченными возможностями здоровья предполагает коррекцию элементарных тонких моторных способностей, которыми дети с интеллектуальными отклонениями самостоятельно не могут. Ручной художественный труд содержит в себе значительный потенциал для развития мелкой моторики ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблема развития мелкой моторики старших дошкольников с ОВЗ в процессе ручного художественного труда»
Воспитатель МБДОУ № 159
Кожевникова Ольга Валерьевна
Г.Ульяновск
Проблема развития мелкой моторики старших дошкольников с ОВЗ в процессе ручного художественного труда
Детский дошкольный возраст является периодом активного развития ребёнка, в ходе которого формируются основные психические процессы – мышление, внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, становление функциональных систем организма, физическое развитие, познание окружающей действительности. Существует особая группа дошкольников – дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии, состояние которых характеризуется различными нарушениями: опорно-двигательного аппарата, речи, слуха, зрения, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и др. Согласно закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., государство взяло на себя обязательства обеспечить бесплатным качественным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях образования [3]. То есть такие дети и их родители обладают равными правами с другими, более здоровыми детьми, на обучение и воспитание в дошкольных образовательных организациях, но они нуждаются в создании особых условий, включающих в себя использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, учебных пособий, дидактических материалов, технических средств обучения и т.п.
Одним из ключевых факторов развития высших психических функций у детей дошкольного возраста в процессе обучения и воспитания, особенно у детей с ограниченными возможностями здоровья, является развитие мелкой (или ручной) моторики. Исследованиями В.М. Бехтерева, Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной и др. было доказано, что развитие мелкой моторики является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга и позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память, речь. Н.Н. Новиковой, М.В. Антроповой, Н.А. Рокотовой, Е.К. Бережной указывается, что мелкая моторика является одной из сторон двигательной сферы, которая напрямую связана с овладением предметными действиями, развитием творческих видов деятельности, письмом, речью ребёнка. При этом формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром. В исследованиях Л.В. Занкова, А.Р. Лурии, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой отмечается, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов отклонения умственного развития. Известный советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев [2].
Функциональные нарушения детей с ограниченными возможностями здоровья сочетаются с недостаточным развитием двигательной сферы и мелкой моторики, что отрицательно сказывается на их интеллектуальном и психическом развитии в целом. В свою очередь развитие навыков мелкой моторики у таких детей позволит не только научить их самостоятельно осуществлять посильную бытовую деятельность (умывание, одевание, обувание, приём пищи и т.п.), но и подготовит их к дальнейшему этапу обучения в школе, к освоению письменных навыков, в целом благополучно скажется на интеллектуальном и психическом развитии, дальнейшей социализации в обществе.
Необходимо отметить, что при всём внимании государства к вопросам обучения и социализации детей с ОВЗ, модель инклюзивного образования, находясь в процессе реформирования и развития, сопряжена с различными проблемами. Несмотря на все научные и практические изыскания, до настоящего времени должным образом не сформирована и функционально не отрегулирована инфраструктура коррекционно-образовательной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; отсутствуют необходимые материально-технические условия по обустройству образовательного пространства, отвечающего потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья; не выстроены целостные методические системы диагностики и развития мелкой моторики детей, основанные на физических и психологических особенностях их здоровья; недостаточно внимания уделяется комплексному развитию мелкой моторики рук у дошкольников с ОВЗ, в том числе с использованием различных форм ручного художественного труда [1].
Развитие мелкой моторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья предполагает коррекцию элементарных тонких моторных способностей, которыми дети с интеллектуальными отклонениями самостоятельно овладеть не могут, исправление неправильных двигательных образцов, формирование произвольности и целенаправленности движений. Ручной художественный труд содержит в себе значительный потенциал для развития мелкой моторики ребёнка. Правильно организованная деятельность детей по изготовлению творческих поделок с применением простейших инструментов позволяет у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья не только формировать и развивать мелкие моторные навыки, но и даёт им знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству, что впоследствии, уже во взрослой жизни, может стать основой их трудовой социализации в обществе. Таким образом, занятия ручным трудом оказывают благоприятное воздействие на общее развитие ребёнка и позволяют корректировать основные двигательные навыки и качества.
Список использованных источников
Назарова Н.М. Инклюзивное обучение: историческая динамика и перспективы // Педагогика. – 2015. – № 9. – С. 55-63
Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М.: ЭКСМО, 2013. – 80 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации».