kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка к отношению семьи, к самым близким людям. Это корни,связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Просмотр содержимого документа
«"Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии"»

Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии».

Подготовила воспитатель

МДОУ «Детский сад №44»

Атеняева А.Н.


В моем сердце уголок найдется,

Для тебя, любимый край родной,

Ведь не зря ты малой родиной зовёшься,

Ты в душе всегда, всегда со мной!

С таких замечательных слов мне хочется начать свой доклад. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Чувство родины…Оно начинается у ребенка к отношению семьи, к самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Родной город…Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Город- частица Родины.

Культура мордовского народа тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно- поэтического творчества, плясок, декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, смешенными традициями и религиозными праздниками.

Приобщая ребенка к культуре своего народа не вызывает сомнения,

поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. В настоящее время данная проблема очень актуальна. Именно знание истории народа, его культуры, поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Знакомя детей с народным творчеством, его видами является важной частью приобщения к духовной культуре своего народа.

Перед собой и детьми я поставила следующие цели в приобщении детей к русской и мордовской национальной культуре. Приоритетами в работе можно выделить следующее: создания атмосферы национального быта, широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок, знакомство с традиционными праздниками, знакомство с народным искусством, знакомство с русскими и мордовскими играми.

В последние годы выросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом и следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющее в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. В нашем саду традиционно принято соблюдать народные праздники, которые способствуют решению разнообразных воспитательных задач своей красочностью, массовостью и наглядностью. Праздник возбуждает у детей положительные эмоции, дают много новых впечатлении, стимулируют самовоспитание. В своей работе я параллельно знакомлю детей с историей, бытом и фольклором русского и мордовского народа. В Мордовии отмечают такие массовые праздники как Рождество, Масленицу, Троицу. С давних времен русские и мордва играли на волынке, флейте, кларнете, трещотки и ксилофон. Современную музыкальную культуру представляют несколько популярных музыкантов, а также ансамбль, исполняющие произведения на национальном языке.

С помощью былин, сказок, песен, частушек, прибауток, потешек, приговорок, загадок, дети приобщаются к высокой моральной культуре своего народа. Народная культура- предмет, который человек должен постигаться на протяжении всей жизни, от первых шагов до старости. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Важно создать атмосферу национального быта. Каждому педагогу известно, что окружающие нас предметы оказывают большое внимание на формирование душевных качеств ребенка, развивают доброжелательность, воспитывают чувство прекрасного. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных ценностей, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, обычаях, обрядах. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания. В настоящее время, когда в обществе происходит возрождение нации, культуры, языка, необходимо воспитывать достойных наследников тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки, и, стало быть, не разорвать тончайших нитей, связывающих нас с прошлым.

Современные традиции мордовского народа пришли из глубокой древности. Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима каким бы то ни было материальными благами. Отстоять и приумножить ценность национальной культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый ребенок будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающихся ценностей мировой цивилизации. Умение понимать и ценить богатство и красоту национальной культуры своего народа, с уважением относиться к его прошлому- все это я стараюсь воплотить в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.

В заключении своего доклада в теоретическом исследовании приобщения детей к истокам национальной культуры, мною были определены последующие стадии развития ребенка:

- приобщить дошкольников к истокам национальной культуры мордовского края;

- разработать направления в работе с детьми, раскрывающие окружение ребенка предметами национального характера, используя фольклора во всех его направлениях (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы, развлечения и т. д, народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечением их национальным изобразительным искусством;

- использование разнообразной организованной деятельностью детей на занятиях, в игре, в свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество, художественную литературу, игру, народную игрушку и национальную куклу, декоративно- прикладное искусство, живопись, музыку, этические мини-музея;

В своей работе использую произведения декоративно-прикладного искусства. Разнообразные игровые ситуации, рассказа воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить культуру и традиции мордовского края.

И хочется закончить свой доклад словами В. Г. Белинского: «Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

Литература:

1. Аникин, В. П. Русское народное творчество/. В. П., Аникин-М: Высш. шк. ,2004.-795с.

2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева и др. 2013г.

3. Программа «Региональный модуль2 Мы в Мордовии живем» Саранск, 2011г.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии"

Автор: Атеняева Альбина Николаевна

Дата: 04.04.2017

Номер свидетельства: 406630

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства