Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В детском саду педагоги выделили место в кабинете специалистов и оборудовали его в виде минимузея, где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, лапти и т.д. В поисках старинных бытовых предметов участвовали не только сотрудники ДОУ, но и родители воспитанников которые помогали изготавливать предметы быта.
Основной задачей педагогов было введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому небольшая печь сделана из лёгкого дерева, её можно перемещать в другое место и обыгрывать с детьми. В старинном сундуке хранятся русские народные костюмы для кукол; расшитые сарафаны, кокошники, домашняя одежда русских крестьянок. В обстановке убранства русской избы воспитатели знакомят детей с народными промыслами всей России. На полках размещены разнообразные произведения - предметы прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Каждый народ имеет национальную культуру. С древнейших времён люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости передавались молодому поколению в художественной форме. Люди старались воспитывать молодёжь, развивать чувство прекрасного, прививать подрастающему поколению такие качества как любовь к труду, честность, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. Мы должны знать и помнить о народнойкультуре: о том, как жили люди раньше, как работали, как отдыхали, какие соблюдали обычаи и традиции, чем украшали быт, и эти знания передавать детям. Еще в дошкольном возрасте важно воспитывать детей в национальных традициях, донести до них русскую народную культуру. И в первую очередь нужно обратиться к фольклору, который развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, народным обычаям, развивает речь детей. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, представление о добре, красоте, правде, храбрости. В русском фольклоре особенным образом сочетается слово и музыкальный ритм, напевность.[3:5]
Воспитательные задачи.
В нашем детском саду педагогами были поставлены воспитательные задачи в соответствии с возрастом детей: в младшей и средней группах - знакомство с простейшими нравственными нормами в конкретных ситуациях на примерах из сказок, песен, стихов (говори правду, не обижай других, не капризничай, живи дружно, люби родителей, братишек, сестрёнок, бабушек и дедушек, будь аккуратным. В старшем дошкольном возрасте нравственные нормы стали выше. Представление о добре и зле, знание правил поведения на улице, общественных местах, умение соблюдать их. Умение оценивать ситуации описанные в сказках, оказание помощи младшим и проявление заботы о них. Умение дружно жить в коллективе. Участие в подготовке праздников и проведение их. Понимание нравственной сущности пословиц и поговорок. Подражание положительным героям, умение высказывать своё мнение.
Потешки, прибаутки.
Адресованные детям потешки прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Истоки истинного русского народноготворчества имеют такие жанры как потешки, прибаутки, приговорки. Яркие эпитеты, текстовые повторы, позволяют ребёнку познакомиться с миром древнерусской культуры. Потешки, прибаутки развлекают ребёнка, создают у него бодрое, радостное настроение, вызывают ощущение психологического комфорта.
Птичка, птичка,
Вот тебе водичка.
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
Егорушка, Егор
Полез через забор.
За гвоздь зацепился ,
Висит, галдит.
Снимите с забора
Бедного Егора. [2:31]
Эти и многие другие потешки очень хорошо использовать на занятиях, на прогулке, во время самостоятельных игр. Потешки , прибаутки трогают сердце, питают любовью к своей земле и своему народу. Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы потешки и прибаутки входили в жизнь ребёнка как можно раньше. Приобщение ребёнка к потешкам и прибауткам - важная и благородная задача, о которой не нужно забывать.
Мини-музей «Русская изба».
Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В детском саду педагоги выделили место в кабинете специалистов и оборудовали его в виде минимузея, где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, лапти и т.д. В поисках старинных бытовых предметов участвовали не только сотрудники ДОУ, но и родители воспитанников которые помогали изготавливать предметы быта.
Основной задачей педагогов было введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому небольшая печь сделана из лёгкого дерева, её можно перемещать в другое место и обыгрывать с детьми. В старинном сундуке хранятся русские народные костюмы для кукол; расшитые сарафаны, кокошники, домашняя одежда русских крестьянок. В обстановке убранства русской избы воспитатели знакомят детей с народными промыслами всей России. На полках размещены разнообразные произведения - предметы прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.).
Таким образом, в русской избе разместились: корзинки, коромысло; на столе - самовар; на полке - домашняя утварь (кринки, горшки, миски, чугунки и др.); у печки - ухват, кочерга, веник -голик; на полках - предметы прикладного искусства. Детей встречает Хозяйка избы. В будние дни Хозяйка встречает детей в традиционной домашней одежде русских крестьянок, а в праздники надевает расшитый сарафан и кокошник.
Посещения избы детьми младшего возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними. В старших группах подчёркивается историческая преемственность с современными аналогами. Например: лучина - керосиновая лампа - электрическая лампа и пр. Кроме того, детей знакомят с зависимостью использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди - свечами и т. п.). Организация такой деятельности предполагает познавательную активность детей. В качестве подсказки детям загадываются соответствующие загадки, используются пословицы и поговорки.
Для организации НОД и самостоятельной деятельности в избе используются игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях (котик, собачка, петушок, лисичка, мишка). Впервые эти персонажи вводятся в работу с детьми младшего возраста, а со временем, в зависимости от темы, появляются и другие, например персонажи кукольного театра. Дети старшего возраста сами участвуют в пересказе сказки уже знакомых произведений. При этом может быть организована викторина по знакомым сказкам или использован кукольный и пальчиковый театр.
Система занятий в избе может включать не только активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Здесь иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички.Чтобы донести до понимания детей короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи, необходимы специальные наглядные средства. Вот почему нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.
Колыбельная песня.
Воспитателями была проделана работа по привитию любви к колыбельной песни. Ещё с младших групп, играя в «Дочки-матери» девочки брали куклу на руки, качали её и пели. Воспитатели доводили до сведения детей, что колыбельная песня нужна ребёнку, это общение с матерью, снятие напряжения дня, помощь в преодолении страха, перехода от ясного дня к тёмной ночи, ощущение ласки и любви. В колыбельных песнях преобладают ласкательные мотивы. С древнейших времён матери убаюкивали детей песнями, утешали, ласкали, внушали. Исследования современных учёных показывают, что колыбельная песня вызывает у ребёнка чувство психологической защищённости, тем самым оказывает на него терапевтическое воздействие. Поэтому мы в своей работе предлагали родителям использовать колыбельные песни в семейном воспитании, не забывать их.
Баю-бай, баю-бай!
Ты, собачка, не лай,
Петушок, не кричи,
И Ванюшу не буди.
Мой Ванюша будет спать
Да большой вырастать. [5:54]
Русская песня и частушки.
В старшем возрасте надо знакомить с русской народной лирической песней, ведь в песне отражается жизнь народа, его горести и радости. Дети любят народныепесни и с удовольствием слушают их и учат их, ведь песни так познавательны. И ещё они понятные и весёлые. Это такие песни как «Во поле берёзка стояла.» «Калинка- малинка», «Во кузнице» и многие другие. Наши дети знают, что частушки это поэтический экспромт, частушки придумывает народ, они всегда с юмором и весельем, и дети охотно исполняют частушки на праздниках.
«Кто сказал: частушки ,вроде ,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?»
Удивительный жанр частушка, он один из немногих живых жанров русского фольклора. Новых былин уже не возникает, а частушки и сегодня сочиняют и взрослые и лети. Сочиняют как? Новое на основе старого. Частушки вызывают радостный детский смех и укрепляют у ребёнка понимание подлинных реальных вещей и явлений. Многие современные детские поэты отдали свою дань «частушечным» четверостишьям. И дети с восторгом приняли эти стихи. Частушки для детского сада.
Вот рассеянная Клава
Башмаки не разберёт:
Это левый или правый
Может быть наоборот?
Станет Коля одеваться,
Ждать его терпенья нет.
Мы успеем прогуляться
Ну а Коля не одет. [2:76]
Мир сказок.
Ещё с младшей группы дети вступили в мир сказок, которые учат добру, воспитывают стремление помочь ближнему, честность, многие другие добродетели. Сказка способствует формированиюопределённых нравственных ценностей идеала. Для девочек это красна девица (умница, красавица, рукодельница, а для мальчиков добрый молодец (сильный, смелый, добрый, трудолюбивый). Идеал приобретённый в детстве определяет его личность. Работа со сказкой имело следующие формы: чтение сказки, пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причины их успеха или неудачи, театрализованное исполнение сказок. Например, «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят». Прочитав сказку воспитатели группы обращали внимание на отдельные слова и выражения, уточняли смысл новых слов, чтобы дети могли их использовать в своей речи. Читая сказку, предлагали детям прочитать сказку по ролям, часто просили повторить сказку, включали в сказку народные пословицы и поговорки. Инсценировали сказку музыкальным сопровождением. Например, в сказке «Теремок» звери стучали в теремок с помощью музыкальных инструментов. Любят наши дети сказки о животных, часто приносят их в группу, чтобы познакомитьс ними своих товарищей. Для того, чтобы углубить знания детей о сказках, привить любовь и интерес к ним проводили следующие конкурсы: «Знаешь ли ты сказку?» «В гостях у сказки» «Русская сказка - всем сказкам сказка». Проводили викторину «Из каких мы сказок?». Проводилась выставка рисунков детей по мотивамсказок. Активное участие дети принимают в выставках, которые проводятся в вестибюле детского сада. В этой работе привлекались родители: они готовили костюмы для инсценировок, помогали разучивать с детьми тексты, готовили детей к конкурсам. Работа по привитию любви к сказкам будет продолжаться, ведь дети очень любят их и всегда просят почитать не только новую сказку, но уже знакомую, любимую.
Пословицы и поговорки.
Большое внимание нужно уделять пословицам и поговоркам, ведь это народнаямудрость, сконцентрированная в одной фразе. Они являются как бы заповедями для детей, отражающими сущность общечеловеческих отношений «Что посеешь - то и пожнёшь». «Без старанья нет и знанья» «Трудолюбивому почёт - ленивому насмешки» «Доброму гостю - хозяин рад». «С курами ложиться, с петухами вставать», «От работыбежишь - в нужду попадёшь». Детей знакомили с пословицами, которые отражают взаимоотношение человека с природой. «Взойдёт ясно солнце - прощай светел месяц», «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут», «Мороз не велик, да стоять не велит», «На хороший цветок летит и мотылёк», «Весной дождь парит, осенью мочит», «Худое лето, коли солнца нету».
Загадки.
Каждая народнаязагадка отображает окружающий человека мир. Есть загадки о природе, о доме, о людях, о животных, о птицах, о растениях, о предметах которые окружают человека -одним словом обо всём, что мы видим, слышим, знаем, ощущаем. Наверное, все дети любят разгадывать загадки, ведь это очень увлекательное занятие. Над одними загадками дети весело смеются, над другими задумываются. И если не сумеют разгадать, то воспитатели помогают им подсказками - отгадками. В свободное время и на прогулке дети часто загадывают загадки друг другу и взрослым.
Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость людям подарила и на санках прокатила? (зима)
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает? (дерево)
Я бел, как снег, в чести у всех. Я нравлюсь вам во вред зубам. (сахар) [6:18]
Народные праздники.
При подготовке к праздникам детей знакомили с содержаниемнародных праздников, обрядов, традиций. Изучаем и запоминаем новые слова, песенки, зазывалки, загадки, пословицы и поговорки. Проводились следующие праздники: «Осенние посиделки», где детей знакомили с обрядами и традициями, характерными этому времени года, исполнялись русские народные песни, благодарственные песни осени, проводились народные игры, были включены загадки об осенних месяцах. Новый год это всегда колдовство и волшебство, любимый праздник и детей ивзрослых, проводились весёлые хороводы, на праздник приходили герои сказок. И как всегда в сказках добро побеждало зло. Дети с большой охотой и радостью готовили поздравительные открытки для родителей. Проводился праздник «Мы кормушку мастерили». Детям было предложено вырезать силуэты птиц и украсить их. На этом празднике водились хороводы, пелись песни, загадывались загадки о весне, о птицах. Дети участвовали в конкурсе «Кто знает больше птиц?» В группе интересно проходил праздник масленицы, где дети читали стихи, водили хороводы, играли в народные игры. Дети узнали почему на масленицу пекли блины, делали соломенное чучело и бросали его в огонь, в костёр. Взрослые объяснили детям, что чучело это существо, которое уничтожали, чтобы оно потом воскресло в виде колосьев полных зёрен.
3накомство снародным искусством.
С младшей группы педагоги группы старались приобщить детей кнародному искусству. Дети знают городецкую, дымковскую, хохломскую роспись, народную вышивку, любят рассматривать деревянную посуду, интересуются узором на них, охотно играют деревянной посудой. Дети расписывали пасхальные яйца, рисовали с натуры веточку вербы, готовили подарки для родителей, бабушек, дедушек, создавали птиц, выполняя их по технике оригами, готовили бумажные цветы для украшения пасхального кулича «пекли» угощение для избы из солёного теста. К Новому году готовили игрушки из бумаги, рисовали с натуры веточки ели, создавали коллективное панно «Здравствуй, зимушка зима». Готовили новогодние маски и шапочки зверей для друзей и родителей, создавали праздничные поздравительные открытки к рождеству. Охотно дети расписывали дымковских барышень и лошадок, городецких птиц и хохломские узоры. И всегда родители и гости могли полюбоваться детскими работами. Большую радость приносят детям русские народныеигрушки и игры с ними. Мы знакомили детей с историей её возникновения, рассказывали о создавших её мастерах. В группе есть матрёшки, деревянные ложки, деревянная посуда с которыми дети всегда охотно играют.
Словесные и подвижные игры.
Дети нашей группы любят играть в словесные игры, в этих играх весь интерес в слове и выражении словом. Используя словесные игры, выполняются следующие педагогические функции: познавательная, коммуникативно-речевая, нравоучительная. Это игры «Испорченный телефон», «Молчанка», «Колечко». Очень нравятся детям и подвижные народные игры: «Гуси-лебеди», «Краски», «Салки», «Горелки», «Карусель», «А мы просто сеяли», и др..
Заключение.
В заключении хочется отметить, что работа поприобщению детей к традициям русской народной культуры будет продолжаться. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Глубокий духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Педагог должен пробудить у ребёнка чувство любви к Родине. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом порождающим личность. Дети должны понять, что они- часть великого русского народа.[3:122]