Просмотр содержимого документа
«Применение технологии "Пластилинография" в работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ»
Применение техники «Пластилинография» при работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
Работа с ребенком ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения, внимания и любви. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии
является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике.
Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно. Дети имеют нарушения в интеллектуальной, двигательной, психической, эмоциональной и личностной сферах. Для этих детей характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Наряду с интеллектуальной недостаточностью в развитии, у таких детей наблюдаются нарушения в формировании процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, развитии речи, у них также нарушена эмоциональная сфера, наблюдаются трудности в общении с детьми и взрослыми. Возникает объективная потребность в других способах педагогического воздействия на детей, то есть специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить все необходимые условия для развития детей. Таким образом, самым главным приоритетом в своей работе с этими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для меня, как педагога, является понимание того, что эти дети являются такими же полноценными гражданами нашей страны, как и все другие. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартных требований, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.
В своей работе я большое внимание уделяю изобразительной деятельности, как средству развития детей в целом. Развитие творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином. Одним из моих любимых методов, который я использую в своей работе, является нетрадиционная художественная техника изобразительного искусства - пластилинография, которая плодотворно влияет на развитие мелкой моторики рук.
Цель занятий пластилинографией – развитие художественно–творческих способностей и мелкой моторики у детей. В задачи входит обучение умению передавать простейшие образы предметов, явлений окружающей природы. Формирование основных приёмов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание). Обучение работе в заданном пространстве, развитие умения слушать и слышать речь воспитателя, впоследствии правильно выполнять инструкции. Обучение обследованию различных предметов (объектов) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, цвета, пропорции. Использованию навыков аккуратной работы с пластилином. Воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и групповых работах. Развитие мелкой моторики рук, координации рук и глазомера. Развитие изобразительной деятельности детей. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, умения соотносить пропорции и цвета.
Совокупность этих задач позволяет считать методику не только как развивающую, но и как коррекционную. Доступность теоретического и практического материала, зримые результаты работы.
Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующейся личности ребёнка он оказывает своё благотворное влияние. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка. К достоинствам технологии пластилинографии относятся: простота исполнения работы, яркость фактурного материала, возможность моментального исправления, насыщенность игровыми приемами, упражнениями. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ. Важность данной техники заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по пластилинографии. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность дошкольников, делает ее более увлекательной и интересной. Тренировка и моторика пальцев в первую очередь происходит с помощью лепки из пластилина, таким образом, быстро развиваются творческие способности ребенка, а еще пластилин хорошо развивает мелкую моторику рук. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
Задания могут носить дифференцированный характер. Исходя из имеющихся возможностей детей и необходимости коррекции тех или иных недостатков, одним детям можно поручить только, скатывать шарики, делать капельки или только закрывать фон, другим детям делать основную композицию. От участия в общем деле «на равных» при неравных возможностях выигрывают все, так как все дети задействованы в творческом процессе и выполняют посильную работу. Если ребенок сделал что-то неудачно, то это легко исправимо, неудачное изображение просто счищается стекой. Возможность исправить ошибку придает детям уверенность, самостоятельность. Эта методика очень гибкая и позволяет подобрать ребенку задание в соответствии с его возможностями.
Организационная работа по созданию продуктов детского творчества в рисовании пластилином позволяет решать не только коррекционные, практические, но и воспитательные задачи, которые способствуют всестороннему развитию личности ребенка.
Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение. При выборе того или иного способа лепки, конечно, следует обратить внимание на возраст и индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить поделки, используя как можно меньше лишних деталей. Лучше в этом случае сконцентрировать внимание на свойствах пластилина: цвете, форме, пластичности. Ведь ребенок только учиться познавать мир через сложный процесс творчества. С возрастом можно увеличивать количество деталей. Мысленное дробление предполагаемой поделки на части научит ребенка анализировать и планировать. Таким образом, анализируя результаты диагностики, и результаты проведенной работы с детьми с ОВЗ видим, что занятия по пластилинографии положительно влияют на развитие мелкой моторики. В процессе работы развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для подготовки руки к письму. Улучшается внимание, память. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Такое обучение дает воспитанникам определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме. В процессе применения в педагогической практике пластилинографии удалось достичь следующих результатов: у детей появился устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности, улучшилось речевое развитие детей, появились положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми, наблюдается положительная динамика в развитии общей и мелкой моторики.
Работа в технике пластилинография, отвлекает детей от грустных событий, снимает психологическое напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние, что важно для детей с отклонениями в развитии.
Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют специфические нарушения центральной нервной системы и поэтому самостоятельно не овладевают, ни одним из видов детской деятельности, ни социальными нормами поведения, ни речью. Многолетние исследования доказывают, что только в ходе целенаправленного специального обучения у детей с ограниченными возможностями здоровья развиваются все виды детской деятельности.