Просмотр содержимого документа
«Применение техники Эбру в работе с детьми дошкольного возраста.»
Применение техники Эбру в работе с детьми дошкольного возраста.
Работа необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование на воде доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Занятия художественным творчеством – является одним из самых больших удовольствий для ребёнка. Рисование является источником хорошего настроения и дает интенсивное познавательное развитие
Работа необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование наводе доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Оригинальное название техники "обру" адаптированное в турецком как "эбру", значит "на воде". В мире это искусство называют Турецким мраморированием. Однако, мраморные разводы - это лишь малая часть глубокого и изящного искусства.
Эбру - это способ самовыражения, который никогда не теряет своего мистического очарования с момента возникновения замысла и до появления изображения на бумаге. Он не требует не только творческого начала, но также знания техники, терпения и концентрации.
В России искусство Эбру появилось около пяти лет назад. Искусство рисования на воде почти никто не знал и первым мастерам потребовалось немало усилий, чтобы выучить турецкий язык, проникнуть в сердце турецкой культуры и освоить искусство эбру.
Данное направление очень нравится детям и взрослым, ведь всегда получается что-то красивое и завораживающее.
Целью изучения техники рисования на воде «Эбру» является развитие творчества и воображения с помощью необычных материалов.
Предполагаемый результат
Владение техническим навыками рисования на воде;
Развитие координации и мелкой моторики (развитие точности, координации рук);
Развитие психических процессов (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, умение действовать словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжить, придумать рисунок, выполнение задуманной цели, контроль за собственными действиями).
Нахождение материалов для рисования (использование предложенных педагогом и собственных).
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует:
Снятию детских страхов и развитию психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления).
Развитию познавательного интереса. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Развитию ориентировочно–исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски, использование разных диаметров «шила» и т. д.).
Развитию мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
Развитию тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с водой и листом дети познают их свойства: густоту, твердость, вязкость).
Методические рекомендации
Организуя занятия по рисованию на воде, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
-проведение выставок детских работ;
-проведение открытого мероприятия;
-проведение мастер-класса.
Подготовка к рисованию
Что необходимо:
Лоток (с ровными краями, лучше белый, размером дна под будущий рисунок);
Шило для рисования (при работе с детьми можно использовать деревянные шпажки);
Кисть из щетины (натуральная щетина №4-№8);
Гребень (из пластмассы или металла, разного размера);
Краски (профессиональные, только «для Эбру»);
Бумага (по размеру лотка, обязательно более плотная 90-100г/метр);
Писчая бумага (для защиты раствора и снятия лишних красок);
Раствор.
Эбру – это рисунок одной жидкостью (краской) на поверхности другой (на воде). Это возможно только в том случае, если у жидкостей разная плотность. Поэтому воду в лотке, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить.
Как приготовить раствор для Эбру:
Возьмите емкость (кастрюлю, банку и т.д.) с объемом 2,5-3 литра, налейте в нее 2 литра теплой воды.
Начните медленно засыпать в нее порошковый загуститель непрерывно помешивая. Загуститель хорошо растворяется в воде, но чтобы не образовывались комочки лучше не торопиться.
Продолжайте помешивать раствор в течении 30 минут. Сухой загуститель должен полностью раствориться в воде, чтобы в итоге вы получили хороший качественный раствор, на котором сможете долго и с удовольствием рисовать. Это очень важно.
После этого дайте раствору отстояться в течении 10-12 часов. Лучше сверху чем-нибудь накрыть емкость, чтобы в нее не сыпалась пыль и возможный различный мусор.
Через 12 часов раствор готов. Перед тем, как переливать его в лоток еще раз газету на раствор и оставьте ее там до следующего "сеанса" рисования. Таким образом раствор будет меньше испаряться и на поверхности не образуется пленка.
Перелейте раствор в лоток. Высота воды (раствора загустителя) в лотке должна составлять примерно 1,5-2 см. Для такого лотка Вам подойдет флакон 25 мл сухого загустителя. Он рассчитан на приготовление 2-х литров раствора. Чтобы собрать микро-пузырьки воздуха с поверхности воды положите на раствор газету на 5 минут. Затем по одной из сторон лотка держа газету за края стаскивайте ее "на себя" через бортик лотка параллельно полу так, чтобы лишняя водичка с газеты осталась в лотке.
Полезно знать! Накрывать раствор газетой следует после каждого рисунка, если после переноса рисунка на бумагу часть красок осталось на поверхности воды. Также по окончанию работы положите готовые краски. В этом случае вся подготовка красок заключается просто в их интенсивном взбалтывании перед каждым использованием, чтобы пигмент оседающий на дно флакончиков хорошо перемешался с другими компонентами.
Краски для эбру включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь.
Они очень жидкие по консистенции, как вода. Для изготовления красок эбру используются только натуральные компоненты. Краски не имеют запаха и безопасны при использовании. [4]
Техника рисования
После того как приготовлены все материалы и инструменты, водный раствор настоялся, можно приступать к творчеству:
На водную поверхность поместите при помощи кисти несколько капель краски.
Гребнем, шилом или инструментами их заменяющими, постарайтесь придать каплям задуманную вами форму. Это довольно сложно, так как предугадать, куда будет двигаться краска очень сложно.
Когда вы посчитаете, что рисунок на воде у вас полностью готов, берите плотную бумагу или однотонную ткань.
Очень осторожно положите его на поверхность воды. Как только лист ровно ляжет на весь рисунок, аккуратно и плавно снимите его.
В результате вы должны получить лист бумаги с неповторимым рисунком и чистую поверхность густой основы. Если на воде остались небольшие следы краски, аккуратно уберите их газетой.
Занятия «Эбру» формируют у дошкольников представления о возможностях использования необычных предметов.
Помимо творчества - Эбру это прекрасный способ творческого самовыражения, душевной самопомощи на пути к себе, к самоидентификации, это возможность освободиться от рамок и ограничивающих убеждений, испытать душевный подъем и открыть в себе новые ресурсы.